Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Коммуникативная ситуация. Законы современной общей риторики
Коммуникация – это механизм, включающий в себя все мыслительные символы, средства их передачи в пространстве и сохранения во времени, посредством которого обеспечивается существование и развитие человеческих отношений. Коммуникация также понимается как совместное пользование информацией, которую люди получают в результате общения. Каждый социум или социальная группа использует информацию, исходя из собственных потребностей и интересов. Будучи актом коммуникации, речь всегда обращена к кому-либо. Помощь в анализе речевого поведения может оказать известная схема коммуникативного акта, предложенная одним из создателей кибернетики К. Шенноном, а затем модифицированная известным лингвистом Р. Якобсоном. Согласно этой модели, основными компонентами речевого акта являются: отправитель (адресант), получатель (адресат), канал связи, сообщение, код, контекст (ситуация). Источник коммуникации (адресант) – это лицо, или группа лиц, генерирующие сообщение. Обычно источник имеет представление о том, как бы он хотел, чтобы сообщение интерпретировалось получателем. Однако результат интерпретации определяется рядом факторов, и, прежде всего, кодированием. Сообщение понимается как процесс и результат порождения речи, т.е. текст. Сообщение – это закодированная идея. Поскольку коммуникация – целенаправленное действие, важно знать – что же составляет сообщение. В числе ведущих компонентов сообщения выделяются содержание сообщения (мысли, аргументы, доводы, факты) и личность, делающая сообщение. Кодирование – это представление идеи, которую стремится донести до получателя источник в кодах или символах. Коды – это символы или знаки, переводящие идею на язык, понятный получателю, система правил, которая осуществляет функционирование языка. Кодирование должно обеспечить интерпретацию сообщения получателем в соответствии с целью коммуникации, поставленной отправителем. В качестве кодов могут использоваться слова устной и письменной речи (лексика, а также темп, стиль речи), визуальные образы и их движение, запахи, звуки, цвет, жесты Код в речевой коммуникации – это тот язык или его разновидность (диалект, сленг, стиль), который используют участники данного коммуникативного акта. Декодирование сообщения – это перевод его на язык получателя. Декодирование определяется личным восприятием получателя, его способностью распознавать и интерпретировать коды, использованные для передачи идеи. Поэтому декодирование носит в определенной степени субъективный характер. Наличие сходного профессионального, жизненного опыта у источника и получателя увеличивает адекватность восприятия сообщения. Расширение и даже создание сферы этого опыта – один из путей увеличения эффективности коммуникации. Получатель (адресат) – лицо или группа лиц, принимающих сообщение. Принимающий сообщение, вне зависимости от его реакции, – неотъемлемый элемент коммуникации, без него коммуникации нет. Реакция получателя определяет результативность коммуникации. Предполагается, что результат коммуникации должен быть адекватен ее целям. Этот результат обычно выражается следующим образом: изменением в знаниях получателя информации; изменением в представлениях, установках, убеждениях получателя информации; изменением поведения получателя информации. Контекст (или ситуация) – это обстоятельства, в которых происходит конкретное событие. Речь приобретает определенный смысл и может быть понята только в структуре неречевого контекста. Важнейшим структурным компонентом любой коммуникативной ситуации является обратная связь. Реакция со стороны слушателя в виде явно выраженного интереса к говорящему составляет общий фон, на котором может развертываться разговор. При отсутствии такого интереса общение становится тяжелым и прерывается. При всех методических достоинствах рассмотренной модели в ней отсутствует указание на психологические и социально-ролевые характеристики, существенным образом влияющие на процесс продуцирования речи. К психологическим структурным компонентам акта речевой коммуникации следует отнести намерение и цель, т.е. мотивационную составляющую, которая определяет, что, зачем и почему хочет сказать автор высказывания. К социально-ролевым структурным компонентам акта речевой коммуникации следует отнести статусные и ситуативные роли участников общения, а также используемые ими стилевые приемы. Понятие «социальная роль» указывает на поведение, предписанное человеку его социальным (возрастным, половым, должностным и т. д.) положением, или статусом. В начале конкретного коммуникативного акта от коммуникантов требуется понимание собственной социальной роли и роли партнера. По ходу общения могут быть выделены ситуативные роли говорящих, существенно влияющие на характер общения. Стилевые характеристики участников общения проявляются в особенностях речевого стиля коммуникантов, в используемой ими коммуникативной стратегии и тактике. Стили могут быть ранжированы по степени внимания говорящих к своей речи. Помимо индивидуальных особенностей говорящих и слушающих выбор стиля речевого поведения зависит от социального контекста. Законы современной общей риторики. Достичь понимания между говорящим и слушающим помогают четыре фундаментальных закона риторики. Закон гармонизирующего диалога: эффективное (гармонизирующее) речевое общение возможно только при диалогическом взаимодействии участников общения, поэтому риторы советуют любой монолог превращать в диалог, чтобы пробудить мысли и чувства слушателей. Закон ориентации и продвижения адресата: слушатель с помощью говорящего должен быть сориентирован «в пространстве» речи и чувствовать, что вместе с говорящим продвигается к цели. Для этого говорящий должен использовать в речи слова, указывающие на порядок событий, резюмирующие слова, связочные предложения и т. п. Закон эмоциональности речи: говорящий должен не только мыслить, но и переживать эмоционально то, о чём он сообщает, и уметь выразить свои эмоции в речи. Закон удовольствия: речь действенна тогда, когда доставляет слушателю удовольствие. Date: 2015-07-24; view: 775; Нарушение авторских прав |