Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Национально- культурное самоопределение народов России





От “Концепции государственной национальной политики Российской Федерации” перейдем к Закону “О национально-культурной автономии”. Данный закон был принят Государственной Думой 22 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года.[] Настоящий Федеральный закон направлен на национально-культурное самоопределение и закрепление прав всех народов России, определяет правовые основы национально-культурной автономии в Российской Федерации, создает правовые условия взаимодействия государства и общества для защиты национальных интересов граждан Российской Федерации.

Идея создания закона “О национально-культурной автономии” заключалась в том, чтобы наделить равными правами всех представителей различных национальностей, независимо от того, имеют ли они свои территориально-административные единицы, или нет.

Определение и наделение правами национально-культурных автономий планировалось еще в 1980-е годы, однако так и не состоялось. В середине 1990-х годов государство вернулось к попыткам определить, что же такое национально-культурная автономия. Согласно двум основным подходам к этому вопросу, национально-культурная автономия есть либо общественные объединения, созданные по этническому признаку и наделенные особым статусом, либо централизованные структуры с признаками институтов публичной власти (бюджетное финансирование, властно-распорядительные полномочия). Они не противоречат друг другу и могут тем или иным образом сочетаться.[]

Первоначальный проект не допускал существования более чем одной официальной национально-культурной автономии на федеральном и региональном уровне соответственно, однако в итоге к настоящему времени зарегистрированных национально-культурных автономий около 1000.

На современном этапе развития международного права принцип самоопределения народов и наций в качестве обязательной нормы получил свое развитие после принятия Устава ООН. Одна из важнейших целей ООН – «развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов...» (п. 2 ст. 1 Устава). Принцип самоопределения неоднократно получал свое подтверждение в других документах ООН,:

1. в частности в Декларации о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г.,

2. Пактах о правах человека 1966 г.,

3. Декларации о принципах международного права 1970 г.

4. В Декларации принципов Заключительного акта СБСЕ особо подчеркнуто право народов распоряжаться своей судьбой, однако в связи с распадом колониальной системы вопрос о самоопределении наций по большому счету решился.[]

Российская Федерация представляет собой государственную форму самоопределения как многонационального народа России в целом, так и всех входящих в него народов.

Россия — одно из самых полиэтничных государств мира, объединяющее народы различных языковых групп, культур и конфессий. По данным переписи 2010 года в нашей стране насчитывается более 180 народов, каждый из которых имеет собственную историю, культуру, традиции и менталитет. У всех народов, населяющих нашу страну, есть уникальный опыт совместного проживания на протяжении десятков, сотен, а иногда —аиатысячалет.

Федеральный закон «О национально-культурной автономии» сыграл положительную роль, заставив национальные общины пересмотреть уровень своих возможностей и требований, а в некоторых случаях подтолкнул региональные власти к более активному диалогу с этнокультурными организациями.

В Российской Федерации большое практическое значение для развития межнациональных отношений имеет правовая норма Конституции, обеспечивающая принцип соблюдения двуязычия, одного из главных начал общедемократического устройства страны. Русскому языку придан статус государственного, при этом даются конституционные гарантии для сохранения и развития языков всех народов России. Соответственно, при таком подходе право общаться на родном языке стало восприниматься в качестве одного из неотъемлемых прав человека, естественных атрибутов суверенитета национально-государственных образований.

Административно-территориальное размежевание по национально-языковому признаку также способствует укреплению межэтнического согласия и созданию более благоприятной политической обстановки. При этом наиболее устойчивой является такая ситуация, когда в пределах национально-территориальной автономии государственными языками провозглашаются русский язык — как язык общефедерального значения — и язык титульного, коренного народа, поскольку в данном случае будет реализовано именно его право на самоопределение. Языкам других этнических групп, в зависимости от конкретной ситуации, может быть предоставлен статус официальных языков. Национально-территориальные образования народов выступают в качестве своего рода гарантов сохранения и развития их культурно-языковой целостности. В этом плане государственно-территориальное устройство Российской Федерации благоприятствует языковому развитию всех основных этносов (башкир, татар, чувашей, мордвы, удмуртов, марийцев, коми, карелов, калмыков, якутов и т.д.), поскольку они имеют собственные национальные образования и практически за всеми титульными языками закреплен статус государственных.

В IV главе Федерального Закона«О национально-культурной автономии» большое внимание уделяется праву на сохранение и развитие национальной культуры. В целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут:

· создавать негосударственные (общественные) учреждения национальной культуры: театры, культурные центры, музеи, библиотеки, клубы, студии, архивы и другие учреждения культуры и обеспечивать их функционирование;

· организовывать творческие союзы, коллективы профессионального и самодеятельного искусства, кружки по изучению национального культурного наследия, достижений национальной культуры;

· проводить массовые мероприятия в области национальной культуры: фестивали, конкурсы, смотры, выставки и другие мероприятия;

· содействовать организации национального краеведения, охране национальных памятников истории культуры; создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи;

· учреждать организации, занимающиеся художественными народными промыслами и ремеслами;

· издавать произведения исторической, художественной, музыкальной, фольклорной, этнографической литературы на национальных (родных) и иных языках;

· создавать частные образовательные организации по подготовке работников в области национальной культуры;

· разрабатывать и представлять в соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о сохранении и развитии национальной культуры;

· заключать договоры с неправительственными организациями, находящимися за пределами Российской Федерации, о культурном обмене и сотрудничестве в области сохранения национальной культуры.[]

Ярким примерном подлинной толерантности и мирного взаимодействия народов- является здание Дома Дружбы народов Татарстана. В республике Татарстан проживает более ста представителей различных народностей. Глава республики по его словам, считает важным сохранение языков, культуры, обычаев и традиций представителей народов.

Дом Дружбы народов (ДДН) был открыт 26 мая 1999 года с целью оказания государственной поддержки общественным национально-культурным организациям, входящим в состав Ассоциации национально-культурных обществ РТ (ныне - Ассамблеи народов Татарстана), по возрождению, сохранению и развитию культур народов Республики Татарстан. Здание располагалось в старинном особняке на улице Островского. Долгое время Дом Дружбы существовал как структурное подразделение Националього культурного центра "Казань", затем получил статус муниципального учреждения, а в 2005 году Президент РТ Шаймиев подписал Указ «О Доме Дружбы народов Татарстана», согласно которому Дом Дружбы становился самостоятельной республиканской организацией, финансируемой из бюджета республики. Были выделены существенные средства для завершения реконструкции второй очереди Дома Дружбы народов. Все общины получили свои помещения и возможность эффективно проводить свою этнокультурную деятельность.

29 августа 2012 года, в год 20-летия Ассамблеи, в присутствии всех первых лиц республики состоялось торжественное открытие нового здания Дома Дружбы народов Татарстана. Более четырех тысяч квадратных метров и пять этажей позволили разместить кабинеты национальных общественных организаций и сотрудников Исполкома Ассамблеи, концертный зал почти на 300 мест, зал торжеств на 100 мест (который прекрасно подошел и для проведения выставок), конференц-зал на 80 мест, переговорную на 20 мест, редакцию журнала "Наш дом - Татарстан", кабинеты сотрудников Дома Дружбы, информационный центр, костюмерную, хореографический зал, музей Дружбы, гримерные и раздевалки для артистов, 6 классов Многонациональной воскресной школы и все необходимые технические помещения.

Необходимо отметить, что новый Дом Дружбы оснащен так, чтобы люди с ограниченными физическими возможностями чувствовали себя здесь комфортно и безопасно: есть пандус, лифт, пожаробезопасные помещения для инвалидов-колясочников, специальные дорожки для слабовидящих.

За вклад в укрепление межнациональных отношений Рустам Минниханов вручил федеральную награду - орден Дружбы одному из руководителей Ассамблеи Сагитту Джаксыбаеву. А Благодарственное письмо Президента РТ получила республиканская общественная организация «Ассамблея представителей народов, проживающих на территории РТ».[]

Что же касается финансирования, то финансирование деятельности, связанной с реализацией прав национально-культурных автономий, осуществляется за счет средств национально-культурных автономий, их учреждений и организаций, частных лиц, а также за счет иных не запрещенных законом источников.

Федеральные органы исполнительной власти могут оказывать поддержку федеральным национально-культурным автономиям за счет средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации оказывают поддержку региональным и местным национально-культурным автономиям за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций, предоставляемых из федерального бюджета). Чтобы лучше разобраться в вопросах финансирования, следует рассмотреть такое понятие как «федерализм» и «бюджетный федерализм».

 

Date: 2015-07-24; view: 661; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию