Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ползание и лазание
Ползание и лазание предназначены для преодоления препятствий в опоре на руки и ноги. Поэтому в упражнениях данного вида наравне с крупной мускулатурой развивается и совершенствуется мелкая мускулатура рук и ног. Ползание - это движение по плоскости. Лазание связано с использованием предметов: в условиях физкультурного зала - это гимнастическая стенка, разные лестницы, (установленные вертикально, горизонтально, наклонно), шест, канат; в естественных условиях - деревья, склон овражка, канавка, пригорок и др. В зависимости от практической задачи и характера двигательных действий упражнения делятся на перелезание, пролезание, подлезание и др. В соответствии с двигательной задачей подбирается способ движения. Для ползания - на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, по-пластунски. Для лазания по гимнастической стенке - приставной шаг, переменный шаг и его разновидности (разноименный и одноименный способы). Ползание - привычный для детей способ перемещения в пространстве, к которому они прибегают естественно, когда играют с игрушками на полу, или сознательно, когда изображают животных в сюжетно-ролевых играх. Обучение ползанию - это, по сути дела, корректировка привычных движений с целью научить детей более рациональными способами использовать их в зависимости от ситуации. От способа движения зависит сложность упражнения. Вообще, каждое упражнение в ползании и лазании — довольно сложное действие, потому что тело человека находится в непрочном для него положении. К тому же подавляющее большинство упражнений характеризуется длительностью действий. Поэтому упражнения должны заканчиваться Движением, которое снимает или снижает утомление. Так, ползание должно смениться активным выпрямлением, которое характеризуется, в частности, прогибанием в поясничной части и соответствующим напряжением скелетных мышц. Нужно лишь поднять голову и посмотреть на вытянутые вверх руки. Можно предложить малышу поднять вверх игрушку, до которой он дополз. Старшему дошкольнику будет интересно подпрыгнуть с хлопком в ладоши над головой. Педагог должен обязательно предусмотреть интересные в полезные движения, которые станут логичным и эффективным завершением упражнения в ползании. По ходу выполнения детьми упражнения в ползании воспитатель должен следить за положением их рук, ног, спины. При ползании в положении стоя на четвереньках дети должны опираться на всю ладонь, пальцы — широко расставлены и направлены вперед. В таком положении нагрузка распределяется равномерно на все части ладошки, которая, как известно, еще продолжает формироваться. "Станьте на коленочки..." - говорят детям. Для воспитателя это означает, что вся голень, от колена до носка, должна лежать на поду. Если кто-то из детей упирается носком в пол, надо подойти к нему, прикоснуться, прижать подъем ноги к полу, дать ребенку почувствовать удобное положение. Для того чтобы мышцы спины находились в рабочем состоянии, детям советуют поднять голову и смотреть вперед - на игрушки, к которым они ползут, поверх скамейки, через которую предстоит перелезть, и другие привлекательные ориентиры на финише. Во время перемещения ноги нужно подтягивать, а не шагать на коленочках, что и делают малыши, торопясь скорее взять игрушку. Поэтому на первых порах надо организовать ползание по ковру, по дорожке из плотной текстильной ткани. Для подлезания под препятствия используется опора на предплечья. Воспитатель говорит: "Поставьте рука на локти..." - это значит, что руки от кончиков пальцев до локтей, должны лежать на полу; положение ног, как и в предыдущем способе, удобное - носки выпрямлены; спина прогибается, потому что голова приподнята. Очень интересно, например, таким способом перемещаться на противоположную сторону шеренгами навстречу одна другой. Применяется эта техника также в комбинированных двигательных заданиях, когда надо сменить способ действия, например ползание на четвереньках с подлезанием под стул (веревочку - кустик) в опоре на предплечья. Ползание по-медвежьи не случайно называют ходьбой, потому что и руками и ногами нужно шагать, но из-за опоры на четыре точки этот способ движения относят к ползанию. Опора осуществляется на всю ладонь и на всю ступню, для чего ноги надо ставить шире туловища, слегка сгибая колени. "Медведь" идет вперевалочку, т.е. шаги делаются одноименной ногой и рукой. Преодолевать низкие препятствия можно лежа на животе (например, подлезать под скамейку). Основная нагрузка приходится в этом способе на руки: опираясь на ладошки, дети подтягивают туловище. Специальный инструктаж по технике выполнения здесь не требуется. Ползание на животе является подводящим к ползанию по-пластунски, требующему конкретной техники и по-настоящему доступному лишь старшим детям. Лежа на животе, нужно вытянуть вперед слегка согнутую в локте руку и положить ладошкой вниз; противоположную ногу согнуть и положить плоско, чтоб ею можно было упираться в пол при отталкивании. Вторая согнутая в локте рука упирается в пол рядом с туловищем, противоположная ей нога выпрямлена. Туловище слегка развернуто в сторону вытянутой руки. Голова опускается как можно ниже. Опираясь на руки и одновременно отталкиваясь согнутой ногой, нужно подтянуть туловище. Движение цикличное, т.е. в следующий момент все действия совершают другая нога и рука. В природных условиях дети используют способы действия, которые подсказывают обстоятельства: высокое препятствие, например лежащий ствол дерева, можно преодолеть перекатом, навалившись на него животом прямо или боком. Поскольку все упражнения в ползании характеризуются длительностью действия, необходимо так продумать организацию их выполнения, чтобы ребятам не пришлось долго ждать своей очереди. Дети могут ползти все одновременно поперек зала или, как уже говорилось, шеренгами навстречу. Можно организовать ползание подгруппами. Например, когда первая подгруппа достигает противоположной стены, вторая подгруппа приступает к выполнению этого действия, а ребята из первой подгруппы возвращаются на исходную позицию легким бегом, прыжками на одной или двух ногах, приставными шагами прямо или боком, танцевальным шагом и др. Ползание можно выполнять и поточно: друг за другом по кругу или линейно, четверка за четверкой (пятерка, шестерка). По кругу можно расставить разные препятствия, которые дети преодолевают по-разному в зависимости от высоты - на предплечьях, лежа на животе, спине, боку. Способы преодоления можно запрограммировать, а можно представить детям право выбора, подсказывая лишь, что следующее препятствие надо преодолеть по-другому. Как можно чаще следует давать детям возможность применять разные способы ползания в естественных условиях - на лугу, в парке, на пляже и др. Ползание на четвереньках, в опоре на предплечья, по-медвежьи, лежа на животе или спине, сидя на голенях можно выполнять и на уменьшенной и на повышенной опоре, например на скамейке. Во всех этих вариантах надо следить за тем, чтобы дети держались за скамейку хватом - большой палец должен лежать на поверхности скамейки, а другие - снизу. Это необходимая мера безопасности: ведь дети смотрят вперед, подняв голову. Лазание выполняется по лежащей на полу или приставленной к гимнастической стенке лестнице, по лесенке-стремянке, по гимнастической стенке. Используется для лазания и нестандартное оборудование, особенно на участке - заборчики, горки; в старших группах применяются канаты, шесты, веревочные лестницы. Не всегда для обучения этим нужным и полезным действиям воспитатель может использовать непосредственный показ, так как оборудование, за исключением дартной гимнастической стенки, рассчитано на детей. Упражнение зачастую показывает подготовленный ребенок, действия которого комментирует воспитатель. Часто, особенно в начале обучения, используется поэтапное объяснение: воспитатель называет действие, дети (небольшая подгруппа) воспроизводят его, взрослый при необходимости тут же исправляет. Затем выполняется следующее действие. В начале обучения в младшей группе надо дать возможность детям влезать на пособия и спускаться произвольно, как кто хочет. Необходимо обеспечить страховку: ограничить высоту, подложить маты. Дети должны упражняться в лазании обязательно в присутствии питателя. Обучение следует начинать индивидуально в удобное время вне занятий (на прогулке, утром). Общие правила: при лазании вверх первое действие выполняется руками, а затем уже ногами; при спуске - наоборот, ребенок должен смотреть на руки, ноги повторяют движения рук; держаться за рейку следует хватом - большой палец - снизу; ногу ставать на рейку дети должны серединой ступни, а не на носок. Самый простой способ лазания - приставной шаг. С него начинается работа в младшей группе. Обращаясь к малышам, воспитатель говорит: "Подойдите к гимнастической стенке и возьмитесь руками за рейку, на которую смотрят глазки..." Надо помочь каждому малышу увидеть эту рейку. «Поставьте ногу на нижнюю рейку так, чтобы носочки выступали вперед... Вторую ногу поставьте рядышком... Теперь возьмитесь руками за реечку повыше... Переставьте ноги...» Когда дети ередней группы начинают осваивать переменный (чередующийся шаг), им нужно подсказывать: "Возьмитесь одной рукой за реечку напротив глаз, а второй - за следующую повыше..." При спуске: "Надо начинать спускаться с ноги, которая стоит выше, потом опустить руку, которая выше..." На этом уровне обучения, как правило, в каждый момент опираются на три точки - две ноги и одну руку, или две руки и одну ногу. По мере того как дети осваивают переменный шаг, их начинают учить ритмичным согласованным действиям - одноименному и разноименному способам, характерным для старшей группы. Легче освоить одноименный способ. Поскольку длина рук у старших детей увеличилась, то в качестве точки отсчета для исходного действия может быть такое указание: "Возьмитесь правой рукой за реечку выше той, на которую смотрят глазки... Поставьте правую ногу на нижнюю рейку. А теперь сразу поставим на следующие рейки левую руку и левую ногу... Я буду подсказывать: "Левые... правые... Начали!" Итак, дети отпускают сразу руку и ногу и держатся несколько мгновений одной рукой и ногой. Но, конечно, это - идеальный вариант, и не все дети могут выполнить задание в таком виде. Как правило, руки опережают движение ног, и это нормально для дошкольного возраста. Разноименный способ осваивается аналогично: в качестве первого действия на рейку ставится одна рука и разноименная нога... Детям, затрудняющимся выполнить его действие, можно предложить подводящие упражнения - имитацию лазания, стоя у стенки, или те же действия на полу или на скамейке. Хорошо, если освоение разноименного способа совладает по времени с ползанием по-пластунски - движения похожие. Для тех, кто хорошо осваивает движения, нужно усложнять задания, например переходить с пролета на пролет лестницы приставными шагами вправо и влево, по диагонали, а также перелезать через заборчик, поочередно перешагивая верхнюю рейку. Подготовленных детей начинают обучать лазанию по канату. Сначала проводят подводящие упражнения; Детям предлагается стать у каната, взявшись за него руками на уровне груди, поочередно перехватывая канат руками, подниматься вверх. Это же упражнение можно выполнить: - из положения приседа; - держась за канат на уровне груди, приподнять ноги; - взявшись за канат прямыми руками выше головы; - держась произвольным хватом, покачиваться на канате; - держась произвольно, попробовать поднять ноги до положения виса лежа; - держась за канат, переступать ногами в положении виса лежа вперед, назад, по кругу и т.д. Полезно проделать подводящие упражнения и для ног: - сидя на скамейке рядом с висящим канатом, захватить его подошвами ног, разводя колени в стороны; - держась руками за скамейку и захватив канат подошвами, приподняться над скамейкой; - сидя на скамейке с гимнастической палкой в руке и держа ее вертикально, ступню правой ноги повернуть воском внутрь и приложить наружной стороной к палке; ступню левой ноги повернуть носком наружу и прижать наружной стороной к палке с другой стороны - зажать палку ступнями. Затем начинается освоение лазания по канату из положения виса стоя на прямых руках в три приема; - согнув ноги, подтянуть их повыше, захватить канат наружными сторонами стоп и коленями, руки слегка гнуть; - упираясь ногами в канат, выпрямить ноги, согнуть руки, не перемещая их; - сохраняя захват каната прямыми ногами, поочередно перехватывать его руками как можно выше. Затем все повторяется. Лазание по шесту осваивается аналогично. При спуске по канату или шесту действия выполняются в обратном порядке: вначале перехватываются пониже руки, ноги прямые; затем сгибаются ноги и выпрямляются руки. Слезать по канату нельзя. Навыки ползания и лазания совершенствуются в подвижных играх, в быту. 31. Ходьба. Это циклическое движение. В результате закономерного повторения одних и тех же действий происходит чередование напряжения и расслабления мышц. Это обеспечивает их продолжительную работоспособность. Величина нагрузки на мышцы зависит от вида ходьбы, скорости движения, условий проведения (в зале, на участке детского сада, пересеченной местности), от конкретных педагогических задач, объем и содержание которых согласуется с уровнем обученности детей (этапа обучения, его возрастной направленности). В программу обучения и воспитания в детском саду входит обычная ходьба, ходьба на носках, ходьба на пятках, ходьба с высоким подниманием коленей, ходьба широким шагом, ходьба приставными шагами (прямо и боком), ходьба перекатом с пятки на носок, ходьба в полу-приседе и приседе, ходьба выпадами, ходьба скрестным шагом, гимнастическая ходьба. Обычная ходьба - естественный способ передвижения человека: шаги неширокие, совершаются перекатом с пятки на носок, положение туловища ненапряженное, плечи слегка отведены назад, живот подтянут, движения рук и ног согласуются по принципу перекрестной координации, темп движения средний, направление - по прямой. Во всех других видах ходьбы используется какой-нибудь признак обычной ходьбы, на него перемещается акцент. Например, ходьба на носках — движение напряженное, ноги почти не сгибаются; в ходьбе с высоким подниманием коленей маховая нога поднимается до прямого угла между бедром и голенью, увеличивается амплитуда ее движения; в ходьбе на пятках уменьшается размер шага, сильнее обычного напрягается спина; в гимнастической ходьбе шаг выполняется с носка выпрямленной ноги, руки совершают широкие махи: одна сгибается перед грудью, вторая отводится вниз-назад до полного выпрямления. Выполнение всех этих действий требует произвольного внимания и самоконтроля. Таким образом, все другие виды ходьбы производны от основной и используются в целях развития конкретных двигательных качеств. Обучение дошкольников разным видам ходьбы осуществляется на физкультурных занятиях, утренней гимнастике, в подвижных играх, индивидуальной работе с детьми и в быту (прогулки, экскурсии). Переход на другой способ движения обусловливается конкретным сигналом — словесным, звуковым, зрительным — в зависимости от педагогической задачи. В обиходе это называется заданием в ходьбе. Организованная ходьба на физкультурном занятии или утренней гимнастике включает 2-4 задания, каждое из которых повторяется несколько раз. Кстати, заданиями могут быть не только разновидности ходьбы, но и другие знакомые детям движения, например разные виды прыжков (на двух или на одной ноге, с ноги на ногу), которые могут выполняться на месте или с продвижением вперед. К заданиям относится также обычная ходьба, но в разных направлениях - врассыпную, змейкой, шеренгой, по диагонали и др. Методика обучения ходьбе согласуется с общей и двигательной подготовленностью детей. Освоение навыка ходьбы дается не сразу. Это объясняется тем, что у ребенка младшего дошкольного возраста сравнительно короткие ноги при слабо развитой мускулатуре и значительном весе головы и туловища, а также недостаточная гибкость стоп. Все это препятствует четкости движений, значительно укорачивает шаг и затрудняет сохранение равновесия в вертикальном положении при движении вперед. Кроме того, малыши при ходьбе раскачивают туловище, неуклюже раздвигают руки и плохо поднимают ноги. Детям младшего возраста свойственны также неустойчивость темпа ходьбы, трудность соблюдения указанного направления. Систематическое проведение соответствующих упражнений содействует совершенствованию навыка ходьбы. Перешагивание через низкие препятствия, ходьба по уменьшенной площади опоры (доске, узкой дорожке), подъемы и спуски на невысокий пригорок во время прогулок, активное пребывание на воздухе — все это — школа ходьбы. На первом этапе обучения нецелесообразна ходьба строем (в колонне, шеренге). Удобнее двигаться гурьбой или врассыпную, потому что не надо приспосабливаться к шагу идущего впереди. Всегда нужно заботиться об эмоциональной стороне двигательных заданий. Дети понимают и с удовольствием откликаются на интригующие предложения, например: "Сначала пойдем, как детки, а потом, как косолапые мишки...", или: "Сначала пойдем, как мышки — на маленьких-маленьких лапках, а потом будем топать, как слонята..." Умению согласовывать движения ног и рук содействуют такие игровые задания, в которых дети вынуждены идти широким шагом или высоко поднимая ногу: по дорожке из маленьких начерченных мелом кружочков, расположенных один от другого на 45—50 см, — "...вторая ножка здесь не поместится…"; с ящика на ящик; по ступенькам, не держась за поручни. Дети учатся ходить в движении врассыпную, когда можно речитативом проговаривать, например: «Через лужицы шагай, выше ножки поднимай!» При этом амплитуда движений руками будет естественно большой. Категоричное же требование "размахивайте руками!" будет тормозить нужные действия: широко размахивая руками, дети почти перестают шагать. Общая и двигательная подготовленность детей средней группы дает возможность значительно разнообразить двигательные задания, направленные на совершенствование техники ходьбы. Дети должны научиться ходить широким равномерным шагом, согласовывать движения рук и ног; высоко поднимать ноги, оттягивая вниз носки в ходьбе на месте; ходить на пятках; удобно размещаться на площадке во время ходьбы врассыпную; чередовать ходьбу с другими видами - бегом, прыжками, танцевальными движениями и др. Все эти задания выполняются не только по словесному распоряжению, но и на звуковые и зрительные сигналы, что способствует умению контролировать свои движения и, значит, действовать осознанно. В программе воспитания и обучения в детском, саду для старшей группы ставится задача «направленно развивать физические качества». Ходьба и бег эффективно развивают наряду с другими качествами чувство ритма. Звуковое сопровождение ходьбы и бега в старшей группе приобретает особую значимость, так как дает воспитателю возможность, не останавливая и ае прерывая движения, корректировать выполнение. Наибольшую значимость в этом смысле имеет музыкальное сопровождение, которое делает движение легким и красивым. В тех же случаях, когда невозможно использовать пианино или баян, используются бубен, метроном, барабан, погремушки, хлопки в ладоши и др. 32. Бег. Бег как и ходьба - циклическое движение, но отличается от нее не только темпом, но главным образом наличием фазы "полета". Бег требует более совершенного ритма, устойчивого равновесия и согласованности действий. Дети осваивают разные виды бега, что обусловливается педагогическими и бытовыми обстоятельствами. Подвижные игры и игровые упражнения — наиболее эффективная школа бега. Увлеченные игровым заданием или имитацией, дети естественно меняют способ действия: бегут прямо или убегают от ловишки, увертываясь; движутся медленно, размахивая руками, "как бабочки", или быстро, "как жуки", "самолеты", "ракеты"; врассыпную или в указанном направлении. Обучение детей разным видам бега надо обставлять так, чтобы освоение техника было бы не самоцелью, а средством достижения привлекательного в эмоциональном и психологическом плане результата. Эмоциональные задания способствуют продолжительному бегу без ощущения усталости. Для улучшения техники бега, координационных способностей наиболее эффективен обычный бег в среднем темпе: нога, слегка согнутая в колене, ставится на носок, ненапряженное туловище слегка наклонено вперед, плечи развернуты и слегка опущены; руки удобно согнуты в локтях, пальцы естественно сжаты; амплитуда движения небольшая в направлении вперед - вверх примерно до уровня груди, затем локтями назад - в стороны. Конкретные педагогические задачи вызывают естественную корректировку характерных признаков обычного бега. Например, на пересеченной местности в зависимости от рельефа приходится сильнее наклоняться вперед, скажем, при подъеме на пригорок. При этом ширина шага уменьшается, пятки поднимаются выше, руки работают энергичнее. При спуске с пригорка туловище слегка отклоняется назад, ноги ставятся с пятки, сокращается амплитуда движения рук, они сильнее прижимаются к туловищу. Обычный бег по пересеченной местности ценен тем, что все эти трансформации происходят рефлекторно и формируют у детей определенное мышечное чувство положения тела, которое помогает осваивать более сложные в техническом плане виды бега. Бег широким шагом требует энергичного отталкивания. Увлекательные задания типа «Кто сделает меньше шагов до...» помогут детям приобрести необходимые навыки. Для бега в быстром темпе характерны стремительность и энергичные движения руками. Такой двигательный эффект обусловливают игровые задания соревновательного типа. При челночном беге стремительное движение в прямом направлении чередуется с резким торможением на поворотах и требует устойчивости и волевых усилий. Игровые задания типа "Кто быстрее перенесет игрушки" с интересным подбором предметов не только снимают напряжение, но и делают двигательные действия зрелищными, вызывая желание у зрителей повторить их. Известно, что в игровых заданиях такого типа предметы переносятся на противоположную сторону игровой площадки по одному. Подбор предметов может быть случайным, когда за основу берется их количество (4 - 6), а может быть логичным. В таком случае задание психологически усложняется, но зато значительно возрастает интерес к нему и у исполнителей и у зрителей: кто быстрее построит пирамидку из надувных полиэтиленовых кругов; кто быстрее выложит на фланелеграфе (в помещении) или на снежном барьере снежную бабу (детали лепятся заранее); кто быстрее и лучше украсит снежную бабу (предметы даются на выбор, но оговаривается их число); кто быстрее "заселит? теремок — переносятся игрушки на полочку, на стол или картинки на фланелеграф в логическом порядке; аналогично, кто быстрее «вытянет» репку... Народные сказки — неисчерпаемый источник образных заданий для челночного бега. Они особенно привлекательны в физкультурных досугах и праздниках. В работе с дошкольниками используются и другие в бега: медленный бег, бег с высоким подниманием кона, бег с захлестыванием ноги назад (доставая пятками ягодицы), бег скрестным шагом и др. Каждое физкультурное занятие должно включать несколько видов бега. Они чередуются один с другим, также с ходьбой и с разными видами прыжков. Прыжки Детям дошкольного возраста доступны разные виды прыжков. Подпрыгивание - ритмичные прыжки на месте или с продвижением вперед. Главная техническая особенность подпрыгивания - совмещение двигательных действий: окончание предыдущего прыжка является началом последующего. Выполняется подпрыгивание по-разному: на двух ногах, на одной ноге, с ноги на ногу; в одной плоскости и с поворотом вокруг; может сочетаться с различными движениями рук, а также с их фиксированным положением, например на поясе; перемещаться можно прямо и боком, через линию вперед-назад и из стороны в сторону, приземляться можно произвольно или в обозначенное место (квадраты, кружочки). Прыжки в высоту с места характеризуются энергичным отталкиванием, обеспечивающим вертикальное движение туловища. Различают прыжок с места вверх (типа "подпрыгни и достань"), напрыгивание (на скамейку, на ступеньку), перепрыгивание (через планки, веревочку). Выполняются прыжки толчком обеих ног, толчком одной с приземлением на обе ноги; направлены прямо, боком, спиной вперед. Спрыгивание — прыжок с высоты или в глубину. Используется как самостоятельное движение и как двигательное действие в продолжение другого, соскок в конце бега по скамейке. Прыжок в длину с места выполняется на двух ногах, на одной йоге; в разных направлениях — прямо, боком, спиной вперед, с поворотом на 90° и 180°. Прыжки с разбега в длину и высоту. Прыжки со скакалкой (короткой и длинной). Прыжок - ациклическое движение. В каждом прыжке различают четыре фазы — поступательные движения, последовательно сменяющие одно другое. Первая фаза — подготовительная — сгибание ног (в прыжке в глубину), разбег (в прыжках с разбега); вторая фаза - толчок; третья - полет и четвертая - приземление. Прыжки выполняются слитно, единым движением. Однако знание структуры прыжка - важный фактор, помогающий воспитателю наметить стратегию педагогического руководства в зависимости от вида прыжкового упражнения, возраста и двигательной подготовленности детей. Требования к младшим детям элементарны. Они повторяют действия воспитателя в самом общем виде, а в средней группе необходимо добиваться от детей определенной четкости действий, наиболее характерных для каждой фазы. Конкретные двигательные действия в разные фазы, несмотря на общность названия, зависят от вида прыжка. Так, приземление в подпрыгивании и спрыгивании, а также в прыжках в высоту с разбега выполняется на носки, а в прыжках в длину с места и с разбега - перекатом с пятки на всю ступню. В прыжках с места в высоту через предмет надо приземляться с носка, а в направлении на предмет (скамейку, ступеньку) — жестко на всю ступню. Запомнить эту принципиальную разницу помогает примета: если туловище в фазе полета движется вертикально — приземление выполняется с носков. Там, где ноги выбрасываются вперед, опережают движение туловища, - приземление выполняется перекатом с пятки. Но во всех прыжках приземление должно быть мягким, пружинистым, для чего необходимо согнуть колени. Этот навык нужно формировать у дошкольников в первую очередь. Требования к технике выполнения разных прыжков конкретизируются в зависимости от возраста детей. В младшей группе обучение малышей начинается с подпрыгивания, как самого доступного из всех прыжков. Главное внимание педагог должен обратить на обучение отталкиванию. Па первом этапе дети не умеют отталкиваться двумя ногами. Даже на предложение воспитателя попрыгать, как мячики (зайчики, воробышки) многие малыши выполняют только "пружинку", сгибая ноги в коленях. Некоторые поднимают одну ногу, кое-кто приподнимает пятки. Внимательный воспитатель всячески способствует тому, чтобы эти действия повторялись. Они - начало прыжков. Игровые задания, например "Позвони в колокольчик", "Достань, какой хочешь шар", "Испугай бабочку" и другие двигательные задания с привлекательными атрибутами, вызывают желание действовать. Предметы размещаются на 5-10 см выше вытянутой руки ребенка в удобных местах в групповой комнате, на игровой площадке и провоцируют, в хорошем смысле этого слова, выполнение движений без специальных приглашений со стороны воспитателя. Первоначально детей учат спрыгииванию с высоты 5-10 см, а к концу года уже с высоты - 15-20 см. В этом виде прыжков главное - учить малышей мягко приземляться. Небольшая высота предметов для спрыгивания - фактор принципиальный. Дело не только в том, что у малышей еще не сформировалась ступня и прыжки с большой высоты могут быть травмоопасными, а в другом. Важно проследить, чтобы в подготовительном движении дети согнули колени. Поскольку высота небольшая, то в фазе полета они не успевают разогнуть ноги и приземляются на согнутые, амортизируя естественно. Возникающие при этом ощущения становятся основой нужных умений. Спрыгивать надо на мягкую поверхность, например на поролоновый или резиновый коврик. Необходимо разными средствами вызывать у детей желание повторить действие. Бели детей приглашают поскакать, "как зайчики", нужно дать им маски-шапочки, пусть они почувствуют себя "зайчиками". Если места приземления обозначить яркими картинками, то "зайчики" будут многократно прыгать на "капусточку", «птички» — на "ягодки". Никого не придется уговаривать. Прыжки в длину с места синтезируют приобретенные умения отталкиваться двумя ногами, приземляться, сгибая колени, учат реагировать на ориентиры. Даже от самых маленьких можно добиться элементарной точности действий, особенно если интересно обыграть эти требования: "Не становитесь в ручеек, чтобы не замочить ножки..." Во время выполнения прыжков не следует обращать внимание на положение рук малышей, потому что дети, еще не умеют согласовывать одновременные действия ног и рук. Размахивая руками, они будут перешагивать "через ручеек", а не прыгать. Но воспитатель должен показать прыжок правильно, ничего не утрируя: отвести руки: назад в подготовительном движении, взмахнуть ими в момент отталкивания, вынести вперед при приземлении. Показ дети должны наблюдать сбоку. Во время выполнения упражнения детьми воспитатель стоит в месте приземления с правой стороны. В средней группе возросшие объективные возможности и приобретенный дошкольниками двигательный опыт позволяют и количественно и качественно усложнить все прыжковые упражнения. Подпрыгивание на месте проводится с разным положением рук, в том числе детям могут быть предложены задания на координацию движений (однонаправленные действия). Упражнения выполняются и прямо, и с поворотом вокруг. Во второй половине учебного года можно чередовать прыжки на двух ногах с прыжками на одной, сочетать с ходьбой во вводной части физкультурных занятий и на утренней гимнастике. Необходимо чаще использовать природное окружение, совершенствовать прыжковые движения в подвижных играх. В игровых заданиях типа "Подпрыгни и достань" предметы подвешиваются выше вытянутой вверх руки на 15-20 см, что требует от ребенка не только сильного толчка ногами, но и взмаха руками. Новым и важным этапом в освоении прыжков является называние необходимых действий в каждой фазе движения. Разучивая спрыгивание (например, со скамейки), воспитатель сопровождает свои действия примерно таким объяснением: «Сначала надо приготовиться: встать на скамейку так, чтобы носки немного выступали вперед и помогали упираться в край скамейки; замахнуться: сгибая ноги» слегка наклониться, руки отвести назад, смотреть перед собой; прыгнуть; ноги выпрямить толчком, руки вынести вперед и приземлиться на носочки, согнув колени. Посмотрите, как это нужно сделать без остановки...» - показ повторяется слитно, воспитатель только называет фазы. В результате дети учатся соответствующим образом реагировать на распоряжения "приготовиться!.., замахнуться!.., прыгнуть!..", необходимые на занятиях. Стимулирует проявление различных физических качеств задание приземлиться за начерченной линией (не дальше 30 см от скамейки) в круг, квадрат. Дети должны согласно программе прыгать в длину с места на расстояние до 70 см. Увеличение дальности прыжка в два раза по сравнению с младшей группой требует энергичных действий. Дети учатся сочетать отталкивание с резким взмахом рук, удерживать равновесие при приземлении, вынося руки вперед. Поэтому логично примерно с середины года учить детей начинать прыжок не с «позы пловца», а с замаха руками спереди, а позднее и сверху - назад с одновременным сгибанием ног. В старшей группе педагогическая направленность работы с дошкольниками (развитие двигательной инициативы и самостоятельности) влияет на подбор прыжковых упражнений и технику прыжков: стимулируются энергичные действия, часто практикуются упражнения соревновательного типа. Дети начинают понимать взаимозависимость двигательных действий: чем сильнее оттолкнешься, тем дальше прыгнешь. В подпрыгивании активно участвуют руки, причем используются как однонаправленные, так и разнонаправленные действия. В подпрыгивании с продвижением вперед чаще применяется приземление в определенное место - стимулируются сильные, точные и ритмичные движения. Используются задания, приучающие детей контролировать и оценивать свои действия, сравнивать их с действиями других детей: "Кто сделает меньше прыжков до...", "Кто быстрее доскачет на одной ноге до... Со старшими детьми можно использовать все виды прыжков с места в высоту, также зачастую приобретающих соревновательный оттенок: "Кто достанет шар, висящий выше". Воспитатели практикуют и комбинированные задания, приучающие детей целесообразно использовать приобретенные навыки, менять способы действий в зависимое от ситуации, например на прыгнуть на скамейку и спрыгнуть с нее. Напрыгивание требует жесткого приземления на всю ступню, спрыгивать нужно мягко на носки. Оба прыжка могут совершаться в одном направлении, можно спрыгивать и назад (спиной вперед), не разворачиваясь. При спрыгивании нужно уметь приземляться не просто в круг, а в центр круга («Кто точнее приземлится»). Спрыгивать можно по-разному: вперед, в сторону, спиной вперед, с поворотом в полете. Педагогу следует помнить, что, несмотря на уверенные действия старших детей, страховка необходима. Поэтому место для приземления надо готовить тщательно. В зале нужен толстый мат, на участке песок в прыжковой яме надо обязательно взрыхлять. В прыжках в длину с места, опираясь на естественное стремление старших ребят прыгнуть дальше, надо стимулировать высокие прыжки, учить группироваться в полете и выбрасывать ноги вперед. Поскольку словесные инструкции на этот счет затруднительны, лучше прибегнуть к уже полюбившимся детям заданиям соревновательного типа: "Кто прыгнет до зеленого кубика хорошо, кто прыгнет до желтого - очень хорошо, а кто прыгнет до красного - отлично!.." В старшей группе начинается обучение детей прыжкам с разбега в длину и в высоту. Главная трудность в освоении этих движений состоит в том, что отталкиваться после разбега надо одной ногой. Приобретенные в предыдущих прыжках стереотипы (отталкивание двумя ногами) являются некоторое время тормозом для появления новых навыков и даже причиной падении. Поэтому нужно позаботиться о создании необходимых условий для успешного и безопасного обучения (маты - в зале, прыжковая яма с песком или опилками — на участке, умелая страховка воспитателя). Прыжки с разбега осваиваются на протяжении нескольких занятий. На каждом из них ребята выполняют прыжок в целом, но требования к выполнению определяются конкретными задачами, сложность которых возрастает по мере того, как дети осваивают предыдущую. При обучении прыжкам в длину с разбега очень важно вызвать интерес детей: "... Прыгнуть с разбега можно гораздо дальше, чем с места. Посмотрите..." После показа воспитатель отдельно демонстрирует главный элемент прыжка - отталкивание одной ногой, а приземление на две. Затем повторно показывается слитный прыжок в целом, после чего начинают прыгать дети. Так осваивается первая и главная задача: учить отталкиваться одной ногой, а приземляться на две. Важно, чтобы дети видели все элементы прыжка и не боялись прыгать. Имеет значение каждый элемент организации: размещение детей, разметка, место и поза воспитателя, готового подхватить теряющего равновесие ребенка. На следующем занятии, когда движение повторяется, можно поставить перед детьми задачу: «Отталкивайтесь сильнее, чтобы прыгнуть дальше». Когда этот навык освоен, детей учат отталкиваться, не переступая черту. Конечно, в дошкольном возрасте невозможно добиться в полном смысле слова техничного прыжка с разбега не следует требовать от детей максимальных результатов. Важно заложить лишь основы техники. Поэтому нужно просто приучать детей контролировать свои действия. Черту надо обозначить выразительно, а дощечку перед прыжковой ямой тщательно вымыть. Очень важно учить детей правильно разбегаться. Не случайно техника разбега совершенствуется на заключительном этапе. В предыдущих упражнениях каждый ребенок приобрел конкретный опыт и теперь точно знает, какую ногу выставлять вперед, готовясь к разбегу. В этом случае можно прибегнуть к распоряжениям, которые должны вызывать соответствующие двигательные реакции: "Приготовиться!" - выставить вперед одну ногу, слегка согнув ее, податься вперед, руки согнуть в локтях; «Можно!» - ребенок разбегается и прыгает. Упражнение выполняется поочередно, так как требует страховки. Следующий разбегается, когда мат свободен. По возможности дети должны выполнять конкретные требования к разбегу: скорость бега постепенно возрастает, пи становятся короче, махи в направлении вперед - вверх короткие и энергичные. Прыжок в высоту с разбега осваивается дошкольниками аналогично. Но в нем специфические сложности надо преодолеть препятствие в виде веревочки на прыжковых стойках или планку. Кстати, веревочку не привязывать, обеспечить ее натяжение должны пришитые к концам мешочки с песком. Перед началом обучения прыжкам в высоту с разбега больше внимания следует уделить подводящим упражнениям - напрыгиванию с места на маты после толчка одной ногой, прыжкам с места через веревочку, планку, прутик. Те же упражнения следует проделать с небольшого (2-3 шага) разбега. Эти и похожие препятствия можно пробовать преодолевать сбоку стилем «ножницы» для последующего индивидуального обучения детей прыжку с бокового разбега. Date: 2015-07-24; view: 4447; Нарушение авторских прав |