Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






ГЛОССАРИЙ. Аббревиатура – (лат. brevis – краткий) – слово, образованное из названий начальных букв слов, входящих в состав сокращаемого словосочетания





 

Аббревиатура – (лат. brevis – краткий) – слово, образованное из названий начальных букв слов, входящих в состав сокращаемого словосочетания, с целью передачи его содержания в краткой форме. Аббревиация является одним из активно прогрессирующих в последние десятилетия способов словообразования.

Авторитетная информация – термин, применяемый в западной журналистике и коммуникативистике, где публикация подобной информации считается одним из важнейших принципов теории социальной ответственности. Информация получена из надежных источников, и качество ее не должно вызывать сомнений.

Авторство – принадлежность произведения автору, факт создания конкретным лицом (индивидуальное) или группой лиц (коллективное) оригинального произведения (книги, статьи, сценария, фотографии, музыкального произведения, картины, фильма), представленный, как правило, в форме соответствующего фиксированного текста, изображения, другой информации.

Авторское право (Copyright) – раздел гражданского права, регулирующий отношения, связанные с авторством.

Агентства информационные – (агентства новостей, news agency). Организации, занимающиеся сбором, обработкой и

распространением информации, в первую очередь для газет, журналов, телевизионных и радиокомпаний, правительственных учреждений.

Адресное вещание – программы радио и телевидения, предназначенные для достаточно узкой аудитории в соответствии с ее специфическими потребностями – развлекательные, деловые, спортивные, образовательные.

Активация – термин из области психологии, которым обозначают состояние возбуждения, повышенной эмоциональности, перехода от покоя к действию. Использование данного понятия позволяет определять условия достижения максимальной эффективности СМИ.

Алгоритм – порядок выполнения операций в компьютерных системах. В коммуникативистике используется при анализе способов моделирования различных информационных текстов или программ из стереотипных сюжетно-жанровых компонентов, повторяющихся с вариациями, которые не влияют на основные структурные атрибуты.

Аллитерация – один из способов звуковой организации речи, относящийся к звуковым повторам и заключающийся в симметричном повторении однородных согласных звуков.

Амплитудно-модуляционное вещание – изменение амплитуды колебаний с меньшей частотой, чем частота самих колебаний. Вещание, основанное на амплитудной модуляции, конкурирует с деятельностью радиостанций частотной модуляции, обладающих большей помехоустойчивостью и лучшими возможностями передавать нюансы звука.

Аналитическая журналистика и ее жанры – Жанр журналистики, подразумевающий обязательное наличие ярко выраженного аналитического начала, приоритетность компетентного, порой научного, осмысления проблемы или процесса над простым информированием, констатацией факта. Предметом аналитической журналистики нечасто становятся текущие события, исторически этот жанр журналистики не относится к оперативным.

Аналитическая корреспонденция – широко распространенный жанр современной журналистики. Сущность жанра становится понятной в результате выявления особенностей публикаций. Предметом для аналитической корреспонденции могут быть события, явления, феномены.

Аналитический отчет – является одним из традиционных жанров в аналитической журналистике и одним из наиболее «древних» жанров журналистики в целом.

Аналитический пресс-релиз – это подборка информационных сообщений (в основном рекламных), рассказывающих о достоинствах какойто фирмы или отдельной личности, например кандидата в депутаты. Прессрелиз способен быть преобразован в какой-то уже известный журналистский жанр. Журналист может поставить перед собой задачу сохранить рекламную суть пресс-релиза и, дополнив его необходимыми новыми сведениями.

Антинормализаторство – Культура речи.

Антропонимика – раздел ономастики, изучающий антропонимы – собственные именования людей: имена личные, патронимы, фамилии, родовые имена, прозвища и псевдонимы (индивидуальные и групповые), криптонимы (скрываемые имена).

Апгрейдинг – (upgrading) – термин, обозначающий существенное изменение информационных технологий, переход их на новую качественно иную ступень развития; в лексике коммуникативистики применяется при определении тех или иных типов рентабельности СМИ и связанного с ними бизнеса.

Арго –(франц. argot) – особый язык некоторой ограниченной профессиональной или социальной группы, состоящий из произвольно избираемых видоизмененных элементов одного или нескольких языков.


Артикуляция – работа органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых связок), необходимая для производства звука, речи (от латинского articulatio, articulare – расчленять, членораздельно, ясно произносить).

Асимметрия коммуникационных ресурсов – (греч. asymmetria – несоразмерность) понятие из сферы международных новостей, означающее односторонность движения информационных потоков, новостей и фильтрацию их содержания в интересах информационных монополий и связанных с ними государств или олигархических групп.

Ассонанс – симметричное повторение однородных гласных, речевая форма, аналогичная аллитерации и нередко с нею сочетающаяся.

Астигматизм – Аберрации оптических систем.

Атрибуция – установление авторства или источника информации.

Аудитория – общее количество людей, являющихся читателями, слушателями, зрителями, публика, воспринимающая информацию того или иного СМИ в зависимости от своих социально-демографических или культурно-образовательных характеристик.

Аутентификация – методика установления подлинности информации исключительно на основе анализа внутренней структуры самой информации независимо от ее источника.

База данных – совокупность информационных данных, структурированных по определенным правилам, предусматривающим наличие унифицированной системы описания, хранения информации и манипулирования с нею независимо от прикладных программ.

Беседа как жанр аналитической журналистики – Беседа, наряду с интервью, является важным аналитическим жанром журналистики, имеющим форму диалога или политолога.

Бинарные оппозиции (binary oppositions) – противопоставление понятий, действий, ситуации (добро-зло, жизнь-смерть, правда-ложь), которые в свете структурализма рассматриваются как логические основы мыслительной деятельности человека и кодовых операций информационнокомпьютерной техники.

Брифинг – информация для журналистов о текущих событиях в той или иной сфере. Главной жанровой особенностью брифинга является краткость в изложении сути затрагиваемых вопросов (brief – краткий).

Браузер (browser) – программа навигации и просмотра Web-ресурсов.

Букмекер – (bookmaker). Понятие употребляется в нескольких

значениях: 1. Компилятор, составитель книг на основе чужих текстов. 2. Лицо, занимающееся книжным производством. 3. Специалист в области книжного дизайна.

Бульварный журнализм – понятие, синонимичное желтой прессе, но употребляемое с еще более презрительным смысловым оттенком.

Ведущий – журналист, сообщающий новости, организующий беседы, интервью, ток-шоу. Синонимично терминам коммуникатор, модератор.

Верификация – процесс проверки достоверности информации путем изучения ее источников и их надежности. Верификация новостей совершается в различных формах, наиболее тщательный характер должна носить в расследовательской журналистике, в сфере ответственных политических информационных сообщений.

Версия как жанр – это публикация особого рода, так как она базируется на неполных доказательствах, на предположениях автора. Версия исключает категоричность выводов, заключений.

Вертикальная передача информации – (vertical transfer of information) – концепция, предполагающая однолинейный процесс

информационного обмена: от производителя информации к ее потребителю. Альтернативой является концепция горизонтальной передачи информации, или горизонтальных многоканальных взаимодействующих коммуникаций.


Вещание – процесс распространения информации средствами радио- или телевизионной техники. Подразумевает одновременный прием информации, передаваемой из одного передающего центра, большим количеством людей, использующих индивидуальные приемные устройства.

Виртуальные сообщества (virtual communities) – понятие возникло в процессе развития Интернета и применяется для обозначения объединений пользователей сети в группы с общими интересами.

Восприятие речи – в психофизиологии и физиологии речи этот термин применяется для обозначения процессов обработки речевого сигнала. В психолингвистике и психологии речи под восприятием речи понимается система процессов информационной переработки текста, опосредующих его понимание.

Вращательный контроль (spin control) – метод проведения избирательной кампании с помощью подборки имиджей для кандидата и многократного «прокручивания» на экране разных клипов с образом кандидата и других претендентов.

Вторичная социализация – процесс образования имиджей и медиасобытий в информационных потоках, имеющий целью создать у аудитории мнимые представления о реальности, основываясь на слабом жизненном знакомстве, опыте «первичной социализации» подавляющего большинства аудитории с теми явлениями, о которых сообщается в СМИ.

Гиперссылка (Hyperlink) – строка в HTML-документе, указывающая на другой файл, который может быть расположен в Интернете, и содержащая полный путь (URL) к этому файлу.

Гипертекст (hypertext) – многослойный текст, имеющий, кроме основного, еще и другие уровни. В книжном варианте подобные тексты встречаются в научно-академических изданиях, снабжаемых подстрочными ссылками, замечаниями, дополнительными справочными материалами.

Глобализация (globalization) – одна из тенденций развития современных масс медиа. Включает в себя взаимодействие, кооперацию усилий медийных компаний разных стран на основе развития спутниковых средств связи и других развивающихся способов доставки информационного сигнала, образование транснациональных информационных структур.

Гонорар авторский – (от лат. honorarium – вознаграждение за услуги), вознаграждение за труд либеральных профессий (врачей, адвокатов, литераторов, профессоров). Гонорар выплачивается автору произведения литературы, науки или искусства, или его наследникам за использование этого произведения

Горячая линия (hot-line) – прямая связь вещающей студии с местом события и передачей информации непосредственно аудитории в режиме реального времени.

Дайджест – краткое изложение основного содержания журналистских материалов.

Демистификация – понятие, введенное в коммуникативистику теоретиками структурализма и деконструкционализма. Означает право каждого на реинтерпретацию любых информационных материалов (художественных, публицистических, научных) в поисках плюрализма возможных для них значений, или на критику символов (мифов), претендующих на абсолюты мистификационно-знаковой кодификации реальности и сознания.


Деонтология журналистики – означает раздел этики, рассматривающий проблемы долга и ответственности, нравственных принципов поведения. Актуальность этих проблем для журналистики фиксируется в исследованиях по коммуникативистике в основном сторонниками теории социальной ответственности.

Диалект – (греч. dialectos – разговор, говор, наречие) – разновидность

данного языка, употребляемая в качестве средства общения лицами, принадлежащими к одной и той же территориальной или социальной (включая профессиональную) общности. Под социальными диалектами понимаются диалекты определенных социальных групп: жаргоны или сленги, арго.

Диалогическая речь – форма (тип) речи, состоящая из обмена высказываниями-репликами, на содержательный и языковой состав которых влияет непосредственное восприятие, активизирующее роль адресата в речевой деятельности адресанта.

Диверсификация СМИ – образование многоотраслевых комплексов путем проникновения промышленных, торговых и финансовых корпораций и групп в сферу СМИ.

Дигитализация – перевод информации в цифровую форму. Цифровая трансмиссия информационных данных, закодированных в дискретные сигнальные импульсы, широко применяется в современных системах связи.

Дисбаланс информации (news imbalances) – термин, используемый в сфере международных новостей, при рассмотрении глобального информационного пространства, обменных информационных процессов между странами, при решении задач партисипационного распределения информационных ресурсов и потребностей, в движении против «нового информационного порядка» и культурного колониализма, ущемляющих национальные интересы большого числа стран, создавая диспропорции и неустойчивость в равномерно-объективном освещении событий в разных регионах мира.

Жанр – исторически сложившаяся модификация отображения реальной действительности, обладающая набором повторяющихся сходных содержательно-формальных (жанровых) признаков.

Желтая пресса (yellow press) – бульварно-массовая печать, насыщенная крикливыми сенсациями, сплетнями, инсинуациями, соответствующими иллюстрациями, рассчитанная на малообразованную аудиторию с низменными интересами и вкусами.

Издательское дело, издательство – отрасль культуры и производства, связанная с подготовкой, выпуском и распространением книг, журналов, газет, изобразительных материалов и других видов печатной продукции.

Изобразительный акцент – в фотографии: выделение в кадре главного сюжетно-тематического центра (например, путем укрупнения главных элементов композиции или тональным контрастом).

Интервал яркостей – соотношение яркостей самого светлого и самого темного участков снимаемого объекта. Чем больше интервал яркостей, тем выше контрастность.

Интервью – (англ. interview – встреча, беседа). Жанр в СМИ, в котором

наиболее концентрировано реализуются базовые признаки процесса межличностного общения. В первоначальном своем значении интервью – это беседа журналиста (репортера, ведущего) с известной личностью, ученым, специалистом.

Интервью-факт и интервью-мнение – необходимой представляется информация, которой обладает интервьюируемый.

Интервью протокольное – проводится для получения официальных разъяснений по тем или иным вопросам политики государства. Интервьюируемый – официальное лицо высокого ранга. Собственное мнение журналиста в этой ситуации исключено.

Информационное интервью – имеет целью получение определенных сведений или мнений. В этом случае собеседник лицо не всегда официальное, поэтому стилистика разговора близка к обычной, повседневной, может быть окрашена в эмоциональные тона, что всегда способствует восприятию информации.

Интервью-портрет – разновидность интервью, ставит целью всестороннее по возможности раскрытие личности собеседника. Преимущественное значение зачастую приобретают социальнопсихологические эмоциональные характеристики, выявление системы ценностей интервьюируемого.

Интервью-анкета – проводится для выяснения мнений разных людей по определенному вопросу. Это, по сути, опрос общественного мнения.

Интервью-дискуссия (Проблемное интервью) – предполагает откровенную публичность, позиция журналиста имеет не меньшее значение, нежели точка зрения или мнение интервьюируемого, позиция журналиста является точкой отсчета для совместного поиска истины.

Интервью аналитическое – разновидность общего для журналистики жанра интервью, которое является результатом фиксации в журналистском тексте формы получения автором этого текста определенных сведений о действительности с использованием метода интервью.

Интерполяция – вставка в текст, отсутствовавшая в тексте авторского оригинала. Нежелательная и чаще всего недопустимая в эпоху традиционных печатных СМИ, редакторская или иная вставка такого рода становится допустимой в условиях мультимедиатизации информационных связей.

Интонация – единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произнесения звуков.

Информационное вещание – система телевизионных или

радиопередач, подготовкой которых занимаются отдельные структурные редакционные подразделения, специализирующиеся на оперативном информировании аудитории о наиболее важных и интересных событиях.

Информационное общество – футурологическая доктрина, получившая полемическую популярность в период нарастания компьютерного бума и наиболее системно изложенная в книге американского культуролога Олвина Тоффлера «Третья волна».

Информационно-аналитическая деятельность – комплекс мероприятий, проводимых должностными лицами, органами управления объединений, соединений и частей ПС РФ по реализации информационных процессов, проведению анализа (исследования) информации, формированию прогнозов развития обстановки и управленческих решений в сфере защиты и охраны ГГ РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.

Качественная пресса (quality newspaper, quality magazine) – солидные газеты и журналы, предназначенные для образованных читателей, серьезные и влиятельные издания.

Комментарий – как метод применяется во всех формах публикаций: в заметке – в виде цитируемых выражений чужого мнения или различных примечаний, в корреспонденции, статье, очерке, обзоре, рецензии – в формах авторской интерпретации предмета отображения, в виде заключительной мысли, вывода.

Коммуникатор – в общем значении – лицо, создающее и передающее сообщение, представитель творческого персонала СМИ.

Коммуникационный процесс – В коммуникативистике выделяют три формы этого процесса, в целом подразумевающего передачу информации: интраперсональная коммуникация (intrapersonal communication), интерперсональная коммуникация (interpersonal communication) и массовая коммуникация (mass communication).

Композиция – (от лат. compositio – составление, сочинение). Определенное построение художественного произведения, которое обусловлено его содержанием, характером и назначением и во многом определяет восприятие.

Композиция устойчивая – основные композиционные оси пересекаются под прямым углом в геометрическом центре произведения.

Композиция динамическая – основные композиционные оси пересекаются под острым углом, господствуют диагонали, круги и овалы.

Композиция открытая – преобладают центробежные разнонаправленные силы, а изображение всемерно раскрывается зрителю.

Композиция закрытая – побеждают центростремительные силы, стягивающие изображение к центру произведения.

Коннотация – (от лат. connoto – имею) эмоциональная, оценочная или стилистическая окраска языковой единицы, компонент, который дополняет предметно-понятийное и грамматическое содержание языковой единицы и придает ей экспрессивную функцию.

Консьюмеризм – тенденция к росту потребительской психологии, развивающейся в массовой аудитории под воздействием культа вещизма, возникающего в условиях коммерциализации СМИ, а также под воздействием навязчивой рекламы.

Контент-анализ СМИ – экспериментальный способ изучения деятельности СМИ с использованием методов программного моделирования. Анализ проводится на основе изучения общественного мнения и применяется

для определения степени эффективности различных звеньев коммуникационного процесса в СМИ.

Контраст – используемая в визуальных формах (фото, кино, видео) резко выраженная противоположность, зрительная оценка относительной яркости (освещенности) предмета или его цвета по сравнению с окружающими объектами или фоном. Контраст является одним из важнейших выразительных средств фото-, кино- и видеосъемки.

Контрафакция – подделка, нарушение авторского права путем воспроизведения и распространения чужого произведения.

Культурное обнищание и фрагментация обыденного сознания (cultural impoverishment and fragmentation of everyday consciousness) – концепция, утверждающая, что вместо подчинения принципам целостной идеологии современное общественное сознание находится под влиянием консьюмеризма, фрагментируется и обедняется в духовно-культурном отношении.

Культурный плюрализм – концепция, постулирующая необходимость сохранения множества этнических культурных традиций на современном этапе стремительного развития тенденций к унификации культурных моделей, внедряющихся в жизнь глобализирующихся масс медиа.

Лексика – совокупность слов языка, его словарный состав. Этот термин используется и по отношению к отдельным пластам словарного состава (бытовая лексика, деловая лексика, поэтическая лексика), и для обозначения всех слов, употребленных каким-либо автором (лексика А.С. Пушкина), или в каком-либо одном произведении (лексика «Слова о полку Игореве»), а также в каком-либо издании (лексика газеты «Коммерсантъ»).

Линотип – строкоотливная машина.

Линьяж – число строк на печатной полосе (странице).

Масс медиа – (mass media) – средства массовой информации. К современным средствам массовой информации относят печатную прессу (газеты, журналы, книги), кинематограф, радио, телевидение, звукозаписи и видеозаписи, видеотекст и телетекст, рекламные щиты и панели, видеоцентры, сочетания телевизионных, телефонных, компьютерных и линий связи.

Массовая аудитория – все потребители информации, распространяемой по каналам СМИ – читатели газет, журналов и книг, радиослушатели и телезрители, пользователи Интернета и покупатели программ для компьютеров, посетители дискотек и покупатели пластинок, кассет и дисков с звуковыми и видеозаписями, посетители кинотеатров.

Массовая информация – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения, содержащие сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, мнения о них.

Массовая информация – согласно Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и защите информации» от 27.07.2006 № 149 ФЗ, – предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудиосообщения, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Массовая информация – Под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы.

Массовая коммуникация – процесс обмена информацией между группами людей посредством специальных средств – масс медиа. Процесс имеет пять основных черт: 1) массовость аудитории; 2) гетерогенность аудитории; 3) использованием высокоскоростных и репродуктивных средств связи и информации; 4) быстрое распространение информации; 5) относительно невысокая потребительская стоимость получаемой информации.

Массовая культура (mass culture) – продукт индустриального и постиндустриального общества. К основным атрибутам массовой культуры относят:

Ø Преобладания потребительского отношения к информативнокультурным ценностям, приобретаемым в досугово-развлекательных целях как предметы купли-продажи;

Ø Многократное репродуцирование этих предметов и их стереотипизация с помощью технических средств;

Ø Акцент на клишированных модных формах и стилях;

Ø Усредненность и эфемерность вкусов и снижение эстетических и интеллектуальных критериев;

Ø Тенденция к взаимо подражательству и единообразию в усвоении стереотипов и стандартов, закрепляемых с помощью СМИ, особенно аудиовизуальных.

Медиакратия – власть информационных средств связи. Согласно прогнозам по развитию информационного общества, существует вероятность того, что под контролем медиа могут оказаться все сферы – от экономики, быта, досуга и образования до политики и международных отношений.

Метафора – простейший художественный образ, употребление слова, относящегося к обозначению определенного класса предметов, явлений и

т.п., применительно к объектам другого класса. В расширительном смысле – употребление слов в непрямом значении.

Микрофон – (от гр. micros «малый» и «phone» звук) – прибор, преобразующий звуковые колебания в электрические. Используется как непременная часть аппаратуры радио и телевидения. Различные по принципу действия микрофоны по своим производственно-эксплуатационным характеристикам делятся на:

а) ненаправленные – воспринимающие звук со всех сторон одинаково,

б) двусторонние направленные – воспринимающие звуки, раздающиеся

с противоположных сторон,

в) однонаправленные – воспринимающие звук, обращенный непосредственно в микрофон.

Микрофонная папка – папка, содержащая технические и творческие данные передачи, подготовленной к эфиру: микрофонный материал, сведение об участниках, хронометраже, режиссерский сценарий.

Микшер – (англ. mixer) – пульт записи фонограмм, преобразователь частоты в телерадиотехнике.

Микширование – регулирование уровня громкости, смещение звука при звукозаписи или трансляции речи и музыки по радио. Используется для выделения звучания одного инструмента (исполнителя), для постепенного введения или выведения звука.

Модератор – западный термин, в понимании, сложившемся на постсоветском пространстве, это ведущий «круглого стола», ведущий дискуссии. Предельно важным условием этой работы является по возможности более глубокое знание предмета беседы или дискуссии.

Монологическая речь – форма (тип) речи, образуемой в результате активной речевой деятельности, рассчитанной на пассивное и опосредованное восприятие.

Монтаж – расстановка кадров с помощью технических средств в определенном порядке, обусловленном творческим замыслом корреспондента или редактора, содержанием телевизионного произведения.

Неологизмы – (греч. neos – новый и logos – слово) слова, значения слов,

или словосочетания, появившиеся в языке в определенное время или использованные один раз в каком-либо тексте или акте речи.

Новелла – (итал. novella, буквально – новость), литературный малый повествовательный жанр, сопоставимый по объему с рассказом (что дает иногда повод для их отождествления), но отличающийся от него генезисом, историей и структурой.

Новости – новые сведения, известия, сообщения о важнейших событиях в стране и мире.

Норма языковая – совокупность наиболее устойчивых традиционных реализаций языковой системы, отобранных и закрепившихся в употреблении в процессе общественной коммуникации.

Ньюсмейкер (newsmaker) – человек, являющийся или потенциально способный стать источником новостной информации.

Обзор СМИ как жанр – описание, подведение итогов, рассмотрение, изучение особенностей публикаций, литературной, творческой деятельности изданий, теле- и радиопрограмм.

Обозрение – этот жанр был изобретен не журналистами, обозрение использовалось задолго до возникновения периодической прессы.

Обособление – ритмико-интонационное выделение какого-либо неглавного члена предложения с целью придания ему самостоятельной коммуникативной (смысловой) значимости.

Обратная связь – (англ. feedback). Сбор мнений, отзывов от посетителей сайта.

Обращение – грамматически независимый и интонационно

обособленный компонент предложения или иного синтаксического целого, обозначающий лицо или предмет, к которому обращена речь.

Орфоэпия – (греч. orthoepeia, от orthos – правильный, и epos – речь). 1.

Совокупность произносительных норм национального языка, обеспечивающая сохранение традиционного единообразия его звукового оформления. 2. Раздел языкознания, изучающий произносительные нормы языка.

Освещение – распределение света в предметном пространстве по величине, направлению, качественным и количественным характеристикам светового потока.

Освещенность – освещенность в точке поверхности, одна из световых величин, равная отношению светового потока излучения, падающего на малый элемент поверхности, содержащий рассматриваемую точку, к площади этой поверхности.

Относительное отверстие объектива – отношение диаметра действующего отверстия объектива к его фокусному расстоянию. Квадрат относительного отверстия определяет освещенность в плоскости изображения, и его величину часто называют светосилой объектива.

Пассивный словарь – часть словарного состава языка, состоящая из лексических единиц, употребление которых ограничено особенностями обозначаемых ими явлений.

Пауза – перерыв в речи, которому акустически обычно соответствует отсутствие звука, физиологически – остановка в работе речевых органов.

Перифраза – стилистический прием, заключающийся в непрямом, описательном обозначении предметов и явлений действительности (преимущественно эмоционально-экспрессивного, оценочного характера).

Перспектива – (от франц. perspective, от лат. perspicio – ясно вижу) – система изображения объемных тел на плоскости или какой-либо иной поверхности, учитывающая их пространственную структуру и удаленность отдельных их частей от наблюдателя.

Планы – пространственные зоны различной отдаленности, обычно отождествляемые с наиболее существенными или зрительно выделяющимися элементами изображения и имеющие значение в качестве опорных точек (пунктов) при передаче впечатления глубины пространства. Виды планов:

Ø Дальний план (объект и окружающая его обстановка);

Ø Общий (объект в полную величину);

Ø Средний план (условно – человек до колен);

Ø Поясной план (человек по пояс); Ø Крупный план (голова человека);

Ø Макроплан (деталь, например, глаза).

Полилог – разговор между несколькими лицами, термин является дополнением к понятию диалог, частично совпадая с ним. Полилог как форма разговорной речи присутствует в некоторых жанрах печатной и аудиовизуальной журналистики.

Портал – понятие пришло в Интернет из архитектуры в значении «главный вход». Имеется ввиду сайт, с которого человек регулярно начинает свою работу в Интернете, который он делает стартовой страницей своего браузера.

Программа почтовая (клиент, mailer) – позволяет пользователю работать с почтой в своем почтовом ящике, создавать и отправлять сообщения, получать почту, пришедшую в ящик.

Программирование вещания – тематическое и жанровое планирование телепередач и фильмов на какой-то период времени (перспективное и текущее).

Псевдоним – (греч. – pseudos – ложь и onyma – имя) – условное имя автора или артиста, представителя любой творческой профессии, которое заменяет его настоящее имя и фамилию.

Публицистика – жанровая характеристика литературного или журналистского произведения, спецификой которого является реагирование на актуальные общественно значимые процессы и проблемы путем их документального отображения, идейно-политического осмысления и эмоционально-художественной оценки.

Разрешающая способность – (разрешающая сила) оптических приборов (объективов), характеризует способность этих приборов давать раздельные изображения двух близких друг к другу точек объекта.

Ракорд – (от лат. reverberare «отразить») – в звукозаписи – отрезок

основы магнитной ленты, покрытый цветным лаком и не имеющий магнитного слоя для фиксации звука, используемый для разделения отдельных частей фонограммы.

Ракурс – любой угол (в том числе и прямой), образуемый оптической осью объектива и плоскостью объекта съемки. От выбора ракурса зависит возможность перспективно сократить форму предмета, изменить его привычные очертания, повлиять, таким образом, на видение содержания предмета, либо, напротив, дать его в максимально реалистическом виде.

Расследование журналистское – эта жанровая разновидность долгое время понятие в отечественной прессе и в науке о журналистике воспринималось как синоним журналистского исследования

действительности, понятие как бы обозначало некий особый журналистский путь познания действительности. Своеобразие журналистского расследования как особого жанра определяется прежде всего такими характеристиками:

Ø Цель исследования;

Ø Предмет исследования;

Ø Метод исследования;

Ø Способ изложения полученного материала.

Регионализация телевещания – одна из тенденций развития современного телевидения, которое бывает: местное, городское, региональное, национальное, конфессиональное, социальное.

Редукция – качественное (изменение звучания) и количественное (изменение долготы и силы) изменение безударного гласного.

Рейтер – агентства информационные.

Репортаж ( франц. reportage – сообщать, латинская основа – reporto – передавать) – информационный жанр журналистики, оперативно, с необходимыми подробностями, в яркой форме сообщающий о каком-либо событии, журналистский материал о событии – так определяет понятие репортажа словарь русского языка.

Респондент – лицо, отвечающее на вопросы при социологических и иных опросах, применительно к журналистской практике может быть синонимично в тех случаях, например, когда журналисты проводят опрос значительного числа людей, выявляя общественное мнение по тем или иным вопросам.

Рецензия – жанр, основу которого составляет отзыв (прежде всего – критический) о произведении художественной литературы, искусства, науки, журналистики.

Речевая ошибка – любое отступление от языковой нормы.

Речевой этикет – система устойчивых формул общения,

предписываемых для установления речевого контакта, поддержания общения в тональности и стилистике ситуативно адекватных.

Рирпроекция – неподвижное или движущееся изображение с объектива, находящегося на заднем плане, которое проецируется на обратную сторону полупрозрачного экрана, перед которым и происходит основное действие передачи.

Рэпэраунд – использование интершума в качестве выразительного средства. Чаще всего рэпэраунд носит иллюстративный характер, он используется не столько для прямой передачи информации, сколько для придания убедительности тексту.

Симультантность – (англ. simultaneous – одновременный) –

характеристика телевидения, создающая эффект присутствия зрителя на месте событий, придает телевизионному сообщению особую достоверность, документальность, реалистичность, что обеспечивает исключительность в решении телевидением информационных задач.

Синхрон – интервью. Название «синхрон» происходит от того факта, что в телевизионном интервью звук и видеоряд должны быть синхронны по отношению друг к другу. Зритель не только слушает, он еще и видит артикуляцию губ говорящего.

Средства массовой информации (СМИ) – к средствам массовой информации относятся газеты, журналы, приложения к ним, альманахи, книги, бюллетени, разовые издания, предназначенные для публичного распространения, имеющие постоянное название, теле- и радио-вещание, кино- и видео-студии, аудиовизуальные записи и программы, выпускаемые государственными органами, информационными агентствами, политическими, общественными и другими организациями, частными лицами.

Статья – обыденное наименование огромного числа совершенно разнообразных публикаций за исключением коротких сообщений. Существует статья: исследовательская, практико-аналитическая, полемическая.

Стилизация – намеренное построение произведения (или его структурной части) в соответствии с принципами организации языкового материала и характерными внешними речевыми приметами, присущими определенной социальной среде, исторической эпохе, литературному направлению, жанру.

Стилистика – раздел науки о языке, изучающий стиль.

Стиль – манера исполнения речевых актов – существуют стили ораторской речи и газетной статьи, научной лекции и судебной речи, бытового диалога и дружеского письма. По основным параметрам – лексика, грамматика, фонетика. Существует стиль: нейтральный, «высокий» (книжный) и «низкий» (разговорный, фамильярно-просторечный). Стилем называют.

Стэнд-ап (stand-up) – телевизионный (репортажный) прием. Stand-up это корреспондент в кадре. Используется для подтверждения того, что репортер работал на месте события.

Сюжетно-тематический (смысловой) центр – выделяется в кадре, исходя из общего замысла фотокорреспондента (оператора), видения им главного содержания будущего снимка (кадра). На основе сюжетнотематического центра строится композиция снимка.

Таблоиды – это понятие происходит от французского tableau, которое употребляется для обозначения способа размещения рекламы на уличных щитах или экранах с яркими световыми надписями и сигналами.

Тавтология – (от греч. tautologia, где tauto – то же самое, logos – слово) – содержательная избыточность высказывания, проявляющаяся в смысловом дублировании текста.

Тезаурус – словарь, в котором максимально полно представлены все слова языка с исчерпывающим перечнем примеров их употребления в текстах.

Тракт – канал, по которому подаются сигналы изображения и звука.

Трактовая репетиция проводится в студии с использованием технических средств, которые будут задействованы в передаче.

Трансфокатор видеокамеры – сочетание телескопической насадки с объективом, представляющее собой оптическую систему с переменным фокусным расстоянием. Механические перемещения отдельных элементов насадки трансфокатора обеспечивают плавное изменение масштаба изображения объекта в определённом диапазоне.

«Хромокей» – Специальное оборудование, предназначенное для записи передачи на фоне другой видеозаписи.

Цензура – (лат. censura), контроль официальных (светских или духовных) властей за содержанием, выпуском в свет и распространением печатной продукции, содержанием (исполнением, показом) пьес, сценических произведений, кино-, видео- или фото-произведений, произведений изобразительного искусства, радио- и телевизионных передач.

Цифровая компрессия – преобразование данных в компактную цифровую форму без потерь информации и с целью экономии памяти используемых устройств.

Частотно-модуляционное вещание – (frequency modulation broadcasting, FM) в отличие от амплитудно-модуляционного вещания обладает большей помехоустойчивостью и точностью в передаче звуковых сигналов и стереофонических эффектов.

Штамп речевой – стилистически окрашенное средство речи, отложившееся в коллективном сознании носителей данного языка как устойчивый, всегда «готовый к употреблению» и потому наиболее удобный знак для выражения определенного содержания, имеющего экспрессивную и образную нагрузку.

Эвфемизмы – эмоционально нейтральные слова или выражения, употребляемые вместо синонимичных им.

Эдмасса – (admass, от advertisement – реклама, и mass – масса, аудитория) легковерная массовая аудитория, подчиненная рекламе, принимающая на веру рекламные обещания, подражающая символам и имиджам рекламных и PR-кампаний.

Экспонометрия – раздел фотографии, в котором определяют условия экспонирования фотографических материалов при фото- и киносъемках различных объектов или при фотокопировании, обеспечивающие наилучшее качество получаемых изображений по критериям качества, принятым в данной области фотографии.

Экспонометр – прибор для определения выдержки (экспозиции) при фотосъемке.

Экспозиция – в фотографии количество освещения, произведение освещенности на время освещения (экспонирования).

Эмпатия – идентификация говорящего с участником или объектом сообщаемого события, изложение сообщения с некоторой точки зрения.

Эссе (франц. essai – попытка, проба, очерк, от лат. exagium – взвешивание) – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета.

Эстетический плюрализм (англ. aesthetic pluralism) – концепция, возникшая в ходе дискуссий о массовой культуре и являющаяся компромиссом между сторонниками и противниками массовой культуры.

Этика журналистики (англ. ethics of journalism) – в сфере средств массовой информации существует немало документально зафиксированных этических принципов, которые должны служить, по замыслу их авторов и инициаторов, формированию неких этических критериев для практических журналистов.

Эфир – обобщенное наименование среды, в которой возможно распространение радиоволн.

Эфирное вещание (англ. over-the air-broadcasting) – передача радио и телевизионных сигналов через эфирное пространство.

Эффект бумеранга (англ. boomerang effect) – неблагоприятная, нежелательная реакция аудитории на излишне броскую рекламу в СМИ, на чрезмерно абсолютизированные образы в PR-кампаниях.

Эффект отчуждения – в отличие от эффекта присутствия, или эффекта реальности, предполагает отдаление, отстранение изображаемых лиц, событий, конфликтов от их объективных и реальных прототипов и источников, придание изображаемым объектам и процессам качеств необычных, парареальных, мифологизированных, метафизических.

Эффект пристрастия (англ. biasing effect) – влияние пристрастного отношения журналиста к излагаемой им информации на ее качество, формы передачи, а значит и на характер восприятия данной информации аудиторией.

Эффект присутствия – создание при помощи выразительных средств журналистики зримой картины, позволяющей зрителю (слушателю, читателю) ощутить себя находящимся на месте события.

Эффект «стадности» (англ. bandwagon effect) – повальное увлечение личностями политических лидеров, спортсменов, звезд экрана и эстрады.

ЮСИА, Информационное агентство США (United States Information Agency) – внешнеполитическое информационно-пропагандистское федеральное ведомство.

 

 







Date: 2015-07-24; view: 606; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.074 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию