Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности детективного жанра Э.По и А.Кристи





 

Эдгар По написал всего несколько произведений в жанре детектива «Убийство на улице Морг» (1841 год), «Тайна Мари Роже» (1842 год), «Золотой жук» (1843 год), «Похищенное письмо» (1844 год), «Ты еси муж, сотворивый сие» (1844 год). Эдгар По называл свои рассказы «логическими», само понятия детектива в том виде, в котором мы воспринимаем его сейчас, зародилась гораздо позже.

Его рассказы «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и «Похищенное письмо» принято объединять в дюпеновский цикл, потому что в нем фигурирует один и тот же главный персонаж – Огюст Дюпен. Этот человек обладает способностью разгадывать такие загадки, которые никогда не смог бы разгадать обычный человек. Он уделяет внимание незначительным, казалось бы, деталям, это помогает ему распутывать преступления. Не только это отличает его от обычных людей: он любит ночь и ведет ночной образ жизни.

Также Дюпен подвергает сомнению все, даже вещи, которые кажутся очевидными на первый взгляд. Убежден, что за добро нужно платить добром (как, например, когда некий Адольф Лебон, когда-то оказавший услугу сыщику, попал в беду, Дюпен немедленно берется за расследование преступления, хотя и не ожидает от этого никакой выгоды). Главное в деятельности Дюпена – его интуиция, его «осеняет», и в результате он приходит к единственно верной разгадке. По считал, что «интуиция – не что-то сверхъестественное, а я вляется продуктом деятельности мощного ума», именно поэтому все выводы Дюпена – обоснование всех интуитивных выводов.

Итак, основные черты личности Дюпена – это нестандартность мышления, любовь к истине, вера в справедливость.

Теперь зададимся вопросом, каким правилам следовал автор при создании детективных рассказов.

«Убийство на улице Морг».

«Его проницательность уму заурядному кажется чуть ли не сверхъестественной» - пишет Э.По, а позже мы наблюдаем, как Дюпен, наблюдая за поступками друга и его мимикой, догадывается о его мыслях.

В главном действии Дюпен и его друг узнают об убийстве пожилой женщины и ее дочери, которое произошло в запертой комнате на пятом этаже дома. Здесь Дюпен подвергает сомнению очевидную, казалось бы, вещь: закрытые окна в доме, где произошло убийство. В итоге мы приходим к удивительной разгадке, и объяснению Дюпена, как он смог разгадать ее.

В этом рассказе Э.По следует следующим приемам:

1. Загадка закрытой комнаты, которой позже следуют многие авторы.

2. Автор рассказывает о событиях, которые как будто действительно имели место быть. Чтобы убедить читателя в их подлинности, По ссылается на заметку в «Судебной газете» и приводит полностью ее текст.

«Тайна Мари Роже» отличается от «Убийства на улице Морг». Самой весомой частью сюжета служит «лекция» Дюпена и его упражнения в логике. На этот раз он применяет к разгадке тайны собственную теорию совпадений. В рассказе мы видим и иные приемы Дюпена, например, умение поставить себя на место другого человека.

В последнем рассказе из «дюпеновского» цикла – «Похищенное письмо» - автор в какой-то мере соединяет «Улицу Морг» и «Мари Роже», используя приемы предыдущих рассказов: здесь есть сочетание заурядного и необыкновенного, способность заметить маленькую, но решающую частность и рассуждение о преимуществах поэтического склада ума.

Еще в одном рассказе По – «Золотой жук» - убийство отсутствует, но, тем не менее, многие относят его к детективу, так как присутствует загадка. Здесь мы вновь встречаем правила, созданные По: загадка, наблюдение, анализ и лекция-объяснение. Главный герой, Вильям Легран, очень похож на Дюпена.

Если рассматривать все особенности детективных рассказов Эдгара По, можно выделить следующие приемы создания детектива:

1. разгадкой тайны занят сыщик-любитель, обладающий мощной рационалистической логикой;

2. главному герою придан друг-рассказчик, человек обычный, даже не совсем иногда понятливый. В то же время он достаточно образован, чтобы запечатлеть действия гениального сыщика, и активен, чтобы при случае принять участие в его приключениях;

3. задача – тайна происшествия – как всякая задача, имеет условия решения, они должны быть известны читателю; сыщик, приступая к раскрытию тайны, знает столько же, сколько и читатель, и как бы вызывает читателя на состязание;

4. изложение «условий» задачи обычно происходит в кабинетном обсуждении между сыщиком и его другом;

5. отправной точкой следствия часто становится несправедливое подозрение или обвинение;

6. разрешение тайны всегда должно удивлять;


7. автор применяет принцип «очевидного-невероятного», то есть представляет ситуацию, при которой самое таинственное имеет самое простое объяснение;

8. иногда автор прибегает к инсценировке происшествия, чтобы заставить преступника или подозреваемого выдать себя;

9. окончательное объяснение происходит в кабинете сыщика и напоминает лекцию, которую снисходительный наставник читает не слишком сообразительному ученику.

10. возможность рационального объяснения обстоятельств загадочного события.

Таким образом, мы можем сказать, что Эдгар По действительно много сделал для того вида детектива, каким мы видим его сейчас. Именно по его творчеству позже были созданы «правила» написания классического детектива, именно его произведения на настоящее время являются примером писательского искусства в этом жанре.

 

Другим ярким примером классики детективного нарратива является Агата Кристи. Сегодня имя Агаты Кристи известно даже тем, кто далек от детектива. Ее неоспоримо воспринимают как королеву высокого детектива, популярность ее книг продолжает расти, ежегодно во всём мире продаются сотни миллионов экземпляров её книг. Агата Кристи – не просто популярнейшая писательница детектива, она – часть культуры детективного жанра наряду с Эдгаром По и Конаном Дойлем.

«Детективы хороши тем, что при работе над ними предоставляется богатый выбор: можно написать триллер, что довольно-таки легко и приятно, можно детективный роман с изощрённым сюжетом. Это сложнее, такой роман требует тщательной проработки наимельчайших подробностей, но полностью искупает затраченные усилия. А можете выбрать то, что я привыкла называть детективным романом с драматической подоплёкой, где, как правило, вашей задачей становится защита невиновных» [14]

Творческий путь Леди Агаты условно можно разделить на три периода. Для первого характерны романы с очень сложным сюжетом. В них четко прослеживается игровой характер, интрига. И персонажи, и их взаимоотношения, и вся атмосфера служат лишь фоном или связующими звеньями для развития интриги. По сути дела, всё сводится к поиску и сбору улик, преступником же зачастую оказывается человек, вроде бы не имеющий отношения к делу. Здесь писательница показала себя талантливой в придумывании всяческих ходов, позволяющих не выявлять убийцу до того момента до самого конца. Критики вполне справедливо утверждают, что ей принадлежит подавляющее большинство самых оригинальных детективных ходов.

Во второй период в её творчестве начинают намечаться противоположные тенденции. В романах «Карты на столе», «Смерть на Ниле» или «Десять негритят» она, вместо того, чтобы прятать убийцу, практически сразу очерчивает круг, к которому принадлежит преступник. Соответственно иначе расставлены и акценты: на первый план выступают психологические факторы, а не материальные улики (окурки, случайно оброненные предметы и т.д.), или тщательный отсчет времени. Основное же место целиком отводится человеческой драме, и детективная интрига целиком теперь подчинена ей. Читателю предлагают теперь не просто сопоставить факты, но, вникнув в тонкости взаимоотношений и характеров действующих лиц, правильно определить мотив преступления.

В третьем периоде её творчества убийства происходят уже не в самом начале романа, а ближе к середине и являются скорее кульминацией (например – «К нулю»). Расследование как таковое выносится за рамки сюжета, а если оно всё же и происходит, то, как правило, касается преступления, совершённого до описываемого отрезка времени. Произведения этого периода считаются самыми слабыми, но среди них есть и сильные вещи, такие, как «Пять поросят», «День поминовения», «Испытание невиновностью» (1958г.).


Стиль Агаты Кристи всегда восхищал читателей. Несмотря на то, что Агата Кристи следовала правилам и нормам классического детектива, именно ей удалось произвести на читателя наибольшее впечатление.

Однако её стиль обладает некоторыми особенностями, которые были выделены в ходе изучения её творчества. Особенности могут затрагивать как все произведения, так и какую-то часть из них.

1. Наличие любовной линии на фоне детектива в произведениях. Примеры: «Бледный конь».

2. Ограниченное пространство, на территории которого происходит убийство. Примеры: «Убийство в Месопотамии», «Печальный кипарис», «Смерть на Ниле».

3. По ходу действия создаётся впечатление, что никто не имел возможности совершить убийство. Наиболее яркий пример – «Бледный конь», а также «Десять негритят».

4. Хороший детективный ход Агаты Кристи: убийцей оказывается тот, кто был ранее оправдан. Примеры: «Свидетель обвинения», «Смерть на Ниле.

5. Возможность и мотив убийства были у всех, или у большинства действующих героев; перед читателем встаёт вопрос: кто же убийца? Примеры: «Убийство в Восточном экспрессе», «День поминовения», «Карты на столе».

6. В убийстве подозревают того, кто на самом деле был лишь вором или шантажистом. Примеры: «Карты на столе», «Зло под солнцем».

7. Агата Кристи крайне редко детально описывает детские образы. Исключение из этого составляет всего лишь «Зло под солнцем».

8. Уделение большего внимания не уликам, а психологии убийцы, пренебрежение уликами. Примеры: «Второй гонг», «Карты на столе», «Пять поросят».

А также стоит отметить два детективных хода, принадлежащих Агате Кристи, которые принесли ей огромную известность, однако нарушили основные каноны детектива:

1. рассказчик может являться убийцей;

2. убийцами могут оказаться абсолютно все действующие лица.







Date: 2015-07-24; view: 812; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию