Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Второй этап





Начало второго этапа оглашения, так называемого просвещения, наступает тогда, когда оглашаемый первого этапа ответственно, свободно, откровенно и однозначно заявляет о своем желании креститься и признается церковью достойным этого. Этот момент знаменуется молитвой «во еже сотворите оглашенного», к которой присоединяются три «запретительные молитвы на диавола» (последние могут читаться неоднократно, вплоть до момента крещения). Оглашаемые обретают в церкви новый статус просвещаемых – тех, кто непосредственно готовится к крещению.

Цель и задачи

Второй этап – это сердцевина подготовки человека к крещению, требующая от всех участников этого процесса наибольшей самоотдачи. Целью второго оглашения «является уготовление человека и его духовного “сосуда” (утробы, сердцевинысердца) к принятию “нового вина” в Царстве Духа Божия, в первоначальном приобщении к откровению полноты Любви, Надежды и Веры» [1, с. 84]. Необходимо подвести человека к покаянию. Человек должен покаяться и воззвать к Богу через Христа, и тогда его можно будет крестить. Завершается второй этап совершением таинства крещения.

Содержание этапа

На данном этапе к оглашаемым предъявляются как прежние, так и новые требования.

Чтение Священного писания происходит по особой рекомендации, которая определяет объем и метод чтения.

По мере изъяснения на оглашении общецерковных молитв, разрешается их использование совместно с личной молитвой. Просвещаемый должен обязательно регулярно посещать храм не менее двух раз в неделю – один раз вечером (не обязательно всю службу до конца) и один раз утром, желательно в воскресенье (литургию оглашаемых целиком). На богослужениях от просвещаемых требуется особое соучастие в общей молитве, слушании Писания и проповеди.

Усилия, связанные с нравственной работой, должны увеличиться. На втором этапе человек, не соблюдающий нравственные требования, может быть переведен в статус оглашаемых первого этапа.

Самым главным моментом второго этапа являются обязательные для всех огласительные встречи, которые состоят из ряда последовательных бесед, раскрывающих учение Церкви (не догматическое). Встречи проходят два раза в неделю и требуют специальной подготовки.

Из огласительных тем второго этапа главными духовными темами являются темы творения, заветов, грехопадения и спасения через Крест и Воскресение. Просвещаемые должны получить новое понятие о спасении – через Крест и Воскресение. Это трудно и страшно для оглашаемых, так как требует вхождения в неизвестное, в область «божественного мрака». Страх, возникающий здесь, носит другой характер, чем тот, о котором шла речь на первом этапе – это страх взятия Креста, боязнь движения вперед по Пути [4]. Этот страх возможно преодолеть только через общение с Богом, поэтому так важна на данном этапе усиленная молитва. Сама молитва открывается просвещаемым с новой стороны как путь к преодолению закрытости, ухода из мира иллюзий, возможности встречи с Богом в реальном, а не воображаемом мире.

Второй этап связан с преодолением духа неверия и неверности, лжи и страха, прелюбодеяния и предательства, всякой развращенности, которые таятся в человеке [4]. Отношения человека с Господом меняются, становятся более глубокими, что нередко вызывает появление духа противления или противоречия. Поэтому на данном этапе читаются запретительные молитвы. При этом все верные пребывают в посте как выражении молитвенного предстояния за просвещаемых.

Выход наружу духа противления связан с Законом и послушанием. У оглашаемых первого этапа еще нет целостного опыта Закона, от них требуется только готовность жить по Закону. А на втором этапе от просвещаемых требуется исполнение всего Закона, послушание Закону как детоводителю. Такое послушание является путем к свободе, чему сопротивляется падшая сторона человека. Человеку приходится отказываться от своего, поэтому возникает страх и дух противоречия.

Преодолеть страх помогает вера, которая, как и страх, становится уже другой. Она связана уже не с поступком, а с молитвой, с некоторым внутренним действием. На первом этапе вера была нужна для обращения к Богу за помощью, а теперь открывается сила молитвы самого человека, через его веру.

Главная духовная тема второго этапа – покаяние. Здесь она раскрывается целостно и соотносится с другими важнейшими темами: о мире и творении, о сотворении человека и грехопадении, о призвании человека и ответственности и т. д. Первая тема («Бог и мир. Сотворение мира») является ключевой ко всему второму этапу. Ее задача – изменить языческие представления просвещаемых о Боге, мире и о сотворении мира на христианские.

Просвещаемые должны хорошо понять, что значит творение и почему Бог не мог сотворить совершенный мир (так как это равнозначно творению еще одного Бога, а Бог – один). Им, таким образом, надо раскрыть, что несовершенство мира – это неизбежная реальность творения и что мир не может быть до конца сотворен без человека, который призван привести мир к единству с Богом. Просвещаемым нужно показать, что из несовершенства мира и несовершенной свободы человека следует возможность появления зла в мире, и поэтому нельзя упрекать Бога в том, что Он, будучи благим, не сотворил благой мир.

В первой теме также важно раскрыть идею о том, что Бог – не причина мира (Бог не может находиться в одном причинно-следственном ряду с миром). Важно обратить внимание оглашаемых на то, что Бог сотворил три реальности: мир, жизнь и человека.

Третья тема («Бог и человек. Сотворение человека. Первый, Доисторический завет – Бога с Адамом») продолжает первую и говорит о призвании человека, об образе и подобии Божьем и об ответственности человека. Оглашаемые должны понять, что человек свободен в мире и что Бог призывает его раскрыть эту свободу. Мир, сотворенный Богом, несовершенен. Призвание человека в мире состоит в том, чтобы сначала раскрыть в себе образ Божий, включающий и свободу выбора, а потом – уподобиться Богу, т. е. обрести совершенство, в том числе и совершенство свободы, и через это довести мир до совершенства и полноты.

Эта тема является переходной от первой к пятой. Она должна подготовить оглашаемых к теме о грехопадении. Поэтому в ней надо показать, что выбор человека между двумя деревьями в раю следует из призвания человека. Оглашаемые должны понять, что совершенная свобода не может быть дана человеку сразу, что данный выбор – это начальный этап, который ведет к раскрытию свободы, и что свобода может быть обретена только изнутри призвания.

В этой теме также важно раскрыть тему завета как духовной реальности и то, что завет с Богом совершается на основании духовного откровения.

Пятая тема («Добро и зло, грех и закон. Грехопадение. Начало истории человечества») объединяет темы Откровения, Завета, грехопадения и искупления. Она является центральной темой второго этапа. Ее задача – помочь оглашаемым почувствовать личную причастность к грехопадению. Человеку необходимо преодолеть отчужденность от откровения и обрести к нему личное отношение. В связи с этим нужно показать, что нарушение завета – это не просто нарушение формальных границ, а ситуация, когда человек предает уже воспринятое откровение.

Дополнением к пятой теме является шестая. На этом второй этап внутренне заканчивается. Дальше идет рассказ о Христе, где то же самое рассказывается еще раз, чтобы оглашаемые это лучше усвоили.

В процессе бесед второго этапа нет задачи дать знания просвещаемым, не требуется, чтобы они на уровне мышления поняли то, о чем им рассказывается и могли пересказать тему. Важно, чтобы была сформирована целостная картина, чтобы появилось ощущение приобщенности к огромному, целостному и живому содержанию, которое превосходит и тех, кто слушает и тех, кто говорит.

Самое важное на втором этапе – это грехопадение и противостоящий ему Крест. Страх взятия креста является самым сильным искушением на данном этапе, которое преодолевается через послушание. На послушание важно оглашаемых вдохновлять. Надо раскрыть понятия благоговения, страха Божьего, послушания, которое нельзя путать с подчинением. Эти понятия оглашаемому надо услышать внутренним слухом, не понять абстрактно, а познать опытно. Нужно показать, что откровение, которое было получено Моисеем, теперь доступно всем.

На втором этапе просвещаемым также преподносится целостное учение о Церкви. Необходимо, чтобы они отказались от ложных образов Церкви и поняли, что Церковь (как и Христос) – не абстракция, что все, что в ней есть, – настоящее.

Date: 2015-07-24; view: 220; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию