Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Аннотирование научных текстов





Задание 1. Прочитайте текст, выделите его структурно-смысловые части.

В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т.п., но и для всего человечества.

Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой при­родой происхождением, материальными и духовными потреб­ностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приня­ли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покро­ва планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного об­щества, поставив человечество на грань экологической ката­строфы.

Человек, благодаря данному ему природой разуму, стре­мится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть не­зависимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т.п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через соз­даваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развива­ясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается сти­хийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню».

Остановить стихийное развитие событий помогут лишь зна­ния о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти зна­ния должны «овладеть массами», по крайней мере большей ча­стью общества, что возможно лишь через всеобщее экологиче­ское образование людей, начиная со школьной скамьи и закан­чивая вузом.

Экологические знания необходимы каждому человеку, что­бы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрас­ные города, развить настолько совершенные производитель­ные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждеб­но настроены, друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил амери­канский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски исто­ков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приво­дят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса за­ключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми».

Таким образом, экологические знания позволяют осо­знать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель людей и даже цивилиза­ций: это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологи­ческих условий выживания человека и всего живого — это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек.

1.1. Ответьте на вопросы:

1) О чем идет речь в 1-ой части данной статьи?

2) Что является предметом изучения во 2-ой части текста?

3) О чем говорится в 3-ей части текста?

4) Что рассматривается в заключительной части текста?

При ответе на вопросы используйте следующие языковые конструкции: В статье речь идет о… Предметом изучения является… В статье дается анализ… Автор рассматривает…

1.2. Используя полученные предложения, напишите справочную аннотацию на текст (см. «Методические рекомендации»).

Задание 2. Прочитайте и озаглавьте текст.

Вода - один из драгоценнейших природных ресурсов, источник жизни. Хотя поверхность нашей планеты на ¾ - Мировой океан, но пресной воды, доступной человеку, на Земле мало (97% всего водного объёма) – это солёные воды морей и океанов. Запасы пресной воды на 99% - это вечные снега и ледники. Лишь 1% - воды рек, озёр и других водоёмов, доступных человеку. В среднем в год общество использует 3810 кубокилометров воды. 2450- в сельском хозяйстве, 1100- в промышленности. 250 кубокилометров - на бытовые нужды. Одна из сложнейших глобальных проблем – количественное и качественное истощение водных источников.

80-ые годы были объявлены ООН десятилетием чистой воды. Но провозглашенная задача - обеспечить всех живущих на планете чистой питьевой водой - оказалось невыполнимой.

Около 1/3 человечество не имеет доступа к чистой питьевой воде. В результате из-за кишечно-желудочных заболеваний в развивающихся странах ежегодно умирают 4,5 млн. детей, не достигнув пятилетнего возраста. Около 200 млн. жителей этих стран заражаются через воду тяжёлой болезнью шистосамотозом, которая нередко ведёт к слепоте. В большинстве регионов мира нехватка воды усиливается.

Как и во многих других областях, взаимосвязанность стран и народов в обеспечении водой возрастает. Примерно 40% мирового населения зависит в обеспечении водой от 214 международных речных бассейнов. Каждый из этих бассейнов используется как источник питьевой. 25 речных бассейнов делятся между 4-12 странами. По мере истощения водных ресурсов споры о праве пользования общими речными бассейнами, переходящие в затяжные конфликты, усиливаются. Так, нерешенные проблемы существуют по поводу раздела вод Великих озер между США и Канадой, между США и Мексикой - о засолении и загрязнении рек Рио Гранде и Колорадо; о промышленном загрязнении Рейна – между четырьмя западноевропейскими странами. Большие сложности существуют в разделе великих густозаселённых бассейнов Нила, Тигра и Евфрата, Йордана, Ганга и Брахмапутры, Меконга, Параны и др.

Проблемы эффективности водопользования многосторонни. Это не только методы повышения КПД ирригации, но и различные способы сохранения почвенной влаги при суходольных системах земледелия, которые распространены на 80% обрабатываемых площадей, рациональные системы севооборота. Распространяются замкнутые и полузамкнутые технологические циклы, возвратные поливы дренажными водами и другие многообразные способы повышения эффективности водопользования.

Мы, унаследовавшие обширнейшую территорию нашей прекрасной Родины, не имеем права расхищать, портить, уничтожать земли, которые принадлежат и следующим поколениям.

2.1. Разделите текст на структурно-смысловые части и составьте его сложный план.

2.2. Опираясь на сложный план текста, языковые конструкции и образцы аннотации (см. «Методические рекомендации»), напишите рекомендательную аннотацию.

Задание 3. Распространите аннотации, приведенные ниже, включив в них необходимые с вашей точки зрения, смысловые блоки.

1) Экология: Учебное пособие. - Алматы: КазНТУ, 2005. – 485 с.

Учебное пособие посвящено наиболее значимым вопросам классической экологии, рассматривающей основные законы, принципы и особенности функционирования природных систем.

Учебное пособие предназначено для студентов специальностей: 1703 - «Прикладная экология», 1704 – «Инженерная защита окружающей среды» и студентов всех специальностей, изучающих экологию.

2) Тетиор А.Н. Экосити – новый комплексный подход экологической реконструкции и создания городов.// Инженерная экология – 2007, №2, с. 78-80.

В статье описано актуальное направление в градостроительстве, архитектуре и строительстве – создание здорового экологичного города (экосити), удовлетворяющего потребности жителя и находящегося в равновесии с природой.

Статья предназначена для студентов всех специальностей, изучающих экологию.

Задание 4. Прочитайте библиографический список. Объясните использование пунктуационных знаков. Укажите вид построения библиографического списка?

1. Нуркеев С.С., Мусина У.Ш. Экология: Учебное пособие. - Алматы: КазНТУ, 2005. 485с.

2. Тетиор А.Н. Экосити – новый комплексный подход экологической реконструкции и создания горолдов.// Инженерная экология – 2007,- №2, с.78-80

3. Баймухамедова Г.Б. Организация рынка и рыночных отношений в сфере материально-технического обеспечения АПК.// Вестник КазЭУ. 2002. № 6.

4. Геретик Ш. Критика буржуазных теорий политэкономии. – М., 1977.

5. Ескараева О., Батмусаева Ж. Роль рынка в экономическом развитии Республики Казахстан// Транзитная экономика. – 2004. - №5. – С. 23-32.

6. Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской экономике// США: ЭПИ.

1988. № 4.

7. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М., 1983. Т.3. Кн. 66. Гл. 12, 13.

8. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. – А., 2001. – 512 с.

9. Радостовец В.В. Бухгалтерский учет на предприятии. - А.: Центраудит-Казахстан, 2006.

Задание 5. Оформите библиографический список по правилам Госстандарта. Составьте алфавитный и хронологический виды библиографического списка.

1. Глушко А.А. Космическая экология - М.: Инженерная экология. – 2005. – 640 с.

2. Стрекалов Г.М., Сургучев О.В. и др. Массоэнергетические балансы в гермоотсеках орбитального комплекса «Мир»./ Московский университет инженерной экологии.- М., 1993. – 67 с.

3. Лаверов Н.П., Глушко А.А. От исследования Земли из космоса до экологической карты мира.//Инженерная экология – 1995, №6, - с. 5-19

Задание 6. Составьте аннотацию книги или статьи по специальности, которые вы посоветовали бы прочитать своим однокурсникам с целью ознакомления с какой-либо научной проблемой, используя следующие языковые конструкции-клише (библиографическое описание составьте самостоятельно):

В книге (статье) рассматриваются вопрос.... Книга (статья) посвящена проблеме…Книга (статья) состоит из… частей. В нем (ней) приведены примеры …. Автор (авторы) предлагает …

Книга (статья) адресована …, а также ….

Date: 2015-07-22; view: 1319; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию