Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Аннотирование научных текстов
Задание 1. Прочитайте текст, выделите его структурно-смысловые части. В настоящее время стихийное развитие взаимоотношений с природой представляет опасность для существования не только отдельных объектов, территорий, стран и т.п., но и для всего человечества. Это объясняется тем, что человек тесно связан с живой природой происхождением, материальными и духовными потребностями, но, в отличие от других организмов, эти связи приняли такие масштабы и формы, что это может привести (и уже приводит!) к практически полному вовлечению живого покрова планеты (биосферы) в жизнеобеспечение современного общества, поставив человечество на грань экологической катастрофы. Человек, благодаря данному ему природой разуму, стремится обеспечить себе «комфортные» условия среды, быть независимым от ее физических факторов, например, от климата, от нехватки пищи, избавиться от вредных для него животных и растений (но совсем «не вредных» для остального живого мира!) и т.п. Поэтому человек, прежде всего, отличается от других видов тем, что взаимодействует с природой через создаваемую им культуру, т.е. человечество в целом, развиваясь, создает на Земле культурную среду благодаря передаче из поколения в поколение своего трудового и духовного опыта. Но, как отмечал К. Маркс, «культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню». Остановить стихийное развитие событий помогут лишь знания о том, как ими управлять и, в случае с экологией, эти знания должны «овладеть массами», по крайней мере большей частью общества, что возможно лишь через всеобщее экологическое образование людей, начиная со школьной скамьи и заканчивая вузом. Экологические знания необходимы каждому человеку, чтобы сбылась мечта многих поколений мыслителей о создании достойной человека среды, для чего надо построить прекрасные города, развить настолько совершенные производительные силы, которые смогли бы обеспечить гармонию человека и природы. Но эта гармония невозможна, если люди враждебно настроены, друг к другу и, тем более, если идут войны, что, к сожалению, имеет место. Как справедливо отметил американский эколог Б. Коммонер в начале 70-х гг., «поиски истоков любой проблемы, связанной с окружающей средой, приводят к неоспоримой истине, что коренная причина кризиса заключена не в том, как люди взаимодействуют с природой, а в том, как они взаимодействуют друг с другом... и что, наконец, миру между людьми и природой должен предшествовать мир между людьми». Таким образом, экологические знания позволяют осознать всю пагубность войны и распрей между людьми, ведь за этим кроется не просто гибель людей и даже цивилизаций: это приведет к всеобщей экологической катастрофе, к гибели всего человечества. Значит, важнейшее из экологических условий выживания человека и всего живого — это мирная жизнь на Земле. Именно к этому должен и будет стремиться экологически образованный человек. 1.1. Ответьте на вопросы: 1) О чем идет речь в 1-ой части данной статьи? 2) Что является предметом изучения во 2-ой части текста? 3) О чем говорится в 3-ей части текста? 4) Что рассматривается в заключительной части текста? При ответе на вопросы используйте следующие языковые конструкции: В статье речь идет о… Предметом изучения является… В статье дается анализ… Автор рассматривает… 1.2. Используя полученные предложения, напишите справочную аннотацию на текст (см. «Методические рекомендации»). Задание 2. Прочитайте и озаглавьте текст. Вода - один из драгоценнейших природных ресурсов, источник жизни. Хотя поверхность нашей планеты на ¾ - Мировой океан, но пресной воды, доступной человеку, на Земле мало (97% всего водного объёма) – это солёные воды морей и океанов. Запасы пресной воды на 99% - это вечные снега и ледники. Лишь 1% - воды рек, озёр и других водоёмов, доступных человеку. В среднем в год общество использует 3810 кубокилометров воды. 2450- в сельском хозяйстве, 1100- в промышленности. 250 кубокилометров - на бытовые нужды. Одна из сложнейших глобальных проблем – количественное и качественное истощение водных источников. 80-ые годы были объявлены ООН десятилетием чистой воды. Но провозглашенная задача - обеспечить всех живущих на планете чистой питьевой водой - оказалось невыполнимой. Около 1/3 человечество не имеет доступа к чистой питьевой воде. В результате из-за кишечно-желудочных заболеваний в развивающихся странах ежегодно умирают 4,5 млн. детей, не достигнув пятилетнего возраста. Около 200 млн. жителей этих стран заражаются через воду тяжёлой болезнью шистосамотозом, которая нередко ведёт к слепоте. В большинстве регионов мира нехватка воды усиливается. Как и во многих других областях, взаимосвязанность стран и народов в обеспечении водой возрастает. Примерно 40% мирового населения зависит в обеспечении водой от 214 международных речных бассейнов. Каждый из этих бассейнов используется как источник питьевой. 25 речных бассейнов делятся между 4-12 странами. По мере истощения водных ресурсов споры о праве пользования общими речными бассейнами, переходящие в затяжные конфликты, усиливаются. Так, нерешенные проблемы существуют по поводу раздела вод Великих озер между США и Канадой, между США и Мексикой - о засолении и загрязнении рек Рио Гранде и Колорадо; о промышленном загрязнении Рейна – между четырьмя западноевропейскими странами. Большие сложности существуют в разделе великих густозаселённых бассейнов Нила, Тигра и Евфрата, Йордана, Ганга и Брахмапутры, Меконга, Параны и др. Проблемы эффективности водопользования многосторонни. Это не только методы повышения КПД ирригации, но и различные способы сохранения почвенной влаги при суходольных системах земледелия, которые распространены на 80% обрабатываемых площадей, рациональные системы севооборота. Распространяются замкнутые и полузамкнутые технологические циклы, возвратные поливы дренажными водами и другие многообразные способы повышения эффективности водопользования. Мы, унаследовавшие обширнейшую территорию нашей прекрасной Родины, не имеем права расхищать, портить, уничтожать земли, которые принадлежат и следующим поколениям. 2.1. Разделите текст на структурно-смысловые части и составьте его сложный план. 2.2. Опираясь на сложный план текста, языковые конструкции и образцы аннотации (см. «Методические рекомендации»), напишите рекомендательную аннотацию. Задание 3. Распространите аннотации, приведенные ниже, включив в них необходимые с вашей точки зрения, смысловые блоки. 1) Экология: Учебное пособие. - Алматы: КазНТУ, 2005. – 485 с. Учебное пособие посвящено наиболее значимым вопросам классической экологии, рассматривающей основные законы, принципы и особенности функционирования природных систем. Учебное пособие предназначено для студентов специальностей: 1703 - «Прикладная экология», 1704 – «Инженерная защита окружающей среды» и студентов всех специальностей, изучающих экологию. 2) Тетиор А.Н. Экосити – новый комплексный подход экологической реконструкции и создания городов.// Инженерная экология – 2007, №2, с. 78-80. В статье описано актуальное направление в градостроительстве, архитектуре и строительстве – создание здорового экологичного города (экосити), удовлетворяющего потребности жителя и находящегося в равновесии с природой. Статья предназначена для студентов всех специальностей, изучающих экологию. Задание 4. Прочитайте библиографический список. Объясните использование пунктуационных знаков. Укажите вид построения библиографического списка? 1. Нуркеев С.С., Мусина У.Ш. Экология: Учебное пособие. - Алматы: КазНТУ, 2005. 485с. 2. Тетиор А.Н. Экосити – новый комплексный подход экологической реконструкции и создания горолдов.// Инженерная экология – 2007,- №2, с.78-80 3. Баймухамедова Г.Б. Организация рынка и рыночных отношений в сфере материально-технического обеспечения АПК.// Вестник КазЭУ. 2002. № 6. 4. Геретик Ш. Критика буржуазных теорий политэкономии. – М., 1977. 5. Ескараева О., Батмусаева Ж. Роль рынка в экономическом развитии Республики Казахстан// Транзитная экономика. – 2004. - №5. – С. 23-32. 6. Изюмов А.И., Попов В.В. К вопросу длинных волн в американской экономике// США: ЭПИ. 1988. № 4. 7. Маршалл А. Принципы политической экономии. – М., 1983. Т.3. Кн. 66. Гл. 12, 13. 8. Мельников В.Д., Ильясов К.К. Финансы. – А., 2001. – 512 с. 9. Радостовец В.В. Бухгалтерский учет на предприятии. - А.: Центраудит-Казахстан, 2006. Задание 5. Оформите библиографический список по правилам Госстандарта. Составьте алфавитный и хронологический виды библиографического списка. 1. Глушко А.А. Космическая экология - М.: Инженерная экология. – 2005. – 640 с. 2. Стрекалов Г.М., Сургучев О.В. и др. Массоэнергетические балансы в гермоотсеках орбитального комплекса «Мир»./ Московский университет инженерной экологии.- М., 1993. – 67 с. 3. Лаверов Н.П., Глушко А.А. От исследования Земли из космоса до экологической карты мира.//Инженерная экология – 1995, №6, - с. 5-19 Задание 6. Составьте аннотацию книги или статьи по специальности, которые вы посоветовали бы прочитать своим однокурсникам с целью ознакомления с какой-либо научной проблемой, используя следующие языковые конструкции-клише (библиографическое описание составьте самостоятельно): В книге (статье) рассматриваются вопрос.... Книга (статья) посвящена проблеме…Книга (статья) состоит из… частей. В нем (ней) приведены примеры …. Автор (авторы) предлагает … Книга (статья) адресована …, а также …. Date: 2015-07-22; view: 1366; Нарушение авторских прав |