Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разговорный стиль речи
Задание 1. Прочитайте текст. Выделите специфические черты разговорного стиля (фонетические, лексические, словообразовательные, грамматические) в отрывке из рассказа В.Шукшина «Сельские жители». - Сахару больше кладите в хмелину-то, вот и будет пиво. А на табаке его настаивать - это стыдоба... - На самолете лететь - это надо нервы да нервы! Вот он поднимается - тебе сразу конфетку дают... - Конфетку? - А как же. Мол, забудься, не обращай внимания... А на самом деле это самый опасный момент. Или тебе, допустим, говорят: «Привяжись ремнями». – «Зачем?» - «Так положено». – «Хэх»... положено. Скажи прямо: можем навернуться, и все. А то – «положено». - Господи, господи! - сказала бабка. - Так зачем же и лететь на нем, если так... - В Свердловске, правда, сделаете посадку... - Зачем? - Надо. Там нас не спрашивают. Сажают, и все. - Нам в Свердловске-то надо самим попроситься, чтоб посадили, или там всех сажают?.. - Вот так. Не тоскуй, Шурка. Летом поедем. А я и не тоскую. Но ты все-таки помаленьку собирайся: возьмешь да надумаешь лететь. - Шурк! - позвала бабка. - А? - Павла-то, наверно, в Кремль пускают? - Наверно. А что? - Побывать бы хоть разок там... посмотреть. - Но ты тоже, бабонька, где там смелая, а тут испугалась чего-то, - сказал Шурка недовольно. - Чего ты испугалась-то? - Спи, знай, - приказала бабка. - Храбрец. Сам первый в штаны наложишь. Задание 2. Прочитайте текст. Укажите характерные черты разговорного стиля: а) фонетические (диалектные); б) лексические (разговорные, просторечные, грубо-просторечные), в) морфологические; г) синтаксические. Перепишите текст, заменив разговорные средства на нейтральные. Определите, чем различаются тексты В.Шукшина и ваш (оценочностью, образностью, экспрессивностью, индивидуальностью и т.д.). - Вот гадаю, - продолжал дед Нечай, - Куда приткнуться? Прям хошь петлю накидывай. - А этто вчерашней ночью здремнул маленько, вижу: ты вроде идешь по ограде, яички в сите несешь. Я пригляделся, а это не яички, а цыплята живые, маленькие ишо... - А шофер, Миколай Игринев, годок мне, и так уже старается поровней ехать, медлить шибко тоже нельзя: отступаем. Ну, подъезжаем к одному развилку, впереди легковуха. Офицер машет: стой, мол... Оказалось, офицер у их чижалораненый, а им надо в другую сторону. Ну, уместились кое-как. А тот, какого подсадили-то, часует, бедный. Голова в крове, все позасохло. Подумал ишо тогда: не довезем... Я голову его на коленки к себе взял – хоть поддержать маленько, да кого там!.. - Неужто сын? - тихо спросил дед Нечай... - Кхм... - Мой дед швыркнул носом. Затянулся вчастую раз пять подряд... - Почто не сказал - то? - Скажи!... Так хоть какая-то надежа есть - без вести и без вести, а так... совсем... - Господи, господи, - опять вздохнул дед Нечай, - Сам-то хоть живой остался? Задание 3. Подберите по словарю синонимов русского языка синонимы к следующим разговорным словам, отметьте их стилистическую окраску. Составьте 10 предложений с разговорными словами: Авось, бабахнуть, баловень, бояка, вояка головомойка, дармоед, дележ, дремота, дотошный, жмот, живьем, забытье, здоровяк, зевака, кутерьма, мазня, невдомек, нытик, писака, остряк, плакса, пошляк, прохиндей, прощелыга, скарб, стряпня, толкотня, уморительный, халтура, безмозглый, бухнуться, краснобай, чинуша, чудила, чужак. Задание 4. Замените название перечисленных предметов одним словом с суффиксом -к-, образуя его от прилагательного. Газированная вода - …, сгущенное молоко - …, тушеное мясо - …, манная крупа - …, вечерняя газета - …., десятилетняя школа - …, зачетная книжка - …, маршрутное такси - …., непрерывная рабочая неделя - …, попутный транспорт - …, мореходное училище - …. Задание 5. Объясните значения следующих фразеологизмов. В случае затрудненияобращайтесь к фразеологическому словарю. Быть на седьмом небе; не верить собственным глазам; ходить на задних лапках; разинуть рот; застыть на месте; и нашим и вашим; молчать как рыба; ходить вокруг до около; от мала до велика; играть в кошки-мышки; выйти сухим из воды; жить как кошка с собакой; черным по белому написано; дом – полная чаша; денег куры не клюют; только птичьего молока не хватает. Задание 6. Воспроизведите жесты и дайте их описания, которые соответствуют содержанию приведенных предложений. Меня это не касается. Пельмени лепят так, а манты - вот так. Все это не для меня. Пусть это останется между нами. Спасибо за оказанную честь. Позвольте поблагодарить за теплый прием. Я надеюсь, что мы с вами понимаем друг друга. По моим часам время уже истекло. Поторопитесь, мы в это время закрываемся. Не надо делать такие круглые глаза. Она сразу же скривила губы. Date: 2015-07-22; view: 676; Нарушение авторских прав |