Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мемуары как исторический источник по истории новейшего периода
1. Значение мемуаров как исторического источника 2. Методика и историография изучения мемуаров 3. Основные группы мемуаров Под мемуарами в современной науке понимается повествование о прошлом, основанные на прошлом опыте, охватывающие путь самого мемуариста. Долгое время не рассматривались в качестве источника. В настоящее время ситуация изменилась. Большой интерес стал уделяться к микроистории. Больше стало уделяться внимания воспоминаниям. Эти источники позволяет изучать конкретные исторические личности, их особенности характера и т.п. Позволяют историку выделять факты, которые могут показать культуру, специфику восприятия автора. Показывают стиль языка автора, его мировоззрение. Манера общения, социальные связи, особенности психологического портрета того времени – всё это можно почерпнуть из мемуаров. Воспоминания Врангеля – в этих воспоминаниях есть документы, посвящённые движению белых. Значимость заключается ещё в том, что они показывают мотивы и поступки, совершённые историческими личностями. В воспоминаниях мы можем найти объяснения, почему автор так или иначе относился к той или иной эпохе, к какому-либо событию, это позволяет понять взаимоотношения разных классов и групп общества. Воспоминания Глинки – секретарь Госдумы, его воспоминания рассказывают о той работе, которая проводилась в Госдуме, как велись заседания, как подготавливались, это позволяет сделать выводы, почему не удавалось выполнить ту или иную программу. Воспоминания являются значимым источником, по восстановлению биографии личностей, в особенности лидеров. Например, воспоминания Хрущёва. Позволяют увидеть и узнать о том, о чём не освещено в официальных источниках, так сказать закулисная сторона. В советской историографии это было белым пятном. В советский период мемуары советского периода считались полностью достоверными, не требующими источниковедческого анализа. А вот мемуары белогвардейцев – напротив. В настоящее время ситуация изменилась. Появляются работы Кабанова и др., которые посвящались анализу советской мемуаристике. В 1957-8гг. вышло несколько томов воспоминаний современников, «Советское общество в мемуарах и дневниках». Методика изучения. К мемуарам применим общий комплекс источниковедческого анализа. В тоже время они требуют специфических методов с т.зр. источниковедения. Главная проблема – время создания, история создания, проблема авторства. Мемуары посвящены жизни автора, поэтому надо уделить большое внимание жизни автора, его семейное положение, его идейно-политические взгляды, эволюцию их. По возможности установить политический портрет. Выяснить здоровье автора на момент написания мемуара. Не изучив проблему авторства, невозможно объяснить многие детали источника. Надо учитывать переписчиков мемуара, наличие цензуры. Мемуары Жукова постоянно подвергались цензуре, с 10 раза только вышли. Место написания также важно. Мемуары пишутся долгое время, когда положение в стране может кардинально поменяться. Побудительными мотивами написания мемуаров могут быть попытки оправдать себя, свои действия. Поэтому некоторые факторы могут отображаться так, как это выгодно автору. Цель – если цель автора была кого-то обвинить, критиковать, то это направление обычно не соответствует действительности. Также мемуары могут носить определённый заказ. Воспоминания Гучкова – писались как вопрос-ответ. Мемуары источник важный, но главная его особенность субъективность, поэтому они требуют очень тщательного анализа. Группы: 1. Воспоминания участников и современников и участников революции и гражданской войны. «Былое», «Голос минувшего», «Каторга»; 2. Воспоминания 20-30 гг. «Революция в деревне», «Война крестьян с помещиками», воспоминания Стаханова, Завьялов «От станков к хозяевам». Появляются воспоминания рабочих и крестьян; 3. Мемуары, посвящённые Великой Отечественной войне – воспоминания генералов, офицеров, солдат, партизан. «По горячим следам», «Записки партизан», «Воспоминания Черчилля»; 4. Воспоминания послевоенного периода до середины 50-х гг. «Гель 6 лет с Лениным»; 5. Период со второй половины 50-х до 1991г. Мемуары бывших военачальников ВОВ2, воспоминания о Брежневе, Молотов и ряд партийных работников оставили много работ. Сборники воспоминаний появляются по всей стране. В них исчезли, наконец-то, анкетирование, присущее второй группе. Выходят воспоминания рабочих и крестьян – Быков, Каганов. Акцент на трудовой деятельности, на новаторстве. Стали более активно публиковать свои воспоминания деятели науки. Воспоминания академика Т-ского; 6. Воспоминания деятелей периода перестройки и далее. Черняев, Ельцин. Сейчас своеобразный «бум» на воспоминания.
Date: 2015-07-23; view: 731; Нарушение авторских прав |