Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Делопроизводственные материалы как исторический источник по новейшей отечественной истории





1. Понятие делопроизводственные материалы, их основные группы

2. Становление и развитие советской делопроизводственной документации

3. Методика источниковедческого анализа

4. Значение делопроизводственных материалов как исторический источник

Под делопроизводственными документами понимают различного документов, возникших в процессе деятельности учреждений и организаций. Первичная функция – документное обслуживание различных управляющих систем.

Процесс управления – процесс передачи информации. Этот процесс осуществляется бумажным документооборотом. После выполнения своей первичной функции, документы откладываются в ведомственные, затем в государственные архивы.
Делопроизводственные документы составляют массу закрытых документов, лишь небольшая часть их опубликована.

Для их изучения имеет большое значение их классификация. В настоящее время принята классификация по:

1. Организационная документация – данная группа определяет порядок деятельности учреждений, организаций, формы и методы работы. К ней относятся документы положения, уставы, правила, статуты, нормативы, обязательства, договоры, контракты, трудовые соглашения. Помогают понять характер деятельности учреждения, структуру и делопроизводство;

2. Распорядительная документация – регламентирует управленческий процесс. К ней относятся решения, резолюции, приказы, инструкции, циркуляры, распоряжения, поручения, предписания, наказы. Эта группа показывает основную деятельность предприятия;

3. Документы деятельности коллегиальных органов – это советы, коллегии. Это документы протоколов, стенограмм, журналы заседаний;

4. Переписка – это документация, которой обмениваются учреждения. Разновидности: письма, отношения - служебные записки, дипломатическая документация;

5. Плановая документация;

6. Учётная документация – это анкеты, листки, книги учёта, реестры, табели, тарифы, счета, кадастровые перечни;

7. Контрольная документация – это материалы ревизий, проверок, заключений;

8. Отчётная документация – это ежегодные, месячные отчёты, сводки, донесения, рапорты.

Делятся на подлинники и поддельные.

По стадии разработки – проекты, наброски, окончательный вариант.

По форме: черновики и беловики.

По делопроизводственным функциям: оригиналы и копии.

По виду печати можно определить дату документа. В верху ставятся угловые штампы.

Становление и развитие.

Системная документация отобразила все стороны советского гос-ва. В лице советов гос. учреждения пользовались законодательной и исполнительной властью. Усложнилась структура – увеличился поток делопроизводственной документации. Был создан специальный орган наркомат Рабочей крестьянской инспекции, орган, занимающийся контролем. Был создан институт техники управления – рационализация и упорядочивание системы делопроизводства. В 32г. был ликвидирован. Задачи эти были переданы самим ведомствам – наркоматам.
В 1966г. был создан ВНИИДАД (всесоюзный научный исследовательский институт делопроизводства и архивного дела). Задачи – рационализация делопроизводства, упорядочивание его, занимался также проблемой архивного дела. В 1973г. Была утверждена единая государственная система делопроизводства.
В целом происходил постоянный рост объёма документации. В текущем делопроизводстве раз в 12-16лет происходило удвоение документооборота. Увеличилось кол-во сдаваемых документов в архив.

Разновидность этих документов включает около 1000 наименований. До сих пор продолжают расти.

Методика источниковедческого анализа. Документы этих учреждений являются историческими источниками.

В 20-х гг. появляются первые попытки их изучения. В конце 50-х гг. работы – Митяева «История организации делопроизводства в СССР», М. 1959г. Начинается рассмотрение этих документов как массовый источник. В.З. Дробишев им были написаны работы, основанные на комплексной обработке протокол ВСНХ за 1917-29гг. Эта статья была опубликована в 62г. «Из истории рабочего класса».

Зародившееся в 60-х гг. практика получила своё развитие, в 79г. выходит монография «Массовые источники по истории советского общества».

Применяется метод контент-анализа. Суть его в том, что тексты, выделяются в смысловые единицы. Затем, осуществляется их количественный подсчёт и делаются выводы.

Бородкин «Контент-анализ и проблема изучения исторических источников», опубликована в сборнике «Математика в изучении средневековых исторических источников».

В 80-х гг. использовались и традиционные методы по изучению делопроизводственных материалов. В 82г. Генкина «Протоколы совнаркома СССР как исторический источник», Лисовина «Теория и методика исследования годовых отчётов социалистических предприятий как исторический источник».


В последние годы также уделяется большое внимание этим документам. Среди них можно назвать работы академика Ананьича и Понеяка «Академическое дело как исторический источник». Павлова «Понимание Сталинской эпохи и позиции историка»// «Вопросы истории» 2002, №2. Академик М.Н. Покровский «Источниковедческие проблемы истории России 20в.» // «Общественные науки и современность», 1997, №3.

«Журналы особого совещания при главнокомандующим вооружёнными силами на юге России А.И. Деникина, сентябрь 18, декабрь 19гг.», 2008, 1003стр.

Делопроизводственные документы являются интереснейшим источником.

Методика изучения

Исследователь должен изучить систему гос. учреждений. Нужно всегда привлекать всю совокупность делопроизводственных документов. Очень часто встаёт вопрос, как восстановить ту или иную документацию. Встаёт задача восстановления, надо обращаться к архивам. В этих условиях историку нужно хорошо знать систему архивов. Архивохранилища: ГА РФ (документы ВЦИК, верховного совета СССР, РФССР, материалы многих наркоматов), РГАЭ (документы центральных учреждений области планирования и экономики Госплан, ВСНХ, ССУ), РГАЛИ (документы культуры, литературы, Госкино), РГВА (документы наркомата обороны, министерства обороны до 41г.), ЦАМО – центральный архив министерства обороны, ЦА ФСБ (документы ВЧК, НКВД, НГБ, КГБ, ФСБ).

Значение. Достаточно высокая степень достоверности. Предназначены были для внутреннего использования. Имею степень недостоверности, лишь анализ их позволит историку понять насколько достоверны эти источники. Имеются лакуны, делопроизводственные чаще всего намечают какую-то программу, а о самом процессе говорят мало. Мало найдём о мотивах деятельности, что чувствовали рабочие, о чём думали – всего этого мы не найдём в делопроизводственных документах. Работая с ними, исследователь должен помнить, что эти документы предназначались не для историка, а для определённого круга людей – для руководителя или подчинённого. Исследователь должен сам решать, подходят ему эти документы или же нет. Для советского делопроизводства было характерно «секретно», грифы «совершенно секретно». Делопроизводственные документы часто сжигались, уничтожались.

В 1954г. был уничтожен архив Берии по указанию Хрущёва. В 1950-х гг. было уничтожено 272млн. дел. В 60-х гг. около 20 млн.

 

Материалы планирования народного хоз-ва СССР как исторический источник

1. Понятие материалы планирования народного хоз-ва, их основные группы

2. История первых организационных материалов по планированию народного хоз-ва, периодизация пятилеток и их особенность

3. Публикация документов планирования народного хоз-ва

4. Методика источниковедческого анализа материалов народного хоз-ва

5. Значение этих материалов как исторических источников по новейшей отечественной истории

Данные документы относятся к делопроизводственным материалам. Эти материалы приобретают особое значение. Рассмотрение истории экономики не возможно без рассмотрения этих материалов.


Экономика советского гос-ва основывалась на централизованном планировании, поэтому источники планирования являются главными источниками по изучению советской экономики. Планы народного хоз-ва – разносторонние документы. Центральное планирование в настоящий момент свёрнуто. Вся экономика основана – на «диком рынке».

После победы Октябрьской революции была цель – построить социалистическое общества. Его экономика должна быть оформлена на других принципах – общегос. собственность, она должна быть спланирована. Об этом писал Ленин уже в первых своих работах. В рез-те этого стала создаваться система планирования народного хоз-ва. В процессе его становления стали появляться документы планирования народного хоз-ва, ставшие важными источниками.

Материалы планирования народного хоз-ва – это особые виды источников, которые возникли в советском делопроизводстве. Выделяются несколько подгрупп:

1. Директивные документы – планы народного хоз-ва;

2. Материалы, складывавшиеся в процессе становления планов;

3. Окончательно утверждённые высшими советскими органами планы

4. Материалы об итогах выполнения планов

История первых организационных предприятий по планированию.

После того, как большевики пришли к власти, советское правительство стало переходить к плановой экономики. Первым декретом стал декрет ВЦИК 14 ноября 1917г. «О рабочем контроле» - рабочий контроль устанавливается для планомерного развития экономики. 2 декабря 17г. – декрет о создании ВСНХ – это был центральный регулирующий орган. Он должен был вырабатывать планы экономической жизни страны. В 18г. начинают разрабатываться программы по некоторым отраслям и районам страны. Но Гражданская война помешала этому процессу.

В 1920г. создаётся план ГОЭЛРО (государственная электрификация России). Это был первый план экономического развития страны.

В 1921г. был создан специальный гос. орган – ГОСПЛАН (государственный плановый комитет). Это был общегосударственный орган, орган, занимающийся только планированием по народному хоз-ву. В условиях НЭПа существовали и гос., и частные предприятия, но гос. сектор регулировал оптовую торговлю, т.е. вся экономика могла подвергаться регулированию и планированию. Основной целью планирования экономики в 20-х гг. было более эффективное развитие чёрной металлургии, машиностроения, чтобы СССР превратился в великую державу. Стала формироваться определённая система планирования. СНК (совет народных Комисаров) – СТО (совет труда и обороны) – от него, далее существовали регулирующие органы ВСНХ, ГОСПЛАН, НК – на местах были региональные органы планирования Райпланы, Облпланы – на местах существовали плановые отделы, фабрики и заводы – так выглядела вертикаль планирования.

Система планирования выглядела так: до 1928г. общегос. планы разрабатывались на один год, в 20-х г. существовали и госпредприятия, и частные предприятия, и кооперативы, которые развивались по законам рынка – получить прибыль, а госпредприятия работали по планам, которые им предлагались. Экономисты понимали, что существуют 2 типа хоз. отношений – рыночная и плановая. Отдавать всё в систему рынка – нельзя, так же как и всё планировать. Эти споры и дискуссии созвучны и современности. Есть 2 подхода к планированию: денетический и телеологический. Суть их в том, что денетический подход основывается на объективных условиях народного хоз-ва, реально оценивается народное хоз-ва и отсюда ставится цель, планировка; второй подход исходит из сознательно поставленной цели. В идеале должно быть и того, и другого метода, но в планировании конца 20-30 гг. возобладал второй подход.


В 20-х гг. разрабатывается план ГОЭЛРО, планы по сырью, топливу, по с/хоз-ву. Разрабатываются годовые планы всей экономики - 25-26гг. Существовало понятие «хозяйственный год», не совпадающий с календарным – он начинался 1 октября и заканчивался 30 сентября. В начале 30-х гг. от такой практики отказываются, год начинается с календарного. Создаются перспективные планы по развитию сельского, лесного хоз-ва. В конце 20-х гг. приходят к мысли о переходе к 5-летним планам. Годовой план – очень короткий срок, невозможно построить крупное предприятие. Средний цикл строительства – 3-5 лет, также пятилетний план связан с циклом хороших/плохих урожаев, равные примерно 5 годам. Постепенно в ГОСПЛАНЕ представители различных направлений сошлись на 5-летнем плане народного хоз-ва. Было 12 пятилетних планов и один 7-летний (с 59-по 65гг.)

Первые перспективные планы напоминая доклады, состояли из:, экономической политики, количественной и качественной перспективы развития,

В первых планах ещё не обозначалась система Госпланов, диктуемых из центра. Показатели вводились произвольно. Их содержание можно изучать по:

- теоретической разработки экономистов – журнал «Экономическое обозрение» статьи Кондратьева, Огоновского, Базарова, Струмилиных;

- материалы самого Госплана, до недавнего времени были закрыты, находятся в архиве РГАЭ

Идеи разработки первых пятилетних планов возникли в сер. 20-х г. Завершился восстановительный цикл, экономика была восстановлена к уровню 13г.

Встал вопрос, как развиваться дальше. С этой целью и в ВСНХ и в ГОСПЛАНЕ стал ставиться вопрос о дальнейшем развитии экономики, о разработке перспективных пятилетних планов. Кржижановский – руководитель Госплана. Он подготовил несколько вариантов пятилетнего плана. Одновременно, в ВСНХ также занялись разработкой пятилетнего плана. Но планы ВСНХ были более оптимистичными, более высокими, чем планы Госплана. В этот период развернулась полемика между ВСНХ и ГОСПЛАНом по темпу экономического роста. Разработкой в ВСНХ планов занимался председатель его Куйбышев. Куйбышева поддержал Сталин, который был за более высокие темпы экономического роста, считая, что прежде всего надо развивать тяжёлую промышленность, и производство средств производства. Эту политику поддержал и 15 съезд ВКП(б). НА основе принятых решений ГОСПЛАН изменил свои взгляды, составил пятилетний план на период 28-9 – 32-33гг. хозяйственные годы. Этот пятилетний план был составлен в 2-х вариантах: отправной и оптимальный – разница на 20%. Этот план стал анализироваться ВСНХ, под его влиянием темпы роста были увеличены. Упор делался на оптимальный вариант. Госплан не соглашался с этим, но тем не менее этот первый пятилетний план в переработанном виде был принят правительством в январе 29г. Окончательно план был утверждён в 5-ом всесоюзном съезде советов в мае 29г. В целом этот документ представлял из себя сборник материалов в 3-х томах, объём около 1700 страниц, опубликован в 29г.

Началось претворение плана. Сразу выявились все порочные стороны: несбалансированность отдельных отраслей, завышенные цифры. Постепенно стало ясно, что год за годом планы не выполнимы. После завершения первой пятилетки, советское руководство рапортовало, что первая пятилетка успешно завершена за 4 года и 3 мес. Но на деле многое оказалось не выполненным: выплавка стали, добыча нефти, производство вагонов, тракторов, автомобилей. Эти просчёты были учтены при разработке 2-го пятилетнего плана 32-37гг.

Вторая пятилетка проходила в более нормальных условиях. Хотя часто предлагалось увеличить ту или иную продукцию. Были подведены итоги, говорилось, что план был выполнен, но на деле это опять было не так, хотя уже и в меньшем отставании. Ухудшилось материальное положение людей. Преувеличивался рост культурного уровня, рост доходов населения. Опыт и планирование показал все недостатки такого метода.

Первые послевоенные пятилетки – 2-ой этап – 46-65гг. 4-й пятилетний план – 46-50гг. Этот план был интересен тем, что материалы его большое внимание уделяли научно-техническому процессу.

С 65-до конца 80-х гг. – 3-й этап. Большое внимание уделялось социальным показателям (сближение города и села). 8-ая пятилетка (66-70гг.) – по мнению экономистов, это была единственная пятилетка, которая была выполнена полностью.

Последняя 12 пятилетка (1986-90гг.) – эта пятилетка была полностью не выполнена. На план никто не ориентируется. Принимается решение о законах промышленных предприятиях, вся экономическая политика Горбачёва приводит к дезорганизации.

С начала 90-х гг. наша политика основывается на «диком рынке».

Публикация документов.

Материалы планирования народного хоз-ва находятся в РГАЭ, на региональном уровне – в фондах Облпланов. Особый интерес вызывают протоколы Госпланов. В них отражены основные отражения Госпланов. Многие материалы были опубликованы, в частности опубликованы материалы почти всех пятилетних планов, опубликованы итоги, значительную помощь исследователю могут оказать журналы «Плановое хоз-во», «Информационная бюллетень Госплана».

Методика изучения. Надо учесть период, на который рассчитан Госплан; необходимо проанализировать контрольные цифры, те идеи, которые заключены в конкретном пятилетнем плане; материалы пятилетних планов структурированы по отраслям и регионам, исследователь должен посмотреть, на что более всего уделялось внимание, каким регионам; при анализе необходимо сопоставить контрольные цифры и итоги выполнения, при этом привлечь различные источники (мемуары трудовиков, статистические данные).

Историография. Материалам планирования хоз-ва уделялось внимание в методических пособиях. Оценка даётся с т.зр. официальной историографии, но у Кабанова даётся уже критический анализ. Статья Рогачевской «Альтернатива первому пятилетнему плану развития народного хоз-ва СССР»// «Россия в 20в.», М.1994. Очень интересна серия статей Ханина «Советское экономическое чудо: Миф или реальность?»// «Свободная мысль», 2003.







Date: 2015-07-23; view: 740; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию