Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. История отечественной литературы первой трети Х1Х в. (III семестр)
Тема 1. Русская литература на рубеже ХVIII-Х1Х вв.
Общественно-историческая ситуация в России конца ХVIII-начала ХIХ веков. Основные литературные направления, эпигонский классицизм, сентиментализм и его последователи, «легкая поэзия», сатира.
Периодизация русской литературы Х1Х века. Исходная точка отсчета в периодизации истории художественной словесности – смена литературных направлений, их эволюция. Известная условность периодизации. Десятые годы – зарождение романтизма в обстановке «литературного эклектизма». Двадцатые годы – появление декабристского романтизма. Сороковые годы – формирование реалистического направления, усиление социальной направленности.
Литература:
Основная:
1. Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 1. С.20-47.
2. Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. С.150-162.
Дополнительная:
3.Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х в. Первая половина. М., 1976. С.15-48.
4.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981. С.11-51.
5.Гуковский Г.А. Русская литература ХVIII века. М., 1999.
Веб-ресурсы:
6. window.edu.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 5 – в библиотеке университета;
№ 3, 4 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
№ 6 – веб-сайт.
| Тема 2. Русский романтизм. Творчество В.А.Жуковского и К.Ф.Рылеева
Историко-культурные условия возникновения романтизма в Европе и в России. Основные особенности метода. Отражение теории двоемирия в композиционной и речевой структуре произведений. Основные течения в русском романтизме.
Художественные системы В.А.Жуковского и К.Н.Батюшкова. Жанр баллады в творчестве Жуковского («Людмила», «Светлана», «Ивиковы журавли» и др.) Своеобразие романтизма поэта. Романтическая личность в творчестве Жуковского, ее утонченность, эмоциональное богатство, стремление противостоять действительности, лишенной «очарованья», мир души, обогащенный фантазией.
Доминирующие типы переживания в лирике Батюшкова. Жанр элегии и его основные особенности.
Гражданский романтизм декабристов. Творчество К.Ф.Рылеева.
Судьба романтической поэзии в литературе Х1Х-ХХ веков.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 2. С.47-101.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. С.163-173.
3.Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. М., 1995.
Дополнительная:
4.Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х в. Первая половина. М., 1976. С.49-73, 98-123, 202-215.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981. С.104-179.
6.Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997..
7. Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х века (первая половина). М., 1981. С.45-87; 130-154.
8. Семенко И.М. Жизнь и поэзия В.А.Жуковского. М., 1975.
9.Фризман Н.В. Поэзия Батюшкова. М., 1971.
Веб-ресурсы:
10.www.az.lib.ru
Доступность литературы:
№ 1, 2, 4 – в библиотеке университета;
№ 3, 5, 6, 7,8, 9 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
№ 10 – веб-сайт.
| Тема 3. Творчество А.С.Грибоедова
| Личность А.С.Грибоедова, условия ее формирования. Ранние комедии Грибоедова. Общественно-политическая позиция писателя в 20-е годы.
Творческая история комедии «Горе от ума». Проблема канонического текста. Русская история в свете комедии, ее проблематика и политическая актуальность. Конфликт комедии и пути его решения. Проблема выбора героя. Контрастное изображение людей «века нынешнего» и «века минувшего». Отзвуки декабристских идей в монологах Чацкого. Речевые особенности персонажей. Сценические интерпретации комедии.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава3. С.145-147.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. С.172-186.
3.Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х века (первая половина). М., 1981. С.174-198.
Дополнительная:
4.Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х в. Первая половина. М., 1976. С.215-237.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981.С.204-234.
6.Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С.Грибоедова. М., 1974.
7. Фомичев С.А. Комедия Грибоедова «Горе от ума»: Комментарий. М., 1983.
8. Нечкина М.В. Грибоедов и декабристы. М., 1974.
Веб-ресурсы:
9. www.az.lib.ru
Доступность литературы:
№ 1, 2, 4 – в библиотеке университета;
№ 3,5,6,7,8,9 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
|
Тема 4. Творчество А.С Пушкина
Мировое значение творчества А.С.Пушкина. Универсальность художественного мышления поэта: глубокий и оригинальный философ, историк, политик, гениальный художник. В.Г.Белинский о художественности как основном пафосе творчества Пушкина.
Необычайное обаяние личности поэта: «Это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет» (Н.В.Гоголь). Мемуарная литература о Пушкине.
«Лелеющая душу гуманность» поэзии Пушкина. Лирический герой - гармоническая личность в ее отношениях с миром.
Эволюция лирики Пушкина.
Лицейский период в творчестве поэта. Овладение поэтическим опытом практически всех предшественников и современников при ярко выраженной оригинальности таланта. Пушкин как стилизатор основных художественных стилей современности и прошлого.
Широта тематики, многообразие жанров: послание, элегия, баллада, стансы, романс, ода, мадригал, эпиграмма. Условность лирического героя в лицейской поэзии Пушкина.
Романтизм в пушкинской лирике 20-х годов.
Органическая связь вольнолюбивой лирики («Вольность», «Деревня», «К Чаадаеву», «Кинжал») с гражданским течением русского романтизма.
Раскрытие в лирике этого времени противоречивости сознания человека, находящегося в разладе с миром («К морю», «Погасло дневное светило...», «Ненасытный день потух...»).
Формирование и развитие реализма в лирике 30-х годов. Философские проблемы, над решением которых бьется герой (вопросы внутренней свободы и ответственности, веры и безверия, отношение человека к своей судьбе, быстротекущему времени, смерти): «Вновь я посетил...», «Осень», «Из Пиндемонти», «Отцы пустынники и жены непорочны...», «Когда за городом, задумчив, я брожу...»).
Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина. Проблема взаимоотношения поэта и власти, поэта и толпы. Божеское и человеческое в поэте: («Пророк», «Поэт и толпа», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»).
Становление реализма в поэмах Пушкина.
«Руслан и Людмила» - первая поэма Пушкина в романтическом духе. Проблема историзма и народности литературы, романтический характер ее решения. Проблема литературных традиций.
«Южные поэмы» - вершина пушкинского романтизма. «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане».
«Граф Нулин»: открытый и потаенный смысл поэмы.
«Медный всадник» как своеобразный итог поисков Пушкина в жанре поэмы. Идейно-художественный смысл сопоставления образов Петра и Евгения. Символический образ «медного всадника», его смысл и значение в художественной структуре поэмы. Авторская позиция в поэме.
Роман «Евгений Онегин».
Художественное решение проблемы «человек и среда», открытие социально-исторической детерминированности характеров временем и социальной средой.
Энциклопедизм романа.
Главные герои романа. Речевые образы денди, романтического поэта, провинциальной барышни.
Проблема автора в романе, его многоликость (автор-персонаж, автор-повествователь, автор-лирический герой).
Жанровое своеобразие романа.
Драматургия А.С.Пушкина.
Народная трагедия «Борис Годунов»: ее многопроблемность, многоаспектный характер осмысления исторической действительности. Проблема «власть и народ» и её решение в трагедии.
Проблема преступного характера власти. Образ Юродивого как выражение гласа народа, его совести. Идея «суда истории» над преступной властью. Образ Пимена.
Образ народа в трагедии, особенности его изображения. Многозначный, открытый характер финала.
«Маленькие трагедии»: социально-философская и этическая проблематика, глубина психологического анализа. Многоликость Пушкина, умение передать общечеловеческое в конкретно-исторической, национальной форме.
Проза Пушкина.
«Повести покойного Ивана Петровича Белкина».
Образы рассказчиков. Особенности жанра, сюжета, композиции. Переосмысление сентиментальных и романтических сюжетов, ставших литературными штампами.
«Повести Белкина» - «фарсы, затянутые в корсет простоты без всякого милосердия» (Н.Полевой).
Художественное решение темы маленького человека («Станционный смотритель»). Гуманизм позиции Пушкина.
«Пиковая дама»: исследование психологии буржуа. Образ Германна.
«Капитанская дочка» - реалистический исторический роман. Тема народа и народного восстания. Социальная основа конфликта. Особенности повествования. Политическая злободневная подоплека романа.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 3. С.160-221.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. С.186-210.
3.Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х века (первая половина). М., 1981. С.198-289.
4.Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1995.
Дополнительная:
5.Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х в. Первая половина. М., 1976. С.335-465.
6.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981. С.235-342.
7.Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. М., 1985.
8. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. М., 2001
9. Филиппова И.Ф. «Борис Годунов» Пушкина М., 1984.
10. Тынянов Ю.Н. О композиции «Евгения Онегина» // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.52-76
11. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М.,1988.
12.Бочаров С.Г. Поэтика Пушкина. М., 1974. С.127-186.
13.Сквозников В.Д. Реализм лирической поэзии. М., 1975. С.171-218.
14. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. М., 1970.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 4, 8, 7 – в библиотеке университета.
№ 3, 5, 6, 9-14 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 5. Творчество М.Ю.Лермонтова
Лирика М.Ю.Лермонтова, отвечающая «веку философствующего духа размышления, рефлексии» (В.Г.Белинский).
Своеобразие романтизма в ранней лирике поэта: повышенная субъективность, психологизм, тяготение к самоанализу. «Дневниковость» лирики как знак подлинности жизни лирического героя. Важнейшие идейно-философские темы ранней лирики Лермонтова, ее тяготение к жанру монолога, элегии, послания: («Одиночество», «Я жить хочу! Хочу печали...», «1831- июня 11 дня»,«Монолог»)
«Парус» как концентрированное выражение романтического миропонимания поэта.
Идейно-художественное своеобразие зрелой лирики Лермонтова. Эволюция характера лирического героя: утрата ореола исключительности, стремление к преодолению одиночества через сближение с людьми, народом при сохранении мятежности, трагичности мировосприятия.
Философские мотивы («Дума», «На севере диком стоит одиноко...», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...», «Выхожу один я на дорогу...»)..
«Бородино»: проблема освещения национального самосознания в стихотворении.
Эволюция образа поэта в лирике Лермонтова («Нет, я не Байрон, я другой...», «Поэт», «Пророк», «Не верь себе...»).Движение от идеи избранничества к образу поэта-выразителя народных дум и настроений; утверждение общественной значимости поэзии. Новая трактовка конфликта между поэтом и «толпой». Усиление драматизма и трагичности образа поэта.
Ранние поэмы поэта, их идейно-художественное своеобразие. «Мцыри» и «Демон» - вершина в жанре русской романтической поэмы и итог ее развития.
Иносказательный характер сюжета поэмы «Демон». Противоречивость главного героя произведения; мощь всепознающего разума, гордость, ощущение абсолютной свободы и сознание бесплодности бытия, печальная отрешенность от всего земного как катастрофический результат поиска свободы на пути отчуждения от людей.
Трагизм положения Демона как выражение кризиса романтического индивидуалистического сознания. Демон Лермонтова и Демон Врубеля.
Драма «Маскарад»: проблематика, персонажи, художественное своеобразие. Интерпретация драмы на сцене.
«Герой нашего времени» - первый русский реалистический социально-психологический роман. Приемы и средства раскрытия «истории души человеческой» в романе: субъективно-экспрессивная форма повествования (образ героя-повествователя и рассказчика). Принцип хронологических смещений, лежащий в основе пространственно-временной организации романа. Психологический портрет, принципы контраста в системе образов, психологический параллелизм.
Печорин как тип «героя времени», реалистические принципы его изображения. Значение главы «Фаталист» в социально-философском обосновании судьбы «героя времени»
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 3. С. 221-262.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. С.218-227.
3.Ревякин А.И. История русской литературы Х1Х века (первая половина). М., 1981. С.317-362.
Дополнительная:
4.Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х в. Первая половина. М., 1976. С.553-620.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981. С.410-473.
6.Гинзбург Л.Я. О лирике. М., 1997.
7. Мережковский Д.С. Лермонтов. Поэт сверхчеловечества // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991.
8. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М,1988
9. Лермонтовская энциклопедия. М., 1999.
10.Максимов Е.Н. Поэзия Лермонтова.М., 1964.
11.Мануйлов В.А.Комментарий к роману Лермонтова «Герой нашего времени». Л., 1975.
Веб-ресурсы:
12. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 6, 9 – в библиотеке университета.
№ 3, 4, 5, 7, 8 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 6. Творчество Н.В.Гоголя
Н.В.Гоголь - зачинатель нового этапа в развитии русского реализма. Своеобразие творческой эволюции писателя. Ранние романтические произведения, их значение для формирования творческой индивидуальности Гоголя.
«Вечера на хуторе близ Диканьки»: творческая переработка народных преданий и верований. Религиозные мотивы в повестях. Своеобразие и функции фантастики. Поэтика контраста, своеобразие юмора и лиризма. Образы рассказчиков. Карнавализация и формы ее проявления в цикле.
«Миргород»: проблема сборника-цикла. Социальная проблематика и художественное своеобразие повестей сборника. Дьявольское и божеское начала в жизни человека.
«Старосветские помещики»: жанр идиллии и его содержательные возможности...
«Тарас Бульба» как опыт Гоголя в жанре исторической повести-эпопеи. Образы главных героев. Проблема историзма и исторической достоверности.
«Вий» - гоголевская «дьяволиада».
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем»; изображение «пошлости пошлого человека». Ирония и юмор Гоголя.
«Петербургские повести».
Образ Петербурга как «особенного» города в России.
«Невский проспект»: проблема «иллюзорного и реального» в российской действительности. Образы Пискарева и Пирогова как воплощение двух типов мировосприятия.
Фантастическое и реальное в повести «Нос». Игровое начало в произведении и формы его проявления. «Нос» Гоголя и «Нос» Шостаковича.
Повесть «Портрет»: сущность и назначение искусства в понимании Гоголя. Светское и сакральное начала и их взаимодействие в ткани повести. Образ Чарткова: трагедия проданного таланта. Бог и дьявол в жизни художника.
«Шинель»: «житие святого Акакия». Художественное решение темы «маленького человека». Гуманизм автора.
«Подпольный человек» Гоголя в повести «Записки сумасшедшего». Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский.
Драматургия Гоголя. Взгляды писателя на театр, их эволюция.
«Ревизор» - комедия, «смешнее черта». Конфликт и интрига в комедии; вечное и преходящее в ней. Образы главных героев. Смысл финальной сцены. Театральные интерпретации комедии.
«Мертвые души»: общерусский масштаб поэмы. Замысел Гоголя и причины его несостоятельности. Композиция поэмы. Чичиков как образ нового «героя времени», его принципиальное отличие от других персонажей. Образы помещиков. Художественная деталь и ее роль в создании того или иного типа. Речевая характеристика действующих лиц. Формы авторского присутствия в поэме. Лирические отступления и их функция.
«Мертвые души» и «Божественная комедия» Данте.
Творческое завещание Гоголя: «Выбранные места из переписки с друзьями» и «Размышления о Божественной литургии».
Гоголь в русской философской критике (Д.С.Мережковский, В.В.Розанов, Н.А.Бердяев).
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава3. С.262-335.
2.Мережковский Д.С. Гоголь и черт // Мережковский Д.С. В тихом омуте. М., 1991. С.?.
3.Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.С.?.
Дополнительная:
4.Соколов А.Н. История русской литературы Х1Х в. Первая половина. М., 1976. С.465-552.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981. С.530-580.
6. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова. Пушкин. Лермонтов. Гоголь. М,1988
7. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. М., 2001 С.88-101.
8.Макогоненко Г.П. Гоголь и Пушкин. Л., 1985.
9.Манн Ю.В.Поэтика Гоголя. М., 1996.
10.Манн Ю.В. Сквозь видимый миру смех. М., 1994.
11.Золотусский И. Гоголь. М., 1984.
12.Айхенвальд Ю.И.Силуэты русских писателей. М., 1994.
Доступность литературы:
№ 1, 3, 7 – в библиотеке университета.
№ 2, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
Раздел 2. История отечественной литературы второй трети Х1Х в. (IV семестр)
| Тема 7. Творчество И.А.Гончарова
Становление Гончарова как писателя. Роман «Обыкновенная история»: тема и проблематика. Смысл заглавия романа. Александр и Петр Иванович Адуевы: смысл их сопоставления. Эволюция Александра Адуева и средства ее передачи. Композиция романа.
Отношение писателя к патриархально-феодальной России и России буржуазной в романе «Обломов». Обломов и Штольц. Образы Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны Пшеницыной и их роль для понимания Обломова. Авторское отношение к главному герою.
Критическая деятельность Гончарова. Статья «Мильон терзаний». Место Гончарова-романиста в истории русской литературы.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 4. С.396-421.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000.
Дополнительная:
3.История русской литературы: В 4-х т. Т.3. Л.,1982. С.160-203.
4.Захаркин А.Ф. Роман И.А.Гончарова «Обломов». М., 1963..
5.Лощиц Ю. Гончаров. М., 1986.
Веб-ресурсы:
6. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2 – в библиотеке университет.
№ 3, 4, 5 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 8. Лирика Ф.И.Тютчева и Н.А.Некрасова
Начало творческого пути. Тютчев и Пушкин. Пребывание Тютчева в Германии, сближение с Шеллингом. «Мировая душа» в лирике Тютчева Пантеизм лирики поэта («Не то, что мните вы, природа...»; «Весенняя гроза»; «Тени сизые смесились...» и др.).
Стихотворения, посвященные России.
Психологизм лирики денисьевского цикла («О, как убийственно мы любим...» и др.)
Демократический характер творчества Некрасова 40-х - начала 50-х годов. Сатирическая направленность поэзии («Колыбельная песня», «Современная ода»). Трагизм положения народа в стихотворениях «В дороге, «Родина», «Еду ли ночью по улице темной».
Тема поэта и поэзии Некрасова («Вчерашний день часу в шестом...», «Блажен незлобивый поэт», «Поэт и Гражданин», «Элегия»).
Поэмы 70-х годов. Героико-романтический пафос поэмы «Русские женщины». «Кому на Руси жить хорошо» - итог и вершина поэтического мастерства Некрасова. Поэма - энциклопедия народной жизни пореформенной России. Изображение народа, многогранность его образа дифференциация крестьянских героев. Образы Якима Нагого, Ермилы Гирина, Савелия, Матрены Тимофеевны.
Поэзия второй половины 50-60-х годов. Социальная и философская проблематика произведений «Размышление у парадного подъезда», «Железная дорога», «Элегия».
Поэты «некрасовской школы» (Минаев, Курочкин, Михайлов).
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 4, 5. С.338-341, 661-671.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. С.251-257.
3. Кожинов В. Книга о русской лирической поэзии Х1Х века. М., 1978.
Дополнительная:
4.Палиевский П.В. Русские классики. М., 1987.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т.3. Л.,1982. С.333-382, 403-427.
6.Орлов О.В. Поэзия Тютчева. М., 1981.
7.Корман Б.О. Лирика Н.А.Некрасова. Ижевск, 1978
Веб-ресурсы:
8. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 4 – в библиотеке университета.
№3, 5,6, 7 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 9. Драматургия А.Н.Островского
Русская драматургия до Островского. Начало творческого пути писателя. Островский и «натуральная школа». Комедия «Свои люди – сочтемся».
Участие драматурга в «молодой редакции» журнала «Москвитянин», сближение со славянофилами. Отражение славянофильского влияния в пьесах. Связь драматурга с журналом «современник» в конце 50-х годов. Отражение к пьесе «Доходное место» российского социального мироустройства. Конфликт пьесы, характеры героев.
Драма «Гроза»: основной конфликт, символика в произведении. Проблема тоталитарного общества и авторитарность.
Проблема овеществления человека и ее отражение в драме «Бесприданница». Персонажная схема произведения. Поздние произведения драматурга. Новаторство Островского-драматурга.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 4. С.431-445.
2.Громова Л.Д., Кириллов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000.
Дополнительная:
3. Журавлева А.И. А.Н.Островский – комедиограф. М., 1981.
4.Лакшин В.Я. Театр Островского. М., 1986.
Веб-ресурсы:
5. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2 – в библиотеке университета.
№ 3, 4 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 10. Литература «натуральной школы». Творчество Ф.М.Решетникова
Рост демократических тенденций в русской литературе второй половины Х!Х века. Выход на литературную авансцену писателей-демократов. Интерес к герою из демократических слоев общества. Поэтика творчества писателей-демократов: внимание к деталям, натурализм, жесткая детерминированность человека социальной средой.
«Подлиповцы» Решетникова. Жанровое своеобразие произведения. Образы Пилы и Сысойки. Исторический оптимизм произведения, связанный с молодым поколением.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава3. С.335-338.
Дополнительная:
2.Шептаев Л.С. Творчество Ф.М.Решетникова // Проза писателей-демократов шестидесятых годов Х1Х века. М., 1962. С.207-250.
3.Лотман Л.М. решетников // История русской литературы. В 10 т. Т.8.М, 1956.
4.Проскурина Ю.М. Натуральная школа. Екатеринбург. 2004. С.82-98.
Доступность литературы:
№ 1,4 – в библиотеке университета.
№ 2, 3 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 11. Творчество И.С.Тургенева
Связь Тургенева с «Современником». «Записки охотника» в истории русской общественной мысли и литературы. Белинский о книге.
Роман Тургенева - новая ступень в развитии русского реализма: углубление социально-психологической сущности действующих лиц.
«Рудин»: социальная проблематика, идейный смысл. Образы Рудина и Натальи Ласунской.
«Накануне». Социальная актуальность романа. Проблема героя - центральная проблема романа. Шубин и Берсенев - представители дворянской культуры, сила и слабость их как претендентов на звание «героя времени. Инсаров, его достоинства и недостатки. Образ Елены Стаховой. Авторская позиция по отношению к героям.
Статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?». Разрыв Тургенева с «Современником».
«Отцы и дети»: история создания, проблематика романа. Основной конфликт романа. Базаров и Кирсанов: социальный смысл их противопоставления. Базаров: «за» и «против» героя.
«Стихотворения в прозе» - творческий итог Тургенева. Жанровое своеобразие, тематика.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 4. С. 365-396.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. Т.2. М., 2000. С.9-16.
Дополнительная:
3.Бялый Г.А. Тургенев и русский реализм. М., 1962. С.112-170.
4.История русской литературы: В 4-х т. Т.3. Л.,1982. С.120-160.
5. Батюто А.И. Тургенев – романист. Л., 1972. С. 38-115..
6. Маркович В.М. Тургенев и русский реалистический роман Х1Х века (30-50-е годы). Л., 1982
Веб-ресурсы:
7. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 5 – в библиотеке университета.
№ 3,4,6 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 12. Творчество Н.С.Лескова
Русский национальный характер в изображении Лескова («Воительница», «Житие одной бабы», «Леди Макбет Мценского уезда», «Очарованный странник», «Однодум»).
Антинигилистические романы «Некуда» и «На ножах».
Проблема сказа и его особенности в произведениях Лескова («Левша»).
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 4. С.591-593.
2.История русской литературы: В 4-х т. Т.3. Л.,1982. С.761-797.
Дополнительная:
3. Лесков А.Н. Жизнь Николая Лескова: По его личным, семейным и несемейным записям и памятям: В 2-т. М., 1984.
4. Видуэцкая И.П. Николай Семенович Лесков. М., 1979.
5. В мире Лескова. Сб. статей. М., 1983.
6. Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Екатеринбург. 2000. С.157-173.
Веб-ресурсы:
7. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 6 – в библиотеке университета.
№ 3, 4, 5 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 13. Творчество Ф.М.Достоевского
Социально-исторические истоки творчества, участие в кружке Петрашевского, 40- годы, роль Белинского в становлении молодого писателя. «Бедные люди», идейный пафос, основная проблематика романа. Макар Девушкин и Акакий Акакиевич: сходство и различие.
Каторга и ссылка писателя. Творчество Достоевского после ссылки. «Записки из Мертвого дома».
«Преступление и наказание» - социально-философский роман. Основные проблемы и идеи романа. Образ Раскольникова. Социальная опасность его теории. Наказание Раскольникова, по Достоевскому. Образ Сони Мармеладовой. Характер гуманизма Достоевского.
«Идиот». Образ князя Мышкина, «положительно прекрасного человека» Философские проблемы романа.
«Бесы» - роман-памфлет. Ставрогин и Верховенский.
«Подросток» - поиск Аркадием Долгоруким «живой жизни». Психологизм изображения героя.
«Братья Карамазовы» как итог идейно-творческого развития Достоевского. Система образов романа. Философия Ивана Карамазова. «Легенда о Великом инквизиторе» и ее смысл для проблематики романа. Значение Достоевского в развитии русской и мировой литературы.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 4. С.506-541.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. Т.2. С.99-112.
3.Бахтин М.М. Проблемы творчества Достоевского. Киев, 1994.
Дополнительная:
4. Карякин Ю.Ф. Самообман Раскольникова. М., 1976.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т3. Л.,1982. С.695-761.
6. Тынянов Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. С.198-226..
7. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. М., 2001. С.114- 141.
Веб-ресурсы:
8. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2,3, 7 – в библиотеке университета.
№ 4, 5, 6 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 14. Творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина
Начало творческого пути, связь с «натуральной школой».
«История одного города» - политическая сатира на государственное устройство России и основные ее институты. Приемы создания образов градоначальников - пародирование, гиперболизация, гротеск. Изображение в «Истории» народа.
Роман «Господа Головлевы» - новый тип социального романа. Идейный смысл и проблематика романа. Картина духовного и морального вырождения дворянства. Три поколения Головлевых. Иудушка Головлев как воплощение духовного кризиса дворянства. Односторонность сатирического изображения в романе.
«Сказки для детей изрядного возраста». Основные идеи, тематика, проблематика. Особенности аллегоризма сказок
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава4. С. 471-505.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. Т.2. С.121-130.
3. Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Екатеринбург. 2000.С.43-79.
Дополнительная:
4. Бушмин А.С. Эволюция сатиры Салтыкова-Щедрина. Л., 1984.
5.История русской литературы: В4-х т. Т.2. Л.,1981.
6.Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е.Салтыкова-Щедрина. М., 1975.
Веб-ресурсы:
7. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3 – в библиотеке университета.
№ 4,5, 6 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
Раздел 3. История отечественной литературы третей трети Х1Х в. (V семестр)
| Тема 15. Творчество Л.Н.Толстого
Начало творчества. Трилогия «Детство. Отрочество. Юность» - проблема нравственного самоусовершенствования.
Особенности композиции «Севастопольских рассказов». Утверждение нравственного величия народа
Искания Толстого в 50-е годы.
Эпопея «Война и мир»: творческая история произведения. Философия истории, по Толстому. Народ как выразитель сущности национального характера и главный герой эпопеи. «Мысль народная» - ведущая идея произведения.
Андрей Болконский и Пьер Безухов, их поиск смысла жизни. Идея возрождения человека в единении с народом. Война 1812 года и судьбы героев. Пьер Безухов и Платон Каратаев.
Вопрос о роли народа и личности в истории. Образы Кутузова и Наполеона.. Противоречия в изображении героев.
Женские образы в романе.
Принципы изображения характеров в романе. Раскрытие внутреннего мира во всей его сложности и противоречивости. Искусство внутреннего монолога. Роль художественной детали.
«Анна Каренина» - роман о современности. «Мысль семейная» в романе. Трагедия Анны Карениной. Смысл эпиграфа к роману.
Отражение социальных и философских исканий Толстого в образе Константина Левина. Поиски примирения сословных интересов помещиков и крестьян призыв к моральному возрождению с опорой на нравственные традиции народа
Творчество Толстого 80-90-х годов («История одной лошади», «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната»)
«Воскресение»: критика самодержавия и церкви, суда, бюрократического аппарата. Призыв к нравственному совершенствованию как средству решения основных социальных вопросов.
Образы Нехлюдова и Масловой.
Художественное творчество Толстого последнего периода («После бала», «Хаджи Мурат»).
Влияние творчества Толстого на развитие русской и мировой литературы.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 4. С.542-591.
2.Громова Л.Д., Кормилов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. Т.2. 136-154.
3. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
Дополнительная:
4. Бурсов Б.И. Избранные работы: В 2-х тт. Л., 1982.
5.История русской литературы: В4-х т. Т.3. Л.,1982. С.797-862.
6. Бабаев Э.Г. Роман Л.Н.Толстого «Анна Каренина». М., 1988
7. Рассадин С. Русская литература: от Фонвизина до Бродского. М., 2001
8. Шкловский В.Б. О «Хаджи-Мурате» // Шкловский В.Б. Художественная проза. Размышления и разборы. М., 1961. С.542-576.
Веб-ресурсы:
9 www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4, 7 – в библиотеке университета.
№ 5, 6, 8 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 16. Творчество В.М.Гаршина
Личность В.М.Гаршина, место писателя в литературном процессе 70-80-х годов Х1Х века. Проблема героической личности, бросающей вызов общественному укладу и действительности вопреки рассудку («Красный цветок», «Attalea prinseps»). Военные рассказы писателя. Публицистическое творчество Гаршина.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава4. С.591-593.
2.Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Екатеринбург. 2000. С.246-260.
3.Бялый Г.А. Всеволод Гаршин. Л., 1969.
Дополнительная:
4. Порудоминский В.И. Грустный солдат, или Жизнь Всеволода Гаршина. М., 1986.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981.
6.Латынина А.Н. Всеволод Гаршин: Творчество и судьба. М., 1986.
Веб-ресурсы:
7. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2 – в библиотеке университета.
№ 3,4,5,6 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 17. Творчество В.Г.Короленко
Увлечение революционным народничеством 70-х годов. Преодоление народнических иллюзий, оценка народников как «революционеров без народа».
Идейно-политические убеждения Короленко в 80-е годы. Рассказ «Чудная», его романтический пафос, критика революционного сектантства. Программные произведения Короленко этого периода («Сон Макара», «Соколинец»).
Народный характер в рассказе «Река играет».
«В дурном обществе»: гуманистическая позиция писателя.
Проблема счастья в повести «Слепой музыкант», ее героико-романтический характер.
«История моего современника» - произведение художественной мемуаристики, стремление к «возможно полной исторической правде».
Жизнь и творчество писателя после 1917 года
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 6. С.699-709.
2.Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Екатеринбург. 2000. С.339-391.
Дополнительная:
3.Бялый Г.А. Короленко. Л., 1983.
4.История русской литературы: В 4-х т. Т.4. Л.,1983. С.53-65.
5. Храбровский А.В. О тексте «Истории моего современника» // Русская литература 1976. №.1.
Веб-ресурсы:
6. www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, – в библиотеке университета.
№ 3, 4, 5 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 18. Творчество А.П.Чехова
Начало творческого пути Чехова. Сотрудничество в юмористических журналах.
Ведущие жанры раннего творчества писателя: рассказы-сценки, рассказы-стилизации, пародии («Хамелеон», «Толстый и тонкий», «Смертьт чиновника», «Маска», «Унтер Пришибеев» и др).
Произведения 1887-1895 годов. Проблема «общей идеи» в произведениях этого времени («Скучная история», «Палата № 6», «Дуэль»).
Проблема внутренней свободы личности и особенности воплощения ее в рассказах 1895-1904 годов.(«Душечка», «Ионыч», «Архиерей»).
Новаторство Чехова-повествователя: несобственно-прямая речь, искусство подтекста, символической детали.
Чехов-драматург. Первые драматические опыты Чехова («Безотцовщина», «Иванов»), «Чайка» как этапное произведение для драматургии писателя.
«Дядя Ваня»: идейно-тематическая связь пьесы с рассказами Чехова. Проблема свободы и ответственности в постановке автора. Образы Войницкого и Астрова.
«Вишневый сад»: жанровое и стилевое своеобразие произведения. Основные идеи и проблемы пьесы. Образы главных героев - Раневской, Гаева, Лопахина, Ани и Пети Трофимова. Лиризм и символика в пьесе.
Значение творчества Чехова для русской и мировой литературы и театра.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М.,2004. Глава 7. С.749-784.
2. Щенников Г.К. История русской литературы Х1Х века: 1870-1890-е годы. Екатеринбург. 2000.С.157-173.
3. Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996.
Дополнительная:
4.Кубасов А.В. Проза Чехова: искусство стилизации. Екатеринбург, 1998.
5.История русской литературы: В 4-х т. Т.2. Л.,1981.
6.Чудаков А.П. Мир Чехова. М., 1986.
7. Тюпа В.И. Художественность чеховского рассказа. М., 1989.
8. Белкин А.А. Читая Достоевского и Чехова. М., 1986.
Веб-ресурсы:
9 www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3, 4 – в библиотеке университета.
№ 5, 6, 7, 8 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
| Тема 19. Лирика конца Х1Х века: Фет, Надсон, Фофанов, Полонский, Мей и др.
Соотношение лирических и эпических жанров в русской литературе последней трети Х1Х века: превалирование эпоса над лирикой. Сторонники и противники теории «чистого искусства».
Лирический герой А.Фета: глубина чувств, обостренная рефлективность («Шепот, робкое дыханье…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Сожженные письма»
Лирика С.Я.Надсона: причины популярности стихотворений поэта среди молодежи Х1Х века.
Музыкальность лирики Я.П.Полонского и Мея.
Творчество К.М.Фофанова: уход от мрачных картин действительности в иллюзорный мир, характерный для декаданса..
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. Глава 6. С.723-736.
2.Громова Л.Д., Комрллов А.С. История русской литературы Х1-Х1Х веков. М., 2000. Т.2. С.36-47.
3.Бухштаб Б.Я.Фет и другие. СПб., 2000.
Дополнительная:
4.Благой Д.Д. Грамматика поэзии (об одном стихотворении Фета) // Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. Т.2. М., 1973. С. 345-359.
5.Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972. С. 102-130.
Доступность литературы:
№ 1, 2, 3 – в библиотеке университета.
№ 4,5 - СОУНБ им.В.Г.Белинского
www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
| Тема 20. Литературные тенденции конца Х1Х века
Х1Х век - «золотой век» русской классической литературы.
Основные тенденции развития литературы в течение века. Становление и развитие реализма, углубление и расширение проблематики. Жанрово-стилевые особенности литературы Х1Х века (многообразие индивидуальных стилей, дифференциация и интеграция жанров).
Конец Х1Х - начало ХХ века - переходный период в развитии русской литературы. Писатели «серебряного века» как преемники и одновременно критики классической литературы предшествующего века.
Блок, Набоков, Розанов, Мережковский, Ахматова о русской литературе Х1Х века.
Литература:
Основная:
1.Кулешов В.И. История русской литературы Х1Х века. М., 2004. С. 781-785.
2.Лейдерман Н.Л. Траектории «экспериментирующей эпохи» // Русская литература ХХ века: закономерности исторического развития. Книга 1: Новые художественные стратегии. Екатеринбург. 2005. С.7-49.
Дополнительная:
3. Келдыщ В.А. О «серебряном веке» русской литературы и его изучении // Освобождение от догм. Т.2. Пути изучения русской литературы ХХ века. М., 1997. С.3-17.
Доступность литературы:
№ 1, 2 – в библиотеке университета.
№ 3 - СОУНБ им.В.Г.Белинского,
www.az.lib.ru,www.ruslit.ru; www.babilon.ru/
|
IV. Планы практических занятий
Date: 2015-07-23; view: 436; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|