Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 29. — Мам, я больше с Антоном на речку не пойду, — это Васька
— Мам, я больше с Антоном на речку не пойду, — это Васька. — Почему? — А я мальчишек из своего класса встретил, а он — из своего. Они там... курят вместе. — Курят? А больше ничего не делают? Не пьют? Клеем не дышат? — Да вроде — нет. Я не видел. И ещё... я плаваю плохо. А Антон — как рыба плавает. — Ну и что? — Мне надо так же научиться, как он. Я теперь с Серёжкой, из нашего класса, ходить буду. Он с отцом будет ходить, а его отец — тренер по плаванию. Сказал, что покажет, как плавать правильно. — Да я не против. Ходи с Серёжей. Можешь и с отцом сходить, когда он дома. Папка наш тоже плавает неплохо. А я думала, что у тебя с этим нет проблем. — Я тоже думал, что я умею. Но Тоха... Он правда, как рыба. — Тогда — учись. Хоть бы там Тоха не влип никуда, со своими одноклассниками. Кто там, интересно? Я же всех его одноклассников знаю. Надо как-нибудь дойти до речки, в виде прогулки, да посмотреть. Клеем не пахнет, вроде. Это вот — самое страшное. Это быстро, и практически безвозвратно. В прошлом году нам перевели одного такого. Он продержался в интернате месяца два. Бедный мальчик... Где он сейчас, да и жив ли... Нет, не похож Тоха на токсикомана. Симптоматика отсутствует. И всё равно, надо мне дойти до речки. После обеда я усадила их обоих за стол, и Тоху, и Ваську. — Так, господа! — сказала я. — Не пора ли прекратить бездельничать, и начать заниматься русским языком. Потому что у тебя, Васька, единственный трояк — по русскому. Ну, а про Тоху — я и не говорю. — У меня — тоже трояк! — ответил Тоха. — Нет, Наталья Петровна, это несправедливо. У людей — лето, а вы — русский язык. Я отказываюсь. — И я — отказываюсь, — сказал Васька. — Берите тетради и ручки. И — без вопросов. Вашего согласия никто не спрашивает. Они уселись за стол с ворчанием, но им пришлось подчиниться. Я взяла простой текст и начала диктовать. Результаты превзошли все ожидания. У Васьки было ошибок двенадцать, не считая запятых. У Тохи — двадцать пять. — И за это сейчас ставят тройки? — сказала я. — Кошмар. Да вы, ребята, просто не представляете, что вы написали. А что касается тебя, Васька, то это — просто стыд. А я-то думала, что твой трояк — случайность. И мы начали разбирать ошибки. Тоха изнемогал. — Да я сроду так не учился! — сказал он. Васька молча сопел. На следующий день мы повторили эксперимент. — Пишите медленно. Вспоминайте всё, что мы вчера разбирали. И проверяйте, проверяйте свой диктант. Проверяйте — как своего, родненького! У Васьки оказалось шесть ошибок, если без запятых. У Тохи — двенадцать. — Молодцы! — сказала я. — К концу лета мы, наконец, напишем на настоящий трояк. Ну, а завтра... — Ма, ты же завтра дежуришь! — Точно, дежурю. Завтра — дежурю, послезавтра — сплю. Но вы-то — не дежурите. И, поэтому выучите стихотворение. — Нет! — выдохнул Тоха. — Нет! — сказал Васька. — Да, — сказала я. — Но ладно, недлинное. Пушкина будем учить. Я сняла с полки томик и полистала. — Ну, хоть вот это. И я показала им стихотворение длинное, на два листа. — Нет! — взвыли оба. — Ладно, шутка. Вот, вот это. Я его сама люблю, и буду сама вместе с вами повторять. Вот! Пора, мой друг, пора! Покоя сердце просит... — Ну, это ещё ничего, — сказал Васька. — Вот вам задание, на два дня. А потом — снова будем писать, так что не расслабляйтесь. Придя через сутки с дежурства, я слышала, как Тоха бубнил на балконе — о том, что «на свете — счастья нет, но есть покой и воля». Мне было и грустно, и смешно. Стихотворение они выучили. — Нет, про «покой и волю» — я понимаю, — сказал Тоха, после того, как вполне прилично, «с выражением», рассказал стихотворение. — Но куда этот «усталый раб» замыслил побег, и почему он — усталый раб? — А ты, Васька, как думаешь? — Ну, я думаю, что он в рабстве был, — сказал Васька. — Был в рабстве, и решил бежать. Ну а где ему жить-то, когда он сбежит? — Где-нибудь в пещере, в горах! — стал развивать Вась-кину мысль Тоха. — Там надо трудиться, чтобы себя прокормить. Охотиться, рыбу ловить... — А как понимать это — «трудов, и чистых нег»? Что такое — «чистых нег»? — А что такое — «нег»? — спросил Тоха. — Удовольствий. Радостей, — ответила я. — Получается, что в обитель трудов и чистых радостей. Ладно, не мучайтесь больше. Тут говорится о человеке, который испытал многое в жизни, и понял, что ни в чём на свете нет радости, как только в покое и свободе. — Да! Это точно! — вставил Тоха. — В свободе! — Но тут ещё одно условие есть, для этого человека, который решил обрести и покой, и волю. — Какое условие? — Тема уж очень такая... Ну ладно, я вам скажу, как я это понимаю. Дело в том, что нет их в нашем мире: ни свободы, ни покоя. Потому что всё, в этом мире, не вечно и переменчиво. Всё — может уйти, умереть. Да? — Да. Так где же тогда эта «воля»? — спросил Тоха. — Где же есть такое место, которое не меняется? — Там, где вечность, полнота всего сущего, и любовь. В Боге. — А-а-а... — Что «а-а»? Как может быть человек свободен в этом мире, когда он всё время чего-то хочет и куда-то стремится? И зависит от своих желаний. Бог — это свобода. Это полнота знания и полнота любви. Любви! Вот уж куда нельзя человека насильно загнать, так это — к Богу. Только свободно и добровольно. Можно ли полюбить из-под палки? И каждый в своё время к Богу приходит. — Когда? — Когда поймёт, что к чему. Когда додумает свою мысль до конца. Тогда приходит человек к Богу и принимает все Его законы. И ещё говорит: «Боже, какой же я был дурак, что раньше к Тебе не пришёл»! — Что-то это слишком сложно, — сказал Тоха. — А какие эти законы? — спросил Васька. — Мы их знаем? — Мы их чувствуем. Иногда — чувствуем, как совесть. А чтобы мы знали точнее, нам даны заповеди. Заповеди — это и есть законы, которые надо принять добровольно и по любви. Это — как бы Бог объясняет нам, людям. Как нам надо жить, чтобы не оторваться от Бога. Или — чтобы прийти к Богу. Кому — как. — Так не бывает, — сказал Тоха, — чтобы человек добровольно решил какие-то законы выполнять! — Бывает. Вот человек, в этом стихотворении, понял всё и решил уйти в монастырь. В «обитель дальнюю». Чтобы там, в монастыре, жить по Божьим законам. И найти там — свою чистую радость, свой покой и свою свободу. — А в монастырь-то — зачем? — Трудно человеку, в мире живя, полностью заповеди выполнять. Да и в монастыре — тоже нелегко. Я же говорю: человек оставляет всё мирское, чтобы по Божьим законам жить. — Как это — оставляет? — Да по разному. По. разным причинам люди мир оставляют, разными путями идут. Но истинно мудрые, в конце концов, приходят к Богу, и говорят Ему: «На свете счастья нет, но есть покой и воля». Здравствуй, Господи, я оставил мир, и пришёл к Тебе. — Что-то не верится. А «раб»? Раб почему? — А «усталый раб» — это не обязательно раб физический, раб — в рабстве. Усталый раб — это я, например. Или — вы. Только вы... ещё не очень устали. Вам ещё покувыркаться хочется, побегать по этому миру. — А почему рабы? — Рабы — но только Божьи, а не человеческие рабы. Мы все — рабы Божьи, вот в чём суть. Мы сами не в силах выполнить Божьи заповеди. И поэтому мы болеем, и умираем. Мы — не в силах вырваться из этого рабства. — Из рабства смерти? — подал голос Васька. Из рабства человеческой смерти. Сами мы — не в силах. И только Бог вытаскивает нас из смерти и может сделать нас свободными. И чем раньше человек это поймёт, тем лучше. — А как это — Бог вытаскивает? Мы ведь всё равно умираем? — снова спросил Тоха. — Бог искупает нас от рабства вечной смерти. От вечной! И ты, Тоха, не можешь совсем этого не знать. Ты же — крещённый! Пришёл Христос, Сын Божий, и отдал за нас Свою жизнь. В жертву. Искупил нас, на кресте. От смерти — искупил. — А, я это слышал! Нам рассказывали! — Значит, знаешь. Только вот, смысла не понимаешь. — Угу... — И вот, Бог и говорит нам: вы уже искуплены, и теперь — только пожелайте же, наконец, свободы! И свободно придите ко Мне. Придите ко Мне с любовью, как Мои любимые дети! — Что, мам, только в монастыре свобода? — спросил Васька. — А я — не хочу в монастырь! — вставил Тоха. — Нельзя всё понимать так буквально. В Боге — свобода. А монастырь — это собрание людей, которые к Богу стремятся. В миру труднее. Мир тебя на части рвёт, своего требует. — И что, всем надо — в монастырь? — Да не всем. Не всем — надо, не все и могут. Люди-то разные. Не всем в монастырь надо, а к Богу — всем надо. Но свободно! Добровольно! Вот в чём суть! — Да... — протянул Васька. Date: 2015-07-23; view: 286; Нарушение авторских прав |