Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контуры новой региональной культурной политики





Политическая модель защиты культуры. Важным политическим средст­вом защиты культуры является принятие на региональном уровне закона о по­литике в сфере культуры и других документов, регламентирующих деятель­ность элиты относительно сферы культуры в своих регионах. Налаживание взаимодействия с федеральными органами власти, умение управленцев в сфере культуры вывести свою культуру за пределы региона или России, формирова­ние все большего числа сторонников реализации адекватной региональной

культурной политики, умение наладить взаимодействие с разными политиче­скими силами в своих регионах в целях защиты и развития культуры — важ­нейшие элементы региональной культурной политики.

Необходимо решение проблемы законодательного обеспечения процесса формирования культурной политики государства, как в центре, так и на местах, целесообразно осуществлять в рамках хорошо скоординированных действий всех ветвей власти. В некоторых случаях местное законодательство оказывает­ся более продвинутым, чем федеральное. Важно, чтобы в федеральных законах не только формулировались цели и задачи государства в культурной политике, но и определялась ресурсно подкрепляемая система их реализации, чтобы про­являлась воля к их выполнению, как на местах, так и на федеральном уровнях. Федеральная культурная политика должна инициировать и стимулировать ак­тивность субъектов культурной жизни, в том числе и местных органов, в случае необходимости поддерживать эту активность ресурсами. В этом случае субъекты будут выступать не в роли исполнителей директив сверху, а как партнеры или ассоциированные члены. Такое расширение субъектов культурной политики — объективная необходимость общественного развития современной России.

Экономическая модель защиты региональной культуры должна стро­иться на реалистических основаниях, т.е. на имеющихся локальных ресурсах, с Необходима переориентация культуры с полностью затратных принципов на принципы частичной коммерциализации, необходим активный поиск та­ких возможностей. Важен переход на режим жесткой экономии ресурсов, ра­ционализации использования материально-технической базы культуры, борьба за создание условий, обеспечивающих спонсорство и меценатство, поиск нетрадиционных ресурсов культуры. Ключевым принципом становит­ся финансирование под проекты и программы с точным экономическим рас­четом. Важно формирование многоканальной системы финансирования культуры. В этом случае необходимо умение конкурировать ресурсы в меж-

дународных фондах, осуществляющих поддержку российской культуры в ре­гионах. Актуален локальный подход к решению социально-значимых про­блем на основе метода социокультурного программирования. Следует ориен­тироваться не на показатели функционирования учреждений культуры, а на решение конкретных социокультурных проблем региона, что позволяет ра­ционально распределять ресурсы. Отдавать приоритет финансированию не отдельных учреждении культуры, а проектов и программ реальных преобра­зований в сфере культуры и обеспечению контроля за эффективным исполь­зованием финансовых ресурсов.

Порядок финансирования и реализации федеральных и территориальных программ целесообразно осуществлять в рамках надведомственной -структуры с полномочиями органа государственного управления сферой культуры, имеющего право координации в решении принципиальных вопросов ее развития, в каких бы ведомствах они ни решались. Это помогло бы сформировать целостную культур­ную политику в противовес групповым и ведомственным интересам.

Управленческая модель защиты региональной культуры. Необходимость децентрализации и деидеологизации культуры •— это требование демократиза­ции управления, а также ограничения финансовых возможностей. Формирова­ние институционального механизма, обеспечивающего согласование интересов и сближение позиций различных участников культурного процесса, их пред­ставительство и участие в выработке решений требует установления партнер­ских отношений между субъектом и объектом управления. Управляющий субъ­ект в этом случае выполняет функцию посредника, организатора, координато­ра, спонсора. Целостность управления в этом случае достигается не через ие­рархию и централизацию управления, а по принципу «со-управления», т.е. на основе переговоров, компромиссов, взаимных уступок, достижения консенсуса между субъектами и объектами управления культурой различных уровней. Это позволит: индивидуализировать работу центра с регионами, одновременно со-

хранив единое культурное пространство страны; определить полномочия и обя­занности сторон по развитию сферы культуры соответствующих администра­тивно-территориальных образований России. На договорных началах могут строиться и внутриорганизационные отношения. Сочетание долговременных и краткосрочных задач при решении проблем культуры требует участия трех сторон: субъекта управления — экспертов (специалистов) — исполнителей этих решений. Долгосрочные задачи — исходные пункты в оценке ситуации субъектом управления. Краткосрочные — в оценке исполнителями с точки зре­ния возможности использовать результаты своей деятельности в сфере культу­ры по ходу реализации долговременных стратегий. Эксперты оценивают воз­можности, оптимальность взаимодействия этих задач.

В государственной культурной политике следует уходить от привычных предписаний сверху, уметь гибко и последовательно осуществлять такие осново­полагающие принципы социального управления как планирование и регулирова­ние. Культурное пространство России столь велико, многоэтнично и многоуклад-но, что даже трудно представить достижение его желаемого единства без четкого алгоритма хорошо скоординированной деятельности. Вопрос о культурной поли­тике государства в современных условиях, по существу, вопрос о выживании культуры общества, его главной производительной силы. Грубый материализм в политике и прагматическая самодостаточность в экономике, когда человек с его духовными потребностями оказывается на периферии реформаторских планов, лишают последнего «человеческого измерения» и делают их малоперспективны­ми. Анализ парадоксов «остаточного подхода» различных вариантов культурной политики убеждает, что разрешение этого противоречия в рамках самой культуры едва ли представляется возможным Необходимый эффект в управлении государ­ства развитием духовной сферы будет достигнут тогда, когда оно сумеет обеспе­чить приоритетное влияние культуры на выбор стратегии социально-экономического и политического развития российского общества.

Таким образом, в переходный период особенно необходимо усиление ро­ли государства в развитии культуры. Одновременно необходимо расширение числа субъектов культурной деятельности, опирающихся на разные формы собственности. Это лишит государство монопольного положения в духовной сфере. При этом уместно сохранение вертикальной структуры управления в культуре.

Кадровая модель защиты региональной культуры. Именно управленче­ские кадры в условиях кризиса способны взять на себя функцию защиты сферы культуры от разрушающего влияния кризиса. Только вложив усилия и финансы в подготовку работников для деятельности в области культуры своих регионов, можно рассчитывать на выход культуры из кризисного состояния. При приня­тии ключевых решений в условиях кризиса управленческие кадры должны учи­тывать комплекс позиций (часто противоречивых). В условиях финансовой не­стабильности им необходимо обеспечить высокую степень участия специали­стов в управлении вместо механических и, жестких организационных структур. Чем сложнее финансовая ситуация, тем прозрачнее должен быть механизм рас­пределения ресурсов, тем большим количеством участников процесса должна распределяться ответственность. Активный творческий поиск в условиях не­стабильности внешней среды должен заменять формальное выполнение обя­занностей по сложившимся типовым образцам.

Особое значение в управленческой системе сферы культуры в условиях кризиса приобретают фигуры администратора и менеджера культуры. Админист-ратирование — процесс качественный, стратегический и гуманистический по су­ти. Менеджмент — процесс конкретный, практический, прагматический, количе­ственный и технологический по природе. Администратор делает политику через идею, ее аргументацию, диалектику и разъяснение, планирование, через процесс убеждения. Менеджер претворяет политику в жизнь посредством мобилизации ресурсов — это непосредственное управление и мониторинг. Администратор

культуры — профессиональный ее организатор, управленец от государственной и муниципальной власти. Менеджер культуры занимается созданием условий для культурного творчества и производства культурных благ (идей, ценностей), обес­печивая эту работу в формах, подходящих для общества, и готовя их публичное принятие. Профессионализм администратора и менеджера культуры основывает­ся на многообразных знаниях и практической деятельности в широком диапазоне: от политологии, культурологии, менеджмента, теории и социологии культуры до права и методов социальных исследований, у Т.е. профессиональные знания и умения в культуре должны быть междисциплинарными.

Информационная модель защиты региональной культуры. Организаторы социокультурной деятельности испытывают давление со стороны региональ­ных властных элит, работников культуры, населения. Важное значение в этих условиях приобретает формирование при региональных органах управления в сфере культуры служб информации, построенных на принципах гражданского консенсуса, альтернативизма (в постановке целей, выборе партнеров, примене­нии технологий сотрудничества и др.). Особую роль при этом играет социо­культурный мониторинг, сбор информации в сфере культуры, имеющей осо­бую значимость для выработки адекватных политико-управленческих решений. Эта информация важна и для региональных «культурных политиков», и для по­тенциальных спонсоров, интересующихся возможностями, которые им откры­ваются в сотрудничестве с конкретными учреждениями культуры. Актуальным является и формирование банка информации о позитивных мерах оптимизации социокультурной деятельности в регионе. Необходима новая концепция ин­формационной стратегии в отрасли культуры. Главным критерием ее эффек­тивности является не столько накопление той или иной информации, сколько умение отбирать и актуализировать информацию, необходимую для решения конкретной управленческой задачи. Пока множество информационных пото­ков, баз на различных уровнях никак между собой не связаны, информация

системно не обрабатывается, не имеет концептуальных оснований. Правильное использование имеющейся информации позволяет рационализировать регио­нальную культурную политику на различных уровнях.

Таким образом, эффективность процесса формирования и реализации региональной культурной политики достигается с помощью специфических технологий. Важнейшие из них: информационно-аналитическое обеспечение культурной политики; социокультурное планирование; использование мето­дов инновационного моделирования культурных процессов. В региональной культурной политике необходимо: соответствие ее организационно-управленческих моделей территориальной специфике и современной норма­тивно-правовой базе; оптимальное сочетание традиционных и инновацион­ных структурных элементов и их соответствующих функций; наличие в сис­теме ее организационных структур субъектов, интегрирующих все многооб­разие социально-культурных проблем региона и отражающих их в форме управленческих решений.

Date: 2015-07-23; view: 292; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию