Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы формирования региональной культурной политики





В качестве ведущих принципов формирования и реализации регио­нальной культурной политики' выделяют: демократичность, опережающий характер, проблемно-целевая ориентация оптимальное сочетание традицион­ных и инновационных процессов. Опережающий характер культурной поли­тики: отдается приоритет в развитии культуры, которая не только ослабляет негативные последствия интенсивного развития производства, но и обеспе­чивает оптимальное соотношение экономических, духовных составляющих

человеческого бытия. Концептуально-обоснованная культурная политика выражает насущную социокультурную проблематику, а также реальные на­пряжения и разрывы социокультурного бытия личности; обеспечивает опти­мизацию развития ближайшей социально-культурной среды обитания чело­века; ориентирует на сохранение и изменение составных элементов социо­культурной среды в регионе; определяет допустимые формы и границы вме­шательства в процессы саморазвития культуры как системы. Такая политика обеспечивается оптимальным сочетанием регуляции и самоорганизации, прямыми и обратными связями, привлечением к выработке и реализации культурной политики различных социальных сил. Проблемно-целевая ориен­тация региональной культурной политики является критерием актуальности принимаемых ее приоритетов. Она позволяет: расширить сферу культурной политики, включив в ее контекст различные аспекты деятельности населения в трудовой, досуговой, образовательной и других сферах; создать объектив­ные предпосылки для включения самого населения в выработку приоритетов культурной политики и их практическую реализацию, а также условия для сближения интересов различных социальных групп, чем снижаются возмож­ные конфликты. Принцип проблемно-целевой ориентации, рассматриваемый как технологическая основа формирования и реализации культурной про­граммы, реализуется, путем многоаспектного изучения проблем различных групп населения, определения конкретных сфер социальной практики, соот­ветствующих форм деятельности. Основой классификации социокультурных проблем является модель ситуации. Все проблемы распределяются по груп­пам (художественная культура, образование, досуг и т. д.). Каждая группа проблем должна иметь в структуре культурной политики «своего адресата» (кто и как должен решать). Таким образом, проблематизация состоит в ана­лизе и выявлении наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптими­зацию которых и должен быть ориентирован проект.

Приоритетные области культурной политики характеризуются: ти­пичными проблемами развития; ресурсами, необходимыми для их реализации; нормативным уровнем культурного развития объектов. Критериями выявления степени приоритетности являются: интенсивность, многоаспектность, репре­зентативность проблем. Часто эти проблемы связаны с дисфункционированием конкретных культурных сфер. Приоритетные направления культурной полити­ки определяются с учетом следующих факторов: социально-культурных про­блем, носителями которых выступают различные категории населения; функ­циональных и технологических возможностей учреждений культуры в их ре­шении; материально-технических, кадровых, финансовых ресурсов культурной сферы. Основные критерии определения приоритетов культурной политики связаны с выявлением оценки интенсивности, многоаспектное™ и репрезента­тивности проблемного поля в соответствующих сферах культурной жизни, субъективной и объективной значимости этих сфер для различных категорий населения.

Таким образом, приоритетное направление социально-культурного раз­вития — это способ решения проблем конкретных социальных категорий насе­ления и региона в целом; потенциальная сфера культурной деятельности насе­ления; условия выявления и развития культурной самобытности региона. Ос­новные приоритеты культурной политики могут формироваться по двум ос­новным блокам. Первый блок включает приоритетные сферы культурной жиз­ни (сохранение, использование культурного наследия, развитие художествен­ной жизни, культурно-досуговой деятельности, оптимизацию экологической среды и многое другое). Во второй блок входят направления культурной поли­тики, ориентированные на слои населения, требующие государственной под­держки, особенно дети и молодежь. Приоритетность определяется: обществен­ной и личностной значимостью, интенсивностью, многоаспектностью, наличи­ем системы ресурсов для поддержки конкретных /культурных сфер региона.

Нормативный аспект приоритетной культурной политики включа­ет: создание «зон» интеллектуального роста (сохранение и расширение слоя ре­гиональной культурной элиты); расширение социальной базы культурной жиз­ни (учреждений, объединений, организаций и т.д.); развитие инфраструктуры культуры как системы условий создания, сохранения, трансляции, воспроиз­водства культурных ценностей, норм образцов и т.д.; всестороннюю поддержку социальных институтов, культурных процессов формирующих и регулирую­щих социокультурную среду обитания населения; благоприятные условия

культурного развития и социальной адаптации групп населения, которым за­труднен доступ к культурным ценностям и деятельности, а также противодей­ствие экспансии явлении массовой коммерческой культуры, ведущих к дегра­дации личности, угрожающих нравственному «здоровью» населения и сохра­нению самобытности национальной, отечественной культуры; экономические правовые и другие условия способствующие самоорганизации и саморазвитию социокультурной жизни; развитие межрегиональных, межнациональных, меж­дународных контактов и сотрудничества в сфере культуры; развитие спонсор­ства и благотворительности в области культуры путем регулирования налого­обложения и создания благоприятных условий для развития партнерства в сфе­ре культурной деятельности. Важная роль в приоритетной культурной полити­ке принадлежит: поиску и разработке вариантов решения рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях), с учетом имеющихся ресурсов и оценки возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбору оптимального решения, т.е. социально приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объективной об­ласти проектирования, после чего следует проектное оформление должного решения; разработке организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношений.

Ресурсные направления культурной региональной политики. Органи­
зационно-правовые и управленческие ресурсы
включают в себя: развитие со­
трудничества сферы культуры и средств массовой информации; использование
возможностей СМИ в формировании общественного мнения по вопросам раз­
вития культуры; влияние на властные структуры при принятии решений, опре­
деляющих перспективы и пути совершенствования культурной жизни; эффек­
тивное использование существующей нормативно-правовой базы субъектов
культурной жизни региона.,

Ресурсы совершенствования содержания культурной политики включа­ют в себя: определение приоритетов культурной политики, и корректировку ее организационно-управленческих моделей.

Ресурсы, совершенствования системы финансирования более рациональ­ное распределение бюджетных средств; привлечение внебюджетных источни­ков. Оптимизация расходов из средств госбюджета предполагает отказ от вы-

деления средств за сам факт существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и программ, соответствующих приоритетом куль­турной политики в регионе.

Социокультурное проектирование является важным инструментом регио­нальной культурной политики. Оно представляет собой специфическую техноло­гию, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, в выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, а также в разработке путей и средств достижения поставленньк целей. Объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя две взаимозависимые подсистемы: социум и культуру. Проект является в таком случае средством сохранения или воссоздания социальных явле­ний и культурных феноменов, соответствующих количественно и качественно) сложившимся нормам. Проектирование это, прежде всего,, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом

качестве объекта). Общую логику формирования проекта можно представить в ви­де последовательных процедур: проблематизации, целеполагания, инструментали-зации. Объективные области проектирования — социум и культура — рассматри­ваются как теоретические модели, подлежащие переконструированию и усовер­шенствованию в рамках проекта. Предметом анализа могут выступать: ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и функционирования общества в целом; локальная ситуация на уровне региона; ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определенной

социальной группы населения.

Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное про­странство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность ус­ловий его жизнедеятельности. Она включает в себя социально-культурную сре­ду, которая характеризует существующие связи человека в социокультурном окружении, а также соответствующие сферы жизнедеятельности, где форми­руются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социо­культурных субъектов — это ценности, мотивы, цели деятельности, человече­ский потенциал и др. В процессе предпроектного изучения ситуации, прежде всего, важно выделить те элементы социокультурной среды, сфер жизнедея­тельности и образа жизни, которые могут и должны быть изменены. После вы­деления этих элементов в рамках проекта намечаются предположительные спо­собы их целенаправленного изменения и преобразования. Масштаб анализи­руемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Соци­ально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов России, ре­шаются в рамках федеральных программ. Специфические региональные про­блемы актуализируют программы конкретных территорий. Разрешение про­блем конкретной социальной группы является целевой установкой локальных проектов. Целеполагание носит созидательный, творческий характер. Цель про­екта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного со-

стояния объектной области проектирования. Если исходит из реальных про­блем, противоречий и ресурсов, цель включает также и потенциальные воз­можности осуществления тех или иных изменений.

Инструментальная, содержательная часть проектирования представля­ет собой систему действий. Она включает в себя выявление необходимых для решения задач ресурсов (средств), определение методов достижения целей, ко­торые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности, а так­же форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта. Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач. Средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках про­екта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых меро­приятий. Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей проекта. Прак­тические мероприятия служат основным инструментом реализации целевой ус­тановки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта, опреде-ляют направления, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реа-лизации целей и задач каждого этапа. Программа, в результате должна обеспе­чить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополни­тельные возможности для реализации и самореализации личности — в этом и заключается основной смысл и целевая установка технологии социокультурного проектирования. На его основе реализуется потенциал окружающей социальной среды, изменяются связи и отношения человека со средой его обитания, совер­шенствуется деятельность учреждений культуры или создаются новые.

Date: 2015-07-23; view: 467; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.008 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию