Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Принципы формирования региональной культурной политикиВ качестве ведущих принципов формирования и реализации региональной культурной политики' выделяют: демократичность, опережающий характер, проблемно-целевая ориентация оптимальное сочетание традиционных и инновационных процессов. Опережающий характер культурной политики: отдается приоритет в развитии культуры, которая не только ослабляет негативные последствия интенсивного развития производства, но и обеспечивает оптимальное соотношение экономических, духовных составляющих человеческого бытия. Концептуально-обоснованная культурная политика выражает насущную социокультурную проблематику, а также реальные напряжения и разрывы социокультурного бытия личности; обеспечивает оптимизацию развития ближайшей социально-культурной среды обитания человека; ориентирует на сохранение и изменение составных элементов социокультурной среды в регионе; определяет допустимые формы и границы вмешательства в процессы саморазвития культуры как системы. Такая политика обеспечивается оптимальным сочетанием регуляции и самоорганизации, прямыми и обратными связями, привлечением к выработке и реализации культурной политики различных социальных сил. Проблемно-целевая ориентация региональной культурной политики является критерием актуальности принимаемых ее приоритетов. Она позволяет: расширить сферу культурной политики, включив в ее контекст различные аспекты деятельности населения в трудовой, досуговой, образовательной и других сферах; создать объективные предпосылки для включения самого населения в выработку приоритетов культурной политики и их практическую реализацию, а также условия для сближения интересов различных социальных групп, чем снижаются возможные конфликты. Принцип проблемно-целевой ориентации, рассматриваемый как технологическая основа формирования и реализации культурной программы, реализуется, путем многоаспектного изучения проблем различных групп населения, определения конкретных сфер социальной практики, соответствующих форм деятельности. Основой классификации социокультурных проблем является модель ситуации. Все проблемы распределяются по группам (художественная культура, образование, досуг и т. д.). Каждая группа проблем должна иметь в структуре культурной политики «своего адресата» (кто и как должен решать). Таким образом, проблематизация состоит в анализе и выявлении наиболее актуальных проблем, на разрешение или оптимизацию которых и должен быть ориентирован проект. Приоритетные области культурной политики характеризуются: типичными проблемами развития; ресурсами, необходимыми для их реализации; нормативным уровнем культурного развития объектов. Критериями выявления степени приоритетности являются: интенсивность, многоаспектность, репрезентативность проблем. Часто эти проблемы связаны с дисфункционированием конкретных культурных сфер. Приоритетные направления культурной политики определяются с учетом следующих факторов: социально-культурных проблем, носителями которых выступают различные категории населения; функциональных и технологических возможностей учреждений культуры в их решении; материально-технических, кадровых, финансовых ресурсов культурной сферы. Основные критерии определения приоритетов культурной политики связаны с выявлением оценки интенсивности, многоаспектное™ и репрезентативности проблемного поля в соответствующих сферах культурной жизни, субъективной и объективной значимости этих сфер для различных категорий населения. Таким образом, приоритетное направление социально-культурного развития — это способ решения проблем конкретных социальных категорий населения и региона в целом; потенциальная сфера культурной деятельности населения; условия выявления и развития культурной самобытности региона. Основные приоритеты культурной политики могут формироваться по двум основным блокам. Первый блок включает приоритетные сферы культурной жизни (сохранение, использование культурного наследия, развитие художественной жизни, культурно-досуговой деятельности, оптимизацию экологической среды и многое другое). Во второй блок входят направления культурной политики, ориентированные на слои населения, требующие государственной поддержки, особенно дети и молодежь. Приоритетность определяется: общественной и личностной значимостью, интенсивностью, многоаспектностью, наличием системы ресурсов для поддержки конкретных /культурных сфер региона. Нормативный аспект приоритетной культурной политики включает: создание «зон» интеллектуального роста (сохранение и расширение слоя региональной культурной элиты); расширение социальной базы культурной жизни (учреждений, объединений, организаций и т.д.); развитие инфраструктуры культуры как системы условий создания, сохранения, трансляции, воспроизводства культурных ценностей, норм образцов и т.д.; всестороннюю поддержку социальных институтов, культурных процессов формирующих и регулирующих социокультурную среду обитания населения; благоприятные условия культурного развития и социальной адаптации групп населения, которым затруднен доступ к культурным ценностям и деятельности, а также противодействие экспансии явлении массовой коммерческой культуры, ведущих к деградации личности, угрожающих нравственному «здоровью» населения и сохранению самобытности национальной, отечественной культуры; экономические правовые и другие условия способствующие самоорганизации и саморазвитию социокультурной жизни; развитие межрегиональных, межнациональных, международных контактов и сотрудничества в сфере культуры; развитие спонсорства и благотворительности в области культуры путем регулирования налогообложения и создания благоприятных условий для развития партнерства в сфере культурной деятельности. Важная роль в приоритетной культурной политике принадлежит: поиску и разработке вариантов решения рассматриваемой проблемы (на индивидуальном и социальном уровнях), с учетом имеющихся ресурсов и оценки возможных последствий реализации каждого из вариантов; выбору оптимального решения, т.е. социально приемлемых и обоснованных рекомендаций, способных произвести желаемые изменения в объективной области проектирования, после чего следует проектное оформление должного решения; разработке организационных форм внедрения проекта в социальную практику и условий, обеспечивающих реализацию проекта в материально-техническом, финансовом, правовом отношений. Ресурсные направления культурной региональной политики. Органи Ресурсы совершенствования содержания культурной политики включают в себя: определение приоритетов культурной политики, и корректировку ее организационно-управленческих моделей. Ресурсы, совершенствования системы финансирования более рациональное распределение бюджетных средств; привлечение внебюджетных источников. Оптимизация расходов из средств госбюджета предполагает отказ от вы- деления средств за сам факт существования учреждений культуры и переход на финансирование проектов и программ, соответствующих приоритетом культурной политики в регионе. Социокультурное проектирование является важным инструментом региональной культурной политики. Оно представляет собой специфическую технологию, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, в выработке целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта, а также в разработке путей и средств достижения поставленньк целей. Объектом социокультурного проектирования выступает сложное образование, включающее в себя две взаимозависимые подсистемы: социум и культуру. Проект является в таком случае средством сохранения или воссоздания социальных явлений и культурных феноменов, соответствующих количественно и качественно) сложившимся нормам. Проектирование это, прежде всего,, идеально-мыслимое представление о конечном продукте (параметрах того или иного явления, новом качестве объекта). Общую логику формирования проекта можно представить в виде последовательных процедур: проблематизации, целеполагания, инструментали-зации. Объективные области проектирования — социум и культура — рассматриваются как теоретические модели, подлежащие переконструированию и усовершенствованию в рамках проекта. Предметом анализа могут выступать: ситуация, характеризующая совокупность обстоятельств и функционирования общества в целом; локальная ситуация на уровне региона; ситуация, обусловленная вполне конкретными обстоятельствами и условиями жизнедеятельности определенной социальной группы населения. Социокультурная ситуация — это многомерное социокультурное пространство, в котором обитает человек и которое отражает всю совокупность условий его жизнедеятельности. Она включает в себя социально-культурную среду, которая характеризует существующие связи человека в социокультурном окружении, а также соответствующие сферы жизнедеятельности, где формируются и реализуются основные составляющие образа жизни различных социокультурных субъектов — это ценности, мотивы, цели деятельности, человеческий потенциал и др. В процессе предпроектного изучения ситуации, прежде всего, важно выделить те элементы социокультурной среды, сфер жизнедеятельности и образа жизни, которые могут и должны быть изменены. После выделения этих элементов в рамках проекта намечаются предположительные способы их целенаправленного изменения и преобразования. Масштаб анализируемой ситуации определяет радиус действия проекта или программы. Социально-культурные проблемы, типичные для большинства регионов России, решаются в рамках федеральных программ. Специфические региональные проблемы актуализируют программы конкретных территорий. Разрешение проблем конкретной социальной группы является целевой установкой локальных проектов. Целеполагание носит созидательный, творческий характер. Цель проекта, понимаемая как образ желаемого, всегда выходит за рамки наличного со- стояния объектной области проектирования. Если исходит из реальных проблем, противоречий и ресурсов, цель включает также и потенциальные возможности осуществления тех или иных изменений. Инструментальная, содержательная часть проектирования представляет собой систему действий. Она включает в себя выявление необходимых для решения задач ресурсов (средств), определение методов достижения целей, которые конкретизируются в виде мероприятий и содержания деятельности, а также форм организации усилий субъектов, задействованных в процессе реализации проекта. Методы — это пути и способы достижения целей и решения задач. Средства — совокупность приемов и операций достижения цели. В рамках проекта методы и средства конкретизируются совокупностью планируемых мероприятий. Форма — это определенным образом упорядоченная деятельность, способ организации содержания, методов, средств, исполнителей проекта. Практические мероприятия служат основным инструментом реализации целевой установки проекта. Они фиксируют начало и этапы реализации проекта, опреде-ляют направления, привлекают дополнительные ресурсы, необходимые для реа-лизации целей и задач каждого этапа. Программа, в результате должна обеспечить рост качественных параметров образа жизни человека, создать дополнительные возможности для реализации и самореализации личности — в этом и заключается основной смысл и целевая установка технологии социокультурного проектирования. На его основе реализуется потенциал окружающей социальной среды, изменяются связи и отношения человека со средой его обитания, совершенствуется деятельность учреждений культуры или создаются новые.
|