Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы





Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай

социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по-

разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

1. страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с

индивидуальными страховыми взносами;

2. страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где раз-

меры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финанси-

рование осуществляется в основном из налоговых фондов;

3. страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;

4. страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только

формируется.

К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах

системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся

выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользо-

ваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплени-

ям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также от-

числяют определенные суммы в этот страховой фон.

31

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и

связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Ис-

ключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель

этой системы – поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери

работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физиче-

ской жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником

финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет

больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет

налоговых выплат.

Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед граж-

данами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума,

независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид вы-

плат осуществляется из общенационального бюджета.

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако ми-

нимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в

основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет го-

сударства.

Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается

от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В

этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюд-

жет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распре-

деления лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть

оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплата-

ми и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них име-

ет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависи-

мости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание

сосредоточено в основном в общественном секторе.

К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную

систему социального обеспечения. Однако их системы более близки к системам первой группы

стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обяза-

тельства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают

лишь некоторые местные власти в отдельных областях. В Нидерландах, наоборот, социальное

обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя

страны.

К четвертой группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной

защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гаранти-

рованного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражда-

нам.

Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она

выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается

человек в течение жизни.

Риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов,

утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично меди-

цинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способ-

ность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с

инвалидностью; расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и

пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь;

расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслужива-

ния.

Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное посо-

бие, ритуальные услуги.

Риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата вре-

менного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие.

32

Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, пере-

квалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.

Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым катего-

рия населения.

Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на ме-

дицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.

Семейные пособия: пособия на детей-иждивенцев, натуральная помощь в виде продоволь-

ственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и пр.

Другие виды социальной помощи: дополнительное обслуживание бедняков, расходы на

профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия жертвам военных действий и сти-

хийных бедствий и пр.

Очевидно, что расходы на те или иные выплаты и пособия в разных странах, весьма, раз-

личны. Рассмотрим на примере оказания помощи семье.

Различия среди европейских стран по этой статье расходов довольно значительны. Одна

группа стран, среди которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП

на эти цели. Другая группа стран – Германия и Нидерланды – от 12,5 до 2%, в то время как остав-

шиеся страны – более 2%.

Большинство стран озабочены сокращением рождаемости. В этой связи многие страны

внесли существенные изменения в политику оказания помощи семье. Так, во Франции в начале

80-х гг. были приняты законы в пользу многодетных семей. Например, семья с тремя и более

детьми стала получать пособие в размере трети средней заработной платы.

Во всех странах размеры пособий на детей возрастают с каждым новым ребенком. Исклю-

чение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания, где размер пособия не

меняется со вторым и третьим ребенком. В Бельгии, Германии, Италии и, особенно, во Франции

сумма выплат значительно возрастает, начиная со второго ребенка.

Во многих странах были увеличены пособия по беременности и родам. Такая политика

была направлена на то, чтобы создать наилучшие условия для сочетания работы, карьеры и заботы

о доме и семье. В этой связи в течение последних пяти лет во многих странах была увеличена про-

должительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и ро-

дам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель). В остальных странах он

варьируется от 13 до 20 недель.

Во многих странах для родителей, которые бы хотели находиться с ребенком более про-

должительное время, существуют социальные пособия, но они небольшие. Такие пособия есть в

Германии, Бельгии, Италии. Например, в Германии оно составляет 22% от заработной платы по

достижению ребенком возраста 2-х лет. В Бельгии и Италии чуть больше, но срок их выплат

меньше.

Проблема неполных семей в Европе такая же острая, как и в России. Практически во всех

странах есть специальные пособия для таких семей, однако, условия выплаты разные. Например, в

Греции пособие может получать только мать, но не одинокий отец. В Испании и Португалии лишь

в отдельных провинциях местные власти выплачивают такие пособия. Во Франции сумма пособия

составляет 50% средней заработной платы до 3-х летнего возраста. В других стран эта сумма зна-

чительно меньше.

Date: 2015-07-23; view: 709; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию