Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Проблема стадий





Связи между нашим анализом познавательного развития в сенсомоторном периоде и стадиями, выделенными Фрейдом в том же самом периоде, обсуждались Рапопортом, Вулфом и Коблинером [см. Spitz, 1968].

Т.Гуан-Декари (Монреаль) изучала связи между когнитивным разви­тием, а именно понятием перманентности объекта, и развитием отноше­ний к объекту. Однажды я показал, что предмет, который исчезает из поля зрения младенца, как бы перестает существовать для ребенка. Если спрятать предмет за экран, ребенок не будет его искать; дело обстоит та­ким образом, как если бы предмет исчезал, хотя он продолжает сущест­вовать. В конце первого года жизни ребенок начинает искать спрятанный предмет, если судить по его последовательным движениям. Гуан-Декари показала [1966], что эта реакция связана с развитием отношений и свя­зей с объектом. Таким образом, вообще говоря, эти две формы развития соответствуют друг другу. Гуан-Декари подтвердила мою гипотезу (кото­рая основывалась на одном наблюдении) о том, что первым постоянным объектом в плане познания является человек, а не неодушевленный предмет.

Имеются и другие связи между стадиями развития познания и эффек­тивности. Например, в возрасте 7–8 лет в связи с формированием обра­тимых операций у ребенка развиваются представления о новых логичес­ких отношениях реципрокности. Моральные суждения становятся менее зависимыми от Супер-эго и авторитета; справедливость и другие проявле­ния реципрокности становятся более значимыми. Подобные же связи имеются между познавательными и аффективными трансформациями в то время, когда подростки становятся частью мира взрослых.

Эти параллели не позволяют, конечно, сделать вывод, что причиной изменений в аффективной сфере являются познавательные конструкции. Но я не думаю также, что верно обратное, как полагают некоторые пси­хоаналитики, которые, видимо, просто поддаются соблазну считать так (сравните исследование Одье, посвященное субъекту). Очевидно, что аффективные факторы играют роль в ускорении или задержке познава­тельного развития, как показал Спитц. Однако это не означает, что аф­фективная сфера порождает или видоизменяет познавательные структу­ры. Аффективные и когнитивные механизмы неразделимы, хотя и различ­ны: первые зависят от энергии, вторые – от структуры.

В заключение надо признать, что много проблем еще должно быть разрешено; мы с нетерпением ожидаем создания общей теории психоло­гии, которая бы объединила открытия психологии познания и психоана­лиза. Замечания, которые я сделал сегодня, – не более чем маленький шаг в этом направлении.

ЛИТЕРАТУРА

Gouin-Decarie Т. Intelligence and affectivity in early childhood. N.Y., 1966.

Spitz R. De la naissance a la parole. Paris, 1968.

 

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЛУЧАЙНОСТИ И ВЕРОЯТНОСТИ В ДЕТСКОМ ВОЗРАСТЕ [51] [1976]

Date: 2015-07-23; view: 359; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию