Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Распространённый алгоритм решения матричного уравнения
Итак, на голову упал стандартный персонаж, состоящий из нескольких матриц, некоторых множителей и птицы счастья . На первом шаге уравнение приводится к одному из двух видов: либо , где – известные матрицы. Примечание: существует также третий вид: , но в действительности он встречается крайне редко. Тем не менее, в конце статьи я рассмотрю данный случай. Как привести уравнение к виду или ? Все действия вы видели в Примере №1 – это перенос матриц из части в часть, «упаковывание» множителей в матрицы, матричное сложение/вычитание. На втором шаге необходимо выразить или, выражаясь более академично, разрешить уравнение относительно . 1) . Для того, чтобы разрешить данное уравнение относительно , умножим обе его части на слева (здесь и далее предполагаем, что обратная матрица существует): !!! Внимание! Произведение матриц не перестановочно, поэтому критически важно, с какой стороны проводить умножение. По свойству матричных операций: , поэтому: Единичную матрицу можно убрать (см. урок Свойства операций над матрицами. Матричные выражения): Чего и требовалось достичь. Матрица нам не известна. 2) . Умножаем обе части уравнения на справа: Согласно свойству матричных операций , получаем: Единичную матрицу убираем: Готово. Матрица нам опять же не известна. Таким образом, на втором шаге решение выражается в виде либо в виде . Поскольку обратной матрицы мы не знаем, то третий этап решения будет состоять в её нахождении. Это стандартная задача урока Как найти обратную матрицу? На заключительном четвёртом шаге выполняем матричное умножение или , и, собственно, получаем ответ. После выполнения задания желательно провести проверку, впрочем, в большинстве случаев её требуется выполнить по условию задачи. Схема обыденна – необходимо подставить найденное значение в исходное уравнение и убедиться в том, что «всё сойдётся». Рассмотрим примеры решений уравнений обоих видов более подробно:
Решение матричного уравнения вида …и добавить нечего =) Пример 2 Решить матричное уравнение, выполнить проверку Решение: Уравнение уже имеет вид , поэтому никаких предварительных действий проводить не нужно. Для разрешения уравнения относительно умножим обе его части на слева: Да-да, прямо так и пишем при оформлении решения. Хотя можно ограничиться единственной фразой: «Решение ищем в виде » – без всяких пояснений и вывода формулы . Из условия известны матрицы , однако, обратной матрицы мы не знаем. Придётся её найти: Обратную матрицу найдем по формуле: – матрица миноров соответствующих элементов матрицы . – матрица алгебраических дополнений. – транспонированная матрица алгебраических дополнений. Таким образом, обратная матрица: На финише проводим матричное умножение и получаем решение: Ответ: Проверка: Подставим найденное значение в левую часть исходного уравнения: Получена правая часть исходного уравнения. Таким образом, решение найдено правильно. Следующая задача весьма любопытна, и некоторые из вас сделают для себя неожиданное открытие: Пример 3 Решить матричное уравнение и сделать проверку: Решение: Неизвестная распложена справа от матрицы, и уравнение, очевидно, сведётся к виду . Используем уже знакомые из Примера №1 действия: Обратную матрицу найдем по формуле: – матрица миноров соответствующих элементов матрицы . – матрица алгебраических дополнений. – транспонированная матрица алгебраических дополнений. Обратная матрица: Таким образом, решение уравнения: Ответ: Дробь красивше оставить перед вектором-столбцом, хотя вполне приемлемо записать и так: . Проверка: Подставим найденное значение в левую часть исходного уравнения: Получена правая часть исходного уравнения, таким образом, решение найдено верно. Напоминаю технический приём, который мы рассмотрели на уроке Свойства операций над матрицами. Матричные выражения. После подстановки в левую часть уравнения, константа уютно расположилась между матрицами. В подобных случаях число необходимо вынести вперёд и разобраться с ним в самом конце – после матричного умножения. А теперь остановимся вот на каком моменте…. Вернёмся к самому началу решения, когда мы получили матричное уравнение в виде . Задача состояла в том, чтобы найти неизвестный вектор-столбец . Перепишем уравнение в виде и в левой части умножим матрицы по обычному правилу: До боли знакомая картина =) Две матрицы равны, когда равны их соответствующие элементы. Это система трёх линейных уравнений с тремя неизвестными: И полученный нами ответ представляет собой решение данной системы: Таким образом, матричный метод решения системы – это, по сути, частный случай матричного уравнения. Пример 4 Найти из матричного уравнения: Проверить полученный результат. Заметьте, что справа находится нулевая матрица а не ноль. Нулевая матрица для матриц – это аналог нуля для чисел. И её можно не записывать, после того, как вы что-нибудь перенесёте в правую часть. Полное решение и примерный чистовой образец оформления задания в конце урока. В процессе решения матричных уравнений у начинающих могут появиться трудности с умножением матриц. В этом случае, пожалуйста, вернитесь к матричным выражениям и отработайте данное действие.
Решение матричного уравнения вида Алгоритм решения точно такой же с некоторыми содержательными и техническими отличиями: Пример 5 Решить матричное уравнение, выполнить проверку найденного решения. Решение: Уравнение имеет готовый вид , что позволяет сразу же заняться «иксом». Для разрешения уравнения относительно умножим обе его части на справа: При оформлении можно записать и короче: «Решение ищем в виде ». Матрица «бэ» известна. Берём матрицу и без комментариев исследуем обратную сторону Луны: , где – транспонированная матрица алгебраических дополнений соответствующих элементов матрицы . – матрица миноров соответствующих элементов матрицы . – матрица алгебраических дополнений. – транспонированная матрица алгебраических дополнений. Таким образом, обратная матрица: Находим решение, при этом не забываем про порядок умножения матриц, обратная матрица едет во втором вагоне: Ответ: Проверка: Подставим найденное значение в левую часть исходного уравнения: Получена правая часть исходного уравнения. Таким образом, решение найдено правильно. Усложним задание: Пример 6 Решить матричное уравнение, сделать проверку: Решение: Незнакомец расположился слева от матрицы, поэтому уравнение сводится к виду . Упаковываем множители, переносим свободную матрицу в правую часть и выполняем вычитание матриц: Для разрешения уравнения относительно умножим обе его части на справа: Обратную матрицу найдем по формуле: – матрица миноров соответствующих элементов матрицы . – матрица алгебраических дополнений. – транспонированная матрица алгебраических дополнений. Обратная матрица: Здесь целесообразно внести минус в матрицу. Возможно, вам надоела однообразная картинка с нахождением обратной матрицы в каждом примере, я бы вполне мог пропускать данный пункт и сразу записывать: «обратная матрица такая-то…». Нет, полное решение приводится не случайно. Это отличная возможность потренироваться! Кроме того, у некоторых студентов действительно очень низкий уровень подготовки и полный трафарет того или иного примера будет как нельзя кстати. Да и сам Гугл, глядишь, научится решать матричные уравнения =) Находим решение: Ответ: Проверка: Подставим найденное значение в левую часть исходного уравнения: Пример 7 Решить матричное уравнение и сделать проверку: Это пример для самостоятельного решения. Примерный образец чистового оформления в конце урока. В заключение коротко рассмотрим ещё один тип матричного уравнения, который практически не встречается: , где – известные матрицы. То есть, наш партизан залёг между двумя матрицами. Разрешим данное уравнение относительно . Сначала умножим обе части на слева: Теперь умножим обе части на справа: Готового примера у себя в коллекции я не нашёл, но сейчас всё равно что-нибудь подберу из этой оперы…. Вот: Да, работёнки здесь побольше. Раза в два. Как решить данное уравнение? – для матрицы находим обратную матрицу ; Желающие могут прорешать данный пример, верный ответ: . Поздравляю ещё раз! Если вы читаете эти строки, то Конец Света так и не наступил! Конец Света как деньги – любит тишину =) На самом деле всё было так: летописцы майя составили свой календарь до дня зимнего солнцестояния 2012 года. А потом устали. Но на всякий случай передаю привет следующей цивилизации. Когда-нибудь они откопают хорошо сохранившийся в вечной мерзлоте сервер и расшифруют нашу клинопись =) Удачной сдачи зачётов и экзаменов! Решения и ответы: Пример 4: Решение: Приведем уравнение к виду : Пример 7: Решение: Приведем уравнение к виду : Автор: Емелин Александр
Высшая математика для заочников и не только >>> (Переход на главную страницу) Как можно отблагодарить автора?
На данном уроке мы рассмотрим методы решения системы линейных уравнений. В курсе высшей математики системы линейных уравнений требуется решать как в виде отдельных заданий, например, «Решить систему по формулам Крамера», так и в ходе решения остальных задач. С системами линейных уравнений приходиться иметь дело практически во всех разделах высшей математики. Сначала немного теории. Что в данном случае обозначает математическое слово «линейных»? Это значит, что в уравнения системы все переменные входят в первой степени: без всяких причудливых вещей вроде и т.п., от которых в восторге бывают только участники математических олимпиад. В высшей математике для обозначения переменных используются не только знакомые с детства буквы . Использование того или иного набора букв зависит от раздела высшей математики, в котором мы сталкиваемся с системой линейных уравнений. Так, например, в системах линейных уравнений, встречающихся при решении интегралов, дифференциальных уравнений традиционно принято использовать обозначения Но как бы ни обозначались переменные, принципы, методы и способы решения системы линейных уравнений от этого не меняются. Таким образом, если Вам встретится что-нибудь страшное типа , не спешите в страхе закрывать задачник, в конце-концов, вместо можно нарисовать солнце, вместо – птичку, а вместо – рожицу (преподавателя). И, как ни смешно, систему линейных уравнений с данными обозначениями тоже можно решить. Что-то у меня есть такое предчувствие, что статья получится довольно длинной, поэтому небольшое оглавление. Итак, последовательный «разбор полётов» будет таким:: Решение системы линейных уравнений методом подстановки («школьный метод»). – Решение системы методом почленного сложения (вычитания) уравнений системы. –Решение системы по формулам Крамера. –Решение системы с помощью обратной матрицы. –Решение системы методом Гаусса. С системами линейных уравнений все знакомы из школьного курса математики. По сути дела, начинаем с повторения.
Date: 2015-07-23; view: 3175; Нарушение авторских прав |