Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Магнитная цепь машины. Размеры, конфигурация, материал
На длину станины 1 влияет выбранная форма подшипниковых щитов ¾ глубокие, мелкие или плоские. Минимальная длина станины должна быть такой, чтобы станина перекрывала лобовые части катушек главных и добавочных полюсов, а также соединения компенсационной обмотки. При 2 р =2 длина станины 1 2+0,5t, при 2 р =4 длина станины 1 2+0,65t; высота станины (мм) (10-12) k c=1—для монолитной станины; В' с1 ¾ предварительная магнитная индукция в станине, Тл:
Для шихтованных станин значение B с1 может быть увеличено до 1,5 Тл. Для проверки приемлемости полученного значения h c1 на рис. l0-17 приведены средние значения h c1, применяемые на практике. Магнитная индукция в месте распространения магнитного потока в станине при входе его в главный полюс . (10-13)
Рис.10-17 Среднее значение hc1=f(Dн2).
Если значение Вс.п >1,7 Тл, то h с1 увеличивают. Внутренний диаметр монолитной станины или шихтованного сердечника станины (мм) . (10-14) Высота главного и добавочного полюсов (мм) ; (10-15) , (10-16) где 4 d или 4 dд учитывает кроме двух воздушных зазоров необходимость расположения стальных прокладок между станиной и полюсами, предназначенных для регулирования воздушного зазора; в машинах большой мощности (h 355 мм) эти прокладки между станиной и добавочными полюсами могут выполняться из немагнитного материала, например из латуни. § 10-4. Обмотка якоря Основные положения. Якорь выполняет в машине постоянного тока важную роль при передаче и преобразовании энергии в машине, поэтому определение параметров обмотки якоря требует особой внимательности. Неудачный выбор параметров может отразиться на всех дальнейших этапах расчета и на технико-экономических показателях машины. Расчет обмотки охватывает следующие основные этапы: определение количества параллельных ветвей и типа обмотки якоря; определение количества пазов, витков и коллекторных пластин, шагов обмотки, количества и шага уравнительных соединений; расчет размеров пазов и проводов обмотки; определение сопротивления обмотки и длины вылета лобовой части обмотки; проверка уровня удельной тепловой напряженности обмотки от электрических потерь в обмотке. Типы обмоток. Предварительное значение тока (А) якоря у двигателей ; (10-17) у генераторов , (10-18)
где Р 2—номинальная отдаваемая мощность, Вт. Тип обмотки якоря, определяемый количеством главных полюсов 2 р и током якоря 2, принимают по табл. 10-7.
Таблица 10-7
При выборе петлевой или лягушечьей обмотки следует учитывать, что для быстроходных машин (окружная скорость якоря 2 >40 м/с) и для машин, работающих с высокими перегрузками ( max/ H >2), более целесообразно применение лягушечьей, а для остальных машин — петлевой обмотки. Окружная скорость якоря (м/с) (10-19) Основные свойства разных типов обмотки якоря, в том числе условия симметрии, количество параллельных ветвей 2 , количество секций, расположенных по ширине паза N ш, количество пазов якоря Z 2 и коллекторных пластин К, обеспечивающих снижение пульсаций магнитного потока и улучшенные коммутационные параметры, а также формулы определения шагов обмотки подробно освещены в учебниках по электрическим машинам. Все рекомендации для машин с 2р=2 и 2р= 4 приведены в табл. 10-8. Таблица 10-8
Примечание: 1. у1 и у2 - первый и второй частичные шаги по элементарным пазам; у -результирующий шаг по элементарным пазам; уп - шаг по реальным пазам; уур1 и уур2 – шаги уравнительных соединений первого и второго рода соответственно; - укорочение шага обмотки; m – количество ходов обмотки. 2.В выражениях для у1 и у2 – двухходовой петлевой ступенчатой обмотки знаки перед единицей должны быть разными. 3. В выражениях для уп петлевой и волновой обмоток, составляющих лягушечью, знаки перед должны быть разными; в выражениях для у = ук указанных обмоток знаки перед m также должны быть разными. 4. Здесь N – любое целое число.
Рассмотрим некоторые особенности обмоток, которые следует учитывать при проектировании машин. Простая петлевая обмотка выполняется равносекционной. Уравнительные соединения первого рода располагают по одному на один или два паза якоря. Площадь поперечного сечения уравнителей составляет около 30% площади поперечного сечения эффективного проводника. У машин с 2 р =2 надобность в уравнительных соединениях отпадает. На рис. 10-18, приведена развернутая схема равносекционной простой петлевой обмотки с уменьшенным числом пазов и коллекторных пластин.
Рис. 10-18.Развернутые схемы обмоток якоря: –простая петлевая равносекционная 2 р =4; 2 =4; Z =18; К =54; Nш =3; уП =4; у1 =12; уК=у =1; у2 =11; уУР 1=27.
Двухходовая петлевая обмотка, выполняемая двукратнозамкнутой, ступенчатой (для улучшения коммутационных параметров), имеет уравнительные соединения как первого, так и второго рода. Число уравнительных соединений первого рода должно быть не менее одного на две-три коллекторные пластины. Соотношение площадей поперечного сечения уравнительных соединений и эффективных проводников такое же, как у простой петлевой обмотки. Простая волновая обмотка обычно выполняется равносекционной; у машин с h 355 мм для улучшения коммутации применяют ступенчатую обмотку. В отдельных случаях используют несимметричную равносекционную обмотку с «мертвой» секцией, которая не присоединяется к коллектору. Такое исполнение в машинах мощностью до 100 кВт и при K >100 не ухудшает коммутации. На рис. 10-18, б приведена для примера развернутая схема равносекционной простой волновой обмотки с уменьшенным числом пазов и коллекторных пластин.
Рис. 10-18.Развернутые схемы обмоток якоря: б –простая волновая равносекционная 2 р =4; 2 =2; Z =13; К= 34; Nш =3; уП =3; у1 =9; уК=у =19; у2 =10.
Лягушечья обмотка имеет одинаковое число параллельных ветвей в составляющих ее петлевой и волновой обмотках, поэтому волновую обмотку выполняют многоходовой однократнозамкнутой. Площади поперечного сечения проводников каждой из обмоток одинаковые. Проводники располагают в четыре слоя по высоте паза: крайние принадлежат волновой, а средние ¾ петлевой обмотке. К каждой коллекторной пластине присоединяют четыре эффективных проводника — два от петлевой и два от волновой обмотки. При расчете лягушечьей обмотки целесообразно рассматривать ее как петлевую с двумя параллельными проводами по высоте паза; при этом условия выполнимости, расчет шагов и конструкция изоляции должны соответствовать лягушечьей обмотке. Количество витков обмотки и коллекторных пластин. Предварительное количество витков обмотки якоря . (10-20) Для лягушечьей обмотки значение соответствует числу витков каждой из составляющих обмоток — петлевой и волновой. Предварительное количество витков в секции для машин с полузакрытыми пазами якоря . (10-21) Полученное значение может быть целым числом или целым числом с дробью, так как всыпная обмотка из круглых проводов допускает разное число витков в секциях, расположенных в одном пазу. Например, при трех секциях в пазу (Nш =3) и числе витков в секциях 4—5—4 среднее значение = 41/3. У машин с открытыми пазами якоря и обмоткой из прямоугольных проводов предварительное значение . (10-22) Полученное число округляют до ближайшего целого значения . Предварительное количество пазов якоря , (10-23) где Nш принимают в зависимости от 2 р и типа обмотки из табл. 10-8; Z'2 —округляют до ближайшего значения Z2, удовлетворяющего условиям той же таблицы. Количество коллекторных пластин . (10-24) При выборе Nш и Z2 следует учитывать, что зубцовое деление по наружному диаметру якоря (мм) (10-25) не должно выходить за пределы:
Меньшие значения t2 соответствуют меньшим h. Наружный диаметр коллектора связан с наружным диаметром якоря и конструкцией коллектора (с петушками или без петушков). Коллекторы без петушков применяют в якорях с полузакрытыми пазами в тех случаях, когда концы проводов обмотки могут быть заложены в канавки, выфрезерованные в пластинах коллектора. Возможность эта определяется величиной произведения 2 сd, которое не должно превышать 9 мм (здесь с — число элементарных проводов в эффективном проводнике; d — диаметр неизолированного провода, мм). При больших значениях этого произведения, а также в якорях с открытыми пазами и прямоугольными проводами применяют коллектор с петушками. Наружный диаметр коллектора при полузакрытых пазах якоря и отсутствии петушков на коллекторе (мм) (10-26) при открытых пазах якоря и наличии петушков на коллекторе (мм) (10-27) Диаметр Dk по ГОСТ 19780 округляют до ближайшего значения предпочтительного ряда: 56; 63; 71; 80; 90; 100; 112; 125; 140; 160; 180; 200; 224; 250; 280; 315; 355; 400; 450; 500 мм. Коллекторное деление (мм) . (10-28) Минимально допустимое коллекторное деление t к min определяется технологией изготовления коллектора:
При значении t к< t кmin уменьшают количество коллекторных пластин путем увеличения количества витков секции , либо путем перехода на другой тип обмотки якоря с уменьшенным количеством параллельных ветвей. После этого должно быть проверено максимальное напряжение между соседними коллекторными пластинами при нагрузке (В)
. (10-29)
Коэффициент искажения поля kи равен отношению максимальных значений магнитной индукции при нагрузке и при х. х. На это отношение влияет величина и форма воздушного зазора машины, а у двигателя также диапазон регулирования частоты вращения ослаблением поля главных полюсов. Средние значения kи = f (nmax / nн) двигателей без компенсационной обмотки, имеющих эксцентричный зазор, приведены на рис. 10-19. При наличии компенсационной обмотки kи =1.
Рис. 10-19. Коэффициент искажения поля kи=f (nmax/nн) для некомпенсированных двигателей с эксцентричным зазором.
Значения Uкmа х не должны превышать приведенных ниже:
После указанной проверки Uкmax уточняют число витков обмотки якоря . (10-30) Для лягушечьей обмотки w2 равно количеству витков каждой из соответствующих обмоток. В пазу количество эффективных проводников (10-31) ток в пазу (А) . (10-32) Значение п2S не должно превосходить 1500 А. Если w2 отличается от w'2, более чем на 5%, то корректируют предварительное значение магнитного потока (Вб) , (10-33) и магнитной индукции в воздушном зазоре (Тл) . (10-34) Уточненная линейная нагрузка якоря (А/см) (10-35) Полученное при расчете значение А2 не должно отличаться от принятого при определении главных размеров более чем на 10%; в ином случае следует применять обмотку якоря с измененным количеством витков. Обмотка якоря с овальными полузакрытыми пазами. Полузакрытые пазы якоря применяют в основном овальной формы (рис. 10-20). Рис. 10-20. Форма и размеры полузакрытого овального паза якоря.
При этом радиусы r1 и r2 принимают такими, чтобы стенки зубцов были параллельны (bз2 =const) на протяжении расстояния h1. Обеспечиваемое при этом постоянство магнитной индукции Bз2 по высоте указанного участка зубца уменьшает МДС для зубцов. Примерные значения высот пазов hп2 приведены на рис. 10-21.
Рис. 10-21. Средние значения hп2=f(Dн2).
Чем больше принимаемое значение hп 2, тем меньше высота спинки якоря hс2 и соответственно больше магнитная индукция в спинке Bc2. Если при проверке расчетом предварительное значение Вс2' превысит предел, указанный в табл. 10-9, высоту паза hп2, принятую из рис. 10-21, снижают. Таблица 10-9
Примечание. Для машин со степенями защиты IP22 и IP44, со способами охлаждения IC17 и IC37 значение Вс2 принимают, как для машин со степенью защиты IР22 и со способом охлаждения IC01.
Расчет размеров зубцовой зоны (зубцов и пазов) якоря начинают с определения ширины зубца bз2, а затем радиусов r1 и r2. Для контроля определяют значения bз2 (мм), соответствующиевычисленным r1 и r2: (10-36) (10-37) Значения bз2 из этих формул должны быть практически одинаковыми и равными bз2 из (10-42). Для обмоток якорей с полузакрытыми пазами у машин с h =80¸200 мм применяют при изоляции класса нагревостойкости В провода марки ПЭТВ, класса F—провода ПЭТ-155, класса Н— провода ПЭТ-200 или ПСДКТ. Диаметр проводов выбирают таким, чтобы коэффициент заполнения паза (10-38) не превышал 0,75. Здесь d' — диаметр изолированного провода; Sп2'' — площадь поперечного сечения паза, занимаемая обмоткой [см. (10-50)]. Количество элементарных проводов в одном эффективном с выбирают, исходя из того, чтобы диаметр провода без изоляции d не превышал 1,68 мм; причина этого ограничения заключается в затруднении с всыпанием проводов большего диаметра в пазы и в связи с этим в повышении возможности замыкания проводов в пазах. Значения kп выше 0,75 не следует применять, так как при этом обмотка укладывается в пазы под значительным механическим воздействием, способным повредить изоляцию, что может повлечь за собой к. з. витков обмотки или пробой обмотки на корпус. При малых значениях kп (менее 0,65), в связи с увеличением плотности тока в пазу, увеличивается температура обмотки. Это может потребовать удлинения сердечников статора и ротора. Кроме того, для уплотнения обмотки в пазу потребуются утолщенные клинья. Уровень удельной тепловой нагрузки якоря от электрических потерь в обмотке в значительной мере определяет ожидаемое превышение температуры обмотки. Как показано в § 5-4, этот уровень характеризуется произведением линейной нагрузки обмотки на плотность тока в проводах — A2J2. У спроектированной обмотки якоря определяют указанное произведение и сравнивают его со средним допускаемым значением из рис. 10-22. Для машин со способами охлаждения IC01, IС0141 и IC0041 значения A2J2 на рисунке соответствуют исполнению с изоляцией класса нагревостойкости F и с частотой вращения 1500 об/мин. При изоляции классов нагревостойкости В и Н, а также при частотах вращения, отличающихся от 1500 об/мин, принимаемое из рисунка значение A2J2 умножают на квадрат коэффициентов k12 и k42, где поправочный коэффициент k1 (см. табл. 10-4) учитывает влияние на допускаемую удельную тепловую нагрузку изменения допускаемого превышения температуры при классах нагревостойкости изоляции В и Н, a k4 (см. табл. 10-5)—влияние изменения эффекта охлаждения обмотки при других частотах вращения. У машин со способами охлаждения IC17 и IC37 значения A2J2 на рисунке также соответствуют изоляции класса нагревостойкости F; при классах В и Н принимаемое значение A2J2 умножают на квадрат коэффициента k12. Частота вращения при этих способах охлаждения практически не влияет на эффект вентиляции и соответственно на допускаемое значение A2J2.
Рис. 10-22. Средние значения А2 J2=f(DН2) при классе нагревостойкости изоляции F: 1 — исполнение по защите IР22, способ охлаждения IC01, полузакрытые пазы якоря, частота вращения 1500 об/мин, число главных полюсов 2 р =2; 2 — то же, что 1, но 2 р =4; 3 —IР22, IC01, открытые пазы, 1500 об/мин, 2 р =4; 4— IP44, IC0141, полузакрытые пазы, 1500 об/мин, 2 р =2; 5 — то же, что 4, но 2 р =4: 6 — IP44, IC0041, полузакрытые пазы, 1500 об/мин, 2 р =2; 7 — то же, что 6, но 2 р =4: 8 — IР22 или IP44, IC17 или IC37, полузакрытые пазы, все частоты вращения, 2 р =4; 9 — то же, что 8, но открытые пазы.
У двигателей со степенью защиты IP22 и способом охлаждения IC06 допускаемое значение A2J2 принимают, как при способе охлаждения IC17, а у двигателей со степенью защиты IP44 и способом охлаждения IC0641, вне зависимости от частоты вращения, как у двигателей со способом охлаждения IC0141 при n =1500 об/мин. Если полученный при расчете машины показатель A2J2 превышает допускаемое значение более чем на 15%, следует повысить площадь поперечного сечения провода, высоту hп2 и площадь поперечного сечения паза Sп2" с учетом того, чтобы значение Вс2 не превысило при этом пределов, указанных в табл. 10-9; другим способом является удлинение сердечника якоря — при этом увеличится магнитный поток Ф' и уменьшится количество проводников в пазу, либо количество пазов якоря. Сопротивление обмотки якоря при t =20°С, вычисленное по (10-58) и выраженное по (10-59) в о. е., сопоставляют (для контроля вычислений) со значением, определяемым по формуле (10-39) Размеры овальных полузакрытых пазов и проводов, а также значения сопротивления обмотки якоря определяют в такой последовательности.
Здесь bи — односторонняя толщина корпусной изоляции, равная 0,35 мм (при высоте оси вращения машины h =80¸112 мм) и 0,5 мм (при h =132¸200 мм). Таблица 10-10
Примечания: 1. Уточненные при дальнейших расчетах значения В'з2 - не должны превышать указанные в таблице более чем на 10%. 2. Для машин со степенью защиты IР22 и IР44, со способом охлаждения IС17 н IС37 значения В'з2 - принимают, как для машин со степенью защиты IР22 и способом охлаждения IC01. Корпусную изоляцию паза для удобства намотки якоря выпускают наружу через шлиц паза, поэтому принимают ширину шлица паза (мм) (10-61) Конструкция изоляции обмотки якоря с овальными полузакрытыми пазами приведена в приложении 24. Обмотка якоря с прямоугольными открытыми пазами. Достоинством прямоугольных открытых пазов якоря (рис. 10-23) является возможность размещения в них проводов прямоугольного поперечного сечения, что значительно повышает коэффициент заполнения пазов медью. При прямоугольных проводах обмотка изготовляется из жестких формованных катушек; такая обмотка обладает большей надежностью, чем всыпная из круглых проводов.
Рис. 10-23. Форма и размеры открытого прямоугольного паза якоря с креплением обмотки: а –бандажами; б –клиньями.
Примерные значения высот пазов hп2 приведены на рис. 10-21. Как и у овальных полузакрытых пазов, определяемое при расчете значение Вc2 сравнивают с допускаемыми пределами, указанными в табл. 10-9. При превышении указанных пределов необходимо снизить принятую высоту паза hп2. Расчет размеров зубцовой зоны якоря начинают с определения ширины зубца в наиболее узком месте; затем рассчитывают ширину паза. Для обмоток якорей с прямоугольными открытыми пазами у машин с h =225¸315 мм применяют при изоляции класса нагревостойкости В прямоугольные провода марки ПЭТВП, класса F — провода ПЭТП-155, класса Н — провода ПЭТП-200 или ПСДКТ. У машин с h =355¸500 мм используют при изоляции классов нагревостойкости В и F прямоугольные провода марки ПСД, класса Н — марки ПСДК. Количество проводников, размещаемых в пазу по высоте, Nв=2wc2. При wc2 =l и частоте перемагничивания f > 15 Гц эффективные проводники подразделяют по высоте на два элементарных с целью уменьшения добавочных потерь на вихревые токи в проводах обмотки якоря; для таких обмоток Nв =4, а количество элементарных проводов в эффективном с =2. Для лягушечьей обмотки высота элементарного провода является высотой эффективного проводника каждой составляющей обмотки. Методика сравнения удельной тепловой нагрузки от электрических потерь в обмотке A2J2 с допускаемым значением, корректировка допускаемого значения с учетом разных классов нагревостойкости и разных частот вращения, а также способы снижения при необходимости A2J2 такие же, как для овальных полузакрытых пазов. Определение размеров прямоугольных открытых пазов и проводов, а также сопротивления обмотки якоря производят в таком порядке.
Здесь 2bи и hи — общая толщина изоляции в пазу по его ширине и высоте, не учитывающая толщины витковой изоляции и высоты бандажной канавки – из табл. 10-12; hб – высота бандажной канавки, равная 2 мм при высоте оси вращения машины h =225 мм, 3 мм при h =250 и 280 мм, 3,5 мм при h =315мм; для машин с h =350¸500 мм, у которых обмотка крепится клиньями, вместо hб подставляют сумму высоты клина hк =4 мм и высоты шлица hш =1 мм; Dи – двусторонняя толщина изоляции провода; для проводов марок ПЭТВП, ПЭТП-155 и ПЭТП-200 Dи=0,15 мм, для проводов марок ПСД, ПСДК и ПСДКТ Dи определяют из приложения 3; Nш и Nв – число проводов по ширине и высоте паза.
Таблица 10-11
Примечание. См. примечания к табл. 10-12
Таблица 10-12
Конструкция изоляции обмотки якоря с прямоугольными открытыми пазами приведена в приложениях 25 и 26.
|