Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Расчет и оценка показателей рентабельности





Результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, выручка от реализации, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками, и их правильная интерпретация при оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности рассчитывают показатели рентабельности.

Таким образом, показатели рентабельности – это главные показатели экономической эффективности деятельности предприятия.

В общем случае экономическая эффективность определяется как отношение результатов деятельности (эффекта) к затратам или расходам, вызвавшим этот эффект.

В качестве эффекта могут выступать:

- все доходы организации;

- выручка от продаж, т.е. доходы от основной деятельности;

- показатели прибыли.

Затраты бывают двух видов: затраты предприятия (его активы в соответствии с МСФО) и текущие затраты. Затраты предприятия обладают следующими особенностями:

1) их можно количественно измерить (в балансе они представлены в стоимостной оценке на конкретный момент времени);

2) они должны приносить экономические выгоды в будущие периоды времени.

Активы предприятия имеют источники формирования (пассив), поэтому затраты рассматриваются в совокупности с источниками их формирования.

Текущие затраты связаны с выпуском и реализацией продукции. Эти затраты включаются в стоимость продукции целиком и в том периоде, в котором они имели место.

Текущие затраты в традиционном учете классифицируются обычно по элементам и статьям калькуляции.

Затраты предприятия – его ресурсы, которые можно использовать в хозяйственном процессе в следующие периоды времени. Текущие затраты – уже использованные для производства и реализации продукции ресурсы.

Классификация по видам ресурсов проводится в разрезе элементов (материальные затраты, оплата труда, отчисления от заработной платы, амортизация и прочие).

Учитывая две большие группы затрат, по которым может рассчитываться рентабельность, выделяют две группы показателей рентабельности:

1) Показатели рентабельности ресурсного типа: они представляют собой соотношения показателей прибыли и балансовых показателей.

2) Показатели затратного типа: соотношения показателей прибыли и текущих затрат.

В соответствии с правилами бухгалтерского учета расходы отражаются в форме №2. Текущие затраты признаются расходами как только появляется фактическое подтверждение доходов. Та часть готовой продукции, которая не продана покупателю, отражаются в балансе по строке «Готовая продукция на складе».

В настоящее время нормативных документов, регламентирующих расчет показателей рентабельности, нет, кроме рентабельности продукции, которая рассчитывается в статистике. Поэтому у разных авторов один и тот же показатель рентабельности называется по-разному.

 

1. Рентабельность собственного капитала, или финансовая рентабельность:

ρ1

В числителе используется тот показатель прибыли, который получен от элементов активов или пассивов, который стоит в знаменателе. Капитал – моментный показатель, который переводится в интервальный через среднюю хронологическую (арифметическую) величину.

2. Рентабельность активов, или рентабельность имущества, или рентабельность совокупного капитала, или экономическая рентабельность:

ρ2

Основным показателем является прибыль бухгалтерская, т.к. она характеризует результат работы всех активов.

3. Рентабельность чистых активов:

ρ3 = =

Организация заполняет либо две формы отчетности, либо пять форм. Величина чистых активов показана в форме №3. Если этот показатель не рассчитан, то задолженность учредителей можно увидеть в форме №5.

Чистые активы должны совпадать с капиталом, однако если есть задолженность учредителей, то величина чистых активов меньше величины капитала:

 

Чистые активы = Активы – Обязательства =

= (стр. 300 – задолженность учредителей) – (стр. 590+690-640)

Если организация заполняет две формы отчетности, то из отчетности задолженности учредителей не видно. Показатель рентабельности чистых активов можно не рассчитывать, т. к. он будет совпадать с рентабельностью капитала.

4. Рентабельность основных средств:

ρ4 =

5. Рентабельность внеоборотных активов:

ρ5 =

6. Рентабельность оборотных активов:

ρ6 =

 

1. Рентабельность продаж:

ρ1 = =

= =

= 1 – УС – УКР – УУР

Рентабельность продаж – взаимодополняемый до единицы показатель с уровнем затрат.

2. Рентабельность продукции:

ρ2 =

Данный показатель определяется по народному хозяйству в целом, видам деятельности и отраслям. Используется для сравнения показателей деятельности организации со средними по отрасли.

3. Рентабельность доходов:

ρ3 =

4. Рентабельность расходов:

ρ4 =

По результатам расчетов составляется таблица и проводится оценка динамики показателей рентабельности (см. табл. 3.1).

Таблица 3.1

Расчет и оценка показателей рентабельности

 

Показатели Значение, % Абсолютное изменение
п.п. о.п.
1. Финансовая рентабельность 17,08 27,06 9,97
2. Экономическая рентабельность 11,99 13,28 1,29
3. Рентабельность чистых активов 33,63 53,54 19,90
4. Рентабельность основных средств 301,93 96,15 -205,79
5. Рентабельность внеоборотных активов 108,60 44,26 -64,34
6. Рентабельность оборотных активов 13,48 18,97 5,49
7. Рентабельность продаж 2,89 4,34 1,45
8. Рентабельность продукции 2,98 4,54 1,56
9. Рентабельность доходов 1,56 2,50 0,94
10. Рентабельность расходов 1,60 2,60 1,00

Вывод по таблице 3.1. В отчетном периоде показатели рентабельности предприятия увеличились. Экономическая рентабельность увеличилась на 1,29%, что свидетельствует о более эффективном использовании имущества в отчетном году.

Рентабельность продаж увеличилась на 1,45%. Рентабельность продукции возросла на 1,56 %.

Рентабельность внеоборотных активов уменьшилась в отчетном периоде на 64,34%. Рентабельность доходов и расходов увеличились несущественно – на 0,94% и 1,00% соответственно.

Date: 2015-07-23; view: 714; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию