Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подпрограмма 4
"НАУКА И ИННОВАЦИИ В ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ" (ДАЛЕЕ - ПОДПРОГРАММА 4)
Паспорт подпрограммы 4
I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 4, основные проблемы в указанной сфере и перспективы ее развития
Основными заказчиками технологических инноваций являются ведущие предприятия области, реализующие крупные инвестиционные проекты. Однако они ориентируются на собственные исследования и разработки или ведущие российские и зарубежные разработки и приобретение импортного оборудования. Большинство реализуемых инноваций на предприятиях региона являются заимствованными. В 2011 году предприятиями Вологодской области была создана лишь одна передовая производственная технология, в то время как использовалось 2228 единиц. Существенная часть из них (53%) была внедрена более 6 лет назад, что говорит об инертности в разработке и внедрении передовых технологий на предприятиях. На территории области созданы и функционируют более 20 инновационно-активных предприятий и 9 хозяйственных обществ для практического применения результатов интеллектуальной деятельности. По основным показателям инновационного развития Вологодская область занимает средние позиции как в Северо-Западном федеральном округе, так и в целом среди субъектов Российской Федерации. В регионе наблюдается низкий уровень инновационной активности предприятий. Ни частный, ни государственный сектор не проявляют достаточной заинтересованности во внедрении инноваций. В 2010 году удельный вес организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в общем числе организаций сократился на 3.6% по сравнению с 2000 годом и составил 7.4%. В 2011 году на территории области осуществляли свою деятельность 49 инновационно-активных организаций различных организационно-правовых форм, причем почти половина из них относится к обрабатывающим производствам. Наибольшее значение этот показатель достиг в 2003 году, деятельность осуществляли 60 организаций и предприятий. В целом по области уровень инновационной активности организаций возрастает. В 2011 году уровень инновационной активности организаций области составил 9.3%, что выше уровня 2006 года (8.9%), однако самое высокое значение было достигнуто в 2003 году и составило 12.3%. Недостаточный уровень инновационной активности усугубляется низкой отдачей от реализации технологических инноваций. В организациях, осуществляющих инновационную деятельность, в 2011 году было занято 42.7 тыс. человек, что на 2.01% выше уровня 2010 года (41.8 тыс. чел.) С 2006 года затраты на исследования и разработки по области выросли к уровню 2011 года почти в 2 раза (со 187329.2 до 338736.6 тыс. рублей), причем затраты на фундаментальные исследования за данный период возросли почти в 3.5 раза (с 26649.5 до 98019.4 тыс. рублей). В 2011 году внутренние затраты организаций области на исследования и разработки по приоритетным направлениям науки, технологий и техники составили 37306.1 тыс. рублей (11%). Затраты на технологические инновации в 2011 году выросли по сравнению с 2006 годом более чем в 6 раз и составили 9653.6 млн. рублей, однако следует отметить, что, как и прежде, наибольший удельный вес в структуре затрат приходится на приобретение новых машин и оборудования (до 90%). За период 1995 - 2011 годов в Вологодской области число организаций, выполнявших научные исследования и разработки, увеличилось на 38% и составило 18 ед., среди них 6 вузов. Численность персонала, занятого исследованиями и разработками, в Вологодской области с 2000 по 2011 год имеет тенденцию к сокращению: в 1995 году было 494 человека, а в 2011 году - 410 человек. В регионе осуществляется государственная поддержка научно-инновационной деятельности: - из областного бюджета выделяются средства в форме государственных научных грантов и премий для финансирования перспективных инновационных проектов; - совместно с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере проводится ежегодный конкурсный отбор по программам "Участник молодежного научно-инновационного конкурса" ("У.М.Н.И.К."), "Старт"; - создаются технопарковые структуры, центры трансфера технологий и др.; - активно развивается сотрудничество с Российской академией наук в научной, научно-образовательной и инновационной сферах; - осуществляет свою деятельность Вологодское региональное отделение Всероссийской общественной организации "Русское географическое общество"; - проводятся научно-практические конференции, семинары, "круглые столы". Однако, несмотря на прилагаемые усилия, инновационные процессы в регионе протекают крайне медленно. В период с 2003 по 2011 год индекс научно-технического потенциала Вологодской области находился на уровне 3.5 балла (инновационно-активные регионы, такие, как Томская и Нижегородская области, Москва и Санкт-Петербург, имеют индекс 5 - 6 баллов). Отсутствие положительной динамики индекса привело к тому, что область находится на 57 месте в рейтинге развития научно-технического потенциала среди субъектов Российской Федерации. Согласно рейтингу инновационной активности Национальной Ассоциации Инноваций и Развития Информационных Технологий (НАИРИТ) по данным 2011 года область находилась на 45 месте, что значительно ниже рейтинга 2010 года - 36 место. Основными причинами низкой инновационной активности и слаборазвитой инновационной сферы в Вологодской области являются: 1) слаборазвитая инфраструктура поддержки инновационной деятельности в области; 2) невысокий уровень инновационной активности в области, снижение активности в сфере научных исследований и разработки новых продуктов, услуг; 3) недостаток инвестиционного и венчурного капитала, направляемого в инновационную сферу; 4) слаборазвитые механизмы взаимодействия власти, науки и бизнеса. Как результат - низкая внедряемость научных и инновационных разработок в производство. Решению указанных проблем будет способствовать последовательная политика по поддержке научной и инновационной деятельности. В сложившихся условиях одним из основных факторов развития науки и инноваций в области должна стать системная, целенаправленная государственная поддержка научной и инновационной деятельности. Реализация подпрограммы позволит сконцентрировать меры государственной поддержки научной, инновационной деятельности на решении базовых проблем, сложившихся в данных отраслях, консолидировать ресурсы для решения этих проблем, объединить усилия всех заинтересованных участников научного и инновационного развития региона.
II. Цели, задачи и целевые показатели (индикаторы) достижения целей и решения задач, основные ожидаемые конечные результаты, сроки реализации подпрограммы 4 Целью реализации мероприятий подпрограммы 4 является создание условий для развития научной, научно-технической и инновационной деятельности в области. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи: - совершенствование инновационной инфраструктуры области; - популяризация научной и инновационной деятельности; - развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций; - развитие инновационной деятельности; - содействие развитию рынка интеллектуальной собственности. Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы 4 представлены в приложении 1 к подпрограмме 4. Сведения о порядке сбора информации и методике расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 4 приведены в приложении 2 к подпрограмме 4. Реализация мероприятий подпрограммы 4 позволит обеспечить: рост уровня инновационной активности организаций с 7,3% в 2012 году до 9,8% в 2020 году; увеличение доли внутренних затрат на исследования и разработки в ВРП с 0,09% в 2012 году до 1,77% в 2020 году; рост числа персонала, занятого исследованиями и разработками, в расчете на 100 тыс. населения с 32 чел. в 2012 году до 33 чел. в 2020 году; увеличение доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в ВРП к 2020 году относительно уровня 2011 года - 135 %; темп роста числа выданных патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы к уровню 2012 года – 157,5%. Срок реализации подпрограммы 4: 2014 - 2020 годы.
III. Характеристика основных мероприятий подпрограммы 4
Для достижения цели и решения задач подпрограммы 4 необходимо реализовать ряд основных мероприятий. 1) Основное мероприятие 4.1 «Создание эффективной инновационной инфраструктуры» Цель мероприятия: обеспечение эффективного функционирования инфраструктуры инновационной деятельности области в рыночных условиях. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается: организация мероприятий, способствующих развитию деятельности инновационной инфраструктуры области; консалтинговая поддержка субъектов инновационной деятельности; предоставление субсидий на компенсацию части затрат субъектов инновационной деятельности на реализацию мероприятий по созданию и развитию инновационной инфраструктуры; взаимодействие с НП «Центр информационно-аналитической поддержки инноваций» в целях проведения конкурсов по программам Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. 2) Основное мероприятие 4.2 «Разработка комплекса мер, направленных на реализацию информационной политики в части пропаганды развития научно-технической и инновационной деятельности в области» Цель мероприятия: формирование системы информационного обеспечения инновационной деятельности. В рамках осуществления данного мероприятия предусматриваются мониторинг состояния научно-технической и инновационной деятельности в области, мониторинги российских баз данных изобретений, промышленных образцов, технологий, инновационных проектов, экспертов и каталогов экспертов, а также создание баз данных изобретений, технологий, разработчиков и экспертов Вологодской области и создание общедоступного информационного ресурса в сети Интернет о научной, научно-технической и инновационной деятельности области. 3) Основное мероприятие 4.3 «Поддержка талантливой молодежи и закрепление ее в научной сфере, стимулирование профессионального роста ученых области» Цель мероприятия: развитие кадрового потенциала в сфере инновационной деятельности. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается содействие развитию системы образования по инженерно-техническим и инновационным специальностям в сотрудничестве с субъектами инновационной инфраструктуры; разработка системы обучающих семинаров по актуальным вопросам инновационного развития, а также проведение конкурса на получение государственной (молодежной) премии в области науки и техники и областного конкурса «Инженер - новатор года». 4) Основное мероприятие 4.4 «Стимулирование развития науки и инноваций на территории области» Цель мероприятия: формирование и развитие спроса на инновации. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается развитие сектора исследований и разработок, разработка мер стимулирования создания малых инновационных предприятий, в том числе при вузах и научных учреждениях области, и повышение инновационной активности организаций региона. Стимулирование развития сектора исследований и разработок осуществляется через предоставление субсидий на реализацию инновационных проектов малых инновационных предприятий области, организацию научных мероприятий совместно с научными и образовательными учреждениями области, научно-инновационных семинаров «Вопросы инновационного развития Вологодской области» и реализацию Соглашения между Правительством области и Российской академией наук, Соглашения между Российским гуманитарным научным фондом и Правительством Вологодской области о конкурсе проектов в области гуманитарных наук «Северо-Запад России: история и современность» по Вологодской области, Соглашения между Правительством Вологодской области и федеральным государственным бюджетным учреждением «Российский фонд фундаментальных исследований» о проведении совместных (региональных) конкурсов проектов фундаментальных исследований; путем проведения региональных конкурсов с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также в рамках реализации соглашения с ОАО «Российская венчурная компания». Положение о предоставлении субсидий на реализацию инновационных проектов малых инновационных предприятий области утверждается постановлением Правительства области. Для повышения инновационной активности организаций области предполагается участие в конкурсах, программах, конференциях, форумах, семинарах и «круглых столах» по вопросам научно-технической деятельности; содействие разработке и мониторингу инновационных программ организаций области, в том числе финансирование приоритетных инновационных проектов организаций области. 5) Основное мероприятие 4.5 «Гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации» Цель мероприятия: государственная поддержка научной, научно-технической деятельности. Государственная поддержка осуществляется посредством предоставления государственных научных грантов области в соответствии с законом области от 4 октября 2007 года № 1655-ОЗ «О государственных научных грантах Вологодской области» и постановлением Правительства области от 28 января 2008 года № 100 «О реализации закона области «О государственных научных грантах Вологодской области». 6) Основное мероприятие 4.6 «Содействие коммерциализации объектов интеллектуальной собственности» Цель мероприятия: увеличение количества используемых объектов интеллектуальной собственности организациями области. В рамках осуществления данного мероприятия предусматривается формирование культуры создания и использования объектов интеллектуальной собственности организациями, учебными и научными учреждениями области посредством организации сотрудничества с институтами патентования области; создание условий развития изобретательской, патентно-лицензионной и инновационной деятельности организаций области; предоставление субсидий на возмещение части затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиям области с привлечением образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории области. Положение о предоставлении субсидий на возмещение части затрат на выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предприятиям области с привлечением образовательных организаций высшего образования и научных организаций, расположенных на территории Вологодской области, утверждается постановлением Правительства области.
IV. Финансовое обеспечение реализации основных мероприятий подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета
Объем финансовых средств, необходимых для реализации подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета, составляет 100 095,0 тыс. рублей, в том числе по годам: 2014 год – 2 100,0 тыс. рублей; 2015 год – 11650,0 тыс. рублей; 2016 год – 1 000,0 тыс. рублей; 2017 год – 1 700,0 тыс. рублей; 2018 год – 24 585,0 тыс. рублей; 2019 год – 34 655,0 тыс. рублей; 2020 год – 24 405,0 тыс. рублей».» Финансовое обеспечение и перечень мероприятий подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета представлены в приложении 3 к подпрограмме 4.
IV1. Прогнозная (справочная) оценка привлечения средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области, бюджетов государственных внебюджетных фондов, физических и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы 4.
Сведения о привлечении средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области, бюджетов государственных внебюджетных фондов, физических и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы 4 приведены в приложении 4 к подпрограмме 4.
V. Характеристика мер правового регулирования подпрограммы 4
Сведения о мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 4 приведены в приложении 5 к подпрограмме 4. Приложение 1 к Подпрограмме 4 Сведения о целевых показателях (индикаторах) подпрограммы 4
Приложение 2 к Подпрограмме 4
Сведения о порядке сбора информации и методике расчета целевых показателей (индикаторов) подпрограммы 4
1 1 – официальная статистическая информация; 2 – бухгалтерская и финансовая отчетность; 3 – ведомственная отчетность; 4 – прочие (указать). При наличии утвержденной формы статистического учета по базовому показателю приводятся наименование формы статистической отчетности и реквизиты акта, которым она утверждена. 2 Указываются предприятия (организации) различных секторов экономики, группы населения, домашних хозяйств и др. 3 1 – сплошное наблюдение; 2 – способ основного массива; 3 – выборочное наблюдение; 4 – монографическое наблюдение.».
Приложение 3 к Подпрограмме 4
Финансовое обеспечение подпрограммы 4 за счет средств областного бюджета
Приложение 4 к Подпрограмме 4
Прогнозная (справочная) оценка привлечения средств федерального бюджета, бюджетов муниципальных образований области, бюджетов государственных внебюджетных фондов, физических и юридических лиц на реализацию целей подпрограммы 4
Приложение 5 к Подпрограмме 4
Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации подпрограммы 4
Приложение 9 к Государственной программе
Date: 2015-07-23; view: 414; Нарушение авторских прав |