Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДвоеточиеДвоеточие указывает обычно на намерение разъяснить, уточнить, перечислить то, о чем сказано перед ним. На двоеточии всегда должна быть соединительная логическая пауза. Обычно перед двоеточием голос на предшествующем ему ударном слове несколько понижается, но значительно меньше, чем на точке. Например: «Никто не сел к нему в машин у, I только имущество погрузили: I палатки, I спальные мешки, I дрова, I т опоры». (Г. Горы- шин. «Сто километров».) Главная ошибка при чтении двоеточия заключается в том, что голос слишком сильно понижают и возникает интонация точки. Тогда получается бессмыслица: за двоеточием следует разъяснение, уточнение, а предложение уже закончено. Надо следить, чтобы этого не происходило. Всегда следует помнить, что главное по смыслу находится в предложении после двоеточия. В некоторых случаях двоеточие может быть прочтено и с повышением голоса на ударном слове, предшествующем ему. Например: «Н икитин у I с тех пор (,) как он влюбился в Манюсю, I все нравилось у Шелестовых: I и дом, I и сад при доме, I и вечерний чай, I и плетеные стулья, I и старая нянька, I и даже слово «хамство», I которое любил произносить старик». (А. Чехов.«Учитель словесности».) Здесь ударное слово «нравилось» перед двоеточием может быть прочтено с повышением голоса. Это даже поможет прочитать следующее за двоеточием большое перечисление. ТИРЕ Тире встречается и в простых и в сложных предложениях. Оно ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому и т. д. Тире показывает соединительную паузу и требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове. Например: «Это — I старший городовой в нашем квартале, I высокий, сухой старик, увешанный медалями; I лицо у него — I умное, I улыбка I — любезная, I глаза I — хитрые». (М. Горький.«Мои университеты».) «По безлюдному отрезку улицы двигались навстречу мне две фигуры —I мужская и женская». (Ю. Олеша.«Ни дня без строчки».) В обоих этих примерах на выделенных курсивом ударных словах голос повышается перед тире, а на словах, стоящих после тире, голос понижается. Повышение голоса на ударном слове, предшествующем тире, заставляет слушателя ожидать последующего разъяснения, противопоставления и т. д. Если два тире или тире с запятой показывают вводность слова, группы слов или предложения, то перед тире голос обычно повышается, потом на протяжении вводных слов несколько понижается, а после второго тире голос вновь возвращается почти к той же высоте, которая была перед тире в первой части предложения. Например: «Нетанцующие интеллигенты без масок — I их было пять душ — I сидели в читальне за большим столом I и (,) уткнув носы и бороды в газеты, I читали, I дремали I и (,) по выражению местного корреспондента столичных газет, I очень либерального господина,— I «мыслили». (А. Чехов.«Маска».) «Дед мой — I отец моей матери — I был человек небогатый». (К. Паустовский.«Повесть о жизни».) В первом примере голос повышается на словах «без масок», стоящих перед первым тире. Тут обязательна пауза, совпадающая с тире. Далее голос понижается на вводных словах «их было пять душ» и после паузы, совпадающей со вторым тире, возвращается почти к той же высоте, которая была перед первым тире. В предложении есть и еще одна группа вводных слов — «по выражению местного корреспондента столичных газет, очень либерального господина». После него стоит третье тире; это тире и пауза, совпадающая с ним, помогает подчеркнуть слово, стоящее в иронических кавычках,— «мыслили». Во втором примере ударение перед первым тире получает слово «дед»; далее после паузы голос на вводных словах, стоящих между двумя тире, понижается, а после второго тире и паузы возвращается почти к той же высоте, которая была перед первым тире, и понижается к точке на слове «небогатый».
|