Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Оказание первой помощи при травмах 3 page





 

 

35 Психологические и методические особенности работы учителя ОБЖ на уроках и при проведении внеклассных мероприятий. Порядок подготовки и проведения "Дня защиты детей" в образовательных учреждениях.

Основная форма внеурочной работы по безопасности жизнедеятельности — самостоятельные занятия по заданиям учителя. Задания следует давать как небольшим группам учащихся, так и всему классу. Например, при изучении темы «Безопасность жилища» учитель может поручить нескольким учащимся выяснить, чем именно представлены средства жизнеобеспечения у них дома. Каждый из учащихся, получив инструктаж, выполняет задание самостоятельно, а затем делает отчет о своей работе в классе.Некоторые задания учитель может дать одновременно всем учащимся класса. Например, при изучении темы «Автономное существование в природе» учащиеся могут составить план местности. Хотя задание дано одинаковое, каждый учащийся выполняет его самостоятельно.Практика обучения показывает, что иногда устных пояснений — как выполнять задание — недостаточно. Поэтому следует предлагать учащимся инструкции-вопросники для уточнения последовательности работы и требований по выполнению даваемых заданий. Приведем пример такой инструкции при выполнении задания по теме «Автономное существование человека» при составлении списка ядовитых, лекарственных и съедобных растений своей местности:

1) составьте список ядовитых растений, указав ядовитые части этих растений;

2)составьте список наиболее часто встречающихся съедобных растений (отметьте способ их применения);

2) составьте список лекарственных растений вашей местности (отметьте их назначение и способ применения);

3) обсудите предложенные варианты.

Внеурочные задания по длительности выполнения могут быть кратковременными и длительными. Поэтому на уроке при прохождении соответствующего учебного материала возможно или использовать результаты заданий, выполненных учащимися, или подготовить учащихся к их выполнению. Необходимо отметить, что в первом случае материал курса не будет служить основой выполнения заданий; во втором — на уроке при изучении нового материала учитель не имеет возможности опереться на впечатления учащихся, которые могли бы быть получены ими при выполнении предварительных заданий. Поэтому внеурочная работа по безопасности жизнедеятельности будет теснее связана с изучаемым в классе учебным материалом, если одна группа учащихся выполнит задания до прохождения соответствующей темы, а затем, после использования результатов их работы в классе, другая группа учащихся повторит задание и убедится в результатах.Например, чтобы лучше понять на уроках местные признаки ориентирования, несколько учащихся до изучения этого вопроса получают задание практически изучить признаки имеющихся местных предметов и определить стороны горизонта. На уроке, опираясь на наблюдения этих учащихся, учитель может создать у других групп учащихся отчетливые представления по изучаемому учебному материалу. После этого целесообразно предложить еще нескольким учащимся выполнить задания по определению направления на стороны горизонта по другим признакам. Полученные на уроках знания послужат этим учащимся теоретической основой при выполнении такого задания и еще лучше будут усвоены ими.При выполнении таких заданий учитель должен заблаговременно выделить группу учащихся, проинструктировать их, ставя вопросы, которые надо выяснить при проведении работы, и давая объяснения, как именно организовать ее.Наблюдения показывают, что одних устных пояснений, как выполнить то или иное задание, бывает недостаточно. Поэтому в кабинете следует вывешивать инструкции для уточнения последовательности выполнения работы и список требований по выполнению даваемых заданий.Выполнение всех пригодных для внеурочной работы заданий каждым учащимся, изучающим безопасность жизнедеятельности, невозможно. Это создало бы перегрузку учащихся такой работой. Правильное распределение заданий между учащимися предохраняет от перегрузки. Но необходимо стремиться к тому, чтобы каждый школьник выполнял некоторый минимум внеурочных работ.Для учета внеурочных работ рекомендуется результаты заданий записывать в тетрадь. Такие записи помогут учителю контролировать и оценивать знания учащихся.Внеурочная работа имеет большое значение для изучения основ безопасности жизнедеятельности. Она способствует конкретизации знаний, формирует практические умения и навыки, повышает интерес к изучаемому материалу, развивает самостоятельность и исследовательские навыки.В системе подготовки учащихся по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» педусматривается ежегодное проведение в рамках общеобразовательного учреждения мероприятия «День защиты детей». Рекомендуемое время проведения такого мероприятия — март—май.

Основными целями и задачами мероприятия «День защиты детей» являются:

1) всесторонняя проверка готовности общеобразовательного учреждения к проведению мероприятий по обеспечению безопасности персонала и учащихся в опасных и чрезвычайных ситуациях;

2) выработка у педагогических работников общеобразовательного учреждения практических навыков по оперативному принятию обоснованных решений и умений осуществлять управление мероприятиями по защите учащихся в чрезвычайных ситуациях;

3) совершенствование учащимися теоретических знаний и практических умений, полученных в процессе обучения по предметам «Культура безопасности жизнедеятельности», «Основы безопасности жизнедеятельности»;

4) воспитание у учащихся уверенности в эффективности мероприятий гражданской обороны и решимости принимать в них участие;

5) формирование и развитие у педагогов и учащихся высоких морально-психологических качеств, сознательного и ответственного отношения к личной безопасности, безопасности окружающих, безопасности окружающей среды;

6) пропаганда передового опыта по вопросам организации и осуществления образовательного процесса по курсу «Культура безопасности жизнедеятельности» и методического мастерства учителей, преподающих данный предмет, а также Всероссийского детско-юношеского движения «Школа безопасности».

 

36 Раскройте связь школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» с другими дисциплинами. Перечислите основные требования к построению учебника «Основы безопасности жизнедеятельности» в школе.

Содержание курса ОБЖ имеет выраженный интегративный характер. Предмет «безопасность жизнедеятельности» выделился в самостоятельную область научного знания сравнительно недавно, базируясь и объединяя представления о безопасности в различных областях знаний — гигиене и санитарии, охране труда и экологии, военном деле и валеологии.

Межпредметные связи на основе содержания данных знаний можно отнести к первому типу — содержательно-информационным.

Виды связей первого типа различаются по следующим критериям:

1) по составу научных знаний (фактологические, понятийные, теоретические);

2) по знаниям о познании (философские, историко-научные, т.е. гносеологические, семиотические, логические);

3) по знаниям о ценностных ориентациях (идеологические, т. е. диалектические, материалистические, идейно-политические, политико-экономические, эстетические, этические, правовые).

Связи в способах учебно-познавательной деятельности и умениях учащихся в обучении разным учебным предметам представляется правомерным отнести ко второму типу — операционно-деятельностным. Структура учебного предмета содержит в себе помимо содержательных и процессуальные элементы, определяющие познавательную и другие виды деятельности учащихся в процессе обучения (методы науки, обобщенные способы познания, включая творческую деятельность, специфические умения и навыки, язык науки).

Виды межпредметных связей второго типа различаются по следующим критериям:

1) по способам практической деятельности в применении практических знаний — «практические», которые способствуют выработке у учащихся двигательных, трудовых, конструктивно-технических, расчетно-измерительных, вычислительных, экспериментальных, изобразительных, речевых умений;

2) по способам учебно-познавательной деятельности в «добывании» новых знаний — «познавательные», которые формируют общие учебные обобщенные умения мыслительной, творческой, учебной, организационно-познавательной (планирование, организация и самоконтроль), самообразовательной деятельности;

3) по способам ценностно-ориентационной деятельности — «ценностно-ориентационные», необходимые для выработки умений оценочной, коммуникативной, художественно-эстетической деятельности, что имеет большое значение в формировании мировоззрения школьника.

Межпредметные связи третьего типа — организационно-методического — функционируют в процессе обучения и осуществляются с помощью различных методов и организационных форм, расширяя и обогащая их. Они обеспечивают эффективные пути усвоения учащимися общепредметных знаний и умений.

Виды связей третьего типа различаются по следующим критериям:

1) по способам усвоения связи в различных видах знаний (репродуктивные, поисковые, творческие);

2) по широте осуществления (межкурсовые, внутрицикловые, межцикловые);

3) по времени осуществления (преемственные, сопутствующие, перспективные);

4) по способу взаимосвязи предметов (односторонние, двусторонние, многосторонние);

5) по постоянству реализации (эпизодические, постоянные, систематические);

6) по уровню организации учебно-воспитательного процесса (поурочные, тематические и др.);

7) по формам организации работы учащихся и учителей (индивидуальные, групповые, коллективные).

1. Информация, передаваемая с помощью учебника должна быть научно достоверной, соответствовать современному состоянию науки БЖД.

2. Научный материал в учебнике должен развертываться с учетом таких принципов дидактики, как систематичность, последовательность, наглядность, сознательность, связь с практикой.

3. Учебник должен формировать достаточно детализированное и в тоже время условное представление о безопасности жизнедеятельности.

4. В учебнике должно быть использовано проблемное изложение материала, соблюдено оптимальное соотношение между научностью и доступностью.

5. В учебнике должен быть сбалансирован теоретический и практический материал, показано, как полученные знания могут быть использованы на практике.

6. Изложение и организация методического материала учебника должно иметь личностно-ориентированный характер.

7. Содержание, объем и глубина заложенной в учебнике информации должны соответствовать содержанию программы.

8. Учебник должен определять систему и объем знаний, подлежащих обязательному усвоению обучающимися, а также содержать систему заданий и упражнений, обеспечивающих формирование у учащихся необходимые умения и навыки.

9. Знания в учебнике должны быть представлены в определенной логической системе, удовлетворяющей принципам преемственности и последовательности.

10. Для осуществления принципа систематичности обучения необходимо изложение в учебнике научных фактов, гипотез, теорий в определенной логической системе, определения с помощью учебника обоснованной последовательности овладения умениями и навыками.

11. Учебник должен соответствовать возрастным особенностям и уровню подготовка обучающихся.

12. Учебник должен быть доступен для обучающегося конкретного возраста, соответствовать достигнутому уровню знаний, умений и навыков, сформированных у обучающегося к моменту использования учебника.

13. Учебник должен быть пригоден к применению современных методов и организационных форм обучения.

14. При создании и компоновке различного материала учебника следует выделить следующие подходы:¾ коммуникативность, позволяющую организовать диалог обучающегося с книгой;¾ комплиментарность, т. е. возможность дополнительной поддержки учебника средствами обучения;¾ моделирование, т.е. построение модели как средства получения необходимого знания об изучаемом объекте или явлении;¾ автономность, позволяющую рассматривать учебник как автономную систему.

15. Структурными компонентами учебника должны быть текст (основной, дополнительный, пояснительный) и внетекстовые компоненты (иллюстративный материал, аппарат организации усвоения, аппарат ориентировки).

16. Текст учебника должен быть написан понятным языком с учетом детской психологии.

17. В учебнике кроме основного текста следует использовать аппарат ориентировки, который должен содержать: оглавление, сигналы-символы, справочные материалы, алфавитный, именной и тематический указатели, памятки, пояснения, комментарии, указания, планы, подписи к иллюстрациям.

18. В учебнике следует использовать аппарат организации усвоения, который должен содержать названия глав, параграфов, выводы, вопросы и задания после параграфа.

19. В учебнике должны приводиться задания, материалы и инструкции для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задачи и вопросы для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнения для закрепления знаний и навыков: это¾ Контрольные задания по темам;¾ Проверочные задания для воспроизведения текущего изучаемого материала;¾ Задания творческого характера на применение новых знаний;¾ Задания для наблюдения;¾ Задания для проведения практических и лабораторных работ;¾ Задания разного уровня трудности;¾ Задания и ссылки на ранее изученный материал, а также компоненты, направленные на установление внутри- и межпредметных связей.

20. При подборе иллюстративного материала учебника следует выделить следующие подходы:¾ информационно-содержательный;¾ структурно-компонентный;¾ преемственность, предусматривающую подбор иллюстраций, их форму и качество в зависимости от уровня подготовки и возрастных особенностей учащихся;¾ композиционный, определяющий наиболее совершенные формы предъявления информации.

21. При необходимости в учебнике используют приложения. К ним предъявляются требования, аналогичные требованиям к самому учебнику.

 

38 Межэтнические противостояния, религиозный экстремизм, экстремистские движения, религиозные секты в России.

Деятельность экстремистских движений и организаций в современной России имеет как внешнюю, так и внутреннюю основу. Одной из современных практик межгосударственного экстремизма является политика разжигания межэтнической вражды в полиэтнических государствах, проводимая некоторыми странами, как входящими, так и не входящими в ядро стран «золотого миллиарда». К таким действиям относится, например, усиление деятельности ряда зарубежных, главным образом околоправительственных структур и неправительственных организаций, по «оживлению» чувства общеэтнической солидарности, родственности между угро-финскими и тюркскими группами населения в России и соответствующими слоями населения и странами за рубежом. Уже в течение ряда лет значительную активность в этом плане проявляют различные зарубежные круги и организации. Однако не менее серьезными основаниями для деятельности экстремистских движений и организаций в современной России являются ее собственные, внутренние проблемы и конфликты. В «Белой книге российских спецслужб» выделяются следующие направления в современном терроризме: 1) социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; 2) националистический терроризм, включающий в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического или политического диктата инонациональных государств и монополий; 3) терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно. Кроме большого количества групп скинхедови тесно связанного с нимидвижения «фанатов» (болельщиков спортивных команд, прежде всего футбольных), заметными категориями этих экстремистов являются организации казаков и небольшие террористические группы, состоящие из ветеранов «славянских» войн первой половины 1990-х (Приднестровья, Абхазии, Сербии) и участников путча в Москве в октябре 1993 года, а также их последователей. Среди самых заметных акций последних: обстрелы из гранатометов американского посольства в Москве в 1995 и 1999 годах, покушение на бывшего главу администрации президента, а ныне руководителя государственной энергетической компании РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса и подрыв поезда Грозный-Москва на территории Московской области в 2005 году.

Активисты казачьего движения, декларировавшие в течение 1990-х годов экстремистские воззрения и участвовавшие в насильственных акциях, в настоящее время, в целом, отошли от дел. Само движение расколото на множество групп. Для сохранения полученных от правительства или региональных властей льгот они предпочитают воздерживаться от экстремистских заявлений, вроде обещаний пороть плохих журналистов, которые озвучивались, например, в 1992 году.

Специфический политический феномен, находящийся между правыми и левыми экстремистами, — Национально-большевистская партия под руководством Эдуарда Лимонова. В настоящее время помимо выдвижения социальных лозунгов она занимается борьбой за права (в ее специфическом понимании) русскоязычного населения в странах СНГ и за восстановление СССР. Партия прошла в своем развитии разные этапы. Левых организаций, мечтающих повторно осуществить в России коммунистическую революцию, довольно много, хотя они и крайне малочисленны. Их идеология может существенно различаться в деталях и образцах для подражания — от возвращения в СССР (с сопутствующей коммуно-патриотической риторикой) до строительства «подлинного» социалистического (анархического, коммунистического, народного) государства по проектам Петра Кропоткина или Льва Троцкого (с соответствующими антинацистскими лозунгами), однако стремление в первую очередь «бить буржуев» и обобществлять собственность позволяет говорить об их идейном родстве. Религиозный экстремизм. В отличие от части других государств, образовавшихся на месте Советского Союза (Украины, Грузии, Молдавии), в России практически не было реальных случаев проявления физического насилия на религиозной почве. Это связано как с низким уровнем религиозной культуры населения (преимущественно пожилым и женским составом основной массы верующих, посещающих храмы), так и с относительно высоким, по сравнению с упомянутыми государствами, уровнем их терпимости. По утверждению духовенства РПЦ, часть подростков, нападающих на храмы, относит себя к сатанистам или неоязычникам. В новейшей истории России известен, как минимум, один подобный случай, когда поклонник сатаны (и ветеран Афганистана) совершил убийство трех монахов на Пасху 1993 года в монастыре Оптина пустынь в Калужской области. Преступник был задержан и признан невменяемым. Однако большая часть инцидентов с вандализмом в отношении храмов и кладбищ остается нераскрытой и плохо задокументированной самими пострадавшими.

Реальную опасность представляют в настоящее время две тесно связанные между собой общности, принадлежащие к правой части политического спектра. Это скинхеды и спортивные хулиганы (или «фанаты»). Они и самые массовые — специалисты сходятся во мнении, что в настоящее время только скинхедов в России около 50 тысяч человек, — и наиболее склонные к насилию экстремистские движения.

39 Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности (избегание, консервативная стратегия, стратегия копирования и др.).

Стратегия избегания представляет собой такую организацию жизненного пространства субъекта, которая позволяет ему исключить сам факт возникновения экстремальных ситуаций. Она основана на создании субъектом некоторого защитного пространства между собой и агрессивной средой. В данном случае предполагается полное отчуждение субъекта от некоторых нежелательных для него влияний. Избегание как адаптивная форма реагирования человека на объект, который предварительно оценивается им в качестве заключающего в себе элемент угрозы возможных неблагоприятных последствий, достаточно хорошо исследовано в многочисленных научных разработках. В частности, В.А. Петровский различает три вида реакций избегания: врождѐнные защитные реакции, индивидуально-приобретѐнные и ценностно-обусловленные реакции избегания. Данная стратегия весьма благоприятна в отношении экстремальных ситуаций, разрушительный потенциал которых не подвластен субъекту на актуальный период его развития. Исключая взаимодействие с опасностью, в данном конкретном случае мы достигаем наибольшего идеала самообеспечения безопасности. Однако использование данной стратегии сталкивается с рядом трудностей, в первую очередь, с трудностью прогнозирования неблагоприятного развития ситуации. Для принятия необходимых мер по избеганию опасности субъекту необходим определѐнный временной резерв. В данном случае важно как можно больше расширить горизонт прогнозирования развития ситуации. Ещѐ одной немаловажной слабостью стратегии избегания является сам факт изоляции субъекта от среды. Избегание представляет собой попытку сохранить в неизменности структуру субъекта на уровне его вещества, энергии, информации. Вместе с тем, как нами уже отмечалось, являясь открытой системой, человек не может нормально функционировать и развиваться в отрыве от среды. «Жизнь есть преодоление замкнутости единичной формы, а чтобы порождать всѐ новые и новые формы, она вынуждена пожирать самое себя: утрачивать свою идентичность для того, чтобы воспроизвести еѐ в новом виде» (Режабек Е.Я.). Таким образом, только динамическое взаимодействие со средой обеспечивает подлинную безопасность субъекта. В силу этого, избегание не может быть универсальной стратегией самообеспечения безопасности субъекта. Оно может использоваться лишь выборочно при возникновении угроз, с которыми субъект не в состоянии справиться на настоящий момент, исходя из актуального для себя уровня развития. Постоянное избегание опасных ситуаций (не вхождение в них) в плане развития сравнимо с отсрочкой платежей по кредиту, что неизбежно приводит к полному банкротству. Консервативная стратегия используется субъектом в практике организации самообеспечения безопасности при наличии у него убеждения в предпочтительности сохранения в неизменности проверенных в прошлом способов взаимодействия с реальностью и некоторого набора достаточно привычных и хорошо зарекомендовавших себя в прошлой практике методов, методик и приѐмов самообеспечения безопасности субъекта. Данная стратегия достаточно природосообразна, т.к. основана на выработке у субъекта некоторых навыков взаимодействия с экстремальной ситуацией. Соответственно, наиболее очевидным из объективных достоинств организации самообеспечения безопасности через консервативную стратегию является апробированность – разовая или неоднократная – используемых способов выхода из опасной ситуации, т.е. закрепление жизненного опыта. Неоднократное применение субъектом определѐнных поведенческих схем, включающее неудачные и удачные элементы, способствует отбору наиболее эффективных из них, кроме того – их дальнейшему оттачиванию, усовершенствованию применительно к конкретному классу опасных ситуаций. В результате, привычность выстраиваемого субъектом реагирования на ситуацию опасности обусловливает немалую экономию им своих энергетических и временных ресурсов: снижается длительность ориентировочного этапа, устраняется борьба гипотез при подборе наиболее успешного поведения, становится не нужным осуществление перебора различных способов взаимодействия с ситуацией. Наряду с объективным позитивом использования консервативной стратегии, можно обозначить ряд позитивных эффектов субъективного плана. Привычность выстраиваемой субъектом системы реагирования на опасность нормализует его психическое состояние, обеспечивает позитивность эмоционального фона, мобилизует силы, настраивает на успех. Артистически точное воплощение в опасной ситуации знакомого поведения положительно сказывается на состоянии «Я» субъекта: выстраивается и закрепляется картина наиболее выигрышного самовосприятия, упрочивается позитивная самооценка, крепнет уверенность в собственных силах. Субъект испытывает эмоциональный подъѐм, позволяющий ему более точно воссоздать все необходимые для преодоления опасности шаги взаимодействия с экстремальной ситуацией. Успешное преодоление ситуации опасности с большей долей вероятности накапливает у субъекта новые силы для «встречи» с возможными трудностями и опасностями. Кроме позитивных эффектов воспроизведения привычных способов и приѐмов взаимодействия с экстремальной ситуацией имеется не менее очевидный круг негативных последствий применения данной стратегии. Объективный негатив еѐ практического использования образуется как следствие принципиальной уникальности параметров каждой возникающей перед субъектом экстремальной ситуации. Поспешно осуществлѐнная на основе внешних признаков идентификация наличной ситуации в качестве тождественной привычной, не раз прожитой ситуации способна оставить необнаруженными еѐ специфические особенности, которые, между тем, могут существенно изменить свойства ситуации и сделать неадекватным использование неоднократно выверенных по отношению к подобным ситуациям способов взаимодействия. К подобной неадекватности способно привести и неизбежное изменение во времени действительно хорошо известной, «штатной» для субъекта ситуации. В результате, привычная схема взаимодействия с ситуацией, актуализированная субъектом в связи с опасностью, может достаточно существенно расходиться с той, которую действительно требует от него данная экстремальная ситуация. Возникающее расхождение между востребованным и реализованным поведением способно усилить субъективное воздействие имеющейся опасности. Стратегия копирования как одна из стратегий организации самообеспечения безопасности субъекта представляет собой механическое перенесение им в личный опыт способов и приѐмов взаимодействия с опасной ситуацией, разработанных другими лицами, т.е. научение безопасному поведению на основе как можно более полной имитации социально накопленных способов и приѐмов взаимодействия с экстремальной ситуацией. Данная стратегия позволяет избежать многих недостатков консервативной стратегии. Как справедливо отмечает А. Бандура, «научение было бы исключительно трудоѐмким – не говоря уже рискованным – процессом, если бы люди, получая информацию о том, что делать, полагались бы исключительно на результаты собственных действий. … Прежде чем осуществить на практике то или иное поведение, люди могут обучаться на примерах, хотя бы приблизительных, и благодаря этому они избегают многих ненужных ошибок». Данная стратегия может реализовываться в двух основных формах – прямой и косвенной. Суть прямой формы стратегии состоит в том, что субъект наблюдает за поведением других людей в той или иной экстремальной ситуации, выделяет удачные, по его мнению, способы самообеспечения ими безопасности, усваивает их и в дальнейшем делает попытку воспроизведения в подобных ситуациях. Схема прямой стратегии копирования: наблюдение – принятие схемы поведения – реализация. Косвенная форма стратегии представляет собой восприятие опыта поведения в экстремальной ситуации на основе вербальных источников. Схема косвенной стратегии копирования: восприятие вербальной инструкции – воссоздание еѐ во внутреннем плане – принятие схемы поведения – реализация. Неоспоримо, что данная стратегия обладает рядом важных достоинств объективного и субъективного плана. В первую очередь отметим, что она позволяет субъекту со стороны, т.е. без особого риска для самого себя воспринять некоторые эффективные для практики самообеспечения безопасности способы и приѐмы экстремального поведения. Самообеспечение безопасности стратегией копирования происходит, пожалуй, с наименьшими для субъекта потерями – необходимо только время и заинтересованность, мобилизующая его внимание. Что особенно важно, экстремальные ситуации могут быть принципиально новыми для субъекта, реализуемое при этом поведение может не подпадать под привычные для него модели поведения, что в реальной жизни неизбежно породило бы для него различного уровня физические и психические трудности. Наблюдение со стороны или восприятие вербального описания, не вовлекая субъекта в эмоционально насыщенное пространство происходящего на жизненно значимом для него уровне, позволяет зафиксировать все детали – главные и второстепенные – разворачивающегося действа в логике их взаимосвязи, что при условии его включенности в ситуацию было бы невозможным. Кроме того, немаловажным достоинством данной стратегии, в свою очередь порождающим ряд других, является возможность организации научения не только на основе восприятия происходящего «здесь и теперь», но и зафиксированного на различного рода носителях опыта. К специфическому достоинству косвенной формы стратегии можно отнести то, что знаковая фиксация способов и приѐмов самообеспечения безопасности изначально подразумевает проведение определѐнной аналитической работы в форме выделения наиболее значимого в поведении субъекта экстремальной ситуации, т.е. в данном случае субъектом приобретается алгоритм необходимого поведения. Достоинством субъективного плана, в силу достаточной отстранѐнности субъекта от происходящего, является сохранение им физической целостности и, в значительной мере, душевного равновесия. Сохраняя бесстрастность, он способен анализировать, сопоставлять происходящее с воспринятым ранее, представлять себя на месте субъекта экстремальной ситуации. Это позволяет более чѐтко увидеть, каким образом необходимо выстраивать своѐ поведение при возникновении того или иного вида опасности. Наряду с сильными в плане организации субъектом системы самообеспечения безопасности сторонами, стратегия копирования обладает и существенным рядом слабых сторон. Во-первых, как указывал ещѐ А. Бандура, для того, чтобы научиться чему-либо при наблюдении, необходимо должным образом организовать процессы внимания. Отстранѐнность же субъекта от участия в воспринимаемой им экстремальной ситуации может привести к тому, что в силу разных обстоятельств его внимание может упустить важные аспекты организации безопасного взаимодействия. Подобная неорганизованность внимания способна выступить следствием: 1) некомпетентности, неопытности субъекта, порождающей его неспособность вычленить наиболее важные для безопасности детали взаимодействия с ситуацией; 2) ситуативной отвлечѐнности его внимания на какие-либо личностно значимые моменты ситуации, но не значимые для выделения способов и приѐмов самообеспечения им безопасности; 3) его личностных особенностей – невнимательности, легкомысленности и т.д. Во-вторых, отсутствие эмоциональной включѐнности субъекта в ситуацию способно ему помешать прочувствовать контекст ситуации в целом, и, возможно, интегрировать в единую систему все еѐ компоненты. Получаемая в результате подобного восприятия модель самообеспечения безопасности обладает изначальной неполнотой. В-третьих, приѐмы, эффективные для самообеспечения безопасности одного человека, могут оказаться неэффективными для другого человека с точки зрения его психических свойств; установление же их тождественности в рамках данной стратегии не предусматривается. В-четвѐртых, отсутствие практического овладения способами и приѐмами самообеспечения безопасности способно значительно затруднить их перенос в реальную ситуацию. Эта трудность возрастает в случае изначальной сложности наблюдаемых субъектом способов и приѐмов, а также полного отсутствия у него умений и навыков по воспроизводству их элементов. В-пятых, реализуемый в рамках стратегии копирования подбор видеоряда или текстов, раскрывающих особенности самообеспечения безопасности человека в различных ситуациях, в силу ряда обстоятельств может быть тенденциозным и не отвечать реальному спектру опасных ситуаций, которым способен подвергнуться субъект. Косвенная форма стратегии копирования обусловливает дополнительные трудности, среди которых выделим несоответствие знакового отражения и нюансов реального события, что также затрудняет эффективность внедрения чужих способов и приѐмов в собственную практику самообеспечения безопасности. Уже обозначенные особенности, как позитивные, так и негативные, применения данной стратегии для самообеспечения безопасности субъекта указывают, с одной стороны, на ее востребованность как одной из стратегий овладения новыми способами и приѐмами в рассматриваемой сфере, с другой стороны, – на ограниченность еѐ использования для полного выполнения основной задачи – самообеспечения безопасности субъекта. «Впитывающая» стратегия предполагает присвоение субъектом наиболее эффективных способов и приѐмов взаимодействия с экстремальной ситуацией в сочетании с их адаптацией к собственным ресурсным возможностям. По сути дела, данная стратегия представляет собой совершенствование рассмотренной выше стратегии копирования на основе соотнесения субъектом накопленного вовне опыта экстремального взаимодействия с имеющимся у него психическим потенциалом его оптимального воспроизведения. В отличие от механического копирования в данном случае происходит творческое восприятие наиболее подходящих для конкретной ситуации способов и приѐмов выстраивания экстремального взаимодействия. Из всего многообразия возможных приѐмов и способов выстраивания взаимодействия с ситуацией субъект при этом выбирает те, которые он способен наиболее успешно с его точки зрения использовать для самообеспечения безопасности. Данная стратегия не предполагает выбор только тех методов и приѐмов, которые соответствуют актуальному развитию субъекта. Он способен «шагнуть» несколько дальше, исходя из своих психических резервов. При этом он способен воспринять и те методы и приѐмы, которые требуют его изменения, отказа от привычного в пользу нового, наиболее эффективного. Результирующим итогом данной стратегии является именно «впитывание» субъектом в себя всего доступного для него позитивного опыта самообеспечения безопасности (а не поверхностное имитирование как в предыдущей стратегии). Вместе с тем, «впитывание» субъектом приѐмов и способов самообеспечения безопасности может осуществляться без необходимого осмысления возможных последствий их использования в практике потенциального экстремального взаимодействия. Субъект обычно ориентируется на свои иллюзии, «фикции» эффективности усваиваемых приѐмов и способов, которые носят мозаичный характер и не дают полного видения воплощающейся реальности. В результате высока вероятность ошибочных шагов, способных усилить опасность ситуационного взаимодействия. Стратегия развития в качестве одной из стратегий организации самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации рассматривается нами как повышение субъектом своего психического потенциала, актуализация способностей, позволяющих ему выстраивать взаимодействие с ситуацией, адекватное жизненным целям. Исходным при реализации развивающего взаимодействия с ситуацией является наиболее полный сбор информации об еѐ ключевых особенностях. Адекватность складывающихся при этом субъективных представлений рассматривается нами в качестве важнейшего этапа самообеспечения им безопасности, т.к. лежит в основе дальнейшего выбора и практического воплощения конкретных путей взаимодействия с ней. В качестве аксиомы в данном случае выступает утверждение, согласно которому неполнота информации, в отличие от еѐ переизбытка, на данном этапе взаимодействия снижает вероятность достижения субъектом необходимого уровня самообеспечения безопасности. Учитывая ограниченность сенсорных каналов информации, развитие в данном случае должно способствовать решению задач расширения сознания субъекта за счѐт поступления не только рационального, но и интуитивного знания. Этого можно добиться, в немалой степени, на основе совершенствования процессов внимания субъекта, расширения его чувствительности к объективным и субъективным явлениям, эмоциональной саморегуляции субъекта, влияющей в немалой степени и на качество рационального, и на качество интуитивного знания. Следующим важнейшим направлением развития субъекта в рамках организации самообеспечения им безопасности выступает совершенствование собственного психического инструментария реализации выбора наиболее адекватной стратегии взаимодействия с экстремальной ситуацией. В том случае, если этап сбора информации прошѐл неуспешно, то на данном этапе, согласно Б.Ф. Ломову, перед субъектом возникает двойственная проблема: борьба гипотез из-за нехватки информации, с одной стороны, и борьба мотивов из-за их избытка, с другой стороны. Соответственно, задачи данного этапа, на первый взгляд, решаются более успешно при максимуме информации и минимуме мотивов. Однако максимум информации вообще может привести к информационной перегрузке, а подавление мотивов – к другим психическим расстройствам. Поэтому перед субъектом стоит задача получения максимума необходимой информации, способной повлиять на приятие правильного решения по отношению к ситуации. Что касается множественности мотивов, т.е. состояния мотивационной сферы личности, то их минимизация не всегда соответствует задаче развития личности. Решение здесь заключается в структурировании мотивационной сферы по принципу иерархии – основному принципу мироздания. Тогда всякая борьба мотивов исчезает, ибо мотивационный хаос превращается в гармонию. Аксиомой данного этапа взаимодействия с экстремальной ситуацией может выступить утверждение, согласно которому эффективность самообеспечения безопасности субъекта зависит от его способности обобщить наличную информацию с еѐ одновременным сжатием до объѐма, позволяющего осуществить продуцирование и выбор одной наиболее адекватной стратегии взаимодействия с наличной ситуацией. Решение задач информационной трансформации будет осуществляться более эффективно при благоприятном для него психическом фоне: излишнее волнение, стресс, напряжѐнность, способны расстроить логическое мышление и перекрыть каналы интуитивного принятия решения. Поэтому, наряду с развитием собственного мышления и интуиции, перед субъектом сохраняется задача развития системы собственной эмоционально-волевой саморегуляции. Увеличение стабильности эмоционально-волевой сферы позволяет субъекту сократить сроки принятия решения и воплощения его на практике, тем самым поведение его приобретает бóльшую эвристичность и спонтанность. Это связано с тем, что спокойствие, уверенность субъекта в себе, его сила духа, уже сами по себе могут выступить действенным компонентом самообеспечения им безопасности. Таким образом, упорядоченность мотивационной сферы, расширение сознания (структурное, пространственное, количественное и качественное расширение объектов сознания), контроль эмоций и укрепление воли – вот краеугольные камни основания, на котором может воплощаться в жизнь стратегия развития. Трудной стороной реализации данной стратегии является необходимость приложения субъектом значительного объѐма волевых усилий и немалых времéнных затрат в целях саморазвития ключевых для самообеспечения безопасности качеств. Данную работу важно вести заблаговременно, точнее сказать – непрерывно, не ожидая попадания в критическую или экстремальную ситуацию. Для этого необходимо наличие у него ярко выраженной мотивации самообеспечения безопасности. Итак, проведѐнный анализ сильных и слабых сторон рассмотренных стратегий позволяет отметить, что при наличии существенных достоинств применения консервативной стратегии, стратегии копирования, «впитывающей» стратегии, наибольшей универсальностью в решении задач самообеспечения безопасности субъекта обладает стратегия развития субъекта. Стратегия развития в наибольшей мере позволяет обеспечить гибкую готовность субъекта к взаимодействию с широким кругом экстремальных ситуаций.

Date: 2015-07-23; view: 450; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию