Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизации средневековой Европы
период средневековья занимает в истории человечества 1000 лет с 5-15 вв и оценивается этот период весьма неоднозначно: от мрачного средневековья до признания того что без этого периода была бы невозможна европейская цивилизация. После крушения римской империи на ее территории возникает варварские королевства которые со временем превращаются в феодальные государства. существовал ряд специфических условий формирования средневековых государств: 1)Изначально в экономике отсутствовал рабский труд по этому основу экономики составляли свободные крестьяне. таким образом, около 90% населения заняты во с\х не имело реальной возможности участвовать в политической жизни. 2)Государственная власть сосредотачивалась в руках не многочисленного класса феодалов, которые составляли около 5 % населения. 3)средневековые короли формировали государственную структуру в условиях когда рыночная экономика была разрушена и тдо не существовало, в следствии этого платить своим слугам деньгами средневековые короли не могли, поскольку деньги в условиях натурального хозяйства утрачивают свою роль всеобщего эквивалента платить феодалам можно только землей, при этом феодал получаю крупные участки земли в управления приобретают так же судебно административные функции в рамках предоставленный им территории. Главная задача феодалов: собирать налоги (часть из которых перечисляется в центр королю) бороться с беспорядками на своей территории, осуществлять правосудие и самое важное по первому зову короля приводить военные отряды для защиты государства. Эти военные отряды феодал должен содержать сам за счет доходов с земель, таким образом вплоть до 14 в феодальные государства не знали регулярной армии ее заменяла феодальное ополчение (бан) 40 дней в году, феодал со своим отрядом должен был отслужить в бане (ополчение) по истечении этого срока, феодал имел полное право увести свой отряд. Феодал получал иммунитетную грамоту, которая освобождала его владения от вмешательства королевских должностных лиц. Феодал иммунист на своей земле был полным хозяином. В период раннего средневековья феодалы получают от короля землю не в частные собственность, в условное владение при этом главным условием является военная служба королю. Вообще феодальные государства проло в своем развитии несколько этапов: 1) ранней феодальная-9 вв 2) феодальная раздробленность 10-13 вв;3) сословная представительная монархия 14-15 5) абсолютная монархия 16-18. В период ранней феодальной монархии король как самый крупный феодал имел реальные возможности проконтролировать действия своих вассалов поскольку феодалы еще не успели закрепостить массу свободного крестьянства на своих территориях и не успели создать свой аппарат управления. Именно тогда формируется система сюзеренитет- вассалитет в основе которой лежит принцип (вассал моего вассал не мой вассал). Постепенно по мере усложнения функций государственного управления король начинает раздавать вассалам все большое количество земли территория королевского домена сокращается, феодалы на местах формируют свой аппарат управления, превращают свободных крестьян в своих крепостных и в результате владение короля оказываются меньше чем владения наиболее крупных вассалов, а феодалы осознав свою безнаказанность начинают вести междоусобные войны, главной целью которых является захват чужих территорий поскольку земля означает власть. Король практически не может изменить ситуацию во многом он становится номинальной фигурой, поэтому эпоха средневековья представляет собой череду непрерывных войн. Феодалы воюют друг с другом увеличивают свои владения и наиболее удачливые из них становятся гораздо сильнее короля и в экономическом, в военном и, в политическом плане. В период феодальной раздробленности возникаю города, которые становятся центрами ремесла и торговли, в них начинают развиваться рыночные тдо и города становятся политическими союзниками короля выплачивая в королевскую казну денежные налоги. Города являются центрами рыночной экономики и для их успешного развития необходимо что бы ранки других городов были для них открыты а это значит, что внутри государственные границы должны быть ликвидированы. Поскольку рыночные отношения могут развиваться только в централизованной стране с единым рынком, единой валютой, единой налоговой и таможенной системой. Получая постоянную помощь от городов король постепенно формирует собственную регулярную армию, бюрократический аппарат, которые находятся на денежном жалование, с помощью регулярной армии. В ходе боевых действий, король подчиняет себе большую часть мелких и средних феодалов однако в стране останется несколько наиболее крупных феодалов с которыми король пока еще не может справится, а они уже не в состоянии справится с королем. На территории контролируемой феодалами происходят коммунальные революции- восстание горожан против своих феодалов как церковных так и светских целью которых было достижение самоуправления и превращение города в коммуну. Статус коммуны предполагал наличие городских органов власти –магистрат. Во главе городе бургомистр своя денежная система свое войско, городское ополчение, право города самостоятельно определять налоги и создавать свою собственную систему права. Наибольшую известность приобрело магдебугское право. В ходе коммунальных революций горожане противостоят феодалам, происходят постоянные войны, в ходе которых феодалы стараются задавить коммунальное движение. Войны шли с переменным успехом. Постепенно все больше городов завоевывало себе статус коммуны это ослабляло позиции феодалов, но коммунальные революции были закономерным и объективным явление- они соответствовали началу становления рыночной экономики. Наиболее показательным в этом плане одно из положений макдебурского права которое за тем стало общепринятым- «городской воздух делает свободным». Человек проживший в городе 1 год и 1 день становится полноправным горожанином и членом коммуны, это позволяло решить наиболее острую проблему- проблем трудовых ресурсов. В ходе коммунальных революций постоянного давления короля феодалы ослабевали и они осознают, что необходимо достигать какого то компромисса с королем, король так же нацелен на переговоры и для того, что бы провести эти переговоры создаются специальные органы – парламент в Англии (1265). Генеральные штаты во Франции, кортесы к Испании, Рейхстаг в Германии. Это органы сословного представительства, в которых представлены основные сословия средневекового общества, церковные и светские феодалы и горожане. Основная функция парламента – разрешить или не разрешить королю вводить новые налоги на территории государства. Т.о возникает сословно представительная монархия основным юридическим принципам является «то что касается всех должно быть одобрено всеми. постепенно короли начинаю манипулировать парламентом используя противоречия между феодалом и формирующейся буржуазией, которая так ж предъявляет права на политическую власть. Лавируя между феодалами и буржуазией, короли приобретают все больший объем власти, и Европа переходит к абсолютной монархии. Основные признаки: 1) постоянная армия, 2) постоянный бюрократический аппарат 3) четкие налоги, кроме того короли подчиняю свое власти церковь, основной принцип абсолютной монархии –«что угодно королю имеет силу закона» В рамках абсолютной монархии личность короля наделяется совершенно исключительными свойствами, король воспринимается как необычный человек. И для того что бы подчеркнуть этот его статус разрабатывается сложная система придворного этикета. Для средних веков была характерна специфическая форма мировоззрения. Все сферы духовной жизни находились под жестким контролем церкви. В средние века не могла появится не одной научно теории которая бы противоречила церковным догмам. Главной наукой в средние века была теология- наука о сущности и действиях Бога. Христианство впервые вводит понятия абсолюта- т.е Бог олицетворяет собой совершенство, милосердие, гуманность, добро. Христианская теология развивалась в рамках 2 основных периодов:1) патристика – это сочинение ранних христианских мыслителей, которых называли отцами церкви, их сочинения носили прежде всего морально этический смысл, аврелий Августин. 2)схоластика- это религиозная философия, в которой сочетаются религиозные догмы и формально логические доказательства, именно в ее рамках Фома Аквинский попытался логически доказать существование Бога. Поскольку библия являлась основным священным текстом особое значение в рамках средневековой культуры приобретает экзегетика- искусство толкование библии. Постепенно формируется несколько базовых принципов средневекового мировоззрения креационизм – идея о том что весь мир и человек в том числе это результат творческой деятельности Бога, Сотериологизм- спасение души, провиденциализм- идя о том что вся жизнь человека предопределена волей господа, цель божественного плана спасение человека. Постепенно формируется очень важная установка, которая позволяет ему осознать себя как личность по мнению средневековых философов, в каждом из нас есть так называемый «внутренний человек» - это те глубины человеческой души, которые часто не доступны для самого человека при том что знать из крайне важно- это гарантия спасения души. 09.04.12 В средние века возникает политическая доктрина Pax Christiania данная доктрина является отражением борьбы за политическую власть между светскими и духовными феодалами. Это борьба длилась в полть до 15-16 принимала самые разнообразные формы и церковь выдвигает идею о том, что разделение людей по национальным границам в Европе это второстепенное по значимости явление, а определяющим для европейской идентичности является христианская вера. Таким образом Римские Папы четко обозначают свои претензии на политическое господство в общеевропейском масштабе. Именно церковь начинает вырабатывать некие универсальные ценности на основе которых разнородное население Европы могло бы формировать общий вид мыслей действий общую картину мировоззрений. Церковь контролирует систему образования и использует образование как главный инструмент формирования единой европейской крестьянской идентичности, все система образования контролировалась церковью от церковно приходских школ до университетов. Уже к 6 в знаменитый ученый Боэций основываясь на античном наследии создает систему получившую название «семь свободных искусств». Данная система включала в себя 2 уровня: тривиум- 3 основные дисциплины(грамматика, правописание. Риторика, диалектика), квадривиум - арифметика, геометрия, астрономия, музыка- при этом музыка подразделялась на 2 категории – человеческая, мировая-попытка достичь душевной гармонии, обрести спокойствие спасение души путем изучения божественных заповедей. Благодаря системе образования возникает общий для всех образованных людей язык- латынь. Студенты из разных стран изучают стандартный набор предметов и авторов в результате возникает универсальное мировоззрение европейского образованного класса. Развитие экономики. Науки усложнение форм политической жизни и системы государственного управления приводят к появлению университетов. Первые университеты возникают в Италии Болонский университет, в Англии, Франции- Сорбонна, в Испании- Саломанка. Спецификой Европейской средневековой культуры эта традиция сохраняется до сих пор –является университетская автономия. Университеты не подчиняются юрисдикции местных властей, без разрешения университетского руководства, власти не могут заходить на территория университета, университет самостоятельно избирает ректора и професорско преподавательский состав,университеты сами разрабатывают учебные программы, кроме того, университеты самостоятельно наказываю студентов за правонарушения (в плоть до тюремного завершения). Ведущим факультетом был теологический, однако не смотря это университету постепенно начинаю играть ведущую рольв распространения светских знаний в них возникают факультеты исторический, правовые, теологические. Таким образом, в средние века возникает постепенный процесс распространения знаний, если сначала единственными очагами знаний были монастыри, затем к ним присоединяются университеты, а в позднее средневековье знания начинают распространятся среди населения с помощью вагантов- ходить, бродить- бродячие студенты, которые переходили из университета в университет путешествую по Всей Европе и основываясь на своих знаниях на широком кругозоре были первыми просветителями. Именно у ваганты впервые появляются гуманистические идеалы- идея о том что религиозные и этнические разногласия между людьми не должны становится доминирующими и люди исповедующие разные религии вполне могут сосуществовать и взаимодействовать. Помимо церковной культуры существовала и светская культура, которая высшее свое развитие получило в рыцарской культуре. Рыцари вырабатывают свой этикет- избегать греха, не совершать бессчетных поступков, быт скромными, защищать слабых, защищать церковь, служить прекрасной даме. Наиболее яркое выражение рыцарская лирика получила в произведение трубадуров. Еще одним значимым явление духовной жизни средневековья были ереси- другое вероучение. Общая черта всех ересей: 1) стремление вернутся к идеалам и практике раннего христианства: скромность, аскетизм, равенство людей, обязательный труд, коллективизм, взаимопомощь. 2)Жесткая критика нравов духовенства. Еретики обвиняли церковь церковных иерархов в алчности, забвение заповеди Христа, стремление к власти, стремлении к роскоши, к богатству. 3) еретики верили в то что человек по природе своей добр, искренен, гуманен и задача церкви воспитывать и поддерживать эти чувства. К концу средних веков в церковной культуре наметилось 2 направление: 1) консервативное- оставить картину мира неизменной была аквизиция. 2) творческое направление на переосмысление мира – которое основал ведущею роль в бога полагал что человек имеет право в меру своих сил изучать и постигать окружающий мир. Именно эта установка стала основой для обоих европейского возрождения. 16.04 Date: 2015-07-23; view: 637; Нарушение авторских прав |