Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Цивилизация древней Греции
Греческая цивилизация стала основой современной европейской цивилизации поскольку именно здесь были заложены наиболее важные институты во всех сферах жизни общества: в экономике- рыночные отношения основанные на частной собственности; в политической – демократические институты; в юридической – идея прав и свобод человека, идея ценности человеческой личности в сфере мировоззрения идея своды человека его права на формирования и отстаивание своей точки зрения, права на познание окружающего мир анна основе разума. История древней Греции делится на несколько периодов: 1) Крито- микенский (3-2 тыс до н.э) 2)Гомеровский период или темный века (11-9 вв до н э) 3) Архаический (8-6) 4) классический (5- 4) 5) Эллинский (3-1 в). 1)Крито-микенский период в 3 тыс на острове Крит возникает цивилизация получившая названии Критской или Минойской. Эта цивилизация являлась классической Талассократией- на Крите нет не одной крепости, ученые объясняют это тем, что самой надежной защитой Крита был его флот самый сильный в средиземноморье и уничтожавший потенциальных противников Крита. Критскую цивилизацию называют цивилизацией дворцов, при раскопках обнаружены огромные дворцовые сооружения в Кносе, Фесте, Агия- Триаде, Мохлоссе. Именно кноссий дворец по мнению ученых породил легенду о лабиринте – сооружение не сколько 10 тыс км, расположенных на нескольких уровней и представлявшее собой практически изолированный мир. Залы для приемов, жилые помещения, гимнастические зала, склады для продовольствия, залы где проводились праздники. Ученые полагают что дворцы на Крите являлись экономическим, политическим религиозными, культурными центрами, более всего изучен кноссий дворец, в котором сохранились великолепные настенные росписи, которые дают представления о самых разных сферах жизни критского общества: труд ремесленников и крестьян, сцены их дворцовой жизни, критские корабли и сцены тавромахий. Ученые полагают что игры с быком имели сакральный характер, поскольку бык олицетворял собой силу природы и тавромахия была нацелена на то что бы привлечь милость богов. Критская цивилизация погибла в результате природных катастроф- скорее всего извержение подводного вулкана, которое вызвало мощную приливную волну разрушившую инфраструктуру Крита а затем архейские племена прибывшие из материковой Греции довершили разгром. После уничтожения критской цивилизации. Микенская цивилизация воосновном известна своими оборонительными постройками, наиболее известные из которых, это Львиные ворота в Микенах. Крепостные стены состоят из огромных каменных глыб. Учены, полагают, что цивилизация была достаточно локализована, поскольку ей приходилось отбивать набеги дорийских племен. К наиболее известным памятникам Микенской цивилизации относится Золотая маска Агамемнона. 2)Гомеровский период- к этому периоду относится создание величайших памятников древне греческой культуре – Илиада и Одиссея. Авторство этих поэм приписывается слепому певцу (аэд) Гомеру. В этих произведениях наилучшим образом отражено мировоззрении Греции того периода, которое было мифологическим по своему характеру. Греки верили, что боги живут среди людей фактически не чем от них не отличаются кроме бессмертия и сверхъестественных способностях. В этих поэмах так же как и в мифах формируются четкие критерии поведения человека в зависимости от того к какой социальной категории он принадлежит.
05.03.12 Греческая колонизация повлекла за собой и серьезные изменения в мировоззрении древних греков, поскольку контактирую с другими народами в ходе колонизаций, греки знакомятся с чужими обычаями, традициями, религией, политическим устройством и в результате Греческий образ жизни перестает восприниматься как абсолют. Соответственно мировоззрения греков основанное на мифологии подвергается серьезной корректировки, в результате, возникает греческая философия, которая меняет мировоззрения древних греков – от мифологического к философскому и раннее греческая философия Милетская школа в качестве главной проблемы ставит перед собой поиск первой причиной всего сущего (от куда все произошло). 4)Классический период. Этот период прежде всего связан с расцветом Афинской демократии Афины находились на полуострове Аттика, где было мало плодородной земли однако Аттика была богата полезными ископаемыми а побережье Аттики было очень удобно для морской торговли. В следствие этого, землевладельческая аристократия не смогла обеспечить себе доминирующего положения в экономике а следовательно постепенно утрачивала и политическое влияние, в ходе тяжелой политической борьбы власть переходит в руки торгво- ремесленных слоев т. е Демосу – именно торговля и ремесло составляли основу Экономики Афин. Всего в Афинах насчитывалось около 400 тыс жителей при этом полноправными гражданами являлись только 10% населения, основная масса жителей (женщины, метеки, рабы) политическими правами не обладали. Поскольку свободных граждан было гораздо меньше чем рабов, возникает необходимость консолидации граждан и с этой целью в Афинах создаются демократические, политические институты. Создание основ афинской демократии связанно с именами 3 людей: Солон, Клисфен, Перикл. Сама афинская формировалась в 5-4 вв до. Реформы Солона- Солон провозглашает принцип: «Грек не может быть рабом» практической реализации данного принципа становится Сисахфия (встряхивание бремени, отмена долгового рабства). Все Греки находящиеся в долговом рабстве были отпущены, а те кто находился в рабстве в других странах выкуплены за счет государства. Солон разделил все население Афин на 4 разряда по имущественному принципу: петаксиомедимны (пятисот мерники)- формировали конницу, всадники (300), зевгиты (200)- пехота, феты- беднота. Клисфен и Перикл сформировали основные политические институты афинской демократии. Основным звеном политической системы была экклесия- народное собрание. Собиралось 4 раза в месяц, обсуждало вопросы войны и мира принимало закон, избирало должностных лиц и контролировало их деятельность. В работе народного собрании принимать участия все полноправные граждане Афин, однако как правило участвовало 2-3 тыс, А для решения важных вопросов необходим был кворум 6 тыс. народное собрание обладало важнейшим правом оно могло проводит процедуру остракизма (голосование черепками – любой гражданин мог выдвинуть обвинение в адрес действующего политика обвинив его в том что его деятельность нарушает демократические нормы и вредит людям, если данное обвинение было аргументировано, 6 тыс человек должны были написать на глиняных черепках имя политика чья деятельность признавалась ими опасной.) Остракизм заключался в том что политик признанный виновным отправлялся в изгнание на 10 лет. Помимо народного собрания существовал совет Пятисот или Буле - по 50 человек от каждой из 10 фил. Главная их задача готовить варианты решений по вопросам, которые выносились на обсуждения народного собрания. Еще одним значимым элементом Афинской политикой системы была гелиэя- суд присяжных (начинала работы с восходом солнца и завершала работу с закатом солнца). Гелиэя состояла из 6 тыс судей которые были разбиты на 10 комиссий, каждая из которых разбирала определенные дела. Комиссии формировались на основе жеребьевки непосредственно перед началом работы гелиэев т.е присяжный заранее не мог знать в какую комиссию он будет входить и какие дела он будет разбирать сегодня, а это значит что не было смысла подкупать судей. Гелиэя обладала одной важной особенность, она могла разбирать жалобы граждан на уже действующие законы, которые по мнения истца наносили вред государству, если жалоба признавалась обоснованной, то автора закона казнили, в противном случае казнили автора жалобы. Право каждого гражданина оспорить любой действующий в государстве закон на том основании, что он вреден для демократии, называлось «графэ параномон». Было введено Периклом, который считал это право важным инструментом, с помощью которого общество, народ, может контролировать власть. Кроме того, Перикл добился принятия закона о том, что любая государственная должность должна оплачиваться, тем самым к участию в политике получили доступ беднейшие слои населения. Для того чтобы имущественная дифференциация не привела к острым социальным противоречиям в Афинах существовали литургии. Существовало три вида литургии: триерархия (построить на свои средства корабль, чтобы подарить его городу), хорегия (нанять актерскую труппу и оплачивать ее выступления в театре), гимнасиархия. Литургии являлись своеобразным налогом на сверхприбыль – они позволяли смягчить имущественные и социальные противоречия между гражданами Афин, способствовали социальной стабильности и приносили реальную пользу с точки зрения экономического и культурного развития города-государства. Отдельными вопросами государственной жизни в Афинах ведали коллегии должностных лиц, самой важной была коллегия стратегов – военачальников, стратег – единственная государственная должность, которая в Афинах не оплачивалась. Кризис афинской демократии был связан с постепенным сокращением численности свободных крестьян, которые не выдерживали конкуренции с дешевым рабским трудом. Начинается массовая маргинализация и на смену демократии приходит охлократия («власть толпы»). Таким образом, афинская демократия представляет собой важнейший урок для современности. Демократия всегда базируется на многочисленном слое средних собственников, которые заинтересованы в том, чтобы самостоятельно (через своих представителей) принимать участие в выработке законов, которые обеспечивают им (собственникам) наиболее комфортное существование. Таким образом, средний класс является носителем высокой политической культуры, обеспечивает социально-экономическую стабильность и развитие. Если средний класс в стране отсутствует, то реальной демократии в стране существовать не будет.
Спарта Спартанское государство возникает в 9-ом – 8-ом веках до нашей эры в результате завоевания дорийскими племенами северо-западной части Греции - полуострова Пелопонесс (Лакедемон). В результате завоевания складывается уникальная ситуация, при которой 9 тысяч семей завоевателей подчиняют себе 300 тысяч местного населения. В связи с этим перед спартиатами встает проблема удержания власти в условиях, когда количество врагов намного превосходит число самих спартанцев. Одним из главных условий удержания власти становится обеспечение монолитности, единства самих спартанцев – спартанцы должны были превратиться в «общину равных». Данная задача была решена легендарным спартанским законодателем – Ликургом. Ликург разработал четкие законы или правила которые регулировали все сферы жизни государства (эти законы не были записаны- Ликург считал, что самой надежной гарантией выполнения этих законов, является то что каждый спартиат с самого раннего детства живет в соответствие с этими законами. В результате их знают все и нет необходимости их записывать). Законы касались наиболее важных сфер общественной жизни: социального- экономическая сфера- все земля в государстве была разделена на 9000 равные по доходности земельных участков- по числу семей. Эти участки обрабатывались илотами- рабами, потомками покоренных племен. Илоты были коллективной собственностью спартанской общины, это делалось для того что бы можно было передавать илотов от хозяина к хозяину в зависимости от качества их работы. В Спарте было запрещено хождение золотой, серебренной, медной монеты. Роль всеобщего эквивалента выполняли железные бруски которые в раскаленном виде окунали в уксус после чего они не были пригодны к дальнейшей переработке. Предметы роскоши в Спарте были запрещены, дома и одежда были единообразны, дома царей отличались величиной. еда была простой примитивной, грубой. При этом регулярно устраивались сисситии – общественные трапезы. При этом спартанцы вносили равные доли продуктов к общему столу. Ремеслом занимались периэки. Сфера воспитания и образования - главная задача воспитать война. Вопрос о жизни и смерти решают старейшины. С 7 лет ребенок воспитывается в коллективе – агела. Главные качества спартанского война – мужество, призрение к смерти, боли. Наказание, жизнь впроголодь, воровство, криптии- таинство, уничтожение наиболее опасных с точки зрения властей. илотов юношами 14-15 лет. Грамоте войнов учили только для того что бы они могли прочитать или написать приказ. В плане духовного вклада Спарты в мировой духовное наследие можно назвать только искусство лаконичной речи- емка, информативно, кратко. Политическая система - в Спарте существовало 2 царские династии Агиады и Еврипонтиды. При этом цари выполняли функции военно- начальников и жрецов. Они были лишены законодательной и судебно административной власти. В Спарте существовало народное собрание – апелло. Решения принимались простым большинством голосов, по принципу кто громче крикнет. Однако реальная власть в Спарте принадлежала Герусию- совет старейших. Состояла из 30 человек: 28 наиболее заслуженных уважаемых спартиатов старше 60 лет плюс 2 царя. Она всегда насчитывала 30 человек – как только умирал один, геронт избирали другого. Герусия имела право распустить апеллу. Все законы принимались геронтом. Поскольку туда мог войти любой спартанский войн, противоречий по поводу власти не возникало. Уже после смерти Ликурга был учрежден институт эфор. Их было 5 человек они избирались сроком на один год- главная функция эфора за соблюдение законов Ликурга в государстве и наказывать соответственно. Таким образом в парте возникает аристократическая олигархия и законны Ликурга обеспечили стабильное существование спартанского общества, но ценной стабильности стало то что Спарта превращается в огромный военный лагерь, и главным условие стабильности становится изоляция страны от внешнего мира. Как только изоляция была нарушена 5 в до н.э когда Спарта побеждает Афины. Спарта встает перед необходимостью контролировать международную торговлю, вникать в тонкости рыночной экономики. Интеграция в рыночную экономику приводит к стремительному разложению спартанских нравов, войны приобщаются к роскоши и в военном отношение Спарта слабеет. В результате во 2 в до н. э. Спарта покорена Римом. Date: 2015-07-23; view: 531; Нарушение авторских прав |