Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные этапы развития системы межафриканских отношений. Место Африканского континента в биполярном противостоянии





В начале 60-х годов в Африке уже насчитывалось около 30 молодых независимых государств, без Эфиопии, Либерии и Египта, которые либо уже освободились (Египет в 1922 p.), либо не были колониями. В первые годы распада колониальной системы африканские страны, освободившиеся, решительно высказались за ликвидацию и пересмотр существующих границ, поставив при этом задачу - через формирование субрегиональных объединений идти к главной цели - создание Соединенных Штатов Африки.

Идея объединения таким образом определенное время составляла важный элемент политической жизни Африки из-за того, что ее исповедовали выдающиеся деятели национально-освободительного движения Африки, а затем лидеры первых независимых государств: ветеран панафриканизма. Положение об объединении континента и об отказе в связи с этим от национального суверенитета были включены в конституции Ганы и Гвинеи.

Поскольку создание общеафриканского государства составляло задачу будущего, может и неблизкого, в практической политике во весь рост встал вопрос о создании объединений государств на субрегиональном уровне. Начать этот процесс пытались президенты К. НКСУ двумя (Гана) и Секу Туре (Гвинея), когда они заключили в 1958-1959 pp. союз своих стран, который предусматривал совместную деятельность парламентов Ганы и Гвинеи, единое гражданство, а также единую политику в области экономики и обороны. Это была конфедерация, которая, по мнению ее создателей, должна была стать первым шагом к объединению всей Африки. Эксперимент оказался неудачным. Привлечь к союзу других государств (в частности Либерию) не повезло, а сам союз двух под тяжестью конкретных проблем вскоре распался.

Еще одной попыткой тесного политического объединения стало создание в 1959 Сенегалом и Суданской Республикой (современная Мали), входивших в генерал-губернаторства Французская Западная Африка, совместной федерации. Федерация имела единственные правительство и парламент. Больше желающих присоединиться не нашлось, и в августе 1960 федерация распалась, поскольку Суданская Республика стремилась действовать по Франции более независимо, чем Сенегал. Объединение распалось сразу после провозглашения независимости Сенегала и Мали.

В сложившихся условиях, объединение африканских государств пошло по пути создания союзов и организаций с сохранением суверенитета стран-участниц. Но и здесь не обошлось без сложностей. Страны, где у власти находились более умеренные политические силы, создавали объединения по признаку бывшей принадлежности к одной метрополии. Прежде всего, это касается французских владений на Западе континента и английских на Востоке. Сами метрополии поощряли такие объединения накануне независимости, чтобы сохранить и укрепить свои политические и экономические позиции в бывших владениях. Так возник ряд группировок: в 1959 Совет согласия из пяти стран (Бенин, Буркина-Фасо, Кот-д'Ивуар, Нигер и Того), которая поныне действует как политически-экономический союз; Браззавильские группировки из 12 стран (1960), что в 1961 превратилось в Афро-мальгашский Союз (АМС); Организация совместных служб Восточной Африки (1961 p., Английские колонии).

Страны, где к власти пришли более левые, радикальные силы, создавали объединения африканских государств, которые принадлежали разным метрополиям. Ведущей такой органи-зации стала Касабланська группа, которая впервые в истории объединила государства черной и арабской Африки, - Гвинею, Мали, Марокко, ОАР (современная АРЕ) и Ливию. В ней участвовало Временное правительство Алжирской Республики (Это еще был период вооруженной борьбы алжирского народа и за независимость). После создания Организации Африканского единства (ОАЕ) эта группировка самораспустилось и ее участники вошли в новую организацию. Хартия Касабланськои группы предусматривала не только политическое, экономическое, но и военное сотрудничество ради ликвидации колониализма. Следует еще раз подчеркнуть, что левые, более радикальни правительства, в отличие от их оппонентов, готовы идти на существенные ограничения национального суверенитета, что подрывало их авторитет в странах.

Итак, в начале 60-х годов большинство стран Афре-уже входила в те или иные субрегиональные организации. Тод стало очевидным, что существует много проблем, которые необходимости ют общеконтинентальной единства африканских стран по выработке единых позиций, а значит создание единой, всего континента организации. Для этого необходимо бу примирить Касабланське группировки (шесть государств) Афро-мальгашский союз. Ситуация осложнялась что в соперничество этих двух организаций вмешались ВЭИ государства.

Советский Союз активно поддерживал Касабланське группировки как прогрессивную и антиимпериалистическую, его взгляд, силу. Мероприятия же больше нравится был Афи мальгашский союз.

В итоге ряда встреч представители Африкан | ских государств достигли договоренности провести обще африканскую конференцию, которая бы объединила два вспомнит группировки и создала единую международную организации африканских государств. Вот так был проложен нелег путь к созданию Организации африканского единства конференции глав государств и правительств всех африканских где {жал (в то время их насчитывалось 31) в столице Эфиоп Адцис-Абебе. День провозглашения создания ОАЕ оттуда | отмечается как день Африки. Основополагающим принц»ум этого объединения стал принцип суверенитета коо страны и невмешательства во внутренние дела друг друга. Го Главными целями ОАЕ были провозглашены: укрепление ности и солидарности африканских государств, защита Суве

нитету, территориальной целостности и независимости, ликв ция колониализма в Африке, тесное сотрудничество деи жал Африки на международной арене, а также в взаемс отношениях в таких сферах, как политика, экономика, обе рона, образование, культура и тому подобное.

Высшим органом ОАЕ является Ассамблея глав государств п. Правительств, созывается раз в год, но на предложению одного из участников и при поддержке 2/3 государств-членов моя быть созвана и чрезвычайная сессия Ассамблеи. К компьютеру «тен ции этого органа принадлежит обсуждения любых прш ​​пылевых проблемам, представляющим взаимный интерес. Сеси Ассамблеи избирает Председателя ОАЕ сроком на один год. Исполнительным органом является Совет министров, собирается дви1 в год. Она отвечает за выполнение решений Ассамблеи и их подготовку, утверждает ежегодный бюджет ОА и Постоянный административный орган ОАЕ - Генеральный секретариат во главе с Генеральным секретарем, которой назначает Ассамблея сроком на четыре года. В Хеш рального секретаря есть помощники по Западной, Централи ней, Северной, Восточной и Южной Африке, которых то: назначает Ассамблея. Генсекретариат находится в Аддис Абебе и имеет ряд отделов: политический и правовой, обе ны, по экономическим и социальным вопросам (включая науку и культуру), административный, конференций и информации. В ОАЭ действует также ряд комиссий по сотр водства в отдельных сферах и отраслях: комиссия по еконс ческих и социальных вопросов; по вопросам образования и культуры по вопросам здравоохранения, санитарии и питания; транс спорта и связи; по вопросам обороны; по вопросам наую техники и исследований. При необходимости в ОАЭ создаются специализированные комитеты, не предусмотренные Уставом. Сере них особую роль играл Комитет освобождения (место нахождения Дар-эс-Салам). Комитет отвечал за диплом тематических поддержку и финансовую помощь национальное освободительным движениям в колониальных странах. Как правиле комитеты создавались для решения соответствующих конк ретных проблем: комитет по санкциям против расистской Режима в Южно-Африканской Республике (ЮАР), кс митет из Чада и тому подобное.

Согласно уставу ОАЭ участие в Движении неприсоединения Непременным для всех государств-членов. Но ОАЭ - не нал Государственный союз с обязательными решениями, а консул тативна организация. Бюджет ОАЭ состоит из внескидержав-членов. В 80-е годы он составлял 25300000 доллара СЕЛА. Рабочие языки организации - английский, Французской арабский.

Создание ОАЭ стало вехой в истории Африки и народных отношений в целом. Это было выдающимся достигнуты нием с точки зрения практики создания международных орга ^ ций. Европа веками шла к формированию заи ноконгинентальних организаций, в Азии такой организаи вообще нет. Свидетельством авторитета, добытого ОАЕ, пола ли ее достижения в поддержке и защите антиколониальной! освободительной борьбы народов Африки, а также повнова-1 ния, которые сочла ОАЕ Организация Объединенных Наги этой. Вскоре после своего создания ОАЭ удалось переко-И полнить Объединенные Нации признать освободительную борьбу закоити ной и предоставить освободительным движениям статус наблюдателя ООН. В 1963 Ассамблея ОАЕ создала африканскую! группу в ООН с целью сотрудничества с этой органиг | цией. Эта группа имеет свой аппарат, состоящий из динацийнои совета и исполнительного секретариата, к которому! входят все постоянные представители африканских стран и И ООН. Секретаря назначает координационный совет. ОАЭ | имеет в ООН статус постоянного наблюдателя. Более того,; на XX сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 1965 было С принято решение об установлении сотрудничества между j ООН и ОАЕ. Согласно этому решению Генеральный секретарь ООН приглашает для участия в работе ГА ООН как наблюдателя Генерального секретаря ОАЕ, а Генеральный ^ секретарь ООН приглашается в качестве наблюдателя на сессии Асамт блеи глав государств и правительств ОАЕ. В 1973 была создана африканская группа в европейском центре ООН в Женеве, а в 1978 гг. - Африканская группа при ЕС в Брюсселе.

ОАЭ назначает (как правило, на заседаниях Совета министров) специальных представителей для возбуждения в ООН того или иного вопроса, содействие принятию органами ООН общеафриканские решений и документов, согласование кандидатур от Африки на руководящие должности в ООН. ОАЭ также направляет специальные миссии в те или иные; страны мира для переговоров, дает поручения дипломатическим представителям стран-членов ОАЕ в неафриканских странах.

 

48) Основные параметры отношений Юг – Север. Основные причины противоречий Юг – Север.

Проблема Север-Юг — это проблема экономических отношений развитых стран с развивающимися.

Суть ее состоит в том, что для преодоления разрыва в уровнях социально-экономического развития между развитыми и развивающимися странами последние требуют от развитых стран различных уступок, в частности, расширения доступа своих товаров на рынки развитых стран, усиления притока знаний и капитала (особенно в форме помощи), списания долгов и др.

Отсталость развивающихся стран потенциально опасна не только на локальном, региональном и межрегиональном уровнях, но и для мировой системы хозяйства в целом. Отсталый Юг является его составной частью и, значит, его экономические, политические и социальные проблемы неизбежно будут находить и уже находят проявление вовне. Конкретными свидетельствами тому могут, например, служить масштабная вынужденная миграция из развивающихся стран в развитые, а также распространение в мире как новых, так и ранее считавших уже побежденными инфекционных заболеваний. Именно поэтому проблему Север — Юг правомерно трактовать как одну из глобальных проблем современности.

Новый международный экономический порядок

Международный резонанс проблема Север — Юг начала получать еще во второй половине 60-х гг. XX в. после широкой волны деколонизации, что привело к разработке концепции нового международного экономического порядка и движению среди развивающихся стран за установление этого порядка.

Ключевыми идеями этой концепции были:

во-первых, создание для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях

во-вторых, оказание развитыми государствами помощи развивающимся странам на стабильной, предсказуемой основе и в объемах, соответствующих масштабам социально-экономических проблем этих стран, а также облегчение их долгового бремени.

Идея создания для развивающихся стран льготного режима участия в международных экономических отношениях возникла как реакция на неудовлетворенность развивающихся государств системой международной торговли, при которой доходы от экспорта обработанных товаров превышали (в силу присутствия в этих товарах большей добавленной стоимости) доходы от экспорта сырья, и развивающиеся страны трактовали это как проявление неэквивалентного обмена в торговых отношениях Север — Юг. А идея оказания в адекватных объемах помощи развивающимся государствам напрямую увязывалась с социально-экономическими последствиями колониального периода в истории этих стран и моральной ответственностью бывших метрополий за эти последствия.

К середине 80-х гг. XX в. движению за установление нового международного экономического порядка удалось добиться ряда позитивных результатов. Развивающиеся страны утвердили свой суверенитет над национальными природными ресурсами и добились его международного признания, что в отдельных случаях (например, в случае с энергоресурсами) способствовало увеличению экспортных доходов развивающихся государств. В целом удалось расширить источники международной помощи на нужды развития, ослабить остроту долговой проблемы, а также утвердить принцип дифференцированного подхода к регулированию внешнего долга на страновом уровне в зависимости от размера подушевого ВНД.

Но затем движение за установление нового международного экономического порядка стало терять свои позиции и к концу 80-х гг. фактически перестало существовать. Можно назвать две основные причины его поражения:

Первая — это серьезное ослабление единства самих развивающихся стран в отстаивании своих требований, вызванное быстрой дифференциацией этих государств и прежде всего выделением таких их подгрупп, как новые индустриальные страны и страны-нефтеэкспортсры.

Вторая — ухудшение переговорных позиций развивающихся государств: с вступлением развитых стран в постиндустриальную стадию возможность использования развивающимися государствами сырьевого фактора как аргумента в диалоге Север — Юг значительно сузилась.

В результате движение за установление нового международного экономического порядка потерпело поражение, но проблема Север — Юг осталась.

 

Date: 2015-07-23; view: 822; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию