Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Доктринальные основы и проблемы внешней политики стран Латинской АмерикиОсобенностиразвития стран Латинской Америки после Второй мировой войны
Повстанческое и партизанское движение в странахЛатинской Америки
Становлення та розвиток міжамериканської системи Створення після війни біполярної моделі розвитку світового співтовариства визначило підхід Вашингтона до Латинської Америки. їй відводилась не тільки роль економічного придатка США, а й важливе місце в глобальній стратегії Білого дому, спрямованій на конфронтацію з СРСР, проти національно-визвольного руху, на утвердження американської гегемонії в повоєнному світі. Підходи США до Латинської Америки вирізнялися мілітаристським характером, підтримкою військово-дик-таторських режимів, політичним терором та репресіями. Все це вписувалося в післявоєнну схему зовнішньої політики США, яка базувалася на ідеї «стримування» комунізму за допомогою «позиції сили» і ядерного шантажу.
Формы латиноамериканской дипломатии
Межрегиональная дипломатия
Дипломатия латиноамериканских стран действует на трех основных направлениях: межамериканском, иберо-американском и азиатско-тихоокеанском. Высшим форумом межамериканского политического диалога являются встречи глав государств и правительств стран Западного полушария. Первая такая встреча состоялась в Майами в 1994 г. На встрече в Сантьяго-де-Чили в 1998 г. лидеры американских государств решили созывать межамериканские саммиты раз в 2 года. Дипломатическая подготовка саммитов проходит в рамках Организации американских государств (ОАГ), являющейся "зонтичной" организацией для проведения всех крупных мероприятий политического взаимодействия в межамериканских отношениях. ОАГ создана в 1948 г. как преемница Международного союза американских республик, основанного в 1890 г. Ее основными целями являются: поддержание континентального мира и безопасности; укрепление демократии; обеспечение прав человека; содействие устойчивому развитию, экономической интеграции и созданию межамериканской зоны свободной торговли; борьба с коррупцией, терроризмом, незаконным оборотом наркотиков. Высший орган ОАГ - ежегодная Генеральная Ассамблея министров иностранных дел. Для оперативного рассмотрения особо важных вопросов созывается Консультативное совещание министров иностранных дел. Главным органом является Постоянный совет, состоящий из послов стран-участниц, работающий в штаб-квартире ОАГ в Вашингтоне. В его структуру входят постоянные комиссии (по континентальной безопасности, политико-правовым, административно-бюджетным вопросам) и рабочие группы. В рамках ОАГ созданы Межамериканский правовой комитет, Межамериканский совет по комплексному развитию, Комитет по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, Комитет по борьбе с терроризмом, Межамериканский банк развития и др. Административный орган ОАГ - Генеральный секретариат, подразделяющийся на департаменты. Его возглавляет Генеральный секретарь, избираемый Генассамблеей на 5-летний срок. ОАГ имеет Устав и бюджет, формирующийся из ежегодных взносов стран-участниц. С 1971 г. действует институт постоянных наблюдателей при ОАГ8. В иберо-американском направлении эффективно работает свой дипломатический механизм политического диалога - Форум иберо-американского сотрудничества, в котором участвуют все испаноязычные страны Латинской Америки9. Его основная цель - согласование совместных подходов к ключевым международным проблемам, решаемым на ежегодных встречах глав государств и правительств стран-участниц10. В ходе работы Генассамблеи ООН, накануне очередной конференции в "верхах", созываются также совещания министров иностранных дел. В течение года государство, принимающее очередной саммит, организует различные мероприятия, встречи отраслевых министров, заседания комитетов и рабочих групп по отдельным проблемам сотрудничества. IX встреча на высшем уровне (Гавана, 1999 г.) одобрила протокол об учреждении Секретариата иберо-американского сотрудничества, призванного содействовать превращению иберо-американского Форума в политические объединение наподобие Группы Рио. Для упорядочения организационной деятельности по подготовке саммитов формируется координационная тройка в составе государств-организаторов саммитов текущего, прошлого и следующего годов. Мексика, Чили и Перу являются полноправными участниками крупнейшего объединения Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) - Форума Азиатско-тихоокеанского сотрудничества (АТЭС)11. Участие делегаций этих государств в ежегодных встречах министров иностранных дел и торговли (проводятся накануне встречи в "верхах"), саммитах и работе в Комитетах и комиссиях дает Латинской Америке возможность активно содействовать превращению сообщества государств АТР в один из центров мирового экономического развития и полной мере пользоваться преимуществами интеграционных процессов, протекающих в регионе.
Коллективная дипломатия
Расширяя горизонты своей многосторонней дипломатии, страны Латинской Америки (в лице Группы Рио) установили постоянный политический диалог с внерегиональными государствами и их объединениями. В этом диалоге латиноамериканские страны выступают с единой позицией по определенным проблемам, представляющим взаимный интерес для обеих сторон. В соответствующем ключе действует и второй партнер по диалогу. Такой формат дипломатического взаимодействия получил название бирегионального, а дипломатия, реализуемая каждой переговаривающейся стороной, - коллективной. Наиболее активно и последовательно Группа Рио сотрудничает с ЕС. Приоритетными направлениями сотрудничества являются координация совместных подходов к решению глобальных проблем и вызовов современности; укрепление экономических, торговых, культурных, гуманитарных и научно-технических связей. Главная цель заключается в выводе двустороннего сотрудничества на уровень стратегического партнерства. Сложившийся дипломатический механизм такого сотрудничества (функционирующий на постоянной основе) - Форум: Латинская Америка - Европейский Союз, высшим органом которого являются встречи глав государств и правительств Латинской Америки и ЕС12. Регулярно проводятся совещания министров иностранных дел форума. Для решения оперативных вопросов и координации действий, например в ООН, собираются тройки ЕС - Группа Рио на министерском или экспертном уровне. Работает также специальный комитет по организации различных мероприятий бирегионального характера. Важное значение страны-участницы форума придают вопросам экономической интеграции, либерализации торговли, реформам международно-финансовых институтов. В качестве практических шагов в решении этих проблем можно назвать начавшийся переговорный процесс МЕРКОСУР-ЕС и АС-ЕС о либерализации взаимной торговли с целью создания евролатиноамериканского единого торгового пространства. Другим крупнейшим форумом коллективной дипломатии латиноамериканских государств стал Восточноазиатский-латиноамериканский форум (ВАЗЛАФ)13. Инициатива его создания принадлежит Группе Рио после встреч и консультаций министров иностранных дел стран-членов ГР с коллегами из АСЕАН, Японии и Китая в ходе сессий ГА ООН в конце 90-х годов. Высший орган форума - конференция министров иностранных дел, созываемая раз в два года. Роль координатора выполняет страна, принимающая очередную встречу. I конференция ВАЗЛАФ, состоявшаяся в 2001 г. в Сантьяго, определила основные цели форума: развитие диалога и сотрудничества в интересах сближения и налаживания партнерства двух регионов в политической, социально-экономической, культурной и гуманитарной сферах. Создание ВАЗЛАФ лежит в русле общего процесса глобализации и отвечает потребностям бирегионального сотрудничества по линии Юг-Юг. Третьим направлением развития бирегионального политического диалога латиноамериканских государств является Россия и СНГ. Впервые встреча в формате Группа Рио-СНГ состоялась в 1995 г. в Нью-Йорке. Впоследствии многие страны СНГ заняли пассивную позицию в отношении связей с ГР. Последняя же подтвердила заинтересованность в развитии постоянных контактов с Россией как наиболее авторитетным государством в СНГ, имеющим реальные интересы в Латинской Америке и проводящим активную внешнюю политику в регионе. Было принято совместное решение о расширении прямого постоянного диалога "Группа Рио"-Россия.
|