Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Легкая атлетикаСтр 1 из 17Следующая ⇒
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА
(электронное учебное пособие)
Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 032101 «Физическая культура и спорт»
Набережные Челны – 2011 УДК: 7А2 ББК: 75.711 Л - 38 Легкая атлетика: электронное учебное пособие. / Сост.: И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, З.М. Кузнецова, А.И. Морозов, А.М. Теплых. - Набережные Челны: Поволжская ГАФКСиТ, 2011. - 439 с. с ил.:
Печатается по рекомендации учебно-методического совета Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма Рецензент: Чинкин А.С. доктор биологических наук, профессор Назаренко Л.Д. доктор педагогических наук, профессор
Пособие разработано на базе ФГОУ ВПО Поволжская ГАФКСиТ, на кафедре теории и методики циклических видов спорта, оно включает в себя необходимый минимум информации, позволяющий студентам расширить свои знания в области легкоатлетического спорта. В пособии предлагается развернутый материал по основным разделам предмета «Легкая атлетика». Данное пособие предназначено студентам очной и заочной формы обучения средне специальных и высших учебных заведений физкультурного профиля.
© И.Е. Коновалов, 2011. Легкая атлетика Легкая атлетика - это один из наиболее массовых видов спорта, объединяющая в себе пять основных дисциплин - бег, ходьбу, прыжки, метания и многоборье. Легкую атлетику можно характеризовать как: - вид спорта; - средство физического воспитания; - средство восстановления и ре абилитации организма; - учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта. Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в процессе подготовки специалистов физической культуры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физического воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, снизить негативное влияние недостатка двигательной активности. Основными задачами дисциплины «Легкая атлетика» являются: - освоение теоретических знаний студентами; - формирование двигательных умений и навыков в процессе - формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических элементов; - формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий и задач; - развитие необходимых физических качеств для эффективного изучения техники движений и достижения высоких спортивных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта; - формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики; - выявление и развитие способности к ведению научно-исследовательской деятельности и использование полученных материалов в практической работе. В содержание дисциплины «Легкая атлетика» входит техника видов легкой атлетики и специальных упражнений. Подробно рассматривается методика обучения видов легкой атлетики, изучается история легкой атлетики в целом и развития видов легкой атлетики в частности, осваивается использование различных тестов, позволяющих оценить все стороны физического развития занимающегося, его физической подготовленности, динамики развития физических качеств и эффективности различных методик обучения и тренировки. На базе изучения дисциплины «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармоничного развития личности студента, умеющей не только выполнять физические упражнения, но и обладающей педагогическими способностями для привлечения и обучения видам легкой атлетики различные группы населения. Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов. Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения широко используются в дошкольных образовательных учреждениях, средних общеобразовательных школах, средне специальных и высших учебных заведениях. Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленности. Многие из этих упражнений могут выполняться на простейших площадках и на местности. Легкоатлетические упражнения повышают деятельность всех систем организма, способствуют закаливанию, являются одним из действенных факторов профилактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться для развития физических качеств и двигательных способностей спортсменов и различных слоев населения, для реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физической подготовке призывников и военнослужащих, а так же в профессионально-прикладной физической подготовке специалистов различного профиля. Доступность, относительная простота упражнений, минимум материальных затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городе. Классифицировать виды легкой атлетики можно по различным параметрам: половой и возрастной признаки, места проведения занятий и соревнований, группы видов легкой атлетики. Легкоатлетические упражнения оказывают разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает высокую работоспособность. Классификация по половому и возрастному признакам: мужские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов. Следующая классификация видов легкой атлетики приводится по местам проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссейные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы. По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения преобладающего проявления какого-либо физического качества: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной выносливости, специальной выносливости и др. В спортивной классификации по легкой атлетике у женщин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно. Легкая атлетика включает в себя следующие виды: ходьба, бег, прыжки, метания и многоборья. Ходьба. Ходьба - обычный способ передвижения человека. При длительной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мышцы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба - наиболее сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная. Скорость ее более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а, следовательно, повышенных энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходьбой оказывают значительное влияние на организм занимающегося, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их работоспособность, положительно влияют на развитие физических качеств и особенно выносливости, воспитывают волевые качества. Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на различных трассах на дистанции от 3 до 50 км. Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особенности техники ходьбы - ни на мгновение не терять соприкосновения с дорожкой (фаза полета свидетельствует о переходе на бег). За нарушение этого правила, судьи снимают спортсмена с соревнований. Ходьба - циклический вид, требующий проявления специальной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин. У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км. У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км. Бег. Бег - естественный способ передвижения человека. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта. При беге предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, значительно повышается обмен веществ. Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в лесу, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высокой скоростью включается в тренировку для развития силы и быстроты. В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать препятствия, ориентироваться на местности. Из всех видов легкой атлетики бег наиболее доступное физическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вызывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры. Достижения в беговых дисциплинах измеряются в секундах и минутах. Бег делится на следующие виды: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег. Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости и специальной выносливости. Спринт, или бег на короткие дистанции, проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100, 200 м, одинаковые для мужчин и женщин. Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 одинаковые для мужчин и женщин. Бег на выносливость: - средние дистанции: 800, 1500 м, 1 миля - проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин; - длинные дистанции: 3000, 5000, 10 000 м - проводится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин; - сверхдлинные дистанции – 15000 м.; 21 км. 97,5 м.; 42 км. 195 м.; 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин; - ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины. Барьерный бег - смешанный вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистанции: 60, 100 м у женщин; 110, 300 м и 400 м у мужчин. Бег с препятствиями - смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистанции у женщин и мужчин – 2000 и 3000 м. Эстафетный бег - циклический вид, требующий проявления скорости, скоростной выносливости, ловкости. Виды 4х100 м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по длине, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у мужчин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин. Кроссовый бег - бег в естественных условиях, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловкости. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км. Прыжок легкоатлетический. Прыжки -это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета. Прыжки, как способ преодоления препятствий, характеризуются кратковременными, но максимальными нервно-мышечными усилиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенствуется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; развиваются сила, быстрота, ловкость и смелость. Прыжки - одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спорта, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штангистам. Легкоатлетические прыжки делятся на два вида: 1) через вертикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возможно выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом; 2) через горизонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно дальше, - прыжок в длину и тройной прыжок. Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах. К первой группе относятся: а) прыжки в высоту с разбега; б) прыжки с шестом с разбега. Ко второй группе относятся: а) прыжки в длину с разбега; б) тройной прыжок с разбега. Первая группа легкоатлетических прыжков (вертикальные): а) прыжок в высоту с разбега – смешанный вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже; б) прыжок с шестом с разбега - смешанный вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Вторая группа легкоатлетических прыжков (горизонтальные): а) прыжки в длину с разбега - по структуре относятся к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже; б) тройной прыжок с разбега – смешанному виду, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Метания легкоатлетические. Метания - это упражнения в толкании или бросании специальных снарядов на дальность (форма, размер и вес снаряда строго регламентированы международными правилами соревнований). Различают так называемые длинные (метание диска, молота, копья, гранаты, малого мяча) и короткие метания (толкание ядра). Результаты в метаниях измеряются в метрах и сантиметрах. Метания характеризуются кратковременными, но максимальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, туловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаряды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, ловкости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела. В зависимости от способа выполнения легкоатлетические метания делятся на три вида: 1) броском из-за головы (копье, граната); 2) с поворотами (диск, молот); 3) толчком (ядро). Легкоатлетические метания можно также разделить на метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами. Различие способов метаний связано с формой и весом снарядов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с прямолинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий специальной ручки, удобнее толкать. Метание копья (гранаты, мяча) – смешанный вид, требующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только преимущественно на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами. Метание диска и молота – ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, только преимущемтвенно на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами. Толкание ядра – ациклический вид, требующий от спортсмена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкости. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже. Легкоатлетические многоборья. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предъявляют очень высокие требования к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость прыгуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств. К видам многоборья относятся: у мужчин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м. К видам многоборья так же относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, проводится для школьников 11-13 лет. Виды, которые входят в состав многоборья, определяются спортивной классификацией, замена видов не допустима. Date: 2015-07-23; view: 8795; Нарушение авторских прав |