Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Легкая атлетика





ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

 

(электронное учебное пособие)

 

Рекомендовано Учебно-методическим объединением по образованию в области физической культуры и спорта в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности

032101 «Физическая культура и спорт»

 

 

Набережные Челны – 2011

УДК: 7А2

ББК: 75.711

Л - 38

Легкая атлетика: электронное учебное пособие. / Сост.: И.Е. Коновалов, И.Ш. Мутаева, З.М. Кузнецова, А.И. Морозов, А.М. Теплых. - Набережные Челны: Поволжская ГАФКСиТ, 2011. - 439 с. с ил.:

 

Печатается по рекомендации учебно-методического совета

Поволжской государственной академии физической культуры,

спорта и туризма

Рецензент:

Чинкин А.С. доктор биологических наук, профессор

Назаренко Л.Д. доктор педагогических наук, профессор

 

Пособие разработано на базе ФГОУ ВПО Поволжская ГАФКСиТ, на кафедре теории и методики циклических видов спорта, оно включает в себя необходимый минимум информации, позволяющий студентам расширить свои знания в области легкоатлетического спорта. В пособии предлагается развернутый материал по основным разделам предмета «Легкая атлетика».

Данное пособие предназначено студентам очной и заочной формы обучения средне специальных и высших учебных заведений физкультурного профиля.

 

© И.Е. Коновалов, 2011.

Легкая атлетика

Легкая атлетика - это один из наиболее массовых видов спорта, объединяющая в себе пять основных дисциплин - бег, ходьбу, прыжки, метания и многоборье.

Легкую атлетику можно характеризовать как:

- вид спорта;

- средство физического воспитания;

- средство восстановления и ре

абилитации организма;

- учебную дисциплину, способствующую становлению специалиста в области физической культуры и спорта.

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ве­дущих мест в процессе подготовки специалистов физической куль­туры и спорта. Такое же место она занимает и в системе физиче­ского воспитания студентов неспортивных факультетов, помогая повысить уровень физической подготовленности, овладеть необ­ходимыми двигательными умениями и навыками, снизить нега­тивное влияние недостатка двигательной активности.

Основными задачами дисциплины «Легкая атлетика» явля­ются:

- освоение теоретических знаний студентами;

- формирование двигательных умений и навыков в процессе
изучения техники легкоатлетических видов;

- формирование способности к аналитической деятельности, коррекции ошибок и неточностей в процессе выполнения технических элементов;

- формирование способности обучать и правильно строить процесс обучения, исходя из конкретных условий и задач;

- развитие необходимых физических качеств для эффективного изучения техники движений и достижения высоких спортивных результатов, как в легкой атлетике, так и в других видах спорта;

- формирование умений и навыков тренерской деятельности в различных видах легкой атлетики;

- выявление и развитие способности к ведению научно-исследовательской деятельности и использование полученных материалов в практической работе.

В содержание дисциплины «Легкая атлетика» входит техника видов легкой атлетики и специальных упражнений. Подробно рассмат­ривается методика обучения видов легкой атлетики, изучается история легкой атлетики в целом и развития видов легкой атлетики в частности, осваивается исполь­зование различных тестов, позволяющих оценить все сторо­ны физического развития занимающегося, его физической подготовленности, дина­мики развития физических качеств и эффективности различных методик обучения и тренировки. На базе изучения дисциплины «Легкая атлетика» создаются возможности для формирования гармоничного развития личности студента, умею­щей не только выполнять физические упражнения, но и облада­ющей педагогическими способностями для привлечения и обучения видам легкой атлетики различные группы населения.

Легкая атлетика является одним из основных видов спорта в системе физического воспитания. Почти все виды спорта, так или иначе, используют упражнения из легкой атлетики для подготовки спортсменов.

Начиная с раннего возраста легкоатлетические упражнения ши­роко используются в дошкольных образовательных учреждениях, средних общеобразовательных школах, средне специальных и высших учебных заведениях. Разнообразные легкоатлетические упражнения и широкие возможности варьировать нагрузку позволяют успешно использовать их в занятиях людей разного возраста, пола и разной степени физической подготовленно­сти. Многие из этих упражнений могут выполняться на простей­ших площадках и на местности.


Легкоатлетические упраж­нения повышают деятельность всех систем организма, способству­ют закаливанию, являются одним из действенных факторов про­филактики различных заболеваний. Легко дозируемые упражнения могут использоваться для развития физических качеств и двигательных способностей спортсменов и различных слоев населения, для реабилитации после перенесенных травм и просто для поддержания нормальной жизнедеятельности организма. Большая роль отведена видам легкой атлетики в физи­ческой подготовке призывников и военнослужащих, а так же в профессионально-прикладной физической подготовке специалистов различного профиля.

Доступность, относительная простота упражнений, минимум материальных затрат позволяют заниматься различными видами легкой атлетики практически везде, и в сельской местности, и в городе.

Классифицировать виды легкой атлетики можно по различным параметрам: половой и возрастной признаки, места проведения занятий и соревнований, группы видов легкой атлетики.

Легкоатлетические упражнения оказывают разносторон­нее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют при­обрести широкий круг двигательных навыков, способствуют вос­питанию волевых качеств. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечи­вает высокую работоспособность.

Классификация по половому и возрастному признакам: муж­ские, женские виды; для юношей и девушек различных возрастов.

Следующая классификация видов легкой атлетики приводится по местам проведения тренировок и соревнований: стадионы, шоссей­ные и проселочные дороги, пересеченная местность, спортивные манежи и залы.

По структуре легкоатлетические виды спорта делят на циклические, ациклические и смешанные, а с точки зрения пре­обладающего проявления какого-либо физического качес­тва: скоростные, силовые, скоростно-силовые, скоростной вынос­ливости, специальной выносливости и др.

В спортивной классификации по легкой атлетике у жен­щин насчитывается 50 видов спорта, проводимых на стадионах, шоссе и пересеченной местности, и 14 видов спорта, проводимых в помещении, у мужчин - 56 и 15 видов спорта, соответственно.

Легкая атлетика включает в себя следующие виды: ходьба, бег, прыжки, метания и многобо­рья.

Ходьба. Ходьба - обычный способ передвижения человека. При дли­тельной и ритмичной ходьбе в работу вовлекаются почти все мыш­цы тела, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхатель­ной и других систем организма, повышается обмен веществ, что имеет оздоровительное значение. В соревнованиях применяется спортивная ходьба - наиболее сложная по технике, но вместе с тем самая эффективная. Скорость ее более чем в два раза выше скорости обычной ходьбы. Она требует более высокой, чем в обычной ходьбе, интенсивности работы, а, следовательно, повышен­ных энергетических трат. В связи с этим занятия спортивной ходь­бой оказывают значительное влияние на организм занимающегося, укрепляют его внутренние органы и системы, улучшают их рабо­тоспособность, положительно влияют на развитие физических качеств и осо­бенно выносливости, воспитывают волевые качества.


Соревнования по спортивной ходьбе проводятся на дорожке стадиона и на различных трассах на дистанции от 3 до 50 км.

Участники соревнования по ходьбе обязаны соблюдать особен­ности техники ходьбы - ни на мгновение не терять соприкоснове­ния с дорожкой (фаза полета свидетельствует о переходе на бег). За нарушение этого правила, судьи снимают спортсмена с сорев­нований.

Ходьба - циклический вид, требующий проявления специаль­ной выносливости, проводится как у мужчин, так и у женщин.

У женщин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 10, 20 км.

У мужчин проводятся заходы: на стадионе - 3, 5, 10, 20 км; в манеже - 3, 5 км; на шоссе - 35, 50 км.

Бег. Бег - естественный способ передвижения человека. Это наиболее распространенный вид физических упражнений, который входит во многие виды спорта. При беге предъявляются высокие требования к работоспособности всего организма, так как в работу вовлекаются почти все мышечные группы тела, усилива­ется деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем организма, значительно повышается обмен веществ.

Изменяя длину дистанции и скорость бега, можно дозировать нагрузку, влиять на развитие выносливости, быстроты и других качеств занимающихся в соответствии с их возможностями. Так, например, длительный бег с небольшой скоростью, особенно в ле­су, парке, имеет большое гигиеническое значение и является одним из лучших средств оздоровления. Бег с более высокой скоростью предъявляет повышенные требования к занимающимся, особенно к их сердечно-сосудистой и дыхательной системам, и служит отличным средством для развития выносливости. Бег с очень высо­кой скоростью включается в тренировку для развития силы и бы­строты.

В процессе занятий бегом воспитываются волевые качества, приобретается умение рассчитывать свои силы, преодолевать пре­пятствия, ориентироваться на местности.

Из всех видов легкой атлетики бег наиболее доступное фи­зическое упражнение. В соревнованиях по легкой атлетике различ­ные виды бега и эстафет занимают ведущее место. Они всегда вы­зывают большой интерес у зрителей и поэтому являются одним из лучших средств пропаганды физической культуры.

Достижения в беговых дисциплинах измеряются в секундах и минутах.

Бег делится на следующие виды: гладкий бег, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, кроссовый бег.

Гладкий бег - циклический вид, требующий проявления ско­рости, скоростной выносливости и специ­альной выносливости.

Спринт, или бег на короткие дистанции, прово­дится на стадионе и в манеже. Дистанции: 30, 60, 100, 200 м, одинаковые для мужчин и женщин.

Длинный спринт проводится на стадионе и в манеже. Дистанции: 300, 400 одинаковые для мужчин и жен­щин.


Бег на выносливость:

- средние дистанции: 800, 1500 м, 1 миля - проводится на стадионе и в манеже у мужчин и женщин;

- длинные дистанции: 3000, 5000, 10 000 м - проводится на стадионе (в манеже - только 3000 м), одинаковые для мужчин и женщин;

- сверхдлинные дистанции – 15000 м.; 21 км. 97,5 м.; 42 км. 195 м.; 100 км - проводится на шоссе (возможен старт и финиш на стадионе), одинаковые для мужчин и женщин;

- ультрадлинные дистанции - суточный бег проводится на стадионе или шоссе, участвуют и мужчины, и женщины.

Барьерный бег - смешанный вид, требующий про­явления скорости, скоростной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже. Дистан­ции: 60, 100 м у женщин; 110, 300 м и 400 м у мужчин.

Бег с препятствиями - смешанный вид, требую­щий проявления специальной выносливости, ловкости, гибкости. Проводится у женщин и мужчин на стадионе и в манеже. Дистан­ции у женщин и мужчин – 2000 и 3000 м.

Эстафетный бег - циклический вид, требующий проявле­ния скорости, скоростной выносливости, ловкости. Виды 4х100 м и 4x400 м проводятся у мужчин и женщин на стадионе. В манеже проводятся соревнования по эстафетному бегу на 4х200 м и 4х400 м, одинаковые для мужчин и женщин. Также могут проводиться соревнования на стадионе с различной длиной этапов: 800, 1000, 1500 м и разным их количеством. Проводятся эстафеты по городским улицам с неодинаковыми этапами по дли­не, количеству и контингенту (смешанные эстафеты - мужчины и женщины). Раньше большой популярностью пользовались так называемые шведские эстафеты: 800 + 400 + 200 + 100 м - у муж­чин, и 400 + 300 + 200 + 100 м - у женщин.

Кроссовый бег - бег в естественных условиях, смешанный вид, требующий проявления специальной выносливости, ловко­сти. Всегда проводится в лесной или парковой зоне. У мужчин дистанции - 1, 2, 3, 5, 8, 12 км; у женщин - 1, 2, 3, 4, 6 км.

Прыжок легкоатлетический. Прыжки -это способ преодоления расстояния с помощью акцентированной фазы полета.

Прыжки, как способ преодоления препятствий, характеризуют­ся кратковременными, но максимальными нервно-мышечными уси­лиями. На занятиях легкоатлетическими прыжками совершенству­ется умение владеть своим телом и концентрировать усилия; раз­виваются сила, быстрота, ловкость и смелость.

Прыжки - одно из лучших упражнений для укрепления мышц ног, туловища и для приобретения так называемой прыгучести, которая необходима не только всем легкоатлетам, но и представителям других видов спор­та, особенно баскетболистам, волейболистам, футболистам, штан­гистам.

Легкоатлетические прыжки делятся на два вида:

1) через вер­тикальные препятствия, где преследуется цель прыгнуть возмож­но выше, - прыжок в высоту и прыжок с шестом;

2) через гори­зонтальные препятствия, где стремятся прыгнуть возможно даль­ше, - прыжок в длину и тройной прыжок.

Достижения в прыжках измеряются в метрах и сантиметрах.

К первой группе относятся:

а) прыжки в высоту с разбега;

б) прыжки с шестом с разбега.

Ко второй группе относятся:

а) прыжки в длину с разбега;

б) тройной прыжок с разбега.

Первая группа легкоатлетических прыжков (вертикальные):

а) прыжок в высоту с разбега – смешанный вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, пры­гучести, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) прыжок с шестом с разбега - смешанный вид, требующий от спортсмена проявления скоростно-силовых качеств, прыгучести, гибкости, ловкости, один из самых сложных технических видов легкой атлетики. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Вторая группа легкоатлетических прыжков (горизонтальные):

а) прыжки в длину с разбега - по структуре относятся к смешанному виду, требующему от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, гибкости, ловкости. Проводятся у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже;

б) тройной прыжок с разбега – смешанному виду, требую­щий от спортсмена проявления скоростно-силовых, скоростных качеств, ловкости, гибкости. Проводится у мужчин и женщин, на стадионе и в манеже.

Метания легкоатлетические. Метания - это упражнения в толкании или бросании специальных снарядов на дальность (форма, размер и вес снаряда строго регламентированы международными правилами соревнований). Различают так называемые длинные (метание диска, молота, копья, гранаты, малого мяча) и короткие метания (толкание ядра).

Результаты в метаниях измеряются в метрах и сан­тиметрах.

Метания характеризуются кратковременными, но мак­симальными усилиями не только мышц рук, плечевого пояса, ту­ловища, но и ног. Чтобы далеко метать легкоатлетические снаря­ды, необходимы высокий уровень развития силы, быстроты, лов­кости и умение концентрировать свои усилия. Занятия метаниями способствуют не только развитию этих важных качеств, но и гармоничному развитию мускулатуры всего тела.

В зависимости от способа выполнения легкоатлетические ме­тания делятся на три вида:

1) броском из-за головы (копье, гра­ната);

2) с поворотами (диск, молот);

3) толчком (ядро).

Легкоатлетические метания можно также разделить на метание снарядов, обладающих и не обладающих аэродинамическими свойствами.

Различие способов метаний связано с формой и весом снаря­дов. Легкие снаряды можно дальше метнуть из-за головы с пря­молинейного разбега. Более тяжелые снаряды удобнее метать с поворотами, а такой тяжелый снаряд, как ядро, не имеющий спе­циальной ручки, удобнее толкать.

Метание копья (гранаты, мяча) – смешанный вид, тре­бующий от спортсмена проявления скоростных, силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метание выполняется с прямого разбега, мужчинами и женщинами, только преимущественно на стадионе. Копье обладает аэродинамическими свойствами.

Метание диска и молота – ациклические виды, требующие от спортсмена силовых, скоростно-силовых качеств, гибкости, ловкости. Метания выполняются из круга (ограничен­ное пространство), мужчинами и женщинами, только преимущемтвенно на стадионе. Диск обладает аэродинамическими свойствами.

Толкание ядра – ациклический вид, требующий от спорт­смена проявления силовых, скоростно-силовых качеств, ловкос­ти. Выполняется толкание из круга (ограниченное пространство), мужчинами и женщинами, на стадионе и в манеже.

Легкоатлетические многоборья. Многоборья включают в себя различные виды бега, прыжков и метаний. Многоборья предъявляют очень высокие требования к занимающимся. Помимо высокого технического мастерства им нужны быстрота спринтера, сила метателя, прыгучесть и ловкость пры­гуна, смелость барьериста и шестовика, выносливость бегуна на средние дистанции. А выполнение программы многоборья в целом требует отличной общей выносливости и высокоразвитых волевых качеств.

К видам многоборья относятся: у муж­чин - десятиборье, у женщин - семиборье. В состав десятиборья входят: 100 м, длина, ядро, высота, 400 м, 110 м с/б, диск, шест, копье, 1500 м. У женщин в семиборье входят следующие виды: 100 м с/б, ядро, высота, 200 м, длина, копье, 800 м.

К видам многоборья так же относятся: восьмиборье для юношей (100 м, длина, высота, 400 м, 110 м с/б, шест, диск, 1500 м); пятиборье для девушек (100 м с/б, ядро, высота, длина, 800 м). В спортивной классификации определены: у женщин - пятиборье, четырехборье и троеборье, у мужчин - девятиборье, семиборье, шестиборье, пятиборье, четырехборье и троеборье. Четырехборье, проводится для школьников 11-13 лет. Виды, которые входят в состав мно­гоборья, определяются спортивной классификацией, замена ви­дов не допустима.







Date: 2015-07-23; view: 8795; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.018 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию