Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Валидностьтеста
Существует достаточно много разных способов доказательства валидности теста. Онихипойдет речьдалее. Тестназывается валидным, еслионизмеряетто,дляизмерениячегопредназначен.
Очевиднаявалидность —описывает представление отесте,сложившеесяуис- пытуемого. Тестдолженвосприниматься обследуемым каксерьезный инструмент познания еголичности,чем-тосхожийсвызывающим уважение ивкакой-то ме- ретрепет медицинским диагностическим инструментарием. Очевидная валид- ностьприобретает особоезначение всовременных условиях,когдапредставление отестахвобщественном сознании формируется многочисленными публикация- мивпопулярных газетахижурналахтого,чтоможно назвать квазитестами,спо- мощью которых читателю предлагается определить все,чтоугодно:отинтеллек- тадосовместимости сбудущим супругом. Конкурентнаявалидность оцениваетсяпокорреляцииразработанного теста сдругими,валидность которых относительно измеряемого параметра установ- лена. П.Клайн отмечает,чтоданные оконкурентной валидности полезны тогда, когдаестьнеудовлетворительно работающие тестыдляизмерения некоторых пе- ременных,ановыесоздаются длятого,чтобыулучшитькачество измерения. Вса- момделе,если ужесуществует эффективный тест,тодлячегонужен такой же новый? Прогностическаявалидность устанавливаетсяспомощью корреляциимежду показателями тестаинекоторым критерием,характеризующим измеряемое свой- ство,новболеепозднее время. Например,прогностическая валидность какого- либотестаинтеллекта можетбытьпоказана корреляцией егопоказателей,полу- ченных уиспытуемого ввозрасте 10лет,сакадемической успеваемостью впери- одокончания средней школы. Л.Кронбах считает прогностическую валидность наиболее убедительным доказательством того,чтотестизмеряет именно то,для чегоонбылпредназначен. Основная проблема,скоторой сталкивается исследо- ватель,пытающийся установить прогностическую валидность своеготеста,состо- итввыборевнешнего критерия. Вособенной степени чащевсегоэтокасается из- мерения личностных переменных,гдеподборвнешнего критерия —чрезвычайно сложная задача,решение которой требуетнемалой изобретательности. Несколь- копроще обстоит делопри определении внешнего критерия длякогнитивных тестов,однако ивэтом случае исследователю приходится «закрывать глаза» на многие проблемы. Так,академическая успеваемость традиционно используется в качестве внешнего критерия привалидизации тестовинтеллекта, новтожевре- 3.9. Стандартизация теста 167
мяхорошоизвестно,чтоуспехивобучении далеконеединственное свидетельство высокого интеллекта. Инкрементнаявалидность имеет ограниченное значение иотноситсякслу- чаю,когдаодинтестизбатареи тестовможетиметьнизкую корреляцию скрите- рием,нонеперекрываться другими тестами изэтойбатареи. Вэтомслучаедан- ныйтестобладаетинкрементной валидностью. Этоможетбытьполезно припро- ведении профотбора спомощью психологических тестов. Дифференциальнаявалидность может быть проиллюстрирована напримере тестовинтересов. Тестыинтересов обычно коррелируют сакадемической успева- емостью,но по-разному дляразных дисциплин. Значение дифференциальной валидности,такжекакиинкрементной,ограничено. Содержательнаявалидность определяетсячерез подтверждение того,чтоза- дания теста отражают всеаспекты изучаемой области поведения. Обычно она определяется утестов достижений (смысл измеряемого параметра полностью ясен!),которые,какужеуказывалось, тестами собственно психологическими не являются. Напрактике дляопределения содержательной валидности подбирают- сяэксперты,которые указывают,какая область (области) поведения наиболее важна, например,длямузыкальных способностей,азатем,исходяизэтого,гене- рируются задания теста,которые вновьоценивают эксперты. Конструктнаявалидность тестадемонстрируетсяполным,насколько этовоз- можно,описанием переменной,дляизмерения которой предназначается тест.По сутидела,конструктная валидность включает всебявсеподходы копределению валидности,которыебылиперечислены выше.КронбахиМил (Cronbach &Meehl, 1955),которые ввели впсиходиагностику понятие конструктной валидности, пытались решитьпроблему отборакритериев привалидизации теста.Ониподчер- кивали,чтовомногихслучаяхниодинотдельно взятый критерий неможетслу- житьдлявалидизации отдельного теста. Можно считать,чторешение вопроса о конструктной валидности тестапредставляет собой поиск ответанадвавопроса: 1)существуетлиреально некоторое свойство; 2)надежно лиизмеряет данный тест индивидуальные различия поэтомусвойству. Вполне понятно,чтосконструкт- нойвалидностью связана проблема объективности винтерпретации результатов поизучению конструктной валидности,однако этапроблема общепсихологиче- скаяивыходитзарамки валидности (подробнее см.гл.2). Извышесказанного следует,чтонесуществует какого-либо единичного пока- зателя,спомощью которого устанавливается валидность психологического теста. Вотличиеотпоказателей надежности идискриминативности, нельзяосуществить точные статистические расчеты,подтверждающие валидность методики. Темне менееразработчик долженпредставить весомые доказательства впользувалидно- ститеста,чтопотребует отнегопсихологических знаний иинтуиции.
|