Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 10. Налогообложение в России в XIX в





 

Тема 8. Налогообложение в России в 19в.

В 1824г. “дополнительным постановлением об устройстве гильдий и о торговле прочих состояний” введена патентная система промыслового налога, сочетающая торговые права каждого сословия с размерами обложения (билетным сбором). Гильдейская подать, вместо процентного сбора с капитала, становиться неизменным, фиксированным окладом, взимаемым за свидетельство на право торговли:

2200руб. - по первой гильдии

880руб. - по второй гильдии

220руб. - по третьей гильдии

Для поддержки купечества стоимость крестьянских торговых свидетельств а установлены для мещан, а также для приказчиков, прежде не облагаемым промысловым налогом. Сверх сборов за свидетельство был введен новый сбор за билеты на лавки, т. е. каждое отдельное торговое или промышленное заведение. Купцы и крестьяне по свидетельствам первых трех разрядов получили право содержать “безденежно” три лавки, а на каждую излишнюю брать особые билеты стоимостью от 50 до 100руб.

Специальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, налог на страховой пожарный полис, сбор с ж/д грузов, перевозимых большой скоростью и т. д.

“План финансов“ М.М.Сперанского. Необходимые, полезные и излишние расходы государства. Понятие кредитных денег, 4 группы: основанные на серебре, меди, товарах, предложении капаитала. Виды кредита (срочный и бессрочный). Создание частных банков для кредитования промышленности и сельского хозяйства.

Реформа бюджетной росписи В.А.Татаринова. Создание государственных Казначейств. Необходимость предоставления неукрупненной сметы, а подробной сметы по статьям. Доступность бюджета.

Государственный промысловый налог- 1898год попытка введения пропорционального налога в зависимости от результатов деятельности (процента прибыли на основной капитал).

В 1839-1843 гг., в период правления Николая I, министром финансов графом Е.Ф. Канкриным была проведена денежная реформа, в ходе которой ассигнации были выведены из обращения и их заменили кредитные билеты, разменные на серебро.

Первый этап денежной реформы 1839-1843 гг. начался с издания 1 июля 1839 г. манифеста «Об устройстве денежной системы». Согласно манифесту с 1 января 1840 г. в России все сделки должны были исчисляться исключительно в серебре. Главным средством платежа становился серебряный рубль с содержанием чистого серебра 4 золотника 21 доля [22]. Государственным ассигнациям отводилась роль вспомогательного денежного знака. Они должны были приниматься по неизменному курсу (3 руб. 50 коп. ассигнациями за серебряный рубль). Поступления в казну и выдача денег из неё исчислялись в серебряных рублях. Сами же платежи могли совершаться как в звонкой монете, так и в ассигнациях. Золотая монета должна была приниматься и выдаваться из казённых учреждений с 3%-ной надбавкой от ее нарицательной стоимости. Таким образом, на первом этапе денежной реформы был зафиксирован фактический уровень обесценивания ассигнационного рубля.

Одновременно с манифестом был опубликован указ от 1 июля 1839 г. «Об учреждении Депозитной кассы серебряной монеты при Государственном Коммерческом банке», который объявлял билеты Депозитной кассы законным платежным средством, обращающимся наравне с серебряной монетой без всякого лажа. Касса начала выполнять операции в январе 1840 г., она принимала на хранение вклады серебряной монетой и выдавала взамен депозитные билеты на соответствующие суммы. В период с 20 декабря 1839 по 18 июня 1841 в соответствии с рядом сенатских указов были выпущены депозитные билеты достоинством в 3, 5, 10, 25, 50 и 100 рублей. Они изготавливались экспедицией Депозитной кассы и выпускались в обращение по 1 сентября 1843 года.

Вторым этапом денежной реформы стала эмиссия кредитных билетов сохранных казён, воспитательных домов и Государственного заемного банка. Она осуществлялась в соответствии с манифестом от 1 июля 1841 «О выпуске в народное обращение кредитных билетов на 30 миллионов серебром» [22].

Принятие этого акта не рассматривалось в качестве мероприятия по упорядочению денежного обращения, а было вызвано экономической необходимостью. В 1840 г. в средней полосе России был сильный неурожай. Началось усиленное изъятие вкладов из кредитных учреждений. Банки находились на грани банкротства. Этому в значительной мере способствовала система перманентных «позаимствований» из государственных кредитных учреждений, в силу чего они оказались не в состоянии не только открывать кредиты, но и выдавать вклады. 26 февраля 1841 г. в качестве экстренной меры было принято решение об эмиссии кредитных билетов с целью оказания помощи государственным кредитным учреждениям и казне. Билеты свободно разменивались на звонкую монету и обращались наравне с серебряной монетой.

Итак, начиная с 1841 г. в России параллельно обращались три вида бумажных денежных знаков: ассигнации, депозитные и кредитные билеты. Их экономическая сущность была различна. Ассигнации являлись средством обращения и платежа, их реальная стоимость была в четыре раза ниже номинальной. Депозитные билеты были фактически квитанциями на серебро. Они находились в обращении в размере, равном сумме вкладов, и казна не имела дополнительных доходов от их эмиссии.

Кредитные билеты сохранных казен и Государственного заемного банка находились в обращении в незначительном количестве. Они, как и депозитные билеты, должны были иметь стопроцентное покрытие серебром. Позднее правительство разрешило выдачу ипотечных ссуд кредитными билетами, частично обеспеченными металлом, но при этом, опасаясь их обесценения, сильно ограничило эти выдачи.

Денежная реформа 1895—1897 гг. осуществлялась постепенно, несколькими этапами в течение трех лет.

Министр финансов С.Ю. Витте в феврале 1895 представил императору Николаю II доклад о необходимости введения золотого обращения. С.Витте принял решение ввести золотой стандарт, принятый в Англии, а не золото-серебряный, принятый во Франции.

Законом от 8 мая 1895 было разрешено заключать сделки на золото, тогда же всем конторам и отделениям Государственного банка было предоставлено право покупать золотую монету, а 8 конторам и 25 отделениям также производить платежи этой монетой. В июне 1895 Государственному банку был разрешён приём золотой монеты на текущий счёт (этому примеру последовали частные петербургские банки); в ноябре 1895 был допущен приём золотой монеты кассами всех правительственных учреждений и казённых железных дорог. В декабре 1895 был установлен курс кредитного (бумажного) рубля в размере 7 руб. 40 коп. за золотой полуимпериал номиналом 5 руб. (с 1896 в 7 руб. 50 коп.). К 1897г. Госбанк увеличил золотую наличность с 300 млн. до 1095 млн. руб., что почти соответствовало сумме обращавшихся кредитных билетов (1121 млн. руб.) [23].

Именной Высочайший указ от 29 августа 1897 г. обязывал Государственный банк выпускать кредитные билеты в размере, строго ограниченном потребностями денежного обращения. Этим же Указом устанавливались правила и ограничения эмиссии банкнот, например, вся совокупность кредитных билетов превышающих сумму в 300 млн. рублей должна была иметь полное золотое обеспечение. Российский эмиссионный закон был значительно более строгим, чем законодательства других стран. Так, в Германии допускалось покрытие банковских билетов лишь на одну треть и не только золотом и серебром, но и обязательствами имперского казначейства.

Обеспеченные золотой наличностью кредитные билеты обменивались на золото без ограничений. Чеканились 5-рублёвые и 10-рублёвые золотые монеты.

Реформа также означала девальвацию рубля по курсу «двух третей», которая прошла без ожидавшихся некоторыми потрясений. К 1897 г., когда в России началась денежная реформа, рубль официально приравнивался к четырем французским франкам, но, как свидетельствовал тогдашний министр финансов С. Ю. Витте, стоил в действительности около двух с половиной франков. Это фактически сложившееся соотношение и решено было закрепить. Новый рубль был девальвирован и приравнен к двум целым и двум третям франка (2,666). Этот паритет соответствовал золотому содержанию и покупательной стоимости двух валют. Установленный курс рубля, в общем, удалось выдержать. В 1913 г. он колебался в пределах от 2,57 до 2,69 франка [23]. В ходе проведения реформы С.Ю.Витте неоднократно советовался с ведущими экономистами, в том числе и зарубежными. Реформа прошла удачно, Франция в начале 20-го века использовала ее опыт при укреплении франка.

Таким образом, денежная реформа Витте укрепила внешний и внутренний курс рубля, улучшила инвестиционный климат в стране, способствовала привлечению в экономику отечественных и иностранных капиталов. Осуществленное преобразование денежного обращения упрочило кредит России и поставило ее в финансовом отношении в один ряд с другими развитыми европейскими державами.

 

МИНИСТРЫ ФИНАНСОВ РОССИИ 19 ВЕКА

“В России звание министра финансов может принять только безумец или чародей”. К.В.Чевкин, член Государственного Совета

Васильев А.И. – 1802- 1807г.

Голубцов Ф.А. – 1807-1810г.

Гурьев Д.А. – 1810-1823г.

Канкрин Е.Ф. – 1823-1845г.

Брок П.Ф. – 1853-1858г.

Княжевич А.М. – 1858 – 1862г

Рейтерн М.Х. – 1862-1878г.

Грейт С.А. – 1879г.

Абаза А.А.- 1880г.

Бунге Н.Х.- 1881-1886г.

Вышеградский И.А. – 1887-1892г.

Витте С.Ю. 1892-1903г.

Плеске Э.Д.- 1903г.

Коковцев В.Н. – 1903г.

Барк - 1914г.

 

С введением новой министерской системы управления с 1802года министром финансов стал Алексей Иванович Васильев. Он был трудолюбивым, исправным чиновником, обладал незаурядными способностями и обширными познаниями. По воспоминаниям современников он имел благородный и твердый характер. Состояние финансов в бытность его министром резко ухудшилось, так как ожидавшийся разрыв с Францией в 1804 году увеличил военные расходы и сразу возрос дефицит бюджета. Последующие войны 1805,1806 и 1807 годов привели к огромному выпуску бумажных денег. А.И.Васильев был горячим сторонником союза с Англией. Он умер в августе 1807 года, когда началась война с Англией.

Пост министра финансов после его смерти три года занимал племянник Васильева Федор Александрович Голубцов, взгляды которого порою не совпадали с взглядами дяди. В связи с большим ухудшением экономического положения страны составление финансового плана и финансового оздоровления страны было поручено государственному секретарю М.М.Сперанскому. Голубцов же стремился к самостоятельности и мешал деятельности Сперанского. При министре Голубцове финансовое состояние страны продолжало ухудшаться: возрос выпуск ассигнаций, что привело к значительному падению их курса - он опустился с 43 1\3 коп. в 1809г. до 25 2\5 коп. в 1810.

В роли товарища министра финансов и при Васильеве и при Голубцов оставался Гурьев Дмитрий Александрович (1751-1825), который возглавил Министерство финансов с 1810 по 1823г. М.М. Сперанский содействовал приходу Гурьева на пост министра финансов, надеясь на его поддержку. Но Гурьев, заручившись поддержкой крупных сановников Карамзина, Кочубея, принимает Манифест 09.04.1812г., сводивший на нет предложения Сперанского. Это привело к его отставке. В 1812 г. было введено единообразное обращение банковских ассигнаций и тем самым устранено одно из главных оснований “Плана финансов” – сокращение бумажных денег.

Гурьев начал службу средним чиновником в Сенате в 1772г. В начале 19в. с приходом к власти Александра первого и важными преобразованиями в министерствах началось продвижение Гурьева. На 28 году службы он становится товарищем министра финансов, а затем и министром. Он был угодлив, богат, но не знатен. Это был умный человек, но не имел другого образования, кроме как свободного владения французским и итальянским языками. Он был интриганом и честолюбцем. В молодости Гурьев служил секретарем-компаньоном у миллионера Скавронского, с которым более трех лет прожил за границей, в основном в Италии. Это придало ему иностранный лоск, но не дало образования. Более всего он усовершенствовался в гастрономической части, что впоследствии притягивало в его дом знатных и нужных людей, любивших вкусно поесть. Его продвижению по службе способствовала жениться на графине Салтыковой П.Н., которая ввела его в круг петербургской знати. Гурьев славился приготовлением не только гурьевской каши, но и других блюд. Министр народного просвещения А.Н.Голицин обедал у него ежедневно и платил за сто 4000 рублей в год.

Гурьев во времена своего правления на посту министра финансов предпринял попытку остановить выпуск бумажных денег. К 1810г. выпуск ассигнаций составил 700 млн. рублей. К концу войны обращалось уже 830 млн. За 1 рубль серебром давали 4 рубля ассигнациями. Гурьев изъял из обращения 300 млн. р_ e3о металла уплывали заграницу, а бюджетный процесс не уменьшался. Эмиссия ассигнаций продолжалась. Большие надежды по преодолению бюджетного дефицита, который не уменьшался, Гурьев возлагал на учреждение Государственного коммерческого банка. Немалое значение имела и новая система подчинения банку государственных кредитных учреждений. Но попытка переориентировать Государственный заемный банк с операций по кредитованию дворянского землевладения на кредитование промышленников встретила жесткую оппозицию со стороны консервативного дворянства, имевшего большинство в Государственном Совете. Меры по стабилизации денежного обращения:

1) изъятие из обращения 240 млн. рублей (1818-1823г)

2) создание Государственной Комиссии по погашению долгов

3) осуществление внутренних бессрочных займов на сумму 83 млн. рублей и двух внешних займов на сумму 83 млн. рублей.

Гурьев, опасаясь непопулярности, избегал введения новых налогов. Но был вынужден это делать: подушная подать был увеличена на 1 рубль, оброчная подать была увеличена на 2 рубля, с купеческих капиталов взымался налог 0,5 %. Была введена пошлина с пива, возросла цена гербовой бумаги, паспортов, подорожных тарифов, увеличена пошлина на чай, почтовые сборы, подати с колонистов и торгующих крестьян, удвоены горные подати, установлен временный подоходный налог с помещиков по добровольному обьявлению с 1 до 10% в зависимости от дохода (от 500 до 16 000рублей). Русские подданные, жившие заграницей, платили 20% от своего дохода.

Роспись доходов и расходов 1821г. Доля средств на содержание Министерства юстиции составила 1\100 бюджета – 5 млн.рублей. Военный расходы даже в мирное время поглощали половину бюджета. Не было должного учета.

Деятельность Гурьева как министра финансов критиковали адмирал Н.С.Мордвинов (возглавлял ВЭО) и граф Канкрин Е.Ф. Гурьев защищал свободу торговли, выгодную землевладельцам, интересы потребителей иностранных капиталов. После введения в 1819г. свободного тарифа и отмены запрета на ввоз сахара количество соответствующих заводов уменьшилось с 51 до 29.

Гурьев был снят с поста министров финансов в канун пасхи 1823г. Говорили:” Христос воскрес, а Гурьев исчез”.

Сменил его на посту министра финансов Егор Францевич Канкрин (1774-1845), который возглавлял его ведомство с 1823 по 1845г. Он приехал в Россию в 1797 году. Во время войны 1812года – генерал-интендант русской армии. Благодаря его стараниям война обошлась России в 157,5 млн.рублей (небольшая сумма, учитывая, что большая часть похода проходила заграницей). Экономия военных расходов составила 26 млн.рублей, причем армия ни в чем не нуждалась. Сперанский говорил: ” Нет у нас во всем государстве человека способнее Канкрина быть министром финансов”.

В первый же год своего правления он добился устранения бюджетного дефицита, не увеличивая налогов и ничего не ломая, так как давно выработал для себя следующие правила:

1) не переменять, если можно. Форму коренных государственных установлений, ибо недостатки существующего известны, а нового – скрытны.

2) Но исправлять существующее, привязывать поправления к прежним наименованиям, чтобы не вдруг переменять цвет вещей и не истреблять ничего исторического

3) Правила нынче особенно нужны.Надо стараться без совершенной необходимости не переменять старую форму управления.

Сократил расходы за 12 лет на 20% (с 187 млн. до 151 млн.рублей). Увеличил добычу золота - 1823-70 пудов, 1845 – 1000 пудов. Считал, что богатый народ дает богатые доходы. Увеличил таможенные доходы с 11 млн. в 1824г. до 26 млн. в 1842г. Рекрутские квитанции – 2000 рублей, откупная система в торговле вином, развитие промышленности. Из обрезков преподнес императору пасхальное яйцо с 15 000 полуимпериалов. Заслугой Канкрина является введение в России системы серебряного монометаллизма.

Брок Петр Федорович, министр финансов с 19.04.1853 по 23.03.1858г. В 1855 году из невостребованных процентов снял 9 млн. рублей, а 3 млн. оставил на случай, если владельцы все же будут требовать проценты.

Княжевич Александр Михайлович, министр финансов с 1858-1862г.

Обеспокоенный тяжелым положением бюджета и ухудшавшимся состоянием платежного баланса, ростом государственных расходов и внешнего долга, а также ухода за границу иностранных капиталов из-за ухудшения валютного курса рубля, Княжевич в ноябре 1860 года представил Алексанру 2 записку “О настооящем положении государственных финансов”.

 

3.Развитие банковского дела в России

3.1 Первые банки

В России кредитные учреждения появляются в 18 веке. Особенностью их явилось то, что все они были государственными (до середины 19 века) и имели четкую ориентацию на конкретное сословие. Рассмотрим подробнее особенности первых российских банков.

Монетная контора была учреждена Анной Иоанновной в 1733 году и обслуживала придворных. Ссуды выдавались сроком на три года под залог золота и серебря под 8% годовых. Максимальный размер кредита не должен был превышать 75% стоимости заложенного имущества. Так как размер имущества Монетной конторы был ограничен, с одной стороны, развивались другие банки, с другой, она долго не просуществовала.

13 мая 1753г. Елизавета Петровна подписала Указ «Об учреждении государственного заемного банка и о порядке выдачи из оного денег и о наказании ростовщиков». Затем этот банк стал называться Дворянским. Находился в Москве и Петербурге. Он обслуживал дворян, ссуды выдавались на срок 3- 5 лет под 6% годовых. Первоначально выдавали кредиты за населенные имения за одну крепостную душу 10 рублей, а затем – 40 рублей. Но дворяне не спешили возвращать полученные кредиты, неоднократно сроки продлялись, но кредиты так и не погашались, имущество, переданное в залог, не реализовывалось. Все это привело к закрытию Дворянского банка, так как ему нечем было давать ссуды, хотя первоначальный капитал банка составлял 750 000 рублей. Отделения банка были закрыты в 1786г., когда был учрежден Государственный заемный банк, который начал выдавать кредиты под залог недвижимости.

Купеческий банк (1754г. образования) выдавал краткосрочные ссуды (до 6 месяцев) купцам по 6% годовых под залог товара на складе. Купцов не устраивали условия предоставления ссуд, в первый год существования банка туда никто не обратился. Поэтому условия кредитования были пересмотрены, Сенат разрешил выдавать ссуды на срок до одного года под надежное поручительство и под наблюдением Коммерц-Коллегии. Банк был закрыт в 1782г., так как деятельность его оказалась неэффективной.

Ссудная казна, вдовья казна, сохранная казна, приказы общественного призрения обслуживали городское население в губернских городах. Здесь размер кредита был ограничен 1000 рублей, сроком на один год и под залог недвижимости. Доходы этих кредитных учреждений шли на содержание больниц и приютов для вдов и сирот.

Интересен Медный банк (1758г.), который выдавал ссуды медными монетами, а возвращать надо было 75% серебром. Ссуды выдавались под 6% годовых в рассрочку на 18 лет. Услугами Медного банка могли пользоваться крупные помещики, купцы и промышленники, занимавшиеся казенными подрядами. Таким образом, деятельность Медного банка способствовала привлечению в казну серебряной монеты. Именно данный банк опробировал вкладные операции. Вкладчики получали расписки как свидетельство вклада в банк. При его выдаче могли вклад отдать медными деньгами или векселем. Был ликвидирован в 1763г., его долг казне составил 3 млн. рублей Артиллерийский банк (1760г.) (Банк артиллерийского и инженерного корпусов) вообще выдавал ссуды монетами, отчеканенными из негодных артиллерийских орудий. Закрыт одновременно с Медным банком.

В связи с выпуском бумажных денег в 1769г. были учреждены два разменных банка в Москве и Санкт-Петербурге, которые выполняли по сути депозитные операции, поскольку принимали вклады металлической монетой в обмен на ассигнации. В 1786г. разменные банки были обьединены в Ассигнационный банк.

С 1770г. банки стали осуществлять депозитные операции. Россия в те годы была единственной страной в мире, которая принимала средства во вклады и начисляла по ним проценты, причем не только простые, но и сложные. Вкладные билеты, которые выдавались в подтверждении вклада, имели хождение наравне с кредитными билетами.

В целом же развитие банковского дела в царской России прошло два этапа:

1. с 1733 г. по 1860г. Для данного этапа характерно преобладание государственной монополии в сфере кредитования, выдача в основном ипотечных кредитов, так как недвижимое имущество считалось наиболее обеспеченным залогом.

2. с 1860 до 1917г. Этот этап был связан со снижением банковских ставок в 1857г., что привело к большому оттоку средств из банков. Другой точкой зрения является факт создания акционерных обществ, учредительская лихорадка, которая также привела к изъятию вкладов в 1858г. – 229млн.руб., ы 1859гю – 335 млн.руб. Остановить данный процесс не представлялось возможным, поэтому было принято решение о реорганизации всех ранее действующих банков. Все их обязательства были переданы новому банку Государственному банку Российской Империи. В конце 19 века стали возрождаться банки: 1882г. – Крестьянский банк, 1885г. – Дворянский банк, предоставляющие льготные кредиты землевладельцам и оказывавшие содействие в выгодной продаже земли. В 1864г. в Санкт-Петербурге был создан первый акционерный банк. Одна треть акционерного капитала было сосредоточено в банковском бизнесе. Для акционерных банков характерна высокая степень концентрации капитала: в 12 крупных банках сосредоточено три четверти капитала. В любом акционерном банке государство имело долю в уставном капитале – через посредство Государственного банка приобретало акции новых банков, тем самым обеспечив доступ к средствам казны.

3.2 Государственный банк Российской Империи

Государственный банк был учрежден 31 мая 1860 г. для оживления торговых оборотов и упрочения денежной кредитной системы. В первые годы банк просто рассчитывался по долгам дореформенных банков. Затем постепенно начал проводить обычные банковские операции. Он имел некоторые особенности, заключающиеся в том, что подчинялся Министерству финансов и не являлся эмиссионным центром (Этот статус он получит только в ходе реформы С.Ю.Витте).

Саму же деятельность Государственного банка Российской Империи тоже можно разделить на два этапа:

А) с момента учреждения до 90-ых годов 19 века. В этот период бал проводил традиционные банковские операции: вклады, депозиты, кредиты, учет ссудных бумаг, продажа и покупка золота и серебра. Особенностью банка являлось подчинение Министру финансов, а также то, что банк не являлся эмиссионным центром (выпуском бумажных денег занималась Экспедиция Государственных кредитных билетов). На этом этапе банк отличался большой централизацией его управления. В ведении Министра Финансов были кадровые вопросы, а также вопросы оперативной деятельности банка (покупка и продажа государственных процентных бумаг, золота и серебра и т.д.). Это было существенным отличием, например, от западноевропейских Центральных банков, которые были самостоятельны в своей деятельности.

Б) с 90-ых годов 19 века до 1917г. На данном этапе банк стал выполнять функции Центрального банка в нашем понимании. Ему было предоставлено исключительное право эмиссии банкнот и кредитных билетов. Максимальный обьем непокрытых золотом кредитных билетов не должен превышать 300 млн.рублей.

С.Ю.Витте в ходе своей реформы предпринял ряд мер по оживлению деятельности Госбанка. Так, в банк переводились расчета между железными дорогами. Кроме того, банк стал проводить особые операции с ценными бумагами – для размещения облигаций государственного займа внутри страны банк выдавал кредиты. Так как основные государственные займы размещались за границей, они часто становились предметом международной спекуляции, поэтому для размещения займов внутри страны и были созданы данные условия. Эти операции по существу означали, что средства отвлекаются от чисто коммерческой деятельности для финансирования государства.

Капитал банка в 1860г. составлял 15 млн.рублей, в 1879г. – 25 млн.рублей, в 1895г. – 50 млн.рублей.

3.3 Сберегательный банк

На втором этапе развития банковского дела в России был создан Сберегательный банк для обслуживания населении. Количество сберегательных касс стремительно росло: 1873г. – 70, 1883г. – 106, 1893г. – 2886, 1900г. – 5415, 1913г. – 8553. Также росли и остатки по счетам в этих кассах: 1882 – 8,5 млн.рублей, 1873г. – 4,8 млн.рублей, 1883г. – 13,4 млн.рублей, 1893 – 283,4 млн.рублей, 1903г. – 860,5 млн.рублей, 1913г. – 1485,4 млн.рублей.

Вообще накануне 1917г. в России существовало три категории банков: крупные, средние и провинциальные. Крупные банки, в которых сосредоточено 64% капитала находились в Санкт-Петербурге, где совершалось около 73% операций, средние – в Москве. Насчитывалось 45 акционерных банков. Акции девяти коммерческих банков котировались на фондовых биржах Берлина, Парижа и Лондона. Были распространены онкольные ссуды (погашение по первому требованию), кредиты под залог ценных бумаг.

По своей деятельности русские банки были похожи на немецкие и австрийские. Кредитные средства направлялись на развитие промышленности торговли.

4. Банки после 1917г.

По декрету 1917г. все частные банки были национализированы в Народный банк РСФСР.

В октябре 1921г. был учрежден Государственный банк РСФСР и ряд других кредитных учреждений. В функции Госбанка входило:

· Мобилизация денежных накоплений в целях создания источника кредитования восстанавливающейся экономики,

· Предоставление кредитов кооперации и другим организациям, осуществляющим торговые операции,

· Выполнение несвойственных для центрального банка операций с учетом особенностей периода (продажа товаров государственных и кооперативных организаций, приобретение товаров с целью их дальнейшей реализации, активное участие в заготовке и реализации хлеба).

Банков было немного, они специализировались на обслуживании конкретных отраслей – сельского хозяйства (сельхозбанк), промышленности и строительства (Стройбанк, Промстройбанк), внешнеторговых операций (Внешторгбанк).

Существование мелкотоварного производства обусловило существование кооперативных банков и обществ взаимного кредита. Низовой кредитной единицей являлись кредитные товарищества, которые предоставляли ссуды своим членам на закупку рабочего скота, инвентаря, удобрений и другие цели. Также существовали Общества сельскохозяйственного кредита. Их пайщиками являлись государственные организации, кредитные и сельскохозяйственные кооперативы.

Общества взаимного кредита предназначались для кредитования частной промышленности и торговли, городских кооперированных ремесленников и кустарей.

В 20-ые гг. на территории страны существовало два смешанных частно - капиталистических банка. Российский коммерческий банк (1922г) – акционерное общество с участием шведского капитала. Предполагалось, что он будет финансировать внешнюю торговлю, но окончательно банк кредитовал внутреннюю торговлю. В 1924г. доля, принадлежащая шведам, была выкуплена советскими организациями.

Половина акций Юго-Восточного коммерческого банка (1922г.) принадлежала Госбанку РСФСР, вторая – частным вкладчикам. Банк выдавал кредиты государственным предприятиям.

Для обслуживания населения в 1922г. был возрождены Сберегательные кассы.

Можно сделать вывод, что в первые годы советской власти руководством банковской систем занимался Наркомфин, контроль за деятельностью банков осуществлял Госбанк, существовала единая государственная кредитная политика.

Данная система претерпела изменения в 30-ые годы, когда существовали четыре всесоюзные банки – Всекобанк (Всеобщей кооперации банк), Промбанк (Торгово-промышленный банк), Сельхозбанк, Цекомбанк (Центральный банк коммунального хозяйства и жилищного строительства). Это было связано с вытеснением частного капитала из промышленности и торговли, повышение роли Госбанка, расширение прямого целевого кредитования, развитие безналичных расчетов.

Созданная кредитная система просуществовала с некоторыми изменения до 1988г.

 

 

Date: 2015-07-22; view: 453; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию