Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Хадис 1





Передают со слов Абу Саида в форме '' марфу '', что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Аллах обратит Свой Лик к тому, кто, выйдя из дома на намаз, скажет: "О, Аллах! Я прошу Тебя ради того, что полагается тем, кто просит Тебя, ради того, что полагается этой дороге моей, ведь я вышел без заносчивости и высокомерия…"»

Этот хадис передали Ахмад (3/21) и Ибн Маджа, и его текст приведен согласно версии Ахмада. Подробно сведения об этом хадисе приведены в сборнике "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа"[95] (№ 24). Цепочка передатчиков этого хадиса является слабой, потому что со слов Абу Саида его передал Атийя аль-Ауфи, который был слабым рассказчиком. Об этом сообщили ан-Навави в книге "аль-Азкар", Ибн Теймийя в книге "аль-Ка'ида аль-Джалила" и аз-Захаби в "аль-Мизан". Аз-Захаби в книге "ад-Дуафа" (1/88) даже сказал: ''Знатоки хадисов единодушны в том, что он был слабым рассказчиком''. Неоднократно называл его слабым рассказчиком аль-Хафиз аль-Хейсами в книге "Маджма аз-Заваид" (например, 5/236). Абу Бакр бин аль-Мухибб аль-Баальбеки упомянул о нем в книге "Ад-Дуафа ва аль-Матрукун" (''Сборник слабых и отвергаемых рассказчиков''). Слабым его считал и аль-Бусыри, о чем мы еще поговорим впоследствии. Аль-Хафиз Ибн Хаджар сказал о нем: «Правдивый рассказчик, который часто ошибался, был шиитом и фальсификатором (мудаллис)». Таким образом, он указал на следующие две причины его слабости как рассказчика:

Во-первых, Атийя обладал слабой памятью, что выражено в словах Ибн Хаджара ''(он) часто ошибался''. Также в книге "Табакат аль-Мудаллисин" Ибн Хаджар прямо отметил: ''У него была слабая память''. Еще более конкретную оценку ему Ибн Хаджар дал в книге "Талхис аль-Хабир" (стр. 241, индийское издание): в комментарии к другому хадису он сказал: «Одним из его передатчиков был Атийя бин Саид аль-Ауфи, который был слабым (рассказчиком)».

Во-вторых, Атийя был замечен (хадисоведами) в фальсификации хадисов (тадлис). Однако Ибн Хаджар должен был разъяснить, какого рода фальсификациями он занимался. Известно, что хадисоведы различают несколько видов фальсификаций, наиболее известными среди которых являются следующие:

В одном случае рассказчик передает от имени того, кого он повстречал, то, что не слышал от него. Или же он передает хадисы от имени своего современника, которого он не встречал, представляя все так, будто он слышал эти слова от него. При этом он пересказывает хадисы от его имени (от такого-то) или ссылается на его слова (сказал такой-то).

В другом случае рассказчик называет своего учителя (шейха) по имени или по прозвищу, которое малоизвестно, чтобы скрыть его личность. Богословы ясно высказывались о том, что поступать так запрещено, если этот учитель (шейх) не заслуживает доверия, и рассказчик фальсифицирует цепочку рассказчиков, чтобы хадисоведы не узнали об этом или приняли его за другого заслуживающего доверия рассказчика из-за сходства их имен или прозвищ.[96] Этот вид фальсификации известен как "фальсификация шейхов" (тадлис аш-шуйух).

Что касается фальсификации Атийи, то она относится именно к этому (второму) запрещенному виду, как я разъяснил в своей книге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа" (№ 24). Если быть кратким, то Атийя рассказывал хадисы со слов Абу Саида аль-Худри, да будет доволен им Аллах. После его кончины он посещал собрания одного из лжецов, известного своими лживыми хадисами, которого звали аль-Калби. Рассказывая хадисы с его слов, Атийя называл его Абу Саидом, и слушатели ошибочно полагали, что он имеет в виду Абу Саида аль-Худри! Полагаю, одного этого вполне достаточно, чтобы поставить под сомнение добропорядочность и справедливость Атийи как рассказчика. Что же говорить, если к этому еще прибавляется и его слабая память! Вот почему мне хотелось бы, чтобы аль-Хафиз Ибн Хаджар, да будет милостив к нему Аллах, отметил, что фальсификации Атийи носили столь грубый характер. Ему достаточно было сделать небольшое замечание, как он это сделал в книге "Табакат аль-Мудаллисин": «…известен грубыми фальсификациями».

По забывчивости, по ошибке или по какой-либо другой причине, свойственной человеческой натуре, в комментарии к этому хадису Ибн Хаджар сказал: «В одной из версий хадиса Атийя сказал: ''Этот хадис мне рассказал Абу Саид''. И поэтому в данном случае фальсификации с его стороны можно не опасаться». Эти слова Ибн Хаджара передал Ибн Аллан, и его примеру слепо последовали некоторые из наших современников.

Я (т.е. шейх аль-Албани - прим. редактора) должен сказать, что ясное указание на того, с чьих слов рассказчик передает хадис, избавляет нас от сомнений лишь в том случае, если речь идет о фальсификации первого вида. Однако фальсификации Атийи относились ко второму виду – худшему, и поэтому его оговорка не имеет никакого значения. Он сказал: ''Этот хадис мне рассказал Абу Саид'', – однако это не что иное, как грубая фальсификация.[97]

Таким образом, из всего вышеизложенного становится ясно, что Атийя был слабым рассказчиком хадисов из-за своей плохой памяти и из-за грубой фальсификации. Тем самым этот хадис, переданный от него, также является слабым. Конечно, многие неосведомленные люди обольщаются тем, что аль-Хафиз Ибн Хаджар назвал его хорошим, однако, как мы уже разъяснили, это было ошибкой. В этом вопросе нужно быть бдительным и не проявлять беспечности. У этого хадиса есть и другие скрытые недостатки, которые я разъяснил в упомянутом ранее сборнике, и нет необходимости повторять эти доводы здесь. Тот же, кто пожелает ознакомиться с подробностями, может обратиться к этому труду (т.е. к книге "Силсилат аль-Ахадис ад-Даифа" (№ 24) – прим. редактора).

Что касается некоторых современных авторов, которые посчитали, что высказывание Ибн Хаджара в "ат-Такрибе" можно истолковывать как признание им Атийи заслуживающим доверия рассказчиком, то людям, занимающимся подобного рода ''трактовками'', не позавидуешь. Встретившись с шейхом Ахмадом бин ас-Сыддиком в библиотеке ''Аз-Захириййа'' в Дамаске, я спросил его о такой ''трактовке'', и он был сильно удивлен, потому что рассказчик, часто допускавший ошибки в передаче хадисов, не может заслуживать доверия. Напротив, его хадисы считаются слабыми. Если же он допускал ошибки лишь изредка, то его хадисы считаются хорошими. И поэтому аль-Хафиз Ибн Хаджар в книге "Шарх ан-Нухба" ставил тех, кто допускал много ошибок, в один ряд с теми, кто обладал слабой памятью, отвергая хадисы каждого из них. Желающие могут обратиться к этой книге, снабженной комментариями шейха Али аль-Кари (стр. 121, 130).

Наши оппоненты прельстились следующими словами Ибн Хаджара в книге "Тахридж аль-Азкар", в которой он сказал: «Слабость Атийи объясняется тем, что он был шиитом. Передают также, что она связана с его фальсификациями. Если бы не эти обстоятельства, его можно было назвать правдивым рассказчиком».

По причине слабых познаний в науке о передатчиках хадисов, если не сказать по причине полного невежества в этой области, наши оппоненты не могут набраться смелости, чтобы отчетливо разъяснить свое мнение, когда дело касается ошибок ученых. Более того, они повторяют их слова, будто те были защищены от ошибок и погрешностей, в особенности, если эти ошибки совпадают с их собственными желаниями, как это высказывание Ибн Хаджара. Но если бы у них были познания в этой области, то они поняли бы, что цитата из книги "Тахридж аль-Азкар" прямо противоречит его мнению, изложенному в "ат-Такрибе". Как видно из этой цитаты, аль-Хафиз Ибн Хаджар объясняет слабость Атийи двумя причинами:

Во-первых, он был шиитом. Однако, согласно наиболее предпочтительному мнению (хадисоведов), человек не во всех случаях перестает заслуживать доверия по этой причине.

Во-вторых, он был фальсификатором. Безусловно, этого обстоятельства может быть достаточно, чтобы дать отвод (джарх) рассказчику, но ниже мы разъясним и те случаи, когда этого недостаточно. Вместе с тем, аль-Хафиз Ибн Хаджар указал (в ''Тахридж аль-Азкар'') на слабость данного рассказчика по этой самой причине, сказав: ''Передают…''. В то же время в "ат-Такрибе" он с полной решительностью назвал этого рассказчика фальсификатором и шиитом. А в книге "Табакат аль-Мудаллисин" (стр. 18) он сказал о нем: «Известный последователь, обладал слабой памятью, был известен грубыми фальсификациями». Ибн Хаджар отнес его к "четвертой категории", в которую входят те (рассказчики), "чьи хадисы богословы единодушно не принимают, за исключением тех случаев, когда они ясно назвали рассказчика, от которого слышали хадис, потому что они часто фальсифицировали хадисы от имени слабых и неизвестных рассказчиков. Одним из них был, например, Бакийя бин аль-Валид", – об этом Ибн Хаджар сказал в предисловии вышеупомянутой книги.

Таким образом, эти два высказывания самого Ибн Хаджара свидетельствуют о том, что в книге "Тахридж аль-Азкар" он ошибся при определении того, почему именно Атийя являлся слабым рассказчиком и фальсификатором хадисов. С одной стороны, это противоречит его же словам (об Атийи) в книге ''ат-Такриб''. С другой стороны, в своем ошибочном высказывании он не охарактеризовал Атийу так же, как он это сделал в своей книге ''ат-Такриб'', где он отверг его в качестве достойного доверия рассказчика, сказав: ''Он часто ошибался''. О том же самом ранее было упомянуто в ''Шарх ан-Нухба''. Все это указывает на то, что память Ибн Хаджара, да смилостивится над ним Всевышний Аллах, подвела его, когда он оценивал этот хадис. Он допустил здесь невнимательность, что подтверждается его же собственными словами из других трудов. А на эти труды есть больше оснований полагаться, потому что в них аль-Хафиз Ибн Хаджар ссылается непосредственно на источники и дает соответствующую оценку, чего нет в книге "Тахридж аль-Азкар".

По перечисленным выше причинам целый ряд знатоков хадисов считали Атийю аль-Ауфи слабым рассказчиком. Об этом говорили аль-Мунзири в "ат-Таргибе"[98], ан-Навави, шейх-уль-ислам Ибн Теймийя в книге "аль-Ка'ида аль-Джалила", аль-Бусыри.

Последний в книге "Мисбах аз-Зуджаджа" (2/52) сказал: «В его цепочке слабые рассказчики следуют один за другим. Атийя, Фудайл бин Марзук, аль-Фадл бин аль-Муваффак – все они были слабыми».

Сыддик-хан в книге "Нузул аль-Абрар" (стр. 71) после упоминания об этом хадисе и следующем за ним хадисе Билала сказал: «Цепочки их передатчиков слабые, о чем однозначно сказал ан-Навави в "аль-Азкар"».

 

Date: 2015-07-22; view: 314; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию