Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История Чжан Цяня, китайских невест и города Чигу
Все население лагеря на берегу Иссык-Куля собралось у костра, горевшего на поляне между яблонями старого сада. Колеблющийся свет озарял разноцветные палатки, разбросанные там и сям по заросшему саду; деревья, увешанные спелыми плодами; выхватывал из темноты ближайшую стену небольшого домика, где обитала семья аквалангистов, и играл на лицах участников археологической экспедиции, обращенных в сторону академика Плоских, который своей внушительной фигурой и колоритной внешностью был центром вечерней композиции. В седых усах пряталась добродушная усмешка, а грива седых волос, опускавшаяся на могучие плечи старого казака, придавала ему вид светского льва. Несмотря на уже немолодые годы, Владимир Михайлович любил эту дикую, полевую жизнь. Вице-президент Академии наук одинаково уютно чувствовал себя и в тиши своего кабинета, и под брезентовым пологом туристкой палатки. Он ценил эту свободу от условностей «академической» жизни, закулисных интриг, своих «генеральских» обязанностей (какое собрание или заседание обходится без академика?). Владимир Михайлович с удовольствием вел свои «лекции под открытым небом». Вот и сейчас студентка третьего курса Маша задала вопрос, который побудил академика начать свою лекцию: – Владимир Михайлович, вот мы с вами ищем город усуней Чигу. А ведь они же кочевники. Как мог у них возникнуть большой город? Ведь кочевники живут в юртах. – Это очень интересный вопрос, – с готовностью отозвался Плоских. – Но эту историю надо начинать рассказывать с событий, которые случились задолго до возникновения столицы усуней Чигу. Во втором веке до рождества Христова Китай династии Хань подвергался частым нападениям гуннских племен. Гунны в то время занимали территорию Монголии, Алтая и Восточного Туркестана. Китай не имел никаких сношений с западными странами: Бактрией, Парфией, Византией. Но какие-то сведения о внешнем мире поступали от пленных гуннов. Китайский император, как его называли – Сын Неба, знал, что на западе живут народы, которые тоже подвергаются гуннским нашествиям. Знал, что есть страна юечжей – народа, который гунны принудили покинуть свои земли и уйти на запад. Пленные гунны хвастались, что убили вождя юечжей и из его головы сделали сосуд для питья. Сын Неба решил обратить юечжей в своих союзников против гуннов. С этой целью в 139 году до рождества Христова на запад был послан офицер стражи Чжан Цянь, в сопровождении более ста человек прислуги, свиты и охраны. Этот отряд вел проводник – раб-гунн из рода Тантьи по имени Ганьфу. Едва Чжан Цянь со своими людьми пересек границу, как был пленен гуннами. Китайский посланник был доставлен к вождю гуннов – шаньюю Гюньченю. Тот предложил Чжан Цяню перейти на сторону гуннов и служить им. У Чжан Цяня выбора не было. Долгих десять лет прожил он в плену. Шаньюй дал ему жену, у Чжан Цяня родился сын. Сам он, будучи офицером, принимал участие в битвах гуннов и показал себя искусным воином и командиром. Чжан Цянь заслужил доверие шаньюя и получил высокий пост в армии гуннов. Но сам он никогда не забывал, что он китайский посланник, хранил императорские бунчуки – грамоты посла, и, как только гунны ослабили контроль за ним, бежал вместе с горсткой своих людей и со своим верным рабом – гунном Ганьфу. Бежали они на север – в Давань. Жена и сын последовали за Чжан Цянем. В Давани, которая располагалась в Ферганской долине, беглецы были встречены тепло. Там знали о Китае и хотели дружбы с могучим государством. Чжан Цяня провели в Кангюй – древний Хорезм, и оттуда, наконец-то, китайский посланник добрался до цели своего посольства – государства юечжей. В те времена юечжи, или массагеты, захватили Бактрию, или, как они ее называли, Дахя. Новый правитель юечжей жил в роскоши и наслаждениях и не помышлял о мести гуннам за своего отца. Чжан Цянь не смог уговорить его выступить против гуннов на стороне Китая. Пришлось китайскому посланнику ни с чем пуститься в обратный путь. И опять он попадает в плен к гуннам. Прошло более года, как он бежал от них. И год Чжан Цянь снова провел в плену. В это время умер старый шаньюй, и в стране началась смута – борьба за власть. Чжан Цяню удалось вновь бежать. И вот, через тринадцать лет после начала своего похода на запад, в 126 году он вместе с женой, сыном и преданным рабом Ганьфу возвращается в Китай. Лишь они двое, Чжан Цянь и Ганьфу, уцелели в этом долгом походе. Ганьфу – искусный стрелок и воин не раз спасал жизнь своему хозяину. Благодаря ему удалось спастись от голодной смерти в тяжелых переходах – Ганьфу охотился на диких зверей. Доклад Чжан Цяня привел в восторг императора Поднебесной империи. Посланник поведал Сыну Неба, что в далеких странах знают о Китае, ценят китайские вещи: шелк, изделия из бамбука и бронзы. Но эти товары приходят окольным путем из таких стран, как Шеньду, так тогда называли Индию. Китайцы тогда имели смутное представление об окружающих их странах. Их удивляло, что в Давани, Бактрии и Парфии знали об Индии, Индокитае, торговали с этими странами. Император слушал Чжан Цяня так, словно тот рассказывал ему волшебные сказки – о странах, в которых люди ездят и воюют на слонах, о Давани, где лошади так прекрасны, словно спустились с небес. Чжан Цяню был пожалован титул сановника, а Ганьфу стал его слугой. Чжан Цянь за десять лет плена хорошо изучил страну гуннов, знал их военные хитрости и тактику, слабые и сильные стороны гуннского войска. Его знания помогли китайцам покорить гуннов, но это произошло не сразу. В 123 году армия китайцев под предводительством полководца Ли Гуана нанесла сильный удар по гуннам. Вел армию Чжан Цянь с Гяньфу. Бывшему офицеру стражи был пожалован титул князя уезда Бован. Но через два года, в новом походе, гунны окружили армию Ли Гуана и почти уничтожили ее. Чжан Цянь, участвовавший в этом походе, ожидал смертной казни за такое поражение. Но Сын Неба подарил ему жизнь, лишь лишив всех чинов и званий. Но в этом же году другая армия китайцев нанесла сокрушительный удар по гуннам. Гунны покорились Китаю. Чжан Цянь рассказал императору, что, находясь у гуннов, он слышал о народе усуней, которые проживали на Тянь-Шане рядом с юечжи. Однажды юечжи напали на усуней и убили их вождя Наньдоуми и захватили его земли. Брат вождя Лин спас годовалого сына Наньдоуми. Он спрятался с ним в лесу. Как-то, оставив младенца в укромном месте, Лин отправился на поиски пищи. Отсутствовал он почти целый день и очень волновался за ребенка. Когда же Лин вернулся к своему убежищу, то был сильно поражен: в его логове лежала волчица и младенец сосал ее сосцы! Кроме того, вскоре прилетел ворон и оставил у входа в убежище кусок мяса! Лин уверовал, что ребенок не простой – в нем живет могущественный дух. В это поверил и шаньюй гуннов Модэ, к которому добрался брат погибшего вождя. Модэ воспитал сироту. мальчика назвали Легяоми. Когда ребенок вырос, шаньюй дал ему войско и юноша отомстил за своего отца. Он напал на юечжей и прогнал их с земель усуней. Тогда-то и потерял голову вождь юечжей, из которой гунны сделали сосуд для питья. Модэ поставил молодого Легяоми управлять усунями, то есть вернул ему земли Наньдоуми. Усуни, под руководством нового вождя, которого они на свой лад звали Гуньмо, верой и правдой служили гуннам. Гуньмо вскоре вновь напал на юечжей и вынудил их уйти на запад и на север. Юечжи в свою очередь захватили Бактрию и заставили переселиться со своих земель народ Сэ или саков. Через несколько лет умер старый шаньюй, и в государстве гуннов началась смута. Гуньмо перестал подчиняться новому шаньюю. Посланное против усуней войско потерпело поражение. Гунны вновь вспомнили старую легенду о волчице и вороне, вскормивших Гуньмо. Поражение еще больше утвердило их в мысли о сверхъестественных способностях вождя усуней. Все это поведал Чжан Цянь своему императору и добавил, что теперь, когда китайская армия нанесла сильный урон гуннам, появилась возможность привлечь усуней на сторону Китая. Он слышал, что варвары очень падки на красивые вещи, и думает, что добиться расположения Гуньмо будет не так уж трудно. Имея усуней в друзьях, можно открыть путь к западным странам – в Давань, Кангюй, Согдиану, Бактрию и Парфию, а через них и дальше – в Византию. Сыну Неба очень понравился план Чжан Цяня. Император произвел его в чин придворного командира, снабдил его отрядом в триста ратников, распорядился выдать ему богатые дары для подношения вождю усуней – это были изделия из золота, бронзы, железа, тысячи кусков тканей, десятки тысяч коров и овец, и послал в земли усуней – на озеро Жехай, так китайцы называли Иссык-Куль. Отряд сопровождала прислуга, различного рода чиновники с правительственными грамотами – бунчуками и помощник Чжан Цяня, которого тот должен был послать дальше на запад – в Давань. Императору не терпелось заполучить «небесных» коней, которыми славилась Фергана. Преодолев пустыни и Тянь-Шаньские хребты, Чжан Цянь добрался до усуней. Гуньмо к тому времени был уже стар, и у него было более десяти сыновей, которые мечтали встать во главе усуней. Но вождь хотел отдать власть внуку Сэньцзу, от старшего сына, который погиб молодым. Как ни уговаривал Чжан Цянь Гуньмо переселиться на восточные земли и выступить на стороне Китая, вождь усуней медлил с ответом, не зная реальных сил Поднебесной империи и опасаясь мести гуннов. Но от богатых даров не отказался и послал в обратный путь вместе с Чжан Цянем своих старейшин, с тем чтобы они своими глазами увидели мощь Китая. В подарок императору они везли несколько десятков «небесных» коней. Простите меня за столь подробный рассказ об Чжан Цяне, но без него невозможно понять, как на земле усуней появился город Чигу, – прервал свое повествование Владимир Михайлович и обвел взглядом своих слушателей. Отблески костра играли в широко открытых глазах студентов, которым в игре языков пламени мерещились картины давно минувшего прошлого, сейчас всецело владевшего их умами. Да и немолодые уже участники экспедиции с интересом слушали академика. – Владимир Михайлович, – умоляюще проговорила Маша, – пожалуйста, расскажите, что же было дальше. Такая трудная и интересная судьба у Чжан Цяня. Он вернулся в Китай? – Да, но он тоже был уже стар, и через год с небольшим после возвращения Чжан Цянь покинул этот мир. Но его посланник достиг Давани, Бактрии и вернулся в Китай со многими людьми из дальних стран запада. С тех пор караваны стали возить китайские товары в разные страны. Так возник Великий шелковый путь. И его отцом является Чжан Цянь. Это китайский Колумб, открывший западные страны. Еще при жизни Сын Неба пожаловал ему титул «Великий деятель». Усуни стали союзниками китайцев, и Гуньмо была послана китайская невеста, принцесса по имени Си-гюнь. Естественно, что ее сопровождал целый двор придворных, фрейлин, чиновников, прислуги и евнухов. Караван вез огромное количество драгоценностей, китайских вещей и подарков. У Гуньмо уже было несколько жен, в том числе и гуннская царевна, которая была старшей женой усуньского вождя. Китаянка стала самой младшей. Она построила себе дворец – Си-гюнь не желала жить в войлочных юртах, как ее дражайший супруг. Ее приводили в ужас варварские обычаи усуней. Она не могла постоянно питаться мясом, запивая его кумысом. Лишь раз в три месяца виделась Си-гюнь со своим мужем, устраивая по этому случаю пир и одаряя Гуньмо и его людей китайскими вещами и подарками. Тоскующая по родине царевна писала жалостливые стихи, в которых изливала свое горе и мечтала обратиться в дикого гуся, чтобы улететь назад в родной Китай. Сын Неба, до которого долетали жалобные стоны одинокой царевны, не скупясь посылал ей все новых людей и шелковые ткани. Постепенно вокруг дворца Си-гюнь возник целый город, Чи-гу-чен, Город Красной долины, или Чигу, как назывался он сокращенно. Затем Гуньмо передал Си-гюнь в жены свому внуку Сэньцзу, который вскоре стал вождем усуней, так как его дед умер. Имя Гуньмо стало титулом вождей усуней, и его получил Сэньцзу. Он также принял новое имя – Гюньсюйми. После смерти Си-гюнь в жены Гюньсюйми была прислана новая принцесса Гай-ю. Но через некоторое время сам Гюньсюйми отошел в мир иной, а на его вдове женился его временный ставленник Унгуйми, который впоследствии имел от нее трех сыновей и двух дочерей. По завещанию Гюньсюйми, власть должна была перейти к его сыну Ними от гуннской царевны, когда он достигнет совершеннолетия. Не буду больше утомлять вас подробностями и именами, скажу только, что и Унгуйми скончался, оставив свою вдову сыну Гюньсюйми Ними. Гай-ю, будучи в то время уже пожилой женщиной, терпеть не могла своего третьего мужа, которого в народе звали Куанваном, то есть «бешеным царем», за его крутой нрав. Она даже пыталась убить его во время пира: китайский солдат по наущению Гай-ю ударил Ними палашом, но тот увернулся. Был легко ранен и смог ускакать от преследователей. Взбешенный вождь осадил Чигу – город китайской царевны, но не мог взять его в течение нескольких месяцев. Однако Куанван оказался не вечным, вскоре его убил сын Уйгуйми от гуннской царевны Уцзюту, который себя объявил новым гуньмо. Лишь вмешательство китайских войск помогло восстановить порядок. На усуньский престол взошел сын Гай-ю Юань. В 51 году до рождества Христова китайской царевне было уже более 70 лет. Она испросила разрешения Сына Неба вернуться на родину, чтобы, как она говорила, «похоронить свои кости в китайской земле». Гай-ю получила от императора дворец, земли, прислугу и хорошее содержание. Она скончалась через два года, и три ее внука, которые прибыли с ней из земли усуней, остались охранять ее покой. Вот вкратце история возникновения города Чигу. Он просуществовал, в качестве столицы, видимо, до 36 года, когда тогдашний вождь усуней, опасаясь нападения гуннов, сам приказал разрушить город и уйти на восток. Первая принцесса поселилась на берегах Иссык-Куля в 107 году до рождества Христова. Получается, что Чигу было шестьдесят лет, когда его разрушили. Искали его многие путешественники, в том числе и Семенов-Тян-Шанский, но безуспешно. Думаю, что нам повезет больше! Рассказчик смолк, и только треск горящих веток в костре нарушал тишину. Слушатели пытались охватить разумом услышанное, теряясь в датах, именах и событиях. Наконец, Дима, студент четвертого курса исторического факультета, выдохнул с восхищением: – Владимир Михайлович, и как это только в вашей голове умещается столько информации? Тут компьютер требуется. – Молодой человек, – засмеялся академик, – слава богу, в наш век никто и не помышлял о компьютерах, и все приходилось держать в памяти. Это не раз мне оказывало неоценимую помощь. – Владимир Михайлович, – опять просительно проговорила Маша, – а вы обещали рассказать о драконах, которые водятся в Иссык-Куле? – Машенька, – отозвался на просьбу Плоских, – я и так утомил вас всех своим бесконечным рассказом. Уже поздно, пора отдыхать. Завтра вновь предстоят поиски. А что касается драконов, то китайский путешественник Сюань Цзан в седьмом веке уже нашей эры, посетивший озеро Иссык-Куль через 750 лет после уже известного вам Чжан Цяня, писал: «В озере этом обитают совместно драконы и рыбы, а иногда из недр его появляются необыкновенные чудовища. Вот почему путешественники возносят небу молитвы о благополучии. Хотя обитатели озера многочисленны, но никто не осмеливается их ловить». Между прочим, еще совсем недавно киргизы не ловили рыбу и не плавали в Иссык-Куле. Не странно ли? А теперь спать, завтра тяжелый день – нам выделили два катера, надо использовать их по максимуму! Date: 2015-07-22; view: 578; Нарушение авторских прав |