Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Знаешь ли ты, что наши знания ‑ это наш собственный опыт?
Много лет назад я попала на семинар по педагогике. И на вопрос, чего я хочу для своего ребенка, я выдала целую программу действий. Мой ребенок будет учиться танцам, он пойдет в музыкальную школу, он будет посещать все музеи и театры, он с раннего возраста пойдет на курсы иностранного языка, чтобы был всесторонне развитым. ‑ Это надо вашему ребенку? ‑ спросил меня ведущий семинара. ‑ Конечно! ‑ ответила я. ‑ Откуда вы это знаете? ‑ спросил он меня. И я одновременно и растерялась, и возмутилась. Я это просто знала! Знала и все. Как непреложную истину. Так должно быть! Именно это я и попыталась ему объяснить. Но он повторил вопрос: ‑ Откуда вы знаете, что это надо вашему ребенку? И я уже действительно возмутилась: ‑ Я это знаю и все. Я же лучше знаю, что ей надо! ‑ Но откуда вы это знаете? ‑ спросил он, и я не нашлась, что ему ответить. ‑ Сколько лет вашей дочке? ‑ спросил он. ‑ Три года, ‑ ответила я. ‑ Это она вам в ее три года сказала, что хочет пойти на курсы английского языка и хочет посещать музеи?… ‑ Нет, ‑ с раздражением сказала я, ‑ она мне этого не сказала! Как она мне может это сказать! ‑ Тогда откуда вы это знаете? «Ну и тупой же он!» ‑ подумала тогда я. Хотя тупой, конечно, тогда была я сама. Я, действительно, была типичной «знающей» мамой. Знающей «из себя», про себя, переносящей на ребенка свои знания и свои представления ‑ что нужно ему. Это мне всегда хотелось заниматься танцами, ходить в музыкальную школу, которой не было там, где я жила. Это мне хотелось посещать музеи, театры ‑ чего я была лишена, живя в рабочем поселке. И когда я изредка прикасалась к этой интересной жизни, я получала столько положительных эмоций. Это мой жизненный опыт, мои представления говорили мне ‑ что это очень важно, нужно. Я была уверена, что это нужно моей дочери. И моя уверенность была основана только на моих собственных знаниях и представлениях. Так происходит всегда. Все наши знания ‑ это наш собственный опыт, предпочтения, которые мы пытаемся наложить на другого человека. Мой ребенок должен хорошо выглядеть ‑ знают родители. И стараются, чтобы ребенок хорошо выглядел. Опять же ‑ исходя из собственных представлений, что такое хорошо выглядеть. ‑ Мое детство все прошло в бантах, в белых носочках… И когда все остальные дети играли во дворе, бегали по лужам, лазали по деревьям ‑ я сидела на скамейке. Я до двенадцати лет сидела на скамейке, как красивая кукла. И до сих пор я говорю матери: «Мое детство было испорчено!… У меня не было детства!…» ‑ с горечью говорила одна женщина. Мне в моем детстве бабушка, которая большей частью воспитывала меня, пока родители работали, всегда говорила, когда я ела котлету или яичницу: «Припивай, припивай компотом…» Ее в детстве тоже так кормили и советовали «припивать» компотом. И она знала, что так правильно! Сейчас, когда я об этом пишу, я, ведущая здоровый образ жизни и серьезно относящаяся к своему питанию, просто поражаюсь, как вредно было то, что она советовала мне делать. Как безграмотно это с позиции здорового питания! Но бабушка знала, что так правильно! Однажды я услышала, как мой маленький внук истошно кричит. Его, завернутого в пеленки, укладывала спать моя свекровь. Я уже знала, действительно знала, что означает этот крик. Я узнала это от него самого ‑ понаблюдав за ним, за его поведением, разными «способами» крика. Так он кричал, когда хотел, чтобы его оставили в покое. Чтобы его просто положили. Я зашла в комнату и рассмеялась. Моя свекровь, которая знала, как укладывают детей спать, ритмично качала его. Качала на все лады, что вызывало еще большее его возмущение ‑ хотел‑то он не этого! Но она действительно знала, как знают поколения родителей, что если ребенок орет ‑ его надо качать! А то, что его, может быть, надо уже не качать, этого они не знают! ‑ Он лежит, в потолок смотрит и о чем‑то думает! ‑ жаловалась мне одна бабушка на своего подростка‑внука. ‑ А это что, ненормально ‑ лежать, смотреть в потолок и думать? ‑ удивилась я. ‑ Ну конечно! ‑ уверенно ответила бабушка. ‑ А вы откуда это знаете? ‑ спросила я, как когда‑то меня спрашивали, откуда я знаю, что нужно моему ребенку. И бабушка тоже не смогла сначала ответить. Но потом мы с ней выяснили, что это ненормально с ее позиции, с позиции бабушки, которой некогда лежать и смотреть в потолок, да еще и думать о чем‑то! ‑ Он за компьютером часами сидит! ‑ возмущенно говорила одна мама. ‑ Лучше бы книжки читал! ‑ А почему лучше? ‑ задала я простой вопрос. И она тоже не могла ответить. Только потом мы выяснили: сама она за компьютером никогда не сидела, нет у нее в жизни такого опыта. Поэтому и понять, чего хорошего в таком вот «сидении», она не может. Это представляется ей пустой тратой времени. Но вот книжки она в детстве читала, и ей взрослые всегда говорили, чтобы она читала книги, что читать книги ‑ это очень правильно. Вот она и знает, что ее ребенку лучше! Это такая простая истина: все наши знания ‑ наш собственный опыт. Его мы и пытаемся перенести, навязать другому человеку. Но, понимая эту простую истину, начинаешь задумываться: а правильно ли это вообще? Так ли хорош наш личный опыт, чтобы его переносить? И надо ли его переносить на другого, действительно совершенно другого человека? Date: 2015-07-11; view: 390; Нарушение авторских прав |