Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






I. Ведущие научные подходы к определению личности





Проблема личности является центральной в современной психологии. Поэтому необходимо рассмотреть категориальный ряд, в котором состоит понятие «личность»: «человек» – «индивид» – «субъект» – «индивидуальность».

Человек – это разумное существо, обладающее речью, способностью к познанию и активному преобразованию мира в ходе общественно-исторической деятельности.

Индивид (индивидуум) (лат. individuum – неделимое, особь) – по А. Н. Леонтьеву, об индивиде говорят, когда рассматривают человека как представителя homo sapiens. В понятии выражаются, по крайней мере, два основных признака: 1) неделимость, или целостность субъекта; 2) наличие у него особенных – индивидуальных свойств, отличающих его от других представителей того же вида. Человек, как и всякий представитель животного мира, рождается индивидом. Он имеет свой генотип. Индивидуальные генотипические свойства в процессе жизни развиваются и преобразуются, становятся фенотипическими. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Индивид как биосоциальный феномен имеет два вектора развития: биологический и социальный индивид – единичный представитель человеческого рода в биологическом плане и единица общества в социальном плане (отдельный человек).

Индивидные свойства – субстрат конкретного человека. Биологические и психологические особенности индивида выступают как ресурсы человека, потенциал его развития как личности, субъекта [3, 37]. В индивидных ресурсах «закодировано» физическое, а часто и психическое здоровье человека. Но индивид всегда еще и социальная единица социума, т.е. общественный индивид. В этом смысле каждый индивид социален – проходит социализацию, имеет в обществе определенный статус (даже быть ребенком – общественный статус). Каждый индивид включен в ту или иную сферу общественной жизнедеятельности, а, следовательно, в совокупность норм, требований, правил, обращенных к любому человеку, живущему в обществе.

Каждый человек в определенной мере – общественный индивид, исполнитель общественных традиций, норм, законов. Фиксируя закономерный статус человека как общественного индивида, подразумевают его промежуточное положение. Главное в человеке – авторская, творческая личность. Для акмеологии важнейшей проблемой является творчество (социальное, духовное) или креативность. В основе креативности лежат уровень развития рационального интеллекта (IQ) и задатки, способности. Однако интеллект и задатки как природные свойства переходят в креативность лишь тогда, когда одухотворены направленностью и мотивацией достижения личности.

Личность – социальное качество человека (индивида), индивидуальный уровень общественной жизнедеятельности (индивидуальное как конкретное выражение социального) [8, 50].

В человекознании личность традиционно рассматривается как устойчивая система социально значимых качеств, характеризующих индивида как члена социума – субъекта познания, общения и деятельности [6, 207].

В психологии под личностью чаще всего подразумевается некоторое ядро, связывающее воедино различные психические процессы индивида и сообщающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость. Возникает вопрос: что считать ядром личности, ее интегрирующим началом. По К. А. Абульхановой, личность – это устойчивый психический склад человека; по К. К. Платонову, личность – это человек как носитель сознания.

В психологии существует множество определений личности. Необходимо помнить, что ни одно определение личности не может считаться исчерпывающим или хотя бы фиксирующим главные, наиболее существенные особенности такого сложного и многопланового образования, каким выступает личность в психологии. В зависимости от решаемых исследовательских или прикладных задач и используемых при этом средств, на первый план неизбежно будут выступать разные аспекты понятия «личность».

В. Н. Маркин определяет личность как способность индивида жить через свое «Я», т.е. через свой жизненный выбор и ответственность за него. Чем более развита личность, тем более ярко, рельефно сформировано и выражено ее ядро – «Я» [8, 51].

В общем плане личностьвыступаеткак феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Своеобразная совокупность качеств телесной и психической организации конкретного человека отражается в понятии «индивидуальность». Личность и индивидуальность – это общие, но имеющие качественную определенность явления и понятия.

Индивидуальность это уровень развития и своеобразия личности – «качество качества». Личность есть вершинный уровень развития человека, индивидуальность – это его глубинное измерение.

Индивидуальность – особенности характера и психического склада, отличающие одну личность от других, отдельная личность как обладатель неповторимой совокупности психических свойств. Иными словами, понятие «индивидуальность» отражает не только психологические особенности индивида, но и морфо-физиологические (рост, телосложение, черты лица и т.д.).

Индивидуальность означает нечто большее, чем только положение индивида на шкале вариативности тех или иных признаков и их сочетаний. Индивидуальность выражает уникальность личности. С этой точки зрения правомерны утверждения А. А. Деркача, который подчеркивает, что понятие «тип» не может быть соотносимо с личностью как таковой. Личность не может быть типична. Типичным может быть лишь ее эмпирическое выражение (то или иное ее свойство, качество, состояние). Типичными могут быть субъектные проявления личности. Социальные типы – субъекты, которые сложились в конкретном обществе – показатель развития не только личностей, но и социума (условий активности). Неповторимость, единственность, незаменимость – характеристики личности.

Субъект – личность как деятель. В современной психологической науке существуют две точки зрения на содержание явления и понятия «субъект» («субъектность»).

Первая точка зрения – сущностная: субъект – это форма социальной и жизненной зрелости личности (высшая форма ее развития). Человек рождается вне субъектности и становится субъектом. Главная форма развития личности – это способность быть субъектом. Деградируя, личность теряет свойство быть субъектом (К. А. Абульханова) [3, 32].

Функциональная точка зрения на содержание субъектности: субъект – неотторжимая, атрибутивная характеристика человека. Человек сразу рождается субъектом, это врожденная форма его присутствия в мире – жизнеспособность и социоспособность.

Человек рождается как субъект-агент. Роль направляющего начала играют взрослые люди, прежде всего, родители. По мере развития индивида как личности («Я сам») происходит становление авторского субъекта, субъекта-деятеля. Личность развивается через свою активность-субъектность: способность к жизненному выбору, социальному действию, ответственности за него.

Быть субъектом – значит быть инициатором собственной активности (А. В. Брушлинский). Личность выражает, проверяет, реализует себя через эту субъектность. Возникает интегрированный, когерентный деятель – авторский личность-субъект. Высший уровень экзистенции: личность рассматривает свои роли и характеристики как часть единого Я и переживает качественную целостность своего существования [3, 39].

Но есть виды субъектности (период моратория у подростков и юношей, новые виды деятельности у взрослого человека и т. п.), в которых личность присутствует номинально, «опытно». Она еще не открыла саму себя в этих жизненных проявлениях, и ее идентичность (в рамках данной субъектности) носит «контурный», лишь предполагающий характер. Что-то из этого взаимодействия личности с миром может войти в «Я-опыт», в базовую идентичность. Но в целом это «промежуточное жизнедействие», одна из многочисленных попыток определить (выбрать) себя в мире.

Именно этим идентичность в рамках субъектности отличается от базовой идентичности (самости) личности. В этом взаимодействии (общении с самой собой, своей жизнью) личность выступает как особый субъект по отношению к собственной субъектности (в ее отраженной форме).

Как явление человек имеет два вектора развития, а как понятие – два плана интерпретации: природный и социальный. Позиция соотнесения психологии развития и акмеологии развития в онтогенезе подробно раскрывается в ведущей современной концепции «Акмеология развития» (А. А. Деркач) [4; 5].

Акме – (гр. akme – высшая степень чего-либо, вершина, цветущая сила, совершенство) – первая составная часть сложных слов, соответствующая по значению словам «высшее», «совершенное». В разговорной профессиональной речи употребляется как самостоятельное слово.

Акме человека – феномен достижения человеком вершин своего развития или совершенства деятельности – человеком как видом, индивидом, субъектом деятельности, личностью, индивидуальностью. В данном словосочетании полагается возможность определяемого явления как бесконечного приближения к «акме»; феноменология «акме» полагает реальностью не то, что существует независимо от сознания человека, но то, на что сознание человека направлено.

Акмеология – наука, изучающая феноменологию, закономерности и механизмы осуществления потенциала человека как вида, индивида, личности, субъекта деятельности (в том числе, совокупного, группового), индивидуальности при достижении им наиболее высокого уровня, вершины своего развития на различных его этапах. Движение человека к «акме» может начинаться с самого раннего возраста. Достичь вершин зрелости и совершенства отдельные люди могут уже в подростковом возрасте, однако наибольшую актуальность в современной школе имеет акмеология юношества (учащихся) и взрослых (педагогов, руководителей). Понятие «акмеологии» введено Н. А. Рыбниковым в 1928 г., использовано Б. Г. Ананьевым для классификации наук о развитии человека. Как самостоятельная наука акмеология оформилась и признана официально Высшей Аттестационной Комиссией (ВАК РФ) в начале 90-х гг. XX в [8, 53].

Акмеологический подход к личности вырабатывается в рамках психологической науки с опорой на психологическое определение ее сущности. Однако акмеология рассматривает личность в более широком контексте комплексного подхода к человеку (Б. Г. Ананьев) и философской антропологии (в психологии реализован С. Л. Рубинштейном). Последнее есть философское (в нашем случае философско-психологическое) учение о специфике бытия человека в мире.

Первым основанием при рассмотрении соотношения акмеологического и психологического понимания личности является принцип развития. Акмеологический подход рассматривает развитие на протяжении всей жизни человека, связывает развитие и саму сущность личности с масштабом времени и пространства всего жизненного пути.

Психология рассматривает имманентные свойства личности («внутренние», естественно складывающиеся потребности, возможности, мотивы). Акмеология же руководствуется критериями оптимальности и оптимизации. Она рассматривает не просто наличествующие свойства, а свойства, необходимо востребуемые ситуацией жизни (деятельности). В психологии идут от наличного. Акмеологию интересует соотношение идеального (оптимального) и реального пути достижения личностью оптимума (идеала).

Акмеология осуществляет инверсию (объемно-наглядное «переворачивание») психологического знания. В психологии главный вопрос: что есть психика, личность. В акмеологии главный вопрос: как используется психика; как использует (или не использует – и почему?) личность свои психологические и другие ресурсы в деятельности, в социальной жизни. Акмеологию интересует не структурно-динамический и даже не системно-динамический, а функциональный аспект личностной организации (личность как функциональная система) [5, 47].

Возникает проблема психологического обеспечения деятельности (и жизни в целом) самой личностью. Тем самым центральным понятием для акмеологии становится понятие субъекта (личности как субъекта деятельности и субъекта жизненного пути).

Акмеология стремится выявить оптимальные композиции субъектных свойств личности по трем критериям: эффективности деятельности (жизненного пути); максимальной самореализации личности (ее профессиональной и экзистенциальной удовлетворенности); достижению личностью наивысшего уровня развития (реализации способностей).

В итоге это проблема акме как вершины (системы «вершин» личностных и профессиональных достижений). Акме – это пик – период профессиональной и жизненной продуктивности личности, переживаемый как самореализация своего жизненного замысла (миссии), своего «Я» в пространстве «человек – мир».

Акмеологический комплекс (акмеологический интеграл) работы с личностью включает: наличное состояние (результат диагностики); оптимальное («вершинное») качество – путь к акме (продукт проектирования, моделирования); становление (способ достижения «вершинного» качества – «путь», «алгоритм», «технология») [8, 48].

На основе данного интеграла определяется стратегия необходимой акмеологической работы (акмеологической поддержки) личности-субъекта на следующих уровнях: операционально-внешнем; рефлексивно-внутреннем. Главное в этом процессе – собственная активность личности (самостроительство). Акмеологическая зрелость личности проявляется в сознательном руководстве собственным поведением, т. е. в способности быть адекватным и активным социальным субъектом (самодостаточной, творческой, конкурентоспособной личностью). Способность эта проявляется: в роли личности как интегратора своих психических функций, своих ресурсов (самостороительство своей субъектности); решении личностью внутренних и внешних противоречий в процессе выработки и реализации картины (образа) мира, базовой культуры, мировоззрения, концепции (стратегий) жизни, жизненных ценностей, личного кредо, жизненной позиции, жизненного пути. Главное – переход в поведении от опоры на среду, от внешнего регулирования к опоре на себя (к саморегулированию); к жизненному выбору через самоопределение на основе свободы и ответственности.

В итоге мы имеем акмическую личность. Акмическая личность – личность, ведущей потребностью и доминирующей жизненной задачей которой выступает стремление «быть личностью». И потребность, и способность «быть личностью» у акмеологической (акмической) личности имеют духовную и гражданскую направленность. Акмическая личность фиксирует особое человекомерное начало в свойствах и предметах окружающего мира [8, 53].

Регуляторами жизнедеятельности человека выступают механизмы самоорганизации, самопознания, самосознания, саморазвития, самодвижения, саморегуляции и т.д. На пути к акме разворачиваются такие виды активности, как самополагание, самопотенцирование (самоопосредование), самоопределение, самоактуализация и самовопрошание, самооценка, самореализация (самоутверждение) и т.д. Это в совокупности уже является проявлением культуры, ценностно-смыслового кода поведения и деятельности.

Высшие личностные особенности человека: сознание (социальное мышление); активность (практически действенное, функциональное качество личности); способность к жизненному выбору и ответственности за него (механизм «САМО» – «я сам»); чувство времени (восприятие и организация времени как «пространства и времени» своей жизни); стремление к смыслу (смыслу жизни); ценностно-нравственный поведенческий код (в итоге – склад) личности.

Человек как личность – существо познающее, разумное (оценивающее и интерпретирующее), свободное и выбирающее. Личность всегда находится в экзистенциальной субъектной ситуации: существования и осуществления.

Психологическая «работа личности» включает в себя:

• самоанализ, рефлексию, соотнесение смыслов, ценностей деятельностей (реальности, стоящей за ними) со смыслом и ценностями личностного «Я»;

• психосинтез, «сшивание» (связывание) различных граней «Я-опыта» (активности личности) в единое полотно личной жизни (биографию, жизненный путь);

• психологическую защиту личности от негативных, разрушительных содержаний, если они транслируются той или иной деятельностью (как правило, чужеродная, навязанная извне субъектность);

• духовную работу: духовное самоопределение, выработку ценностно-смыслового кода, нравственного плана личных отношений к миру и людям, постижение своего «Я» как космопланетарного субъекта, расшифровку «Я-образов», выработку «Я-концепции» и т. д. [8, 50].

В. Н. Маркин разделяет понятия личности как субъекта деятельности и понятие личности как высшего единства человека, его самоидентичности.

Личность как субъект деятельности устанавливает связи и отношения в мире, а личность как «Я» (самоидентичность) связывает эти взаимодействия в личностную иерархию. Личность и имманентна деятельности, и трансцендентна ей.

В то же время следует отметить, что работа с «Я-опытом» – это не сортировка, не классификация впечатлений и воспоминаний. Это процесс самоопределения личности, внутренняя работа по выбору самой себя. Результатом обозначенной работы личности выступает не простое увеличение знания о себе, а изменение, развитие, процесс новообразований личности.

Работа личности – внутренняя духовная работа, в результате которой происходит подлинное акмеологическое ее становление.

 

Date: 2015-06-11; view: 609; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.007 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию