Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Методы педагогических исследований





Под методами исследования понимаются способы решения научно-исследовательских задач. Методы педагогического Исследования – это способы изучения педагогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

При проведении педагогического исследования важным условием его планирования является выбор методов из существующего многообразия научного инструментария. Выделяют два основных принципа выбора методов для решения исследовательских задач. Первый принцип – совокупности методов исследования – означает, что для решения любой научной проблемы применяется комплекс методов, которые взаимодополняются и взаимоуточняются. Комплексность применяемых методов позволяет более точно смоделировать в педагогическом исследовании сложную, многомерную педагогичную реальность, исследовать ее закономерности и особенности. Второй принцип – адекватности метода существу изучаемого предмета и тому конкретному продукту, который должен быть получен.

При группировке методов исследования обычно выделяют теоретические, эмпирические и количественные (математические) методы.

Первую группу методов составляют методы теоретического исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов. Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов классиков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогических документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность определить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся научные дискуссии, ка­кие вопросы еще не решены. Работа с литературой предполагает использо­вание таких методов, как:

— составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в связи с исследуемой проблемой);

— реферирование (краткое переложение основного содержания од­ной или нескольких работ по общей тематике);

— конспектирование (выделение главных идей и положений изучаемой работы);

— аннотирование (краткая запись общего содержания книги или статьи);

— цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литературном источнике).

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагогических явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, систематизируя их, можно выявить в них общее и особенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность видеть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоречия педагогического процесса, назревшие или назревающие проблемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, опросные методы (беседа, интервью, анкетирование), эксперимент, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся и педагогической документации.

Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического объекта, процесса или явления. Наблюдение является одним из самых распространенных и доступных методов педагогики. В отличие от житейского научное наблюдения характеризуется следующими признаками: оно предваряется постановкой целей, задач и выработкой схемы (плана) наблюдения; его результаты фиксируются, обрабатываются и сопоставляются с известными, а также перепроверяются с помощью других методов.

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь становит­ся членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выборочным (дискретным), лонгитюдным или ретроспективным. Основные недостатки этого метода заключаются в том, что наблюдение позволяет обнаружить лишь внешние проявления педагогических фактов и на его результаты оказывают влияние личностные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Опросные методы (беседа, интервью и анкетирование) также широко используются в педагогических исследованиях. Они сравнительно просты по организации и универсальны как средства получения данных широкого тематического спектра.

Беседа – диалог исследователя с исследуемым по заранее разработанной программе. Применяется с целью получения необходимой информации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Беседа позволяет выявить отношение, чувства, оценки, намерения и позиции опрашиваемых. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков.

К общим правилам использования беседы относятся: выбор компетентных респондентов; обоснование и сообщение мотивов исследования, соответствующих интересам испытуемых; вариативность задаваемых вопросов. Практикуются открытые и скрытые формы записи хода исследовательской беседы.

Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает заранее намеченные вопросы в определенной последовательности, а ответы от­крыто фиксирует.

Анкетирование как письменный опрос более продуктивно, документально, гибко по возможностям получения и обработки полученных данных. Это метод обычно применяется для массового сбора материала. Анкетирование может быть контактным (при раздаче, заполнении и сборе анкет исследователем при непосредственном его общении с респондента­ми) или заочным (посредством корреспондентских связей). В педагоги­ческих исследованиях применяются три типа анкет: открытая (содержит вопросы без сопровождающих готовых ответов на выбор испытуемого); закрытая (на каждый вопрос даются готовые варианты ответов) и смешанная (содержит элементы первых двух). Обработка полученных в результате анкетирования данных может проходить вручную или с применением программных и технических средств.

Результативность опросных методов во многом зависит от содержания и структуры задаваемых вопросов, а при очной форме – и от возникшего контакта между участниками.

Особую роль в педагогических исследованиях играет эксперимент – исследовательская деятельность с целью изучения причинно-следствен­ных связей педагогических явлений, которая предполагает опытное моделирование педагогического явления и возможность воздействия исследователя на педагогический процесс. В эксперименте обычно выделяют следующие этапы:

— теоретический (формулировка проблемы, определение цели, объекта, предмета исследования, его задач и гипотез);

— методический (разработка методики исследования – его плана, программы, методов обработки полученных результатов, критериев оцен­ки эффективности);

— собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция);

— аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование выводов и практических рекомендаций).

Научной гипотезе, то есть предположению, проверяющемуся опыт­ным путем, принадлежит определяющая роль. Исследование гипотезы – это форма перехода от наблюдения явлений к раскрытию закономернос­тей их возникновения и развития.

Педагогический эксперимент может охватывать группу учеников, класс, школу или несколько школ. Осуществляются и очень широкие региональные эксперименты. Экспериментальные исследования могут быть краткосрочными или длительными – в зависимости от целей и задач.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленная организация экспериментом для оп­тимизации методов, форм и содержания образования). Преобразующий эксперимент требует наличия контрольных групп, которые необходимы для сравнения с экспериментальными. Особое место в педагогических ис­следованиях занимает естественный эксперимент, основной характерис­тикой которого является создание в ходе экспериментальной проверки на­учной гипотезы преимущественно таких педагогических ситуаций, кото­рые не нарушают привычного хода деятельности учащихся и учителей, то есть носят естественный характер.

Надежность экспериментальных выводов напрямую зависит от соблюдения условий эксперимента. Все факторы, кроме проверяемых, должны быть тщательно уравнены в экспериментальной и контрольной группах. Однако соблюсти это правило на практике очень трудно из-за большого количества факторов, влияющих на эффективность педагогического процесса. Кроме того, реальные педагогические явления характеризуются неповторимостью и необратимостью. При повторном педагогическом эксперименте исследователь имеет дело уже с другим «материалом», да и условия эксперимента почти никогда не удается соблюсти прежними. В результате проведенной ранее работы характеристики используемых Данных (обученности, воспитанности) изменяются необратимо. Поэтому «чистый» эксперимент в педагогике (в отличие от, например, химии или физики) невозможен, как бы тщательно он ни был спланирован и осущес­твлен. Выводы же педагогического эксперимента формулируются с учетом относительности условий в усредненной, обобщенной форме. Объективации выводов способствует расширение выборки, а при обобщении полученных данных крайние отклонения обычно отсекаются и заменяются спокойной массовидной тенденцией (И. П. Подласый).

Тестирование – заимствованный из психологии метод исследования, предполагающий выполнение испытуемыми одинаковых для всех заданий в строго контролируемых условиях. Педагогическое тестирование позволяет объективно измерять характеристики и результаты обучения, воспитания и развития учащихся, определять параметры педагогического процесса.

В современной педагогической практике широко применяются тесты достижений (успеваемости), выявляющие степень усвоения знаний и уме­ний по всем учебным предметам. В последние годы такие тесты стали ак­тивно использоваться и в высшей школе (особенно для проверки знаний при обучении на заочных отделениях, при дистантном обучении и в экс­тернате). От других способов обследования тестирование отличается стандартизированностью, формализованностью, точностью, простотой, доступностью и возможностью автоматизации.

Социометрия – метод изучения групповой дифференциации – позволяет измерять и анализировать скрытые межличностные отношения в коллективе, где партнеры знают друг друга. Пришедший в педагогику из социальной психологии социометрический метод позволяет получать информацию о роли, статусе, позиции каждого члена учебного или педагогического коллектива, выявлять внутриколлективные группировки и их лидеров. Метод позволяет делать «срезы», характеризующие различные стадии формирования отношений в группе, изучать динамику таких отно­шений и возможность целенаправленного влияния на них.

Метод изучения продуктов деятельности учащихся (письменных, графических, контрольных и творческих работ) может дать информацию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях, личностных каче­ствах и отношении к учебному процессу.

Метод изучения педагогической документации (классных журналов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт, календарных и поурочных планов учителей) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса, и позволяет обнаружить статистические зависимости между его компонентами.

В педагогике для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают надежность выводов, дают основания для теоретических обобщений. Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация (выявление определенного качества в группе и подсчет количества по его наличию или отсутствию), ранжирование (расположение собранных данных в порядке убывания или нарастания зафиксированных показателей) и шкалирование (присвоение цифровых показателей исследуемым характеристикам для достижения большей определенности). С помощью статистических методов определяются тенденции в изучаемом явлении, величину отклонений, коэффициенты корреляций и др. Эти методы позволяют установить количественные зависимости между изучаемыми явлениями, которые в дальнейшем дополняются качественным анализом.

Рассмотренные методы являются наиболее распространенными в педагогических исследованиях. Реже используются заимствованные из других наук методы: контент-анализа, моделирования, рейтинга, документального анализа, репертуарной решетки и др. При этом главным остается методическая комплексность в изучении любого педагогического явления.

Основные понятия педагогики

Сложная многоуровневая структура методология педагогической на­уки и ее принадлежность к гуманитарной области человеческого знания детерминируют комплексность понятийного аппарата педагогики. Так, для описания феноменологии и закономерностей педагогического про­цесса педагогическая наука использует необходимые ей заимствованные из других наук категории (в первую очередь к таким наукам относятся философия, психология и социология), а также собственно педагогичес­кие понятия.

К числу основных заимствованных понятий относятся, прежде всего, категории личности, развития и социализации. Не занимаясь специально исследованием этих феноменов общественного развития, педагогика, тем не менее, не может обойтись без использования их для анализа собственно­го предмета науки. Коротко рассмотрим эти категории.

Личность – феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием.

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практи­ки была и остается проблема личности и ее развития в специально организованных условиях. Эта проблема является общегуманитарной, ее рассматривают философия, социология, возрастная и педагогическая психо­логия и др. Педагогика, изучающая процесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влияния на личность различных социальных факторов. Поэтому педагогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного раз­вития личности в процессе обучения и воспитания.

Авторы различных концепций обучения и воспитания определили структуру и содержание педагогического процесса, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изучения проблемы личности, как правило, находится поиск соотношения природных (биологических, генетических) и социальных факторов, влияющих на ее разви­тие и формирование.

Представители тех психологических направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему природными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, подавляются или замешаются. Представители социологических подходов считают, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Для современного этапа развития отечественной психологии и педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, сложно­го, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе. Личность, по определению Л. С. Выготского, это целостная психическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь это творческое освоение общественного опыта и включение человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, то есть личность существует, проявляется и формируется в деятельности и общении.

Развитие – это понятие в самом общем виде определяется как объективный процесс и результат внутреннего последовательного количествен­ного и качественного изменения человека.

В определении сущности развития и развития личности, в частности, также существуют различные подходы. Общими характеристиками разви­тия являются: необратимость, прогресс – регресс, неравномерность, сох­ранение предыдущего в новом, единство изменения и сохранения (Л. И. Анциферова). То есть развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят и количественные изменения, и качественные преобразования. Развитие личности осуществляется под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. К основным факторам развития относят наследственность, социальную макро- и микросреду, материально-экономические условия жизни, воспитание и самовоспитание.

Развитие личности – сложнейший, непрерывный процесс объектив­ной действительности. Для его изучения современная наука пошла по пу­ти дифференцирования составных компонентов развития, выделяя в нем физическую, психическую, социальную, духовную и другие стороны. В этом плане педагогика изучает преимущественно проблемы духовного развития человека во взаимосвязи со всеми другими сторонами этого про­цесса.

Движущими силами процесса развития выступают возникающие противоречия, которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению В. А. Крутецкого, относятся противоречия между: новыми потребностями и возможностями их удовлетворения; возросшими возможностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности; растущими социальными требованиями и наличным уровнем развития личности. Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они проявляются.

Понимание развития тесно связано с такими понятиями, как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает возможности личностного развития и пути его оптимизации в образовательном процессе.

Социализация – процесс вхождения человека в общество, в культуру своей или чужой страны. Изучение этого процесса имеет достаточно длительную историю и интересует представителей разных научных областей – психологии, этнографии, культурологи, социологии, педагогии.

На современном этапе развития гуманитарных областей человеческого познания можно выделить три больших группы определений социализации и соответственно три аспекта проблемы взаимоотношения человека и общества: культурантропологический, социологический и психологический.

С точки зрения культурантропологии социализация рассматривается как процесс передачи культурного наследия, процесс овладения культурой, социально значимыми ценностями, нормами, образцами поведения. Однако при этом человек, на которого оказываются культурные воздей­ствия, рассматривается в данном подходе как пассивный потребитель культуры.

Большинство современных социологических исследований основываются на понимании социализации как части процесса становления личности, в ходе которой формируются наиболее общие, распространенные, устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально-организованной деятельности, которая регулируется ролевой структурой общества.

Характерной особенностью психологического подхода является приоритетное рассмотрение индивидуального своеобразия личности в процессе освоения социального пространства, то, как человек отбирает для себя представленные обществом образцы поведения. С точки зрения современной психологии социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом норм, идеалов, ценностных ориентации, установок и правил поведения, значимых для его социального окружения, осуществляемый в общении и деятельности.

Перейдем к рассмотрению собственно педагогических понятий. К их числу в первую очередь относятся: воспитание, обучение, образование, педагогическая деятельность, педагогический процесс.

Воспитание – основное, родовое понятие педагогики, где оно используется в широком и узком социальном смысле, а также широком и узком педагогическом значении. В широком социальном смысле это передача накопленного опыта (знаний, умений, норм) от старших поколений к младшим, включающая в себя воздействие на личность общества в целом. В узком социальном смысле воспитание – это направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов (системы образования, семьи, церкви, СМИ и др.) с целью формирования у него определенных знаний, взглядов, убеждений, ценностей и личностных качеств.

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. В узком педагогическом смысле воспитание – это процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач (И. П. Подласый).

Направленность воспитания проявляется в трех аспектах – целенаправленное формирование отношения к окружающему, мировоззрения и поведения. Критериями эффективности воспитания является соответ­ствие индивида требованиям общечеловеческих, правовых и моральных, природных и культурных норм поведения.

Педагогика исследует сущность воспитания, его закономерности, тенденции и перспективы развития, разрабатывает теории и технологии воспитания, определяет его принципы, содержание и методы.

В качестве объективных механизмов воспитательного взаимодействия взрослых с подрастающим поколением всегда выступали непосредственное общение, деятельность и порождаемые ими взаимоотношения (Б. Т. Лихачев). Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов – индивидуальных (конкретные люди), групповых (микрогруппы и коллективы) и социаль­ных институтов воспитания. Взаимодействие в процессе воспитания представляет собой обмен между его участниками информацией, типами и способами деятельности, ценностными ориентациями, социальными установками, отбор и усвоение которых имеет добровольный и избирательный характер. Поэтому воспитуемый выступает как активный субъект этого процесса, обладающий своим жизненным опытом и мировоззренческими ценностями.

Обучение, как и воспитание, направлено на развитие личности. Но в обучении эта направленность реализуется посредством организации усвоения обучающимся научных знаний и способов деятельности. Обучение имеет две взаимообусловленные стороны: преподавание (трансляция системы знаний и способов их освоения и применения) и учение (усвоение передаваемого опыта посредством его восприятия, осмысления, преобразования и использования).

Основу обучения составляют знания, умения и навыки (ЗУН). Знания – это отражение человеком объективной реальности в форме научных фактов, представлений и понятий. Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять теоретические и практические действия на осно­ве усвоенных знаний и жизненного опыта. Навыки – элементы практи­ческой деятельности, проявляющиеся в автоматизированном выполнении определенных действий.

В реальной образовательной практике процессы обучения и воспита­ния неразрывно связаны. Это обнаруживается уже на этапе формулировки целей этих процессов.

Цели обучения и воспитания – это система требований общества к формированию таких качеств личности, которые позволили бы ей самостоятельно включиться в нужные обществу социальную деятельность и социальные отношения. Педагогический интерпретированный социальный заказ выступает в роли критерия эффективности, способа отбора и поиска оптимальных средств, позволяет определить функции школы и других социальных институтов, формирующих личность в целостной социальной системе обучения и воспитания.

Цели обучения и воспитания – движущие силы развития не только практики образования, но и педагогической науки. В том случае, когда реальный результат учебно-воспитательного процесса не соответствует заданному социальному эталону, педагогическая наука ищет пути и средства повышения эффективности и качества функционирования образователь­ного процесса.

Образование – это система, процесс и результат усвоения человеком знаний, умений и навыков, формирование определенного уровня интеллектуального и эмоционального развития, мировоззрения и познавательных интересов.

Различают внешние и внутренние цели образования. Внешняя цель образования как государственно-общественного института состоит в жизнеобеспечении общества в конкретно-исторических условиях, в развитии производства и культуры, в укреплении гражданского статуса отношений и морально-правовых устоев членов общества. Внутренняя целевая направленность образования заключается в развитии всех психических процессов и сущностных сил личности.

Содержание образования представляет собой комплекс специальным образом отобранных, социально значимых и необходимых знаний, умений и навыков, усвоение которых необходимо для формирования личности и эффективного включения ее в жизнь общества. Объем и направленность содержания образования регулируются Государственным стандартом образования.

Целесообразные и оптимальные этапы и способы достижения выдвинутых целей образования фиксируются в виде педагогических технологий (или технологий образования). Педагогическая технология – это последовательная взаимообусловленная система действий педагога, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения и осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения раз­личных педагогических задач: структурирование и конкретизация целей педагогического процесса; преобразование содержания в учебный материал; анализ межпредметных и внутрипредметных связей; выбор методов, средств и форм педагогического процесса.

Главные критерии образованности – системность знаний и системность мышления, которые проявляются в том, что человек способен самостоятельно восстановить недостающие звенья в системе знаний с помощью логических рассуждений. («Образование есть то, что остается, когда выученное забывается».)

Система образования имеет следующие основные звенья: систему дошкольного воспитания, общеобразовательную школу, профессиональ­но-техническое образование, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование, систему повышения квалификации и переподготовки кадров.

Как социально обусловленная система образование имеет следующие основные элементы в своей структуре: учебно-воспитательные учрежде­ния, социальные общности (педагоги и обучающиеся), учебный процесс как вид деятельности. Эти элементы, их состав и взаимодействие опреде­ляют построение педагогического процесса.

В настоящее время активно осуществляется поиск путей оптимизации образовательного процесса. Это обусловлено не только естественным развитием педагогической науки, которой, как любой области человеческой деятельности, присуще постоянное стремление к прогрессу, но и назрев­шим кризисом существующей системы образования.

Педагогическая деятельность – центральная видовая категория педагогики. Определяется как особый вид социальной (профессиональной) деятельности, которая направлена на реализацию целей образования. Педагогическая деятельность представляет собой сознательное, научно обоснованное, целенаправленное, систематически и планомерно организуемое воздействие на детей, взаимодействие с ними, которое должно привести к заранее предполагаемому результату, отвечающему социально­му заказу, выраженному в форме эталона личности.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, которые осуществляются в целостном педагогическом процессе, являются обучение и воспитание. Обучение, осуществляемое в рамках любой организационной формы, а не только урока, имеет обычно жесткие временные ограничения, строго определенную цель и варианты способов ее достижения. Важным критерием эффективности обучения является достижение учебной цели. Воспитательная работа также осуществляется в рамках любой организационной формы, но не преследует прямого достижения цели, так как эта цель не достижима в ограниченные временными рамками сроки. В воспитательной работе можно предусмотреть лишь последовательное решение конкретных задач, ориентированных на цель. Важным критерием эффективного решения воспитательных задач являются позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в отношениях, эмоциональных реакциях и поведении.

В структуре педагогической деятельности можно выделить три взаимосвязанных компонента (Н. В. Кузьмина):

— конструктивная деятельность – конструктивно содержательная (отбор и сочетание учебного материала, планирование и построение педагогического процесса); конструктивно-оперативная (планирование своих

действий и действий учащихся) и конструктивно-материальная (проекти­рование учебно-материальной базы педагогического процесса);

— организаторская деятельность – выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности и организацию совместной деятельности;

— коммуникативная деятельность – установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, другими педагога­ми, представителями общественных организаций, родителями.

Для эффективного осуществления педагогической деятельности педагогу необходимо владение общей и педагогической культурой, навыками социального взаимодействия, педагогическими знаниями и умениями. Кроме того, успешность профессиональной деятельности педагога определяется наличием педагогических способностей и направленности, а также определенных личностных качеств (эмпатии, рефлексивности, коммуникабельности, ответственности, организованности и др.).

Педагогический процесс – это движение от целей образования к его ре­зультатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Важнейшей характеристикой педагогического процесса является его целостность, которая может быть рассмотрена с позиций системного подхода, позволяющего увидеть всю педагогическую систему (Ю. К. Бабанский). Системообразующим фактором педагогического процесса выступает его цель. Целостность — синтетическое качество педагогического процес­са, характеризующее высший уровень его развития, результат стимулиру­ющих сознательных действий участвующих в нем субъектов.

Педагогический процесс представляет собой специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников (педагогическое взаимодействие) по поводу содержания образования с использованием средств обучения и воспитания (педагогических средств) с целью решения задач образования, направленных как на удовлетворение потребностей общества, так и самой личности.

Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе эта смена является результатом педагогического взаимодействия, которое в отличие от другого взаимодействия представляет собой преднамеренный контакт педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении и деятельности.

Педагогическое взаимодействие всегда имеет два взаимообусловленных компонента – педагогическое воздействие и ответную реакцию воспитанника. Воздействия могут быть прямые и косвенные, различаться по направленности, содержанию и формам предъявления. Доказано, что эффект педагогического воздействия в равной мере зависит от двух факторов: от содержания и динамики самого воздействия, от активности, содержательных и динамических особенностей обучаемого. С. Л. Рубинштейн отмечал, что в формирующейся личности многое так или иначе внешне обусловлено, но ничто в ее развитии не выводимо непосредственно из внешних воздействий. Внешние причины всегда действуют через посредство внутренних условий. К внутренним условиям, например, принято относить задатки способностей, индивидуально-типологические свойства нервной системы, конституциональные особенности и т. п.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи, которая позволяет педагогу своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. Ответные реакции воспитанников проявляются в разнообразных формах (активное или пассивное восприятие и переработка информации, игнорирование или противодействие, эмоциональные переживания и безразличие и т. п.).

Основной единицей педагогического процесса является педагогичес­кая задача. Это ситуация воспитания и обучения, характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью. Педагогическая задача – это педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Принято различать задачи разного класса, типа и уровня сложности, но все они имеют общее свойство – являются задачами социального управления, и их решение предполагает прохождение следующих этапов: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; проектирование вариантов решения и выбор оптимального для данных условий; осуществление плана решения задачи на практике, включая организацию взаимодействия, регулирование и корректирование педагогического процесса; анализ результатов решения.

Date: 2015-06-11; view: 639; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию