Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Особенности общения и психосоциального развития в юности





Юношество, возможно – последний возраст расширения круга общения, поэтому пик межличностного общения приходится на него, хотя дружеские связи, установившиеся в юности, не всегда сохраняются в последующей жизни, способность к ним формируется в данный период онтогенеза. Взрослые люди, страдаю­щие от отсутствия такой способности, могут продолжать жить в изоляции либо колебаться от позиции почти полного слияния с человеком до резкого, ничем не мотивированного удаления от него, сопровождаемого немотивированными конфликтами.

По мнению Э. Эриксона [12], особой формой интимности является генитальность как условие развития и достижения полной зрелости. Генитальная зрелость предполагает превращение эгоцентрических сексуальных интересов в стремление к гармонии с партнером. Сексуальный контакт становится не полем битвы при наличии победителя и побежденного, а возможностью полного равновесия и слияния двух начал – мужского и женского. Возможная изоляция связана с неспособностью к любви как разделению идентичности.

Особую значимость сохраняет в юности общение с родителями. Это период завершения процесса отделения молодого человека от семьи: происходит не только эмоциональное подростковое, но и реальное отделение, необходимое для осуществления своей индивидуальной взрослой жизни. Для юношей и девушек характерны процесс обособления и временного отстранение от семьи, после которого эмоциональный контакт восстанавливается на более высоком уровне, и отношения становятся партнерскими, в которых обе стороны помогают друг другу в процессе собственного развития. Однако к процессу реального отделения от семьи не всегда готовы как сам молодой человек, так и его семья. Затруднить процесс обособления может неразрешенность основных задач юности: формирования социальной зрелости и личностного самоопределения. Чаще основное сопротивление оказывает семья, которая не может сохранить свою целостность, отпустив молодого человека. В особо трудной ситуации оказывается молодой человек, выросший в неполной семье, поскольку его отделение может во многом лишить мать смысла ее существования. Труднее может происходить отделение у младших детей, если родители болезненно переживали отделение старшего.

Выделяют три основных варианта неконструктивного отделения (по [7, 94]). Первый – отделение, сопровождающееся полным эмоциональным разрывом и формализацией отношений, второй – сохранение личностной несамостоятельности и слияния с родительской семьей, при этом можно предположить будущие трудности внутрисемейных отношений и конфликты между одним или обоими родителями взрослого ребенка и его (ее) женой (мужем). Третий вариант – установление амбивалентных отношений, при котором применима схема: отделение, появление вследствие него чувства вины, возвращение в семью, появление чувства гнева, отделение и т. д.

Помимо завершения процесса отделения от семьи, в период юности происходит осознание старения родителей, являющееся прообразом собственного старения, что может вызвать сильные эмоциональные реакции. Кроме того, происходит понимание сути жизни родителей, их ошибок и достижений.

Как отмечалось ранее, важнейшими задачами возраста становится социальные: приобретение профессии, достижение определенного социального статуса, создание семьи. Рассмотрим два аспекта психосоциального развития: развитие «Я» как члена семьи и развитие «Я» как профессионала [7, 97 – 99].

Развитие «Я» как члена семьи взаимосвязано с социально-историческим изменением ее функций, структуры, ролевого поведения членов семьи. Общеизвестно, что в юности, как правило, закладываются основы для формирования параметров выбора партнера, особенностей идентичности индивида как члена семейной или не оформленной юридически, но устойчивой пары. Этой проблеме посвящено много исследований, имеющих различные методологические основания. На выбор партнера довольно часто влияют неосознаваемые им­пульсы, что впоследствии может породить супружеские конфликты. Распространенный динамический подход в супружеской терапии основан на изучении влияния прошлого, преимущественно детского опыта супругов. Помимо образования пары и развития «Я» как чле­на семьи в конце юности иногда происходит переход к новой социальной роли – родителя, что не только из­меняет социальный статус, требует выполнения новых ролей и обязанностей, меняет структуру семьи, но и вызывает изменения идентичности у молодых родителей.

Профессиональное самоопределение можно рассматривать в двух планах: как ориентацию на опреде­ленные виды и характер труда или как стремление к определенному статусу и месту в системе социальных отношений. Если понимать профессиональное самоопределение как процесс, протекающий в течение некото­рого времени, то в нем условно можно выделить два этапа, приходящиеся на юношеский возраст: выбор профессии и первоначальное профессиональное становление.

Этап выбора профессии начинается с принятия мо­лодым человеком решения работать по той или иной специальности, при этом выбранная профессия далеко не всегда соответствует полученному образованию. Педагогам высшей школы следует знать, что на выбор профессии всего влияют родители, черты личности самого человека и его стремление к самоактуализации.

Этап выбора профессии сменяется этапом профессионального становления в начале трудовой деятельности. Если на предыдущем этапе шло выстраивание ценностных аспектов «профессионального Я», то теперь идет выстраивание его на деятельностном уровне, что сопровождается накоплением первоначальных профессиональных умений. Этап профессионального становления можно назвать исследовательским, поскольку идет активное экспериментирование формами, а зачастую и местами профессиональной деятельности, и через них осуществляется исследование различных сторон своего «Я», углубление самопознания.

Поиск своего места как важная задача личностного развития в период юности переживается молодыми людьми особо остро и носит характер кризиса, бегство от которого задерживает развитие человека. Группе поддержки, в качестве которой должны в идеале выступать, наравне с близкими людьми и педагоги, должно быть известно, что молодые люди, достойно принимающие кризис в переломный момент жизни, обычно становятся сильнее и способны управлять своей судьбой.

Кризисным моментом этого периода, по мнению К. Юнга, является столкновение человека с требованиями реальной жизни, которые не всегда соответствуют его собственным представлениям о ней. Иллюзии, контрастирующие с действительностью, стимулируют наступление проблем, что часто связано с нереальными ожиданиями, с недооценкой внешних трудностей, с необоснованным оптимизмом или, наоборот, негативизмом. Молодой человек начинает постепенно осознавать, что мир – это не только счастье и удовольствие. Нередко молодой человек долго продолжает удерживать детскую позицию, ожидая, что все придет к нему само собой в полном соответствии с желаниями.

В юности нужно научиться принимать свою индивидуальность, нести ответственность за выборы и решения. Если человек не ставил перед собой главных вопросов в юности и не нашел на них ответов, то он подвергается опасности навечно остаться в подростковом возрасте, и его самооценка впоследствии будет основываться на мнении общества или на противостоянии всему миру.

Нередко страхи и волнения концентрируются вокруг размышлений о смысле собственной жизни. Иногда у молодых людей появляются сильный страх взросления, желание снова стать маленьким, уйти от проблем, взвалить их на плечи другого человека. Страх взросления может повлечь за собой психосоматические проявления.

Как отмечал Э. Эриксон [12], формы идентичности пластичны и имеют возрастную динамику. Кризис идентичности проявляется на всех стадиях возрастного развития, в том числе и в молодости, а, поскольку молодые люди часто пребывают в состоянии неустойчиво­й идентичности в процессе ее формирования, они часто испытывают со­мнения в своем тождестве самому себе. Следует подчеркнуть, что, согласно Э. Эриксону, для кризиса идентичности нормален и, более того, необходим пери­од так называемой спутанности идентичности, т.е. по­тери ориентиров в самом себе, результатом кризиса идентичности в юности является приобретение взрос­лой идентичности.

Кризис идентичности в молодости дополняется или последовательно сменяется кризисом интимности, межличностные отношения могут при этом стать сте­реотипными, а человек – оказаться в состоянии психологической изоляции. Так как значение чувства одиночества в этот период велико для развития личности, стоит избегать фактического одино­чества и быть доступными для контакта в любой момент времени. Гипотетически в период острого ощущения одиночества происходит окончательное оформление внутреннего мира человека. Если открытие внутреннего мира совершается в подростковом перио­де, то в юности происходят его изучение, оценка богатства содержания, обучение жизни в нем и укрепление для наступления возможности впустить в него других людей без опасности потери.

В заключении следует отметить, что на протекание юношеского кризиса влияют итоги развития подросткового периода. В случае неблагоприятного протекания предшествующих возрастных этапов кризис будет переживаться наиболее остро. Именно в подобных случаях юношам по­требуется психологическая поддержка, поскольку при­дется решать проблемы двух и более кризисов одновременно.

 

Ниже - Педагогика и психология высшей школы: уч. пособие / Отв. ред. М.В. Буланова-Топоркова. – Ростов н /Д: Феникс, 2002. – 544 с.

Date: 2015-06-11; view: 676; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.005 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию