Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Семь миллионов комбинаций
Диса с Йоной сидели друг напротив друга за столиком в зале «Мосебакке Этаблисман».[42] Солнечный свет широким потоком лился в зал через огромные окна, выходящие на Старый город, Шеппсхольмен[43] и искрящуюся воду. Салака с картофельным пюре и протертая с сахаром брусника уже были съедены, и теперь на столе стояли кружки с некрепким пивом. На небольшой эстраде сидел за черным роялем Роналд Браутигам, а Изабель ван Кёлен подняла правый локоть – смычок заканчивал движение по струнам. Мелодия взвилась, звуки скрипки задрожали, дождались фортепианной партии, и пьеса закончилась громко, переливчато. После концерта Йона с Дисой вышли из ресторана на площадь и остановились. – Так что там с Паганини? – спросила Диса и поправила комиссару воротничок. – Ты опять говорил о Паганини. Йона мягко поймал ее руку. – Я просто хотел встретиться с тобой… – Чтобы мы опять поругались из-за того, что ты не принимаешь лекарство? – Нет, – серьезно ответил Йона. – А ты пьешь таблетки? – Скоро начну. – В голосе Йоны прозвучало нетерпение. Диса ничего не сказала, просто посмотрела на него светло-зелеными глазами. Потом глубоко вздохнула и предложила: – Давай пройдемся. Концерт был дивный. Музыка сливалась со светом, да так плавно. Я думала, что Паганини обычно играют… знаешь, с акробатической ловкостью и быстро… Как-то я слушала «Каприс номер пять» в Грёна-Лунд, играл Ингви Мальмстин. Взявшись за руки, они прошли по набережной Слюссен и спустились к набережной Шеппсбрун. Йона спросил: – Как по-твоему, можно по расположению пальцев на скрипке определить пьесу? – В смысле – не слыша, что играют? – По фотографии. – Примерно можно, я думаю… зависит от того, насколько хорош музыкант. – А насколько точно можно определить? – Если это важно, я могу спросить Кая. – Кая? – Кая Самюэльссона, музыковеда. Я ходила с ним в школу вождения, но вообще знаю его через папу. – Можешь позвонить прямо сейчас? – Ладно. – Диса приподняла бровь. – Значит, ты хочешь, чтобы я позвонила ему прямо сейчас? – Да. Диса выпустила его руку, взяла телефон, полистала список контактов и позвонила профессору. – Это Диса, – улыбаясь сказала она. – Я звоню посреди обеда? Йона услышал оживленный мужской голос. После дежурной болтовни Диса спросила: – Послушайте, у меня есть хороший друг, и он просил меня задать вам один вопрос. Она посмеялась какой-то шутке, а потом перешла к делу: – Можно ли определить, какие ноты играет скрипач… нет-нет… я хочу сказать – по положению пальцев. Диса слушала ответ, наморщив лоб. Откуда-то из переулков Старого города донесся марш. – Хорошо. Кай, знаете что, пусть лучше он сам поговорит с вами. И Диса молча протянула телефон Йоне. – Йона Линна. – О котором Диса столько рассказывает, – весело подхватил Кай Самюэльссон. – У скрипки всего четыре струны, – начал комиссар. – Вероятно, на них можно сыграть не так много нот… – Что значит «сыграть»? – поинтересовался профессор. – Самый низкий звук – на неприжатой струне соль, – спокойно сказал комиссар. – А есть ведь и самый высокий звук… – Верно, – перебил профессор. – Французский ученый Мерсенн издал в 1636 году книгу «Универсальная гармония». В этой работе он пишет, что лучшие скрипачи способны сыграть на неприжатой струне почти октаву. Это означает, что диапазон возрастает от соль малой октавы до ми третьей октавы… что дает нам в общей сложности тридцать четыре звука на хроматической шкале. – Тридцать четыре звука, – повторил Йона. – Но если мы перейдем к музыке более близкой к нашему времени, – оживленно продолжил Самюэльссон, – то исполнение на неприжатой струне расширилось за счет новой аппликатуры… и еще при наших подсчетах следует учесть, что теперь скрипач может добраться до ля третьей октавы, так что хроматическая шкала разрастается до тридцати девяти звуков. – Продолжайте, – попросил комиссар. Диса остановилась возле галереи, в витрине которой было выставлено несколько разрозненных неясных картин. – А когда Рихард Штраус в 1904 году пересмотрел берлиозовский трактат об инструментовке, для оркестрового скрипача стала считаться максимально возможной четвертая октава. То есть сорок девять звуков. Кай Самюэльссон посмеялся в трубку над выжидательным молчанием Йоны. – До верхней границы очень далеко, – пояснил он. – К тому же сюда надо прибавить еще целый регистр флажолетов и четвертьтонов. Комиссар с Дисой прошли мимо новенькой ладьи викингов у Дворцового причала и приближались к Королевскому саду. – А на виолончели? – нетерпеливо перебил Йона. – Пятьдесят восемь. Диса нетерпеливо глянула на него и указала на кафе под открытым небом. – Меня интересует вот что. Если вы посмотрите на достаточно четкую фотографию четырех музыкантов, две скрипки, альт и виолончель, – продолжал комиссар, – сможете ли вы только по положению пальцев на струнах и шейках инструментов определить, что именно они исполняют? Самюэльссон без раздумий отозвался: – Это может быть что угодно, вариантов – не одна тысяча… Диса пожала плечами и пошла дальше, не глядя на Йону. – Семь миллионов комбинаций, – уточнил Самюэльссон, подумав. – Семь миллионов, – повторил Йона. Самюэльссон снова замолчал. – Но на фотографии, о которой я говорю, – Йона продолжал гнуть свое, – отчетливо видны пальцы и струны, так что огромное количество комбинаций можно исключить… – Давайте я взгляну на эту вашу фотографию, – сказал профессор. – Но я не собираюсь угадывать ноты. – А что же… – А теперь представьте себе, Йона Линна, – радостно говорил Самюэльссон, – представьте себе, что вам удалось установить примерную комбинацию нот. Как вы собираетесь искать их среди тысяч струнных квартетов Бетховена, Шуберта, Моцарта… – Видимо, это невозможно. – Если серьезно – то да, невозможно. Йона сказал «спасибо» и закончил разговор. Диса ждала, сидя на бордюре фонтана. Он сел рядом, и Диса потерлась щекой о его плечо. Обнимая ее, Йона вдруг вспомнил слова, которые Роберт Риссен сказал о брате: «Если даже Аксель не сумел, то, думаю, это вообще невозможно».
Date: 2015-07-10; view: 363; Нарушение авторских прав |