Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Загадка
Йона быстро шагал вверх по Брагевеген. Со стороны Немецкой школы доносились детский смех и крики. Комиссар позвонил в дверь Акселя и услышал, как звонок мелодично отозвался где-то в глубине дома. Йона немного подождал, а потом решил обойти дом кругом. Вдруг послышался неприятный пронзительный визг. Звук струнного инструмента. В тени оливкового дерева, на мраморных плитах террасы стояла девочка со скрипкой. Девочке было лет пятнадцать. Очень коротко стриженные волосы, руки в татуировках. Возле девочки стоял Аксель Риссен; он кивал и с интересом слушал, как она возит смычком по струнам. Похоже, девочка взяла скрипку в руки в первый раз. Может быть, это дочка Акселя или внучка – Аксель не отрываясь смотрел на нее с нежной заинтересованностью. Смычок косо прошел по струнам, послышался тягучий визг. – Очень жестко, – объявила девочка, видимо, поясняя, отчего вышло так неблагозвучно. Она улыбнулась и осторожно вернула скрипку Акселю. – Игра на скрипке требует слуха, – ласково сказал Аксель. – Прислушиваешься, слышишь музыку внутри себя и просто делаешь так, чтобы она зазвучала вовне. Он положил скрипку на плечо и заиграл вступление к «Сегидилье» из «Кармен», прервался и стал показывать девочке скрипку. – Сейчас я натяну струны не очень тщательно, вот так и вот так, – сказал он и принялся крутить колки. – Зачем? – Теперь скрипка расстроена, – пояснил Аксель. – И если бы я просто упражнялся, разучивал аппликатуру – так же, как я играл только что, – оно звучало бы вот так. Он снова заиграл «Сегидилью». Звук был чудовищный, почти невыносимый. – Прекрасно, – рассмеялась девочка. – Но если послушать струны, – сказал он и нажал струну «ми», – слышишь? Низковато, но это неважно, это можно исправить, если взять звук повыше на грифе. Аксель положил скрипку на плечо и опять заиграл вступление на ненастроенной скрипке, странно прижимая струны пальцами – и совершенно чисто. «Сегидилья» вдруг зазвучала превосходно. – Ты колдун, – засмеялась девочка и захлопала в ладоши. Комиссар поздоровался и пожал руку сначала Акселю, потом девочке. Он смотрел на Акселя и на ненастроенную скрипку, которую тот держал в руках. – Впечатляет. Аксель проследил за его взглядом и покачал головой. – Я не играл тридцать четыре года, – сказал он странным голосом. – Вы ему верите? – спросил Йона девочку. Та кивнула и загадочно ответила: – Разве вы не видите свет? – Беверли! – предостерегающе произнес Аксель. Девочка с улыбкой взглянула на него и скрылась между деревьями. Комиссар кивнул Акселю: – Мне нужно поговорить с вами. – Прошу прощения, что я так внезапно пропал. – Аксель стал настраивать скрипку. – Мне пришлось срочно уехать по делу. – Ничего страшного. Я просто заехал к вам еще раз. Аксель не отрываясь смотрел на девочку, которая рвала на тенистой лужайке какие-то невзрачные цветы. – Дома есть ваза? – спросила она. – На кухне. Девочка унесла в дом свой букетик – отцветшие одуванчики, белые шарики семян. – Ее любимые цветы, – сказал Аксель и прислушался к струне «соль», подкрутил колок и отложил скрипку на мозаичный столик. – Взгляните, пожалуйста, вот на это, – попросил Йона, доставая фотографию. Они сели за стол. Аксель вытащил из нагрудного кармана очки и принялся внимательно рассматривать фотографию. – Когда ее сделали? – быстро спросил он. – Мы не знаем. Предположительно – весной 2008 года. – Та-ак, – протянул Аксель. Он явно успокоился. – Вы узнаете людей на фотографии? – тихо спросил Йона. – Разумеется. Пальмкруна, Понтус Сальман, Рафаэль Гуиди и… Агата аль-Хайи. – Если честно, я приехал, чтобы попросить вас посмотреть на музыкантов на заднем плане. Аксель вопросительно глянул на комиссара и снова стал рассматривать фотографию. – Токийский струнный квартет… таланты, – произнес он нейтральным тоном. – Да, но меня интересует… я подумал: может ли знающий человек определить… определить по фотографии, какое произведение они играют? – Интересный вопрос. – Можно ли хотя бы предположить, более или менее точно? Кай Самюэльссон в этом сомневается, а ваш брат Роберт, взглянув на снимок, сказал, что это совершенно невозможно. Йона наклонился к собеседнику, и глаза на попавшем в тень лице смягчились и потеплели: – Ваш брат твердо сказал: если вы не справитесь с этой задачей, остальным это тем более не под силу. Аксель вдруг улыбнулся: – Он правда так сказал? – Да. Но я не понял, что он имел в виду… – Я тоже, – признался Аксель. – И все же я хотел бы, чтобы вы рассмотрели фотографию под увеличительным стеклом. – Вы полагаете, что таким образом можно точно установить время встречи людей на снимке? – Аксель снова посерьезнел. Йона кивнул, достал из портфеля лупу и протянул Акселю: – Вам нужно посмотреть на их пальцы. Йона молча наблюдал за тем, как Аксель рассматривает фотографию. Если снимок сделан до того, как в июле 2009 года против суданского президента Омара аль-Башира было выдвинуто обвинение, то предчувствие завело Йону совсем не туда. Но если фотография сделана уже после выдачи ордера, то комиссар прав и речь идет о преступлении. – Да, я вижу пальцы, – медленно произнес Аксель. – А вы сможете определить, какие ноты берут музыканты? – вполголоса спросил комиссар. Аксель вздохнул, протянул фотографию с лупой Йоне и вдруг пропел четыре такта. Тихо, но отчетливо. Немного прислушался к себе, взял с мозаичного стола скрипку и небрежно сыграл две высоких трели. Комиссар встал. – Развлекаетесь? Риссен взглянул ему в глаза: – Мартин Бивер играет «до» третьей октавы, Кикуэи – «до» второй. У Кацухиде Исомуры пауза, а Клайв играет четырехзвучное пиццикато. Все это я и спел – ми большой октавы, ля большой октавы, ля малой октавы и до-диез первой октавы. Йона записал и спросил: – Насколько точна ваша догадка? – Это не догадка. – А как часто встречается такая последовательность нот? Я хочу сказать… Получится ли, исходя из этих звуков, очертить круг произведений, которые мог бы исполнять Токийский квартет в момент, когда была сделана фотография? – Такой звукоряд есть только в одном месте. – Откуда вы знаете? Аксель внимательно посмотрел на него. Тень от листьев подрагивала на стеклах его очков. – Продолжайте, пожалуйста. – Конечно, я слышал далеко не все, что они играют… Аксель виновато пожал плечами. – Но вы хотите сказать, что сможете по последовательности нот определить произведение? – настаивал комиссар. – Такая последовательность есть только в одном известном мне отрывке. Сто пятьдесят шестой такт в первой партии Второго струнного квартета Белы Бартока. Он снова положил скрипку на плечо. – Tranquillo… музыка становится чудесно-спокойной, как плеск волн. Послушайте первые такты, – попросил он и заиграл. Пальцы двигались нежно, звуки вибрировали, мягко покачиваясь, светлые, плавные. Сыграв четыре такта, Аксель остановился. – Звуки двух скрипок следуют друг за другом, одни и те же звуки, но в разных октавах, – пояснил он. – Это почти невыносимо прекрасно, но диссонирует с виолончельными аккордами ля-мажор… хотя этот диссонанс не воспринимается, потому что скрипичные мелодии – что-то вроде переходной партии… Он прервался, замолчал и отложил скрипку. Йона посмотрел на него и тихо спросил: – Вы абсолютно уверены, что музыканты на снимке играют струнный квартет Бартока? – Да. Йона сделал несколько шагов по террасе, остановился под гроздьями сирени, прятавшимися в листве. Он сказал себе: я услышал, что хотел. Теперь я могу точно установить время встречи. Комиссар улыбнулся, постаравшись скрыть улыбку, обернулся, взял из вазы на мозаичном столике красное яблоко и встретил удивленный взгляд Акселя. – Значит – «да»? – снова спросил он. – Вы точно уверены? Аксель кивнул. Йона отдал ему яблоко, извинился, достал из кармана пиджака телефон и позвонил Анье. – Анья, у меня сейчас мало времени… – Мы можем сходить в баню в выходные, – перебила она. – Мне нужна твоя помощь. – Знаю, – фыркнула Анья. Йона постарался унять волнение в голосе: – Ты можешь проверить репертуар Токийского струнного квартета за последние десять лет? – Уже проверила. – Посмотри, пожалуйста, когда они за эти десять лет играли в «Альте Опер» во Франкфурте. – Они там каждый год выступают, иногда – несколько раз в год. – Они когда-нибудь играли там Второй струнный квартет Белы Бартока? После минутного размышления Анья ответила: – Да, один раз играли. Опус номер семнадцать. – Опус номер семнадцать, – повторил Йона, встретился взглядом с Акселем, и тот кивнул в ответ. – А что? – спросила Анья. – Когда? – сосредоточенно спросил Йона. – Когда именно они играли Бартока? – Тринадцатого ноября две тысячи девятого года. – Точно? Люди на фотографии встретились через четыре месяца после того, как был выдан ордер на арест суданского президента, подумал комиссар. Сальман солгал. Они встретились в ноябре две тысячи девятого. Вот почему случилось все, что случилось. Кто-то погиб, кому-то, может быть, еще суждено погибнуть. Йона протянул руку и дотронулся до лиловых соцветий сирени. Где-то в соседнем саду что-то жарили на гриле. Комиссар подумал, что надо связаться с Сагой Бауэр, рассказать ей об открытии. – Это все? – спросила Анья. – Да. – А волшебное слово? – Конечно-конечно, прости… kiitokseksi saat pusun, благодарю и целую, – сказал Йона и отключился. Сальман наврал, снова подумал он. Когда Сальман встречался с Пальмкруной, Гуиди и Агатой аль-Хайи, полное эмбарго на ввоз оружия уже вовсю действовало. Все сделки такого рода были запрещены, ни исключений, ни лазеек. Но Агата аль-Хайи хотела купить оружие, а остальные хотели заработать деньги. Им дела не было до прав человека или международных законов. Понтус Сальман хладнокровно солгал насчет времени встречи. Решил, что неожиданная правда, подмешанная в объяснения, скроет ложь. Он без колебаний признает, что присутствует на снимке, – и мы успокоимся и проглотим ложь насчет времени встречи. Перед глазами у комиссара встал Понтус Сальман – серо-бледное неподвижное лицо с глубокими морщинами. Сальман хорошо разыграл откровенность, когда указывал на себя и называл время. Контрабанда оружия, прошептал кто-то в голове у комиссара. Все вертится вокруг контрабанды оружия – фотография, шантаж и убийства. Он увидел, как Сага Бауэр поднимается после свидетельства Сальмана и отпечатки всех пяти ее пальцев остаются на столешнице, как туманное напоминание. В июле 2009 года Гаагский уголовный суд выдал ордер на арест президента Судана Омара аль-Башира за непосредственное участие в геноциде трех этнических групп Дарфура. После этого были остановлены все до той поры изобильные поставки оружия из-за границы. У суданской армии остались лишь собственные пулеметы и автоматы, которые очень скоро пришли в негодность. Первой ощутила нехватку оружия, конечно, дарфурская милиция. И Карл Пальмкруна, Понтус Сальман, Рафаэль Гуиди и Агата аль-Хайи поставили себя над международными законами. Они встретились в ноябре, хотя о том, что президент участвовал в резне, стало известно за четыре месяца до этого. – Вы что-нибудь узнали? – Аксель поднялся. – Что? – Удалось установить точное время? – Да, – коротко ответил Йона. Аксель попытался заглянуть ему в глаза. – Что-то не так? – спросил он. – Мне пора, – пробормотал комиссар. – Неужели они встретились уже после выдачи ордера на арест аль-Башира? Нет, он не мог так поступить. Если это правда, я должен знать! Йона взглянул Акселю в лицо. Спокойные глаза блестели.
Date: 2015-07-10; view: 323; Нарушение авторских прав |