Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Четвертый
Сага свернула на обочину и остановила машину. Высокая трава заглядывала в окошко. Йона сидел неподвижно, рассматривая фотографию. Что-то заслоняло верх картинки, но в остальном она была на удивление четкой. Вероятно, фотоаппарат был спрятан, снимок делали тайком. На снимке четыре человека стояли в просторной ложе концертного зала. Трое мужчин и женщина. Лица были отчетливо видны. Один отвернулся, но лицо все же не было скрыто. Шампанское в ведерке, накрытый стол – можно есть, беседовать и слушать музыку. Йона сразу узнал Пальмкруну с конусом бокала в руке, а Сага – двоих из трех оставшихся. – Это Рафаэль Гуиди, торговец оружием, о котором говорится в письме шантажиста, – она указала на мужчину с жидкими волосами. – Тот, который отвернулся, – это Понтус Сальман, директор «Силенсиа Дефенс». – Оружие, – тихо сказал Йона. – «Силенсиа Дефенс» – серьезное предприятие. В свете софитов на сцене за спиной собравшихся в частной ложе был виден струнный квартет – две скрипки, альт и виолончель. Все музыканты – мужчины, сидят полукругом, лицом друг к другу, лица спокойные, сосредоточенные. Рассмотреть их глаза невозможно. То ли музыканты смотрят в ноты из-под полуопущенных век, то ли с закрытыми глазами слушают чужие партии. – Кто эта женщина, четвертая? – спросил Йона. – Минутку, – задумчиво сказала Сага. – Знакомое лицо, но… вот черт… Сага замолчала, пристально глядя на лицо женщины. – Надо узнать, кто она. – Надо. Сага тронула машину с места. Поворачивая на шоссе, она быстро сказала: – Агата аль-Хайи. Военный советник президента Омара аль-Башира. – Судан. – Да. – И давно она служит военным советником? – Пятнадцать лет, может, больше. Не помню. – Так что же там особенное на фотографии? – Не знаю, пока не знаю. Я хочу сказать… в том, что эти четверо встретились и обсуждают возможность заключить сделку, нет ничего странного, – начала рассуждать Сага. – Наоборот. Такие встречи – в порядке вещей. Пожалуй, даже лучший способ что-то сделать. Встретиться, рассказать о планах и, может быть, попросить у Пальмкруны предварительное решение. – А положительное предварительное решение означает, что Агентство скорее всего даст окончательное разрешение на экспорт? – Именно. Решение директора Агентства – показатель. – Разве Швеция продает оружие Судану? – спросил Йона. – Нет, вряд ли. Надо поговорить с каким-нибудь специалистом по этому региону. Раньше, я знаю, Китай и Россия были самыми крупными поставщиками, но не уверена, что и сейчас так. В Судане с 2005 года мир, значит, с этого времени рынок полностью открыт. – Так что же это за фотография? Почему Пальмкруна из-за нее покончил с собой? Единственное, что мы пока видим – это что он встречался в ложе вот с этими людьми. Они в молчании ехали на юг по пыльному шоссе. Комиссар рассматривал фотографию. Перевернул ее, посмотрел на оборванный уголок и задумался, потом спросил: – Так значит, фотография сама по себе совершенно не опасна? – По-моему, нет. – А вдруг Пальмкруна решил, что человек, сделавший эту фотографию, может раскрыть его тайну, и потому покончил с собой? Может быть, фотография – это просто предупреждение? Может быть, Пенелопа и Бьёрн важнее фотографии? – Ни фига мы не знаем. – Почему, кое-что знаем, – не согласился Йона. – Беда в том, что нам не удается соединить фрагменты, которые мы успели найти. Мы можем пока только догадываться, какое именно задание дали ликвидатору. Но похоже, что он искал фотографию, чтобы уничтожить ее, и что он убил Виолу Фернандес, думая, что она – Пенелопа. – Фотографию вполне могла сделать Пенелопа. Но «гроб» не удовлетворился тем, что просто убил женщину. – Вот и я начинаю так думать. Мы не знаем, что за чем следует… Фотография ли приведет нас к фотографу, которого считают безусловной угрозой? Или фотограф – к фотографии, которую считают безусловной угрозой? – Первой целью ликвидатора стала квартира Бьёрна. С полчаса, до самого полицейского управления на Кунгсхольмене, они ехали в молчании, потом Йона принялся снова рассматривать фотографию. Четыре деловых человека в ложе, еда, четверо музыкантов на сцене у них за спиной, инструменты, тяжелый занавес, бутылка шампанского, высокие бокалы. – Смотрю я на фотографию, – сказал Йона, – вижу четыре лица… и думаю: один из тех, кто находится в этой ложе, стоит за убийством Виолы Фернандес. – Согласна. Пальмкруна мертв, так что его можно исключить. Остаются трое… двух из которых мы не сможем допросить, они для нас вне досягаемости. – Надо разговорить Сальмана, – заключил Йона. – Вызовем его на допрос?
Венец
Дозвониться до «Силенсиа Дефенс» оказалось нелегко. Все доступные телефонные номера вели в один и тот же лабиринт тонального набора и автоответчиков. Но в конце концов Сага нашла выход: нажала девятку и «звездочку» и позвонила в отдел продаж. Ее соединили с секретарем отдела. Сага пропустила мимо ушей вопросы секретарши и сразу перешла к делу. Секретарша помолчала, потом объяснила Саге, что та набрала неверный номер и что время, отведенное для телефонных звонков, закончилось. – Пожалуйста, перезвоните завтра утром с девяти до одиннадцати… – Передайте Понтусу Сальману, что сегодня в два часа дня к нему приедут из Службы безопасности, – перебила Сага. В трубке послышалось тихое пощелкивание – секретарша что-то набирала на компьютере. – К сожалению, он весь день на совещании. – Но не в два часа, – сказала Сага помягче. – И в два тоже, он… – Потому что иначе я сама его сейчас отыщу! – снова перебила Сага. – Я передам ваше пожелание. – Большое спасибо. – Сага попрощалась и через стол взглянула на Йону. – В два? – спросил он. – Да. – Томми Кофоэд хочет посмотреть на фотографии. Заглянем к нему после обеда, перед тем как ехать. Пока комиссар обедал с Дисой, эксперты из уголовной полиции портили фотографию. Лицо одного из четырех человек расплылось, и его стало невозможно опознать.
* * *
На кухне у Йоны Диса тихо улыбнулась, выложив рис из кастрюли. Протянула тарелку с рисом Йоне и стала смотреть, как он смачивает руки, чтобы проверить, достаточно ли рис остыл и можно ли начинать лепить из него шарики. – Тебе известно, что в Сёдермальме есть собственная голгофа? – спросила она. – Голгофа? Это разве не?.. – Голгофа, как в Иерусалиме, – кивнула Диса, открыла кухонный шкафчик, достала два бокала и налила белого вина в один и воды – в другой. У Дисы было умиротворенное лицо. Веснушки стали ярче, растрепанные волосы заплетены в нетугую косу. Йона вымыл руки и взял чистое полотенце. Диса обняла его. Он зарылся лицом в ее волосы, вдохнул ее запах, почувствовал, как ее теплые руки гладят его по спине и затылку. – Может, попробуем? – прошептала она. – Ведь можно же просто попробовать? – Диса… – тихо ответил он. Она крепко-крепко прижала его к себе и тут же высвободилась из его объятий. – Иногда ты меня просто бесишь, – буркнула она и отвернулась. – Я такой, какой есть. – Хорошо все-таки, что мы не живем вместе, – перебила она и вышла. Йона услышал, как она заперлась в ванной. Ему хотелось пойти за ней, постучать в дверь, но он знал, что Дису нужно ненадолго оставить в покое. Поэтому он продолжил готовить. Положил на ладонь кусочек рыбы, полил васаби. Через несколько минут дверь ванной открылась и Диса вернулась в кухню. Встала в дверях, наблюдая, как Йона готовит суши. – Помнишь, – посмеиваясь, сказала она, – как твоя мама всегда вытаскивала лосося из суши, жарила, а потом снова совала в рис? – Да. – Я начну накрывать? – Если хочешь. Диса перенесла тарелки и палочки для еды в большую комнату, встала у окна и посмотрела на Валлингатан. Деревья светились светлой летней зеленью. Ее взгляд соскользнул с красивых домов квартала возле гостиницы «Норра Банторгет», где Йона жил уже год. Диса расставила приборы на молочно-белом столе, вернулась на кухню и выпила вина. Оно потеряло терпкость – слишком долго простояло в тепле. Диса подавила желание сесть на лакированный деревянный пол и спросить, нельзя ли им пообедать на полу, руками, забравшись под стол. Вместо этого она объявила: – Мне сделали предложение. – Предложение? Диса кивнула. Ей на мгновение захотелось одновременно и позлить Йону, и не делать этого. – Расскажи, – спокойно попросил Йона и понес поднос с суши в большую комнату. Диса снова взяла бокал и легко сказала: – Ну, один человек из музея полгода назад спросил меня, не поужинаю ли я с ним как-нибудь вечером. – Неужели в наше время еще так делают? Приглашают дам на ужин? Диса усмехнулась: – Ревнуешь? – Не знаю… немножко. – Йона подошел к ней. – Приятно, когда приглашают на ужин. – Приятно. Диса запустила пальцы в его густые волосы. – Он красивый? – спросил Йона. – Ну… довольно красивый, да. – Здорово. – Но он мне не нужен, – рассмеялась Диса. Йона не ответил. Он отвернулся и замер. – Ты знаешь, чего я хочу, – ласково сказала Диса. Комиссар вдруг странно побледнел, на лбу выступили крупные капли пота. Он медленно поднял взгляд на Дису; что-то стало с его глазами – они сделались черными, бездонными, смотрели тяжело. – Йона, – поспешно сказала она, – давай забудем. Прости… Йона открыл рот, словно желая что-то сказать, шагнул к ней, и у него подогнулись колени. Диса закричала, взмахнула рукой, бокал полетел на пол. Она опустилась на пол рядом с Йоной, обняла его и зашептала, что все скоро пройдет. Через минуту-другую по лицу Йоны скользнула тень, и выражение боли стало таять, словно его снимали слой за слоем. Диса подмела осколки, потом оба в молчании сели за стол. – Ты не принимаешь лекарство, – констатировала Диса. – Я от него сплю на ходу. А мне нужно думать. Именно сейчас мне необходимо мыслить ясно. – Ты обещал принимать таблетки. – Обязательно буду, – согласился комиссар. – Ты же сам знаешь, как опасно не лечиться, – прошептала она. – Я начну пить таблетки, как только раскрою это дело. – А если не раскроешь?
* * *
Издалека Музей северных стран напоминает безделушку слоновой кости, но на самом деле он построен из песчаника и известняка. Изящная мечта о временах Ренессанса, множество зубцов, башен и башенок. Музей был призван прославлять независимость северных народов, но когда его открывали дождливым днем лета 1907 года, союз с Норвегией уже распался, а король был при смерти. Йона быстро прошел через огромный холл музея. Поднявшись по лестнице, он сначала долго стоял, глядя в пол и собираясь с мыслями, а потом медленно двинулся вдоль освещенных витрин. Взгляд ни за что не цеплялся. Йона просто шел мимо с отсутствующим видом, погрузившись в свои мысли. Хранитель уже ждал его возле одной из витрин. Комиссар сел и стал рассматривать похожий на сложенные ладони саамский свадебный венец с восемью зубцами. Венец мягко золотился в освещенной витрине. В ушах у комиссара зазвучал голос, перед глазами встало лицо, улыбавшееся ему, когда он в тот день сидел за рулем. Шел дождь, и лужи сияли на солнце, словно их подсвечивали из-под земли. Комиссар обернулся, чтобы проверить, хорошо ли сидится Люми на заднем сиденье. Венец, сплетенный как будто из светлых веток, кожи или волос. Обещание любви и радости. Глядя на него, комиссар вспоминал серьезный рот своей жены, ее волосы цвета песка, падавшие ей на лицо. – Ну, как дела? Йона с изумлением посмотрел на хранителя. Тот работал здесь уже давно. Человек средних лет, с бородкой; он все время тер глаза, от чего те были красными. – Трудно сказать, – промямлил Йона и встал. Когда он уходил из музея, в памяти ощущением потери держалось воспоминание о маленькой руке Люми. Он просто обернулся проверить, хорошо ли ей сидеть, – и вдруг почувствовал ее прикосновение.
Date: 2015-07-10; view: 383; Нарушение авторских прав |