Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
IV. Наука и культура. Умы и сердца («природа заключает в себе уроки высокого и Священного значения, превзойденные лишь светом откровения»)
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
умы и сердца («Природа заключает в себе уроки высокого и священного значения, превзойденные лишь светом откровения»). Их последователем был Томас Даути (1793—1856), по стилю близкий к Дьюранду («Кэтскил- ские горы», 1836, частное собрание, Бостон). Этим художникам свой- ственно создание очень разных по художественному уровню работ, тем не менее их произведения оставили заметный след в истории американ- ского искусства.
Пейзажи, отмеченные классической ясностью и простотой, создали талантливые живописцы Мартин Дж. Хид (1814—1904), Фицхью Лэйн (1804—1865) и наиболее известные мастера Джон Ф. Кенсетт (1816— 1872)и Джэспер Ф. Кропси (1823-1900).
Кенсетт в 40-е годы учился в Париже и Лондоне, вернувшись в Америку, писал в окрестностях Нью-Йорка. Пейзажи Ниагары отлича- лись редкой осязательностью пространственного построения, свободной естественностью, предельно конкретной достоверностью. «Картинное» панорамическое пространство, обычное для пейзажей того времени, заме- нялось простотой и непосредственностью изображенного.
Кропси был единственным, кто испытал воздействие не Тернера, а Констебля (жил в Англии в 1856—1864 гг.). В его пейзажах есть живое и трогательное ощущение красоты американской природы, напол- ненной прозрачным воздухом, мягкими очертаниями лесистых холмов или далеких гор.
Художником, сочетавшим романтическое и реалистическое видение, представляется Джордж Иннесс (1825—1894) («Долина Лакаванна», 1855, Национальная галерея искусств, Вашингтон).
Особый интерес представляет развитие и жанровой живописи. Обра- щение таких художников, как Уильям С. Маунт (1807—1868) и Джордж К. Бингем (1811—1879), к провинциальной жизни, где они находят свое- го героя — сельского труженика, явно связано с проявлением демокра- тизма в американском искусстве данного периода. Впервые в их произ- ведениях отражена деревенская жизнь, правда с оттенком повествова- тельности и спокойной созерцательности. Серию картин, посвященную Среднему Западу, Бингем называл «наши социальные и политические характеристики»: «Торговцы мехами, спускающиеся по реке Миссури» (1845, Метрополитен музей, Нью-Йорк), «Строители плотов на реке» (1854, Музей изящных искусств, Бостон). Кисти Маунта принадлежат такие известные картины, как «Игрок на банджо» (1855, Художествен- ный институт, Детройт), «Изготовители сидра» (1841, Метрополитен музей, Нью-Йорк), написанные с искренней любовью и симпатией к про- стым людям. Творчество У. С. Маунта во многом предопределило направ- ленность развития бытового жанра в американском искусстве.
В американской графике, основанной на весьма разнообразных собы- тиях в истории США, наблюдалась определенная эволюция. Этому способ- ствовали и распространение в стране с 20-х годов XIX в. литографской техники, и появление большого числа иллюстрированных изданий. В ка- рикатуре можно увидеть переход от статичных изображений к компози- циям, решенным неожиданно и динамично, от лобового, наивного реше- ния темы, примитивных преувеличений, многословных подписей к каж- дому персонажу — к карикатуре, ясной по замыслу, исполненной на более высоком профессиональном уровне, использовавшей все средства реалистического искусства, /вплоть до психологической характеристики
отдельных персонажей. Острые, отмеченные и умом и юмором карикату- ры создали У. Чарлз, В. Джонстон, У. Клэе и др.
Сильный импульс для развития демократического, передового искус- ства дала гражданская война. Поэты, писатели, художники вновь обрели своего героя. Война затронула все сферы жизни американского обще- ства, оказала сильное влияние на формирование национального характе- ра и культуры в целом. Тема борьбы рабовладельческого Юга и бур-
УИЛЬЯМ С. МАУНТ. ЛОВЛЯ УГРЕЙ В СЕТОКЕТЕ, 1845 Г.
жуазно-демократического Севера стала ведущей в искусстве США. Побе- да Севера, прославленная Прокламация Линкольна об освобождении рабов, послевоенная Реконструкция Юга — все эти события способство- вали развитию демократического искусства.
В 60—80-е годы начали появляться работы мастеров, которые сыгра- ли большую роль в подъеме американского журнального рисунка и кари- катуры. Это работы Джозефа Кепплера (1838—1894), Арта Фроста (1851—1928) — первого иллюстратора Марка Твена, Фредерика Оппера (1857-1902), О. Давенпорта (1861-1912) и, наконец, Томаса Наста (1840—1902) — наиболее крупного политического графика США второй половины XIX в.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
59'7
Свое призвание политического рисовальщика Наст нашел во время гражданской войны, посылая прямо с фронта рисунки в журнал «Хар- перс уикли». К этому времени относится создание одной из самых значительных литографий, посвященных гражданской войне, под назва- нием «Компромисс с Югом». Бесполезность компромисса показана в листе с суровостью и гневом. Президент Линкольн называл Наста луч- шим сержантом гражданской войны.
В эти яркие и трудные для США годы в истории изобразительного искусства появляются имена Уинслоу Хомера (1836—1910) и Томаса Икинса (1844—1916) — самых крупных американских реалистических художников второй половины XIX в. Свое первое и ставшее известным произведение, посвященное событиям гражданской войны, У. Хомер создал в 1866 г. («Пленные с фронта», Метрополитен музей, Нью-Йорк). Однако время расцвета творчества этих художников относится уже к следующему периоду в истории американского искусства.
Таким образом, в истории американского искусства XVIII—XIX вв. можно выделить три этапа. Первый — колониальный — отмечен появле- нием ряда самобытных произведений, помогавших понять истоки буду- щего искусства США. Второй этап связан с образованием Соединенных Штатов, с ростом профессионального искусства, созданием Пенсильван- ской академии художеств. Творчество Ч. У. Пила, Дж. Трамбулла, Г. Стюарта, архитектора Т. Джефферсона, скульптора Ж. А. Гудона — яркое доказательство успехов молодой американской культуры. В 1820— 1875 гг. в американском искусстве рождаются новые жанры. Живопись не дает столь заметных взлетов, как в предшествовавшие десятилетия. Но в архитектуре, графике успешно решаются важные профессиональ- ные задачи. Следует подчеркнуть, что к началу следующего периода американское искусство уже обладало традициями и произведениями художников, по сей день составляющими гордость искусства Соединен- ных Штатов Америки.
4. МУЗЫКА
Среди различных областей национальной культуры США музыка за- нимает особое место. В отличие от философской, политической и рели- гиозной мысли, литературы, науки и техники США, тесно связанных в своем развитии с традициями европейской культуры, американская музы- ка до середины XIX в. почти не имела точек соприкосновения ни с евро- пейскими композиторскими школами, ни с другими областями искусства самой Америки.
Необычность и своеобразие американской музыки заключаются в том, что именно в сфере жанров народной музыки с момента колонизации до конца XIX в. возникли подлинно национальные и самобытные разновид- ности американской музыки. В них проявилось наиболее оригинальное и неповторимое американское начало, нежели в профессиональном музы- кальном творчестве США. Если достижения американских деятелей науки и техники, писателей и философов были уже давно известны за пределами Нового Света, то американская музыка долгое время не была известна не только европейцам, но и самим американцам. Лишь в конце XIX в. некоторые европейские композиторы (Дворжак, Дебюсси) обра- тили внимание на существование в мире американской музыкальной культуры. И только вслед за европейцами американские профессиональ-
ные композиторы XX в. претворили в своем творчестве характерные чер- ты национальных жанров американской музыки.
Развитие американской музыки в колониальный период тесно связано с национальным составом провинций и социальными особенностями структуры общества. Многообразие этнического состава населения США обусловило пестроту и необычность его фольклора. В Америке и по сей день существуют почти все виды европейского фольклора — от славян- ского до иберийского, традиции которых сохраняются европейскими пере- селенцами из Старого Света с XVII в. В юго-западных штатах Америки (Новая Мексика, Калифорния, Техас) распространилась народная испан- ская музыка. В штатах Пенсильвания, Иллинойс, Висконсин и Небраска сохранились немецкие народные песни. На Тихоокеанском побережье Америки звучит китайская и японская музыка. В некоторых районах Пенсильвании можно услышать венгерские, словацкие и русские песни.
Среди различных видов европейского фольклора преобладающее зна- чение имеет англокельтский фольклор. В то же время известные истори- ческие причины привели к тому, что один из самых древних видов фольклора на территории Северной Америки — фольклор коренных жите- лей страны индейцев не оказал значительного влияния на музыкальную культуру страны в целом и сохранился лишь изолированно в западных резервациях. Неоднократные попытки профессиональных композиторов создать национальные произведения на основе индейского фольклора не привели к успешным результатам. Таким образом, фольклорные тради- ции различных и географически очень далеких этнических групп из Старого Света оказались в ближайшем соседстве в Новом Свете.
В развитии фольклора Нового Света проявилась тенденция скрещива- ния и взаимодействия некоторых его видов. Так, наличие общих музы- кально-стилистических черт в англокельтском и африканском видах фольклора (пентатоничность, импровизационность), а также бытование этих видов в одной местности привели к их взаимопроникновению и образованию одной из интереснейших разновидностей американского фольклора — афро-американской, или негритянской, в недрах которого зародились специфические американские жанры — спиричуэлc, блюзы, джаз. Негритянский фольклор, отмеченный многообразием жанровых разновидностей, образует самый яркий и национально-самобытный эле- мент в фольклоре США.
Особенности социального уклада жизни также повлияли на формиро- вание американской музыкальной культуры. Многие колонисты приехали в Новый Свет в начале XVII в. из Англии, музыкальная культура кото- рой характеризовалась расцветом светских и церковных жанров музы- кального искусства — мадригал, баллада, ария, канцонетта, мотет, вариа- ции, месса, антем в творчестве таких выдающихся художников, как У. Бёрд, Т. Морлей, Дж. Доуланд, О. Гиббонc, Д. Булл и др. Так как в Новый Свет уезжали в основном представители третьего сословия, свя- занные преимущественно с музыкальными традициями английской про- винции, то, обосновавшись в колониях, они ограничивались в основном культовой музыкой. Суровые условия жизни, непрерывные войны коло- нистов с индейцами, освоение диких земель Запада выдвигали перед переселенцами на первый план проблему борьбы за существование, неже- ли вопросы художественной культуры, что, безусловно, сдерживало ее развитие.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ II ИСКУССТВА
На формирование американской музыкальной культуры значительное влияние оказала идеология первых английских колонистов-пуритан, оста- вивших Англию из-за религиозных убеждений и подвергавшихся на родине гонениям за фанатическую преданность вере. С религиозным фанатизмом пуритане отрицали многие светские виды искусства, особен- но театр, считая, что они не способствуют утверждению нового, респуб- ликанского общественного строя, и проповедовали скромность и простоту. Произведения искусства, воспевавшие земную красоту, казались им из- лишними предметами роскоши. Таким образом, ограниченность и узость эстетического кругозора и консервативность мышления пуритан способ- ствовали утверждению в Новом Свете взгляда на искусство, как на второ- степенный вид духовной деятельности. Поэтому музицирование в среде колонистов, как правило, ограничивалось пением псалмов и гимнов на религиозных собраниях и дома14, что было неотъемлемой частью их жизни.
В отличие от европейской музыки, развивавшейся в крупных музы- кальных центрах, формирование американской национальной музыки шло вдали от центров городской культуры и в среде непрофессиональных музыкантов. Изолированность бытования народных жанров американ- ской музыки, отсутствие воздействия на них городской музыкальной культуры, а тем более европейского профессионального искусства явля- лись характерными особенностями развития американского музыкально- го искусства.
У первых поселенцев большой популярностью пользовались «Книга псалмов» Г. Эйнсворта, «Книга псалмов» Т. Равенскрофта, «Псалмы Давида» Стернхолда-Хопкинса и др. Первой книгой псалмов, изданной в Новом Свете в 1640 г., явилась «Массачусетская книга псалмов» (The Bay Psalm Book), содержавшая тексты псалмов в специальном переводе пуритан, соответствовавшем их ортодоксальным взглядам. В сборнике не было мелодий, но давались ссылки на распространенные издания Эйнсворта, Равенскрофта и Стернхолда-Хопкинса. Только в девятом издании «Массачусетской книги псалмов», изданной в Бостоне в 1698 г., появились 13 мелодий. Интересно отметить, что эти мелодии были заимствованы из сборника английской светской музыки.
Очевидно, к этому времени представители духовенства Новой Англии осознали необходимость реформировать церковную музыку.
Самой ранней практической попыткой упорядочить церковное пение была книга «Введение в пение псалмов» Джона Тафтса (1712),в преди- словии которой автор провозгласил элементарные правила музыки и' установил новые методы музыкальной нотации, построенные на принци- пе средневековой сольмизации, широко распространенные в Англии в эпоху раннего Возрождения. Американский музыковед В. Хичкок утверж- дал, что «одна из мелодий, ранее нигде не публиковавшаяся, является первым авторским сочинением американской музыки, возможно, создан- ной самим Джоном Тафтсом» 15.
Пуританский хорал в Америке вышел за рамки только культовой музыки, он широко исполнялся и вне богослужения, выполняя функции
14 Hitchcock H, W. Music in the United States: a Historical Introduction. Englewood Cliffs (N. J.), 1974, p. 2.
15 Ibid., p. 6.
светской музыки. Поэтические тексты пуританских хоралов представляют образцы философской лирики в духе английской библейской поэзии XVI в. При огромном различии сюжетов и литературных стилей пури- танский хорал не обладал разнообразием музыкально-стилистических черт. Морально-дидактические гимны, церковные псалмы, патриотические и лирические гимны в музыкальном отношении почти не отличались
друг от друга.
Характерными чертами музыкального стиля пуританских хоралов яв- лялось использование унисонов, параллельных октав и квинт. На протя- жении многих десятилетий пуританский хорал имел устную форму быто- вания. В отличие от европейского хорала, исполнявшегося преимуще- ственно в церкви, принятые в Америке пуританские песнопения олицетворяли собой ранний вид устного народного музыкального творче- ства. Таким образом, хоровой пуританский хорал Новой Англии, истоки которого берут начало от английского протестантского хорала XVI в., т. е. нефольклорной формы музыки, возвысился до искусства народного
значения.
В 1721 г. появилось «Руководство к пению по нотам», составленное священником одной из бостонских церквей Томасом Уолтером, основан- вое на сочетании принципов сольмизации и европейской нотации. (В дальнейшем в результате ряда экспериментов в XIX в. в США утвердилась система нотной записи, получившая название «узорные ноты» (shape note), сочетавшая принцип сольмизации и рисунок, или узор, каждого звука тетрахорда.) Эти два издания (Уолтера и Тафтса) отметили начало важного явления в американской музыке, именуемого «движением певческих школ».
В 1722 г. в Бостоне образовалось Общество содействия правильному пению (Society for Promoting Regular Singing), ставившее своей главной целью обучение нотной грамоте и пению псалмов (по нотам) с листа. С этого момента певческие школы приобретали важное значение в коло- ниях не только как музыкальные, но и как социальные учреждения. Учителя пения, подобно странствующим музыкантам, объезжали селе- ния один или два раза в неделю, обучая жителей искусству пения псал- мов. Несмотря на то что певческие школы возникали в целях улучшения церковного пения, они были во многом более светскими, чем духовными учреждениями. Певческие школы пользовались популярностью не только в Новой Англии, но и других штатах — Южной Каролине, Пенсильва- нии, Мэриленде. В такой атмосфере и возникли первые школы создате- лей американского пуританского гимна.
Одним из первых представителей этой школы был Джеймс Лайон (1735—1794), издавший в 1761 г. собрание псалмов, антемов и гимнов «Урания». Лайон получил образование в Гарвардском университете и был пастором церкви. Его композиторская техника, как и других пред- ставителей этой школы, значительно отставала от уровня европейской профессиональной музыки XVIII столетия. И все же некоторые обработ- ки псалмов Дж. Лайона представляют интерес смелым использованием имитационного вступления голосов, перекрестного звучания седьмой нату- ральной и гармонической ступеней минора, ровностью и плавностью мелодического движения.
Самым значительным представителем первой новоанглийской школы был Уильям Биллингс (1746—1800), яркая и самобытная личность,
ГУ. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ II ИСКУССТВА
в творчестве которого утвердились стилистические особенности хоровых пуританских гимнов. Биллингс — автор ряда сборников хоровых произ- ведений. Первое издание его сочинений «Исполнитель псалмов Новой Англии, или Американский хорист» вышло в Бостоне в 1770 г. В преди- словии к сборнику «Мысли о музыке» композитор раскрывает свои взгляды на музыку и ее исполнение, выступая против любых правил музыкальной композиции, утверждая свою независимость и самостоя- тельность в композиции, используя в равной мере и диссонансы и кон- сонансы.
Хоровая музыка Биллингса часто обнаруживает интонационное род- ство с английскими народными жанрами XVI—XVII вв.— кэтч, марш, баллада. «Американский хорист» Биллингса содержит 108 псалмов и об- работок гимнов. 15 антемов и канонов для хора. Эта книга появилась в период возрастающего самосознания колонистов и их стремления к неза- висимости, подъем которого особенно наметился в годы революционно- освободительного движения, в канун войны за независимость. Патриоти- ческим духом навеян гимн «Честер» (Chester), точно отразивший взгля- ды и идеи молодой Америки и ставший массовой песней эпохи революции.
Во втором сборнике — «Помощник учителя пения», опубликованном там же в 1778 г., в самый разгар войны за независимость, Биллингс собрал все маршеобразные мелодии и сочинил к ним собственные патрио- тические тексты, отмеченные страстным призывом к борьбе против раб- ства и угнетения.
В качестве примера приведем следующий текст:
Взмахнем над тиранами железным кнутом И сбросим рабских цепей оковы, Мы не боимся тиранов, мы верим в бога, Новоанглийского бога для всех поколений 16.
Сочетание в одном куплете свободолюбивых тираноборческих призы- вов с богословскими догмами свидетельствует о том давлении, котооое религия оказывала на идейную жизнь американцев.
В. Хичкок отмечал, что патриотизм и религия являются характерной чертой многих американских гимнов, подкрепляя свою мысль примерами из сочинений С. Белчера, С. Дженса, У. Биллингса и др. 17
Если в сборнике Биллингса «Музыка в миниатюре» (1779) представ- лены переиздания его наиболее популярных гимнов, то в сборнике «Развлечение для исполнителя псалмов» (1781) опубликованы в основ- ном новые пьесы, которые интересны использованием приемов графиче- ского воспроизведения звуковысотной мелодики речи и окраски звука, восходящих к традициям мадригальных композиторов елизаветинской эпохи.
В последующих работах Биллингс с особым вниманием разрабатывает в музыке полифонические приемы (имитации, контрапункты). В преди- словии к «Континентальной гармонии» (1794) он справедливо подметил, что «в одной полифонической пьесе значительно больше разнообразия, чем в 20 пьесах „Plain song" (cantus planus) 18. Фугированные на- певы, имитации и контрапункты являются не новыми, а лишь некоторы-
16 Ibid., p. 12.
17 Ibid., p. 18—19.
18 Plain song {англ.), cantus planus {лат.) — техника письма ровными длительностя- ми, распространенная в эпoxу позднего средневековья и раннего Возрождения.
ми забытыми ранними американцами особенностями музыки» 19. Многие фугированные напевы в гимнах Биллингса представляли простейшую форму имитации без развития, которая была широко распространена в старинной английской многоголосной песне «Кэтч».
Произведения Биллингса часто подвергали критике за резкость и жесткость звучания, хаотичность в последовании интервалов и нагромож- дении параллельных квинт и октав, что фактически явилось его харак- терными стилистическими чертами. Хоралы Биллингса отличала жизне- утверждающая сила и радость, его музыку считали символом бодрости и честности, а самого автора называли национальной гордостью амери- канской музыки. Тем не менее он закончил свой путь в бедности, не- признанным в музыкальных кругах.
Среди других представителей пуританского гимна выделялись Даниел Рид (1757—1836), ремесленник, прославившийся рождественским гимном «Sherburne», выдержавшим не менее 71 издания в 1785—1810 гг.; Тимо- ти Сван (1758—1842), торговец; Сапплай Белчер (1751 —1836), содержа- тель таверны, а впоследствии политический деятель, автор «Harmony of Maine» (1794); Джестин Морган (1747—1798), скотовод, школьный учитель; Эндрю Лоу (1749—1821), священник, получивший блестящее образование, удостоенный степеней нескольких колледжей, но все свое время и энергию отдававший организации «певческих школ»; Джекоб Фрэнч (1754—?), создатель сборника «Новая американская мелодия» (1789); Джекоб Кимбал (1761 — 1826), автор «Устной гармонии» (1793); Оливер Холден (1765—1844), столяр, проповедник, депутат легислатуры штата, его трактат «Союз гармонии» (1793) получил широкую извест- ность.
Таким образом, авторами пуританских гимнов были не профессио- нальные композиторы, а самоучки, которые сочетали композиторскую деятельность с профессией торговца, юриста, ювелира, адвоката, кузнеца, священника, учителя и др.
Американская музыка XVIII в. не ограничивалась только хоровым пуританским гимном, в ту же эпоху бытовали светские песни и танцы. Американский музыковед Оскар Соннек замечал, что «до 1790 г. в Аме- рике, кроме псалмов и гимнов, не было специальных изданий светской музыки, но в постоянно публиковавшихся альманахах и литературных периодических изданиях сохранились отдельные светские песни».
Из светских музыкальных жанров в Америке популярны английские, шотландские и ирландские песни, особенно баллады елизаветинской эпо- хи, которые оказали влияние и на пуританский гимн. Американские бал- лады в связи с изменением содержания и характера музыки приобретали иной облик в отличие от английских баллад. Одной из ранних популяр- ных американских баллад была «Springfield Mountain», созданная в 1761 г.21
19 Hitchcock H. W. Op. cit., p. 14.
20 S-onneck О. G. Т. A Bibliography of Early Secular American Music. Wash., 1945,
p. 575.
21 Lomax A. The Folk Songs of North America. N. Y., 1960, p. 6. Американский компо- зитор XX в. Аарон Копленд использовал мелодию этой баллады в «Портрете Лин- кольна» (1943) для чтеца и симфонического оркестра на текст одной из речей А. Линкольна. Интересно отметить, что эта баллада бытовала в местности, где родился президент А. Линкольн.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
Музыкальная жизнь в городах США зародилась в начале XVIII в. и оказала влияние на формирование профессионального музыкального творчества. Первые концерты светской музыки состоялись в Нью-Йорке- и Бостоне в 30—40-е годы преимущественно силами европейских артис- тов либо местных дилетантов. Свидетельством этого явилось сообщение одной из бостонских газет, что 16 декабря 1731 г. состоится концерт- инструментальной музыки22.
В 1736 г. в Нью-Йорке выступил клавесинист и органист Карл Тео- дор Пахельбель (1690—1760), сын известного композитора И. Пахель- беля, приехавший в Америку для установки органа. В дальнейшем он остался там, работая органистом англиканской церкви св. Филиппа в Чарлстоне (1737—1750), и создал в Америке ряд сочинений, среди кото- рых наиболее интересным является «Magnificat».
В программах концертов светской музыки преобладали вокальные и инструментальные произведения, в основном европейских композито- ров — Баха, Генделя, Моцарта. Особым уважением пользовалась хоровая музыка из ораторий Генделя, который в метрополии считался нацио- нальным композитором. Ораториальный жанр в большей степени соот- ветствовал вкусам пуритан, нежели симфонии и опера. Но, несмотря на это, популярные арии из балладных английских опер все же звучали на американской концертной эстраде. В 1750—1751 гг. в Нью-Йорке была поставлена «Опера нищих» Дж. Гея и И. Пепуша. К концу XVIII в. в Америке существовали две оперные труппы («William Hallam's London» troupe»; «Wignell-Reinagle Company»), в которых выступали профессио- нальные актеры-эмигранты.
В период становления молодой республики (1783—1812) в крупных городах поддерживались выступления иностранных артистов. Были в США и местные любители, и среди них Томас Джефферсон, большой знаток музыки, а также Бенджамин Франклин, прославившийся искусной игрой на арфе и гитаре.
В конце XVIII — начале XIX в. появилось около 15 тыс. отдельных изданий популярных пьес (sheet-music), а также музыкально-публици- стические сборники, пропагандировавшие серьезную музыку. Возникают музыкально-просветительские организации — Общество Генделя и Гайд- на в Бостоне (1815) и Общество музыкального фонда в Филадельфии (1820), деятельность которых была направлена на ознакомление амери- канских слушателей с европейской музыкой. Видным деятелем амери- канской музыкальной культуры XIX в. был Л. Мэйсон (1791—1872), под руководством которого Общество Генделя и Гайдна устраивало концерты хоровой музыки Гайдна и Генделя и способствовало выходу в свет ряда нотных изданий.
В 1832 г. Мэйсон основал Бостонскую академию музыки. Его очень увлекала проблема детского музыкального воспитания, основанная на ин- дуктивных методах швейцарского педагога Яна Песталоцци, под воздей- ствием которой Мэйсон разработал и внедрил программу музыкального образования в школах.
В 1842 г. в Бостоне возник полулюбительский оркестр — Филармони- ческое общество оркестровых исполнителей, в Нью-Йорке — Нью-Йорк- ское филармоническое общество, первый профессиональный симфониче-
22 Sonneck О. G. Т. Early Concert Life in America. Leipzig, 1907, p. 251.
ский оркестр в США. Концерты симфонической музыки завоевали сим- патии американской публики. Симфонические оркестры в США оказали значительное воздействие на развитие американской музыкальной куль- туры XIX в.
На рубеже XVIII и XIX вв. в Америке выделяются музыкальные деятели, посвятившие себя сфере светского искусства. Одним из первых представителей этого направления был Фрэнсис Хопкинсон (1737— 1791) — известный политический деятель эпохи революции, подписавший Декларацию независимости, первый министр военно-морского флота и член первого Континентального конгресса. Получив блестящее образова- ние на юридическом факультете Филадельфийского университета, Ф. Хоп- кинсон отличался широким кругозором и разносторонним образованием, пользовался известностью как поэт и композитор. Из музыкальных про- изведений Ф. Хопкинсона особенно популярны революционные и сатири- ческие песни, в которых прослеживается связь (интонационная и струк- турная) с английскими песнями. Первое сочинение — «Семь песен» (1759) — он посвятил Дж. Вашингтону.
Интересы Ф. Хопкинсона не ограничивались только композицией или исполнительством, он увлекался также проблемой усовершенствования механического устройства клавесина. Своей многосторонней деятельно- стью он способствовал развитию американской светской культуры. Хотя от создателей пуританского гимна Ф. Хопкинсон отличался широтой кругозора, он все же был не профессиональным композитором, а просве- щенным дилетантом, ориентировавшимся преимущественно на традиции английской музыки.
В период войны за независимость широкую популярность у населе- ния завоевали жанры военной музыки — марш и патриотическая песня. Черты этих жанров особенно ярко претворены в песне «Хейль Колум- бия» (текст Иозефа Хопкинсона, сына Фрэнсиса), которую впервые опуб- ликовал Бенджамин Карр в обработке для голоса, фортепиано, гитары и кларнета. Наиболее известным маршем был «Янки Дудл» (Yankee Doodle), появившийся с новыми словами в послереволюционные годы в обработке Джеймса Хьюита. Из патриотических песен возникли в даль- нейшем американские гимны 23.
Видное место в музыкальной жизни США конца XVIII в. занимали английские музыканты, обосновавшиеся в Нью-Йорке и Филадельфии,— Бенджамин Карр (1768-1831), Джеймс Хьюит (1770-1827), Александр Райнагль (1756—1809). В отличие от просвещенного любителя Ф. Хоп- кинсона Б. Карр, Дж. Хьюит и А. Райнагль были профессиональными музыкантами-эмигрантами федерального периода, пропагандировавшими европейскую музыку.
Александр Райнагль — композитор, дирижер, импрессарио, более 20 лет руководил оперной труппой «Олд Америкэн компани», ставившей балладные оперы. Все три композитора создавали арии для балладных опер, восходящие к традициям лирических английских и ирландских песен. Джеймс Хьюит написал балладную оперу «Таммани» на остро злободневный политический сюжет, связанный с борьбой между сторон- никами централизованного государственного управления и приверженца-
23 Застольная английская песня «Усыпанное звездами знамя» (The Star-Spangled Banner») с новым текстом в 1931 г. стала государственным гимном США.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ II ИСКУССТВА
ми идеи независимых общин. Бенджамин Карр прославился как преуспе- вающий нотный издатель и владелец нотных магазинов, компилятор и автор песен. Среди его вокальных сочинений широко известны «Шесть поэм», «Песня об иве» (из «Отелло» Шекспира), «Ave Maria», сборник пьес «Вечерние развлечения», содержащий 50 арий, песен, дуэтов, мар- шей, менуэтов и др.
Кроме вокальных жанров, эти композиторы работают в области ин- струментальной музыки. Наряду с танцевальными пьесами (менуэты, котильоны, контрдансы) они создают фортепианные сонаты. А. Райнагль пишет сонаты под влиянием творчества Ф. Э. Баха, Б. Карр — грациоз- ные фортепианные миниатюрные сонаты в гайдновском стиле. Дж. Хьюит получил известность как руководитель оркестра нескольких оперных трупп, организатор концертов симфонической музыки. В программу пер- вого концерта Дж. Хьюита в Нью-Йорке вошли увертюры Й. Гайдна, квартет И. Плейеля, флейтовый концерт Я. Стамица, две программные увертюры: «Битва» в девяти частях Дж. Хьюита и «Путешествие из Англии в Америку» в двенадцати частях Ж. Гио (Gehot).
Особый интерес к патриотической теме проявился в творчестве А. Райнагля и Дж. Хьюита. Большую популярность завоевала патриоти- ческая песня А. Райнагля «Америка, Торговля и Свобода» (America, Commerce and Freedom). Б. Карр и Дж. Хьюит часто использовали мело- дии патриотических песен в инструментальных произведениях. Дж. Хью- ит в программной пьесе «Битва в Трентоне» (1797), посвященной генера- лу Вашингтону, цитировал мелодии патриотических американских маршей «Янки Дудл» и «Марш Вашингтона». Б. Карр в «Федеральной увертю- ре» (1794) наряду с темой «Янки Дудл» претворяет мелодии француз- ских революционных песен «Марсельеза», «Ca ira» и др. Таким образом, Б. Карр, А. Райнагль и Дж. Хьюит вошли в историю американской музыки не только как пропагандисты европейской музыки, но и как первые представители светской американской культуры.
Гастроли испанской оперной труппы Мануэля Гарсиа (с участием из- вестной певицы Малибран) в Нью-Йорке в 1825 г. положили конец анг- лийскому господству в американской музыкальной культуре. Репертуар труппы М. Гарсиа был представлен операми Россини, Вебера, Бетховена, Беллини, Доницетти, Цингарелли, Моцарта, Обера, Галеви. Американ- ским слушателям впервые так широко была представлена итальянская, французская и немецкая опера. Под влиянием спектаклей труппы М. Гарсиа — Малибран появились оперы американских композиторов: «Леонора» и «Собор Парижской богоматери» (1845) Уильяма Фрая (1813-1864) и «Рип Ван Винкль» (1855) Джорджа Бристоу (1825- 1899). Оба композитора получили известность в области инструменталь- ной американской музыки середины XIX в. Профессиональный скрипач и дирижер Дж. Бристоу— автор шести симфоний, нескольких оркестро- вых увертюр, из которых особый интерес представляют «Великая рес- публика» (1879) и «Ниагара» (1891). В инструментальном наследии У. Фрая наиболее яркими являются программные симфонии и увертюры. Симфонии Дж. Бристоу и У. Фрая, созданные под влиянием роман- тических традиций немецкого и французского симфонизма (Мендельсон, Обер), неоднократно исполнялись в Нью-Йорке. Одаренный журналист и композитор Уильям Фрай вошел в историю американской культуры как защитник прав американских композиторов. Фрай ратовал за созда-
ние американского начала в музыке. Но впервые американскую тему воплотил Дж. Бристоу в опере «Рип Ван Винкль». В целом оперы У. Фрая и Дж. Бристоу эклектичны по стилю, как и их инструменталь- ные сочинения, в них ощущается воздействие итальянского оперного стиля. Это академическое направление в области американской оперы отличалось поверхностным характером и во многом уступало по значи- мости и популярности национальному виду американского искусства — менестрельному театру (minstrel show), зародившемуся в 40-е годы
XIX в.
Менестрельные представления сложились как разновидность народ- ного балаганного театра. Причем вопреки сохранявшемуся веками пре- зрительному отношению пуритан к театру, считавших его второстепен- ным и безыдейным искусством, вопреки невежеству и консерватизму американской публики24 в Америке все-таки появилась самобытная форма музыкального театра. Более того, менестрельный театр, разви- ваясь на протяжении 100-летнего периода, явился предшественником спе- цифического американского оперного жанра XX в.— мюзикла, который приобрел мировую известность и оказал влияние на европейское оперное
искусство.
Оценивая эстетическое значение менестрельного театра, советский историк музыки В. Д. Конен очень точно отмечала, что он возник «все- цело в рамках ограниченной эстетики американской легкожанровой эстрады. Тяготение к бездумному развлечению и низкопробным обыва- тельским вкусам определило его облик. В вековой истории менестрель- ного театра не обнаруживается стремления к серьезному воплощению художественной темы... И тем не менее этот „балаганный" жанр сумел породить нечто оригинальное, жизнеспособное и притом глубоко типич- ное для американской культуры прошлого века» 25.
Менестрельные представления состояли из вокальных, цирковых и инструментально-танцевальных номеров, небольших комических сценок, пародирующих облик и телодвижения негра. Музыкально-стилистические черты подобных представлений сформировались под влиянием негритян- ского фольклора и английской балладной оперы.
Специфические особенности менестрельного театра заключались в ис- пользовании негритянского диалектного говора, распространенного в южных штатах, особых танцевальных движений и приемов вокального исполнительства. Существовали определенные костюмы и грим, типичные для менестрельного театра. Менестрельный театр пользовался популяр- ностью и явился характерным элементом американской музыкальной жизни XIX в. Менестрельный театр породил многих замечательных акте- ров и музыкантов.
С традициями менестрельного театра неразрывно связана деятельность американского композитора-самоучки Стивена Фостера (1826—1864), твор- ческое наследие которого представлено преимущественно песнями лири- ческого склада, воспевающими богатство внутреннего мира простого чело- века, что явилось типичной темой романтического искусства.
Большинство песен (всего около 150) написано в жанре лирического романса, причем композитор был и автором текстов. Эти песни отмечены
24 Sabin R. Early American Composers and Critics.— Musical Quarterly, 1938, N 2.
25 Конен В. Пути американской музыки. М., 1977, с. 179.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ярким мелодическим обаянием. В мелодике С. Фостера прослеживалось влияние английской, шотландской и ирландской народной музыки, черты негритянского фольклора. Сюжеты лирических песен Фостера, в которых преобладает тема неразделенной любви, безусловно, перекликаются с сю- жетами сольных негритянских любовных песен. Из творческого наследия С. Фостера наибольшей популярностью пользуются менестрельные песни «Домик над рекой», «Мой старый дом в Кентукки», «О, Сюзанна», «Ста- рый черный Джо». Фостер дает необычную трактовку образа негра в мечтательном, лирическом плане. Его произведения являются поэтиче- ским обобщением характерных особенностей англокельтских и негри- тянских песен.
Следует отметить, что наиболее важным явлением музыкальной куль- туры колониального периода был хоровой пуританский гимн. Ярким вы- ражением этого жанра стало творчество У. Биллингса, который обобщил традиции американского искусства XVII—XVIII вв. Хоровой пуритан- ский гимн был демократическим жанром в отличие от жанров европей- ской профессиональной музыки, проникавших в Америку с XVIII в., но оставшихся чуждыми американской культуре. С начала XIX в. развитие хорового пуританского гимна проходило незаметно в отдаленных сельских районах США, уступая место другим жанрам национального искусства США — менестрельной эстраде и в конце XIX в. негритянским спири- чуэлc, блюзу, рэг-тайму.
Глава пятнадцатая
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
1. ПЕРВЫЕ КОНТАКТЫ (XVIII В.)
Наиболее ранние сведения об Америке в русских источниках восхо- дят к XVI в. Об открытии европейцами «нового мира», в частности Кубы, «конца которой не ведают живущие там», упоминал еще Максим Грек. В рукописном переводе 1584 г. «Хроники всего света» М. Вель- ского впервые на русском языке употреблялось слово «Америка» как название «великого острова», открытого во время путешествия «Аммери- кус Веспуцыа» 1.
Еще до того как один из основателей Джеймстауна, Джон Смит, от- правился в 1607 г. в Северную Америку, он побывал в русских степях. Бежав из турецкого плена, Дж. Смит нашел прибежище в донской кре- пости. В дальнейшем его путь лежал в западном направлении, по-види- мому через Донков, затем через Дорогобуж и Острог в Галич. По свиде- тельству Смита, ему никогда в жизни не приходилось встречать «столько гостеприимства, доброты, приветливости и дружбы», как во время пребы- вания в этих местах. «Удивительно,— писал он,— что находится столько завистников и врагов у этой страны, постоянно опустошаемой набегами кочевников и соседей. Поселения редки. Дома жителей сколочены из ело- вых бревен, соединенных на концах деревянными скрепами». О чем Дж. Смит отзывался критически, так это о разделении в Московии общест- ва на богатых и бедных, на господ и рабов, что, по его отзыву, скрывала «истинную причину слабости и всех несчастий в этой стране». Знаком- ство с донскими укреплениями пригодилось Смиту для защиты Джеймс- тауна. «До Смита, освоившего и применившего русский метод быстрого возведения укреплений,— пришла к выводу наблюдательная исследова- тельница Е. М. Двойченко-Маркова,— ни одна из английских колоний, пытавшихся укрепиться на американском побережье, не могла устоять перед набегами индейцев» 2.
Но если Джон Смит общался в основном с жителями русских окраин, то основатель другой английской колонии в Америке, Уильям Пени, получил возможность обменяться мнением с Петром I. Дело в том, что, находясь в 1698 г. в Англии, царь беседовал с группой квакеров, а Пени даже направил ему специальное послание с изложением своих взглядов 3.
1 Лазарев Н. Первые сведения русских о Новом свете.— Исторический журнал, 1943, № 1, с. 72—75; Полевой Н. Повествование об открытии Америки, помещенное в рус- ских хронографах.— Московский телеграф, 1832, ч. 43, № 4, с. 594—599; Yarmolin- sky A. Russian Americana. N. Y., 1943, p. 11.
2 Двойченко-Маркова E. М. Джон Смит в России.— Новая и новейшая история, 1976, № 3, с. 160.
3 Dvoichenko-Markov E. William Penn and Peter the Great.—Proceedings of Ameri- can Philosophical Society, 1953, vol. 97, N 1, p. 16—17.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Религиозные воззрения Пенна и его друзей не оказали, по-видимому, прямого влияния на молодого Петра. Лишь много лет спустя, в 1790 г., в Москве была опубликована книга У. Пенна «Плоды уединения» (Fruits of Solitude), а в царствование Александра I квакеры получили возмож- ность официально посетить Россию4.
Уже первая колониальная газета «Ньюз леттер», начавшая выходить в Бостоне в 1704 г., время от времени печатала краткую информацию о войне между Россией и Швецией. Сообщения о событиях в далекой России стали более разнообразными и регулярными, когда в колониях появились новые еженедельные газеты — Boston Gazette, New England Courant, American Weekly Mercury, New York Gazette. Колониальные еже- недельники сообщали об интересе Петра I к археологии и агрономии, его переписке с Парижской академией и организации кунсткамеры в Петербурге. Давая оценку деятельности Петра I, бостонская «Ньюз лет- тер» 5 августа 1725 г. выделяла его заслуги в установлении торговли с другими странами, «развитии ремесел и наук, о которых ранее в стране почти ничего не было известно, запрещении многих устаревших обычаев и введении военной дисциплины» 5.
Время от времени сведения об Америке стали появляться и в русской печати — петровских «Ведомостях», «Российских ведомостях», «Историче- ских, генеалогических и географических примечаниях в ведомостях» и, наконец, «С.-Петербургских ведомостях». Особый интерес представляло «Известие о нынешних Аглинских и Францусских селениях в Америке», напечатанное «С.-Петербургскими ведомостями» 25 ноября (6 декабря) 1750 г., т. е. в то время, когда иностранный раздел газеты редактировал М. В. Ломоносов. Аналитический характер и разнообразие исторических сведений выделяли эту статью из всех других материалов об Америке, которые печатались на страницах русской печати ранее. Автор статьи (а им, скорее всего, был сам М. В. Ломоносов), учитывая споры между Англией и Францией, давал читателям описание Канады, Виргинии, Каролины, Мэриленда, Пенсильвании, Нью-Йорка, Новой Англии и т. д. О последней сообщалось: «Новая Англия есть главная провинция и купе- ческий магазин, откуда все селения в Америке запасают». В статье отме- чалось также, что в «середине земли находится много американских на- родов, которых агличане и французы обыкновенно употребляют к причи- нению между собою всяких неспокойств, и сторону агличан держат иро- кои, а францусскую гуроны» 6.
Несколько лет спустя, 5 марта 1754 г., в издававшейся Б. Франкли- ном «Пенсильвания газетт» в Филадельфии был напечатан «отрывок из
4 У. Аллен (из Англии) и С. Грелет (из Соединенных Штатов) посетили, в частно- сти, благотворительные и тюремные заведения в Петербурге, Москве, Новгороде и Твери и представили российскому правительству свои критические замечания, Александр I распорядился «сообщить всем, до кого следует, сии замечания ква- керов и по ведомству приказов общественного призрения обратить внимание на- чальства на состояние воспитательных домов в Новгороде и в Твери особенно, где из 285 младенцев в течение года осталось в живых только 35» (А. Н. Голицын — С. К. Вязмитинову, 15(27) мая 1819 г.— Центральный государственный историче- ский архив (ЦГИА) СССР, ф. 1282, оп. 2, д. 2099).
5 Mo hi R. A. America Discovers Russia and Peter the Great.—Journalism Quarterly, 1967, Winter, vol. 44, N 4, p. 66..
Николюкин А. Н. Литературные связи России и США: становление литературных контактов. М., 1981, с. 17—22/н прилож., с. 38С—387.
письма из Москвы от 23 августа», в котором рассказывалось об обстоя- тельствах смерти Г. В. Рихмана при исследовании атмосферных электри- ческих разрядов. В качестве участника эксперимента назывался «совет- ник Ломоносов», что, по всей видимости, было первым упоминанием фамилии русского ученого в американской печати7.
На основе разнообразных документальных материалов было доказано, что история русско-американских отношений открывается в середине XVIII в. прямыми и косвенными контактами между Б. Франклином и
ДНЕВНИКОВАЯ ЗАПИСЬ Э. СТАЙЛСА ОТ 3 ФЕВРАЛЯ 1786 Г. ОБ УСПЕШНОМ ПОВТОРЕ- НИИ ОПЫТА АКАДЕМИКА И. А. БРАУНА ПО ЗАМОРАЖИВАНИЮ РТУТИ
(Yale University, Beineke Rare Book and Manuscript Library, Papers of Ezra Stiles, Literary Diary, vol. 12, Febr. 3, 1786. Автограф, англ. яз.)
другими американскими учеными и их петербургскими коллегами М. В. Ломоносовым, Г. В. Рихманом, Ф. У. Т. Эпипусом, И. А. Брау- ном 8.
Знаменитые «Опыты и наблюдения над электричеством» Б. Франкли- на уже с середины XVIII в. стали хорошо известны в России и получили дальнейшее развитие в работах русских ученых М. В. Ломоносова, Г. В. Рихмана, Ф. У. Т. Эпинуса, Д. А. Голицына.
В капитальном трактате «Опыт теории электричества и магнетизма» (1759) Ф. У. Т. Эпинус писал: «Присущая телам сила, которую назы- вают электричеством, открыта лишь недавно и вряд ли уже достаточно исследована... Меня в высшей степени удовлетворяет предложенная Франклином теория этой силы... Однако я пришел к выводу, что мне
7 The Papers of Benjamin Franklin: Vol. 1—21 / Ed. L. W. Labaree, W. B. Willcox. New Haven, 1959- vol. 5, p. 219-221.
8 Болховитинов Н. Н. Становление русско-американских отношении, 1775—lelo. M., 1966, с. 220—231; Россия и США: становление отношений, 1765—1815. М., 1980, с. 15,
16, 18, 21 и др.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
удалось обнаружить в этой замечательной теории некоторые недостатки; поэтому я приложил усилия к тому, чтобы исправить их и, при помощи этих исправлений, так приспособить эту теорию, чтобы она была при- ведена к полнейшему согласию с явлениями» 9.
Сам Эпинус переслал эту работу Б. Франклину, который дал ей высо- кую оценку и ознакомил с ее содержанием своих коллег Э. Стайлса и Дж. Уинтропа. Наконец, в июне 1766 г. в знак признания заслуг петер- бургского академика Франклин направил ему собственную работу о физи- ческих и метеорологических наблюдениях, которая должна была «по- явиться в очередном томе „Трудов королевского общества"» 10.
В настоящее время хорошо известно послание Э. Стайлса «прослав- ленному г-ну Ломоносову» от 20 февраля 1765 г., в котором излагалась детальная программа совместных исследований (Э. Стайлс интересовался? планировавшейся М. В. Ломоносовым полярной экспедицией и темпера- турными измерениями в различных районах Российской империи) 11. Не меньшее значение имеет, однако, обращение Э. Стайлса к академику И. А. Брауну, в котором сообщалось о попытках американца повторить знаменитые опыты по замораживанию ртути, осуществленные в Петер- бурге в 1759 г.12 Хотя первоначально Э. Стайлсу не удалось повторить блестящие эксперименты Брауна и Ломоносова, мы установили, что в конечном итоге настойчивый американец все-таки сумел заморозить ртуть в Сейлеме в феврале 1786 г.13
Когда в 1780 г. в Бостоне была основана Американская академия искусств и наук, одним из ее наиболее достойных иностранных членов стал знаменитый Леонард Эйлер. Официально избрание Л. Эйлера дати- руется 30 января 1782 г., но, как нам уже приходилось отмечать, по всей видимости, это событие произошло несколько раньше. Во всяком случае в протоколах конференции Петербургской Академии наук (запись от 28 февраля (11 марта) 1782 г.) упоминается письмо «Академии искусств и наук, недавно основанной в Бостоне в Америке», от 1 июня 1781 г. с извещением об избрании Л. Эйлера, а также «Акт основания и учреж- дения общества содействия и поощрения искусств и наук». Американ- ские ученые, несомненно, были хорошо осведомлены о научных заслугах Леонарда Эйлера, а в библиотеке Бостонской академии, судя по ее пер- вому рукописному каталогу, имелись 11 работ великого ученого- (17 томов) 14.
9 Эпинус Ф. У. Т. Теория электричества и магнетизма. Л., 1951, с. 10—И. Только два века спустя ученый трактат петербургского физика получил настоящее призна- ние. В 1979 г. издательство Принстонского университета опубликовало английский перевод труда Эпинуса с научными комментариями и великолепным монографи- ческим вступлением профессора Мельбурнского университета Р. У. Хоума. См.: Aepinus's Essay on the Theory of Electricity and Magnetism / Introductory Monograph and Notes by R. W. Home. Princeton, 1979.
10 Американский ежегодник, 1971. M., 1971, с. 330—331; Physical and Meteorological, Observations, Conjectures and Suppositions.— Philosophical Transactions of the Royal1 Society, L., 1766, p. 182—192.
11 Россия и США, с. 16—18.
12 Э. Стайлс — И. А. Брауну, 15 мая 1765 г.— Yale University, Beineke Rare Book and Manuscript Library, Papers of Ezra Stiles.
13 Stiles E. Thermometrical Register, vol. 1; Idem. Literary Diary, vol. 12, 3 February 1786.- Ibid.
14 Boston Athenaeum. American Academy of Arts and Sciences, Records, vol. 1, p. 51;. Протоколы заседания конференции имп. Академии наук с 1725 по 1803 г. СПб.,. 1900. т. 3, с. 577; American Academy of Arts and Sciences. Cathalogue.
Еще ранее, в начале 70-x годов, были установлены официальные свя- зи между Американским философским обществом в Филадельфии и Академией наук в Петербурге. Благодаря Б. Франклину и одному из основателей Вольного экономического общества, Т. И. Клингштадту, в Петербурге был получен первый том «Трудов Американского философ- ского общества», основное содержание которого нашло позднее отраже- ние в «Академических известиях» (1779, ч. II).
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
Самую высокую оценку достижениям российской науки дал в своем выступлении в 1782 г. вице-президент Американского философского общества д-р Томас Бонд, настоятельно рекомендовавший членам ста- рейшего научного учреждения Соединенных Штатов всемерно развивать сотрудничество с учеными страны, которая, содействуя развитию науки и литературы, «поднялась к величию, подобно утреннему солнцу» 15.
Важные и плодотворные научные контакты между молодой республи- кой и Российской империей завязались во второй половине 80-х годов. При содействии Дж. Вашингтона, Б. Франклина и маркиза Лафайета Екатерина II получила из Америки ценные сведения о языках индейцев, которые были использованы при подготовке всеобщего сравнительного словаря 16. Собирая материалы для этого словаря, американцы оказались тем самым вовлеченными в сравнительное изучение индейских языков. Позднее по образцу русского словаря в Америке Б. С. Бартон, Дж. Гек- кевельдер, Т. Шультц и некоторые другие подготовили словари языков различных индейских племен.
Как Бартон, так и Геккевельдер считали, что сходство между языка- ми американских индейцев, татар и некоторых других азиатских народов объяснялось, вероятно, их общим происхождением. В письме А. А. Нарто- ву Геккевельдер высказывал в этой связи предположение, что американ- ские племена происходят из Азии и большинство из них родственны татарам17.
Бурные события Американской революции XVIII в. в огромной мере увеличили интерес к Соединенным Штатам со стороны деятелей россий- ской науки, литературы и просвещения. Знаменательно, что, едва только в России было получено известие о заключении в Париже прелиминарно- го мира, Ф. У. Т. Эпинус направил Б. Франклину специальное поздрав- ление, в котором приветствовал своего американского коллегу не только как прославленного естествоиспытателя, но и как блестящего политика, обеспечившего своей родине свободу и независимость18.
Передовые представители русского общества не желали считаться с монархическими чувствами петербургского двора и открыто выражали сочувствие и симпатии делу Американской революции. Если в столице официальные «С.-Петербургские ведомости» опубликовали только краткое изложение «мирных прелиминариев», то «Московские ведомости», изда- вавшиеся Н. И. Новиковым, напечатали в марте 1783 г. тексты соответ- ствующих документов «во всем их пространстве» 19. «О воин непоколе- бимый, ты есть и был непобедимый, твой вождь — свобода, Вашинг- тон»,— писал А. Н. Радищев, приветствуя победу восставших американцев; Известный латинский стих, начертанный под портретом Франклина (Eripuit coelo fulmen screptrumque tyrannis), A. H. Радищев переводил в острой антимонархической форме («Се исторгнувший гром с небеси и скиптр из руки царей», хотя точнее, может быть, было бы сказать «из
15 Bond Th. Anniyersary Oration... / Printed by J. Dunlap. Philadelphia [1782], p. 31—32. Сравнительный словарь всех языков и наречий, по азбучному порядку располо- женный. СПб., 1790—1791. Т. 1—4
17 Россия и США, с. 206.
18 Там же, с. 117—118.
19 Московские ведомости, 1783, 8 (19) марта, № 19, с. 146—149; 11(22) марта, № 20, с. 154—155.
руки тиранов») и считал, что это наилестнейшая надпись, «которую чело- век низ изображения своего зреть может» 20.
Екатерина II назвала А. Н. Радищева бунтовщиком хуже Пугачева и обратила внимание на то, что он хвалит Б. Франклина. Между тем незадолго до этого, в ноябре 1789 г., Петербургская Академия наук из- брала великого американца своим почетным членом 21.
В 70—80-е годы происходят и первые личные контакты деятелей рус- ской культуры с гражданами молодой республики. Находясь в Париже, Д. И. Фонвизин в августе 1778 г. встретился с Б. Франклином и анг- лийским физиком Магелланом, о чем было напечатано даже в газетах. «Представитель юного просвещения России был собеседником с предста-
вителем юной Америки»,— писал позднее 11. А. Вяземский22. Представ- ляется вполне вероятным, что личное знакомство с Франклином сказа- лось при создании образа Стародума в комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль». Первый обмен письмами и встречи Б. Франклина с княги- ней Е. Р. Дашковой состоялись в Париже зимой 1781 г. Наконец, в самих Соединенных Штатах в эти бурные революционные годы побы- вал Ф. В. Каржавин.
Сразу же после своего прибытия в Виргинию с о-ва Мартиника весной 1777 г. Ф. В. Каржавин предложил свои услуги Континентальному кон- грессу в качестве переводчика23. Не получив, по-видимому, никакого ответа, русский путешественник занялся врачеванием, торговыми делами, а впоследствии установил дружеские связи с преподавателями колледжа «Уильям энд Мэри» в Вильямсберге, включая К. Беллини, Дж. Уайза и епископа Дж. Мэдисона. После возвращения в Россию в 1788 г. бога- тые американские впечатления Ф. В. Каржавина получили частичное от- ражение в его многочисленных печатных работах, письмах, дневниковых заметках и автобиографической «сказке», которые неоднократно служили предметом тщательного исследования 24 Так были созданы предпосылки и заложены первые основания для развития систематических научных и литературных контактов между Россией и США в XIX в.
2. НАУЧНЫЕ СВЯЗИ
Первоначальные основы плодотворных научных контактов между Рос- сией и США, заложенные во второй половине XVIII в., получили систе- матическое развитие на протяжении следующего столетия.
О широте и разнообразии этих связей можно судить по избранию в состав Американского философского общества в Филадельфии и Амери- канской академии искусств и наук в Бостоне значительного числа рус-
20 Радищев А. Я. Поли. собр. соч.: В 3-х т. М.; Л., 1938—1952, т. 1, с. 391.
21 Подробнее см.: Болховитинов Н. Н. Россия и война США за независимость, 1775— 1783. М., 1976, с. 126—131, 164—175.
22 Вяземский П. А. Поли. собр. соч.: В 12-ти т. СПб., 1878—1896, т. 5, с. 91.
23 Ф. В. Каржавин — Дж. Хэнкоку, 15 июня 1777 г.— В кн.: Россия и США, с. 40.
24 Болховитинов Н. Н. Россия и война США за независимость, с. 209—223. Сравни- тельно недавно в рукописном отделе Государственной " публичной библиотеки им. М. Е. Салтыкова-Щедрина (ОР ГПБ) советский исследователь С. Р. Долгова обнаружила часть дневника Ф. В. Каржавина за 1777—1778 гг., который он вел во время путешествия в Виргинии. См.: ОР ГПБ, ф. 1000, л. 76—101. Основное со- держание дневника перекликается с письмом Ф. В. Каржавина своему француз- скому другу [Ж. Ш.] Бару от 15 апреля 1780 г. См.: Россия и США, с. 61—64
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
РУССКО-АМЕРИКАНСКИЕ КУЛЬТУРНЫЕ СВЯЗИ
ских членов. Так, с конца XVIII в. и до 70-х годов XIX в. в состав философского общества было избрано 26 русских членов, в их числе: Е. Р. Дашкова (17 апреля 1789 г.), П. С. Паллас (21 октября 1791 г.), Ф. П. Аделунг (16 января 1818 г.), Н. И. Фус (17 апреля 1818 г.), Г. И. Фишер (17 апреля 1818 г.), В. Г. Тилезиус (16 апреля 1819 г.), Я. В. Вилие (20 апреля 1821 г.), И. Ф. Крузенштерн (16 апреля 1824 г.), А. Я. Купфер (16 апреля 1847 г.), В. Я. Струве (21 октября 1853 г.).
В число членов академии в Бостоне с 1782 по 1872 г. было избрано
12 человек. 22 ноября 1812 г. иностранными членами Американской академии искусств и наук стали академики Н. И. Фус, Г. И. Фишер и Ф. Ф. Шуберт, 29 января 1834 г.— всемирно известный астроном В. Я. Струве, 27 мая 1834 г.—выдающийся математик М. В. Остроград- ский, 12 ноября 1834 г.—внук Л. Эйлера математик Э. Д. Коллинс,
13 ноября 1849 г.— основоположник эмбриологии К. М. Бэр
Date: 2015-07-10; view: 413; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|