Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение и наука 5 page
Но с завоеванием политической свободы вопрос об освобождении от на- следия колониального периода еще не получил окончательного решения. Хотя важнейшие предпосылки для этого были завоеваны в ходе револю- ции, без достижения независимости в сфере духовной собственная госу- дарственность могла обернуться лишь новой формой рабства. Именно по- этому национальное самосознание так активно вело в это время поиски форм художественного самовыражения. Свои плоды это принесло в иную художественную эпоху, но корни, питавшие эти плоды, уходят в эпоху pеволюпии. Ею заканчивается первый, самый длительный период в раз- витии американской литературы. Следует заметить, однако, что этим не завершается период ее становления. В силу особенностей формирования американской нации и государства процесс этот в результате длившегося
около трех столетий продвижения на Запад и включения новых регионов прошел несколько стадий и завершился по существу лишь к началу XX в.
Американская революция решительно изменила положение молодой нации. Отныне меняются не только направление связей (и от Европы к Америке, и от Америки к Европе), но и их характер. Постепенно уга- сая связи-истоки уступают место связям-влияниям, в которых Соединен- ным Штатам принадлежит уже роль и воспреемника, и генератора идей. Переход совершался постепенно, но начало ему положила именно эпоха революции.
Открывает эпоху американского Просвещения творчество Бенджами- на Франклина (1706—1790), живого олицетворения просветительских идей о самоценности личности, мерилом которой является талант и труд. Огромное влияние на формирование его взглядов оказали произведения английских, а впоследствии французских писателей-просветителей (Кол- линза, Шефтстбери, Мандевиля и др.). Это нашло отражение в одном из ранних сочинений Франклина — «Рассуждение о свободе, необходимости, удовольствии и страдании» (1725), проникнутом духом деизма. В то же время появились две серии его очерков под псевдонимом «Сайленс Дугуд» (1722 — примерно соответствует выражению «молчание — золото») и «Любопытный» (1728—1729), ставивших целью исправление обществен- ных нравов.
Дидактическими задачами определялось содержание и характер «Альманаха Бедного Ричарда» (1732—1758), однако в отличие от не- сколько прямолинейного назидания первых сочинений Франклина теперь наставления и советы облекались в остроумную, занимательную форму, напоминавшую меткой афористичностью народные поговорки. Многие из них действительно вошли в обиход народной речи, дав толчок развитию национальной фольклорной традиции, а образ Бедного Ричарда (хотя он и не является героем литературного произведения в обычном смысле слова) стал первым художественным образом, вошедшим в историю аме- риканской литературы. Поскольку чаще других переиздавалась часть аль- манаха, озаглавленная «Путь к изобилию» (1757), где собраны рассуж- дения о пользе накоплений, бережливости, вреде транжирства, последую- щие поколения нередко видели в герое поборника буржуазного накопи- тельства, превознося или порицая за это автора, но редко проявляя в под- ходе к его наследию подлинный историзм.
Предреволюционный период обозначил новый этап в творчестве- Франклина, ознаменовавшийся обострением интереса к политической и социальной проблематике. Перемещение внутреннего фокуса его произ- ведений с вопросов морали на вопросы общенационального политического значения сопровождалось изменением и средств художественного воздей- ствия. Они приобретали ярко выраженный публицистический характер, а сочный простонародный юмор сменился острой сатирой («Историче- ский очерк конституции и правительства Пенсильвании», 1759; «Допрос- доктора Бенджамина Франклина в английской палате общин», 1766, и др.).
Вначале Франклин считал необходимым сохранение союза колоний с метрополией. Он был уверен, что зло проистекает из отдельных зло- употреблений, и возлагал надежды на законодательные меры. Убедившись, в невозможности мирного разрешения конфликта, Франклин жестоко об- рушился на врагов независимости колоний («Эдикт прусского короля», 1773, «Руководство к тому, как из великой империи сделать малую»,
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
56S
1773,и др.). С точки зрения жанров он отдал особое предпочтение тем, которые глубоко бытовали в современной просветительской литературе Европы,— притче, условной восточной сказке и т. д.
Однако Франклин не ограничивался лишь борьбой с противниками американской независимости. Объект его критики — несправедливость, порожденная не только деспотической властью английской короны и блюстителей ее интересов, но и самим укладом жизни колоний. Он вы- ступал в защиту веротерпимости («Притча против преследования», 1774), осуждал политику в отношении индейцев, призывал к отмене рабства нег- ров, став инициатором создания аболиционистского общества. Особенно возросла роль сочинений подобного рода в период войны за независимость и после окончания революции, т. е. в период оформления американской государственности. В это время великий просветитель публикует «План улучшения условий существования свободных негров» (1775), «Заметки относительно дикарей Северной Америки» (1784), «Обращение к населе- нию» (1789). «О работорговле» (1790), последовательно выступая в них с гуманистических позиций, отвергая идеи превосходства белой расы.
Наряду с этим Франклин создает в 70—80-е годы серию маленьких шедевров («Однодневка», 1778; «Свисток», 1779, и т. д.), в которых пе- редал премудрость просветительской философии в форме житейских на- ставлений, согретых добродушным юмором, отеческой теплотой и сни- схождением к человеческим слабостям.
Американская литература обязана Франклину и своим первым клас- сическим произведением — «Автобиографией», работа над которой про- должалась с 1771 по 1789 г. Она была опубликована в 1791 г. во фран- цузском переводе. Так она и издавалась впоследствии вплоть до 1868 г., когда вышла в оригинале. Герой повествования своей исторической до- стоверностью подтверждал истинность философии Просвещения, явив- шись жизненным воплощением идеала «нового человека». При этом ав- тор подчеркивал не искючительность своей судьбы, а ее типические чер- ты, олицетворяющие опыт человека «третьего сословия», который, осво- бодившись от условностей иерархического общества, способен благодаря собственным силам, труду и таланту подняться к вершинам познания, славы и общественного положения. Однако утверждение неограниченных возможностей свободной личности не приводило Франклина к проповеди индивидуализма, поскольку личные успехи должны были соизмеряться c долгом «полезного гражданина».
С Франклином, мыслителем и общественным деятелем, связан преж- де всего первый этап в американском Просвещении, хотя в творчестве Франклина нашли отражение и тенденции, вызванные к жизни его вто- рым этапом — эпохой революции, поставившей во главу угла вопрос на- ционального самоопределения. Последний был теснейшим образом связан с вопросом о власти, по которому развернулись острейшие дебаты. В их ходе выявилось два основных направления: одно отстаивало идею на- родовластия, осуществляемого в республиканских формах правления, дру- гое — наследственной власти.
Отстаивавший идею народовластия Томас Джефферсон был, подобно Франклину, многосторонней личностью и с равным успехом проявил себя как общественный и государственный деятель, ученый, мыслитель и пуб- лицист. Наибольшую известность принесла ему Декларация независи- мости (1776).
Как государственный документ декларация не во всем адекватно пе- редает мысль Джефферсона, поскольку ряд предложенных им пунктов был либо изменен, либо исключен из текста. Среди последних оказался, в ча- стности раздел, затрагивавший вопрос о рабстве. Между тем Джефферсон неоднократно обращался к этой проблеме, внося в законодательные уч- реждения республики предложения о его отмене и запрещении работор- говли. Подробно рассмотрен этот вопрос и в другом важнейшем произве- дении Джефферсона — «Заметках о Виргинии» (1787), где осуждение рабства обосновывается не только его несоответствием просветительским понятиям равенства и свободы личности, но и неизбежной деградацией и раба, и рабовладельца.
Большое внимание уделил Джефферсон в своих «Заметках» и пробле- ме народовластия, представив народ не только объектом, но и субъектом власти, который в силу этого приобретает новую функцию защитника де- мократических свобод. Не был обойден здесь и вопрос о просвещении на- рода. Как истинный сторонник Века Разума Джефферсон разделял об- щую для всех просветителей веру в силу знания и разума как орудия преобразования общества. Однако в отличие от общества европейских философов в системе воззрений Джефферсона эта роль в равной мере принадлежала и революции. Что особенно важно, согласно его концепции революция не являлась неким актом, единовременно и навсегда разре- шавшим все общественные проблемы, но требовала продолжения и раз- вития, которое могло вылиться в форму новой революции.
«Заметки о Виргинии» интересны не только потому, что позволяют познакомиться со взглядами великого просветителя. Они дают представле- ние об изменениях, происшедших в самом жанре «землепроходческих» за- писок, с которого зарождалась американская литература. Главенствовав- шее в нем некогда описание становится частью аналитической картины жизни виргинского общества, вскрывающей ее положительные и отрица- тельные стороны. Последние, как считал Джефферсон, могут быть пре- одолены путем дальнейшего развития и совершенствования демократии.
Публицистика Джефферсона оказала огромное влияние на развитие американской общественной мысли; комплекс его идей стал своего рода магнитом, вокруг которого складывались демократические тенденции в американской литературе. Большой интерес представляет и его эпистоляр- ное наследие, позволяющее уточнить многие аспекты мировоззрения и раскрывающие внутренний облик выдающегося мыслителя и государст- венного деятеля.
Идеи Джефферсона разделял Томас Пейн (1737—1809), представ- лявший самое революционное крыло в американском Просвещении. При- быв в Америку в 1774 г., Пейн включился в острую политическую борь- бу, выступая за право колоний на отделение от метрополии и провоз- глашение республики. В начале 1776 г. он анонимно выпустил первое публицистическое произведение — памфлет «Здравый смысл», где в духе- просветительной философии трактовал насущные политические проблемы. Резкая критика политики британской короны, защита идеалов республики и прав человека определила широту воздействия «Здравого смысла» — важнейшего наряду с Декларацией независимости документа Американской революции. В том же 1776 г. Пейн приступает к публикации «Кризиса», нерегулярного периодического издания, выходив- шего в течение всей войны (1776—1783) и составившего 13 выпусков.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
Призывы мужественно бороться против тирании, проявлять твердость ду- ха в годину испытаний, отвергая лживые посулы английских властей, на- ходили живой отклик в сердцах участников революции, поднимали бое- вой дух солдат революционной армии.
После окончания войны за независимость Пейн переезжает в Европу. Он приветствует Французскую революцию и принимает в ней деятельное участие, за что был удостоен звания почетного гражданина и избран де- путатом Национального собрания. Пейн создает трактат «Права челове- ка» (1791 — 1792), направленный против книги Э. Бэрка «Размышления о Французской революции», которую отверг как клевету на революцию. Пейн выступил в защиту права народа на революционное разрешение исторических конфликтов. По его убеждению, задача революции — привести жизнь в соответствие с истинными принципами, попранными де- спотической властью, и осуществить это можно, лишь неколебимо отстаи- вая права человека.
Участие в двух революциях и английском демократическом движении конца XVIII в. раздвинуло рамки мышления Пейна, его представления о природе государственной власти, о характере сил, противостоящих в ре- волюции друг другу. Примером может служить истолкование им такого понятия, как «чернь». В годы Американской революции Пейн пользовал- ся им в качестве определения низкой, недостойной уважения части об- щества. В «Правах человека», хотя и сохранялась известная доля нега- тивного отношения, на первый план выдвигалось рассмотрение историче- ских причин возникновения черни. «Чернь», справедливо доказывал Пейн, есть «неизбежное следствие порочной структуры всех старых государств Европы». Поэтому и ответственность за те деяния черни, которые так воз- мущали противников революции, должна быть возложена на людей, за- нимавших в обществе господствующее положение.
Время обнаружило ограниченность социально-политических взглядов Пейна. Он пытался примирить жирондистов и якобинцев, не понимая их принципиальных разногласий. Но в целом произведения этих лет говорят об углублении его мировоззрения. В памфлете «Век Разума» (1794) с по- зиций деизма рассматриваются вопросы религии и свободы сознания, а Библия трактуется как легендарно-мифологический источник. Острой критике подверг он деятельность церкви и ее служителей, способствую- щих угнетению, укрепляющих господство различных форм деспотизма. В «Аграрной справедливости» (1797) Пейн обрушился на существующие имущественные отношения. Отвергнув утверждения о необходимости раз-. деления на богатых и бедных, якобы освященного божественным автори- тетом, он выдвинул утопическое требование перераспределения общест- венного богатства, дав выход настроениям, порожденным прямым столк- новением между просветительскими социальными идеями и практикой буржуазного общества, показавшей, чем на деле оказалась просвет тительская утопия. Возвратившись в 1802 г. в Америку, Пейн остался в изоляции и умер в нищете. Не встречает его радикализм одобрения и у современных буржуазных историков, которые всячески принижают роль Пейна в великом революционном движении его времени.
Эпоха Американской революции оказала мощное воздействие на ду- . ховное развитие нации. Это проявилось в невиданном дотоле подъеме на- родного творчества, подарившего Америке немало песен, проникнутых патриотическим чувством, прославлявших героев революции, воспевав-
ших свободу и осмеивавших врагов. К числу самых знаменитых относит- ся задиристая «Янки Дудл», навсегда вошедшая в сокровищницу амери- канского фольклора. Сатирическая традиция, которую она представляет, еще более укрепилась после революции. Теперь в песнях высмеивались не только приверженцы старых порядков, но и пришедшие им на смену новые служители закона, политические дельцы, прибравшие к рукам блага, завоеванные в революционной борьбе.
Борьба за независимость пробудила и заглохшую после Э. Тэйлора поэтическую традицию, которая возрождалась теперь уже как сугубо светская. Доминировавшие в ней религиозные мотивы совершенно вы- тесняются исполненной патриотического звучания гражданской темой. Среди поэтов, чье творчество вдохновлено идеями революции, первое ме- сто по праву принадлежит Филипу Френо (1752—1832). Патриотиче- ские чувства пронизывают одно из самых ранних его произведений — поэму «Восходящая слава Америки» (1771), которая заканчивается призывом разорвать оковы колониальной неволи.
Страстно уверовав в просветительские идеалы свободы, равенства и справедливости, воздающей человеку должное по его делам, независимо от знатности и богатства, Френо увидел в революции не столкновение на- циональных интересов, а схватку старого деспотического режима с ново- рожденной демократией, предвестницей великого царства свободы. Его стихотворения дышат верой в справедливость борьбы американского на- рода, в неизбежность торжества идей демократии («К американцам», 1775; «Песнь в честь победы капитана Барни», 1782, и др.). Страдания истекающего кровью разоренного войной родного края вызывают скорб- ные строки, исполненные жгучей боли и ненависти к тиранам («Британ- ская плавучая тюрьма», 1781; «Памяти храбрых американцев», 1781). Не- мало создал Френо и сатирических произведений, издевкой, едким сме- хом каравших врагов американской свободы («Монолог Георга III», 1779; «Скрытому роялисту», 1782 и др.).
Верность идеям революции муза Френо сохранила и после окончания войны. Это привело к усилению в его творчестве критических мотивов, отражавших разочарование в буржуазной действительности. С горечью пишет поэт о том, что высокие идеалы преданы забвению, а права че- ловека попраны властью денежного мешка. Беспощадно бичует тех, кто, кичась аристократическим прошлым, пытается реставрировать прежние порядки, предаваясь роскоши, когда самоотверженным солдатам рево- люции уготованы нищета и забвение.
Не щадя сил отстаивал Френо в своих стихах и публицистике идеи демократии и республиканизма. Большую поддержку Джефферсону в его борьбе с федералистами оказала его деятельность в «Нэшнл газетт» (1791—1793). Особенно удачны были выступления Френо в жанре по- литической сатиры («Цисьма о всевозможных и важных предметах»). Он разоблачал антинародную политику и антидемократические притязания федералистской оппозиции. Злобные нападки федералистов вынудили поэ- та оставить арену литературной борьбы. Американский исследователь Г. X. Кларк видит в усилении гражданской темы в творчестве Френо сви- детельство «углублявшегося, хотя и принятого с неохотой, подчинения пoэта журналисту...»4. Правильнее сказать, что революция помогла ему
4 Poems of Freneau/Ed. by H. H. Clark. N. Y., 1960, p. XXIII.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
найти себя как поэта, что в борьбе за идеалы демократии выявилась не только природа его поэтического дарования, но и определилась одна из ведущих линий развития американской поэзии. Подобно Джефферсону и Пейну, Френо приветствовал Французскую революцию. Она вдохновила поэта на создание таких стихотворений, как «Ода свободе» (1793), «На годовщину взятия Бастилии» (1793) и др.
Как ни велико значение гражданской лирики в наследии Френо, об- ращался он и к другим поэтическим жанрам. Немало его стихов посвя- щено картинам родной природы. Особой тонкостью передачи лирического настроения отмечены известные стихотворения «Дикая жимолость» (1786) и «Индейское кладбище» (1788). Поэт восхищается индейцами: сохранив близость к природе, они остались верны истинным основам бы- тия. В соответствии с просветительской идеологией природа и в ранних и в поздних произведениях Френо выступает олицетворением естественно- го начала и высшего Разума, основой гармонии и единства мира («Кра- соты Санта-Круса», 1776; «О единстве и совершенстве природы», 1815). Френо придерживался традиций классицизма, восходящих к тирано- борческой поэзии Джона Мильтона. Но, ориентируясь на демократическо- го читателя, он отказался от присущей классицизму склонности к ми- фологическим сюжетам и образам. Вопреки господствовавшей литера- турной моде его произведения написаны по преимуществу в форме не- большого, несложного по композиции и простого по стилю лирического- стихотворения. Впоследствии именно в этой форме наиболее свободно и оригинально проявил себя американский поэтический гений. Не вызвали у Френо интереса и художественные поиски его младших современников- романтиков. Он остался верен старым традициям, хотя существенно тран- сформировал их.
Современные Френо поэты предпочли иной путь: они попытались от- разить героику революции в гигантских эпических поэмах, самые раз- меры которых, как им казалось, воплощали ее величие. Особое усердие- проявляли Джон Трамбулл (1750—1831), Тимоти Дуайт (1752—1817), Джоэл Барлоу (1754—1812), входившие наряду с другими, менее извест- ными поэтами в так называемую группу «хартфордских остроумцев». От- ражая настроения предреволюционной поры, Трамбулл создал поэму «Похождения тупости» (1773), порицавшую невежество и чванство, а в поэме «Макфингал» (1775—1782) высмеивал верноподданнические чув- ства. Поэма Дуайта (мнившего создать новую «Илиаду») «Завоевание Ханаана» (1785) славила американских патриотов, прибегая к библей- ской образности. Коллективное сочинение «хартфордских остроумцев» поэма «Анархиада» (1786—1787), изображавшая народ кровожадной чер- нью, выявила антидемократизм их позиции. В центре поэмы стоит выве- денный в образе идеального героя Гамильтон.
Впоследствии ограниченность взглядов преодолел лишь Барлоу, при- ветствовавший Французскую революцию. Созданные им после «Анархиа- ды» эпические поэмы «Видения Колумба» (1787) и «Колумбиада» (1807) проникнуты стремлением передать благотворность революционных пере- мен. Однако, слишком громоздкие по построению и тяжеловесные по сти- лю, они не оставили следа в американской поэзии. Барлоу прославился: как автор юмористической поэмы «Маисовый пудинг» (1796).
Конец XVIII в. стал свидетелем еще одного важного события в амери- канской литературе — зарождения негритянской литературной традиции..
Первой областью, в которой проявили себя писатели-негры, была поэзия. Большую известность получили, например, поэтические произведения Филис Уитли (ок. 1753—1784). Привезенная в 8-летнем возрасте в Аме- рику, она прекрасно овладела не только английским, но и латынью и греческим, уже этим доказав ложность утверждений об интеллектуальной неполноценности чернокожих, доставлявшихся в Америку работорговца- ми. По содержанию и форме стихи Уитли следовали канонам английской поэзии того времени. Если они и не отличаются большой оригинальностью, то свидетельствуют о природном уме и вкусе, позволивших автору за ко- роткий срок уловить особенности господствовавшего стиля.
В конце XVIII столетия рождается американский роман. Среди пер- вых произведений, созданных в этом жанре, наиболее интересны «Со- временное рыцарство» (1792—1819) Хью Брекенриджа (1748—1816) и романы Чарлза Брокдена Брауна (1771—1810).
Брекенридж, опиравшийся на традиции английского просветительско- го романа, а также избравший за образец великий роман Сервантеса, на- рисовал в «Современном рыцарстве» широкую панораму американской действительности. Он сатирически высмеивал пороки американской демо- кратии, по существу первым в литературе США указав на разрыв демо- кратического идеала и его реального воплощения. Большое место зани- мают в книге авторские рассуждения дидактического характера, говоря- щие о прямой связи романа с публицистикой.
Ч. Б. Браун сформировался как писатель под влиянием идей Про- свещения, с одной стороны, и процветавшего в Европе в конце XVIII в. жанра «готического романа» — с другой. Как и авторов последнего, его привлекали темные стороны человеческой психики и фантастические ужа- сы, но в романах Брауна «Виланд» (1798), «Ормонд» (1799), «Эдгар Хантли» (1799), «Артур Мервин» (1800) и других они изображаются не как порождение сверхъестественных сил, а как явления, проистекающие из самой действительности — действительности именно американской, как настаивал писатель в предисловии к одному из них.
2. ЛИТЕРАТУРА РОМАНТИЗМА
Развитие романтизма в США отличалось рядом особенностей, вы- званных своеобразием исторических условий и присущих ему, несмотря на различия миросозерцания и художественного почерка американских романтиков. Успешное завершение войны за независимость, провозгла- шение и конституционное закрепление демократических свобод благопри- ятствовали дальнейшему развитию идеи национальной исключительно- сти. Литература американского романтизма, особенно раннего периода, разделяла веру в особый, «американский путь развития». В отличие от европейской она сохранила более тесные связи с Просвещением. Амери- канская действительность начала XIX в. казалась прямым, хотя и далеко не совершенным, осуществлением просветительских идеалов, скорее под- тверждением веры во всесилие Разума, способного изменить ход истории на благо человечеству, нежели опровержением связанных с ним надежд. Осуждая пороки современного общества, американские романтики были убеждены в превосходстве Нового Света над Старым: если последнему еще предстояло сбросить оковы прошлого, освободившейся от них в ре- зультате революции Америке был открыт путь в будущее.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
В значительной мере эта вера поддерживалась неразвитостью соци- альных отношений в стране, едва вступившей на путь самостоятельного развития, и наличием «свободных», не заселенных белым человеком зе- мель — иллюзорной базы фермерской утопии. Она укрепляла в литерату- ре черты, связанные с представлением об особой исторической миссии Америки — быть предтечей нового времени, идеального общественного устройства. Со времен теологической утопии подобное представление ста- ло одним из наиболее устойчивых элементов национального сознания, по- лучив название «американской мечты». «В той мере, в какой оптимисти- ческие социальные иллюзии, разделяемые ранним романтизмом,— писа- ла А. А. Елистратова,— еще не целиком утратили историческое основа- ние, они не исключали правдивого изображения действительных тенден- ций американской жизни» 5.
Вместе с тем характерен для американского романтизма и больший прозаизм. Элементы фантастического и таинственного в нем ослаблены и вписаны в художественный мир, в котором акцентируются черты реаль- ной жизни, приметы повседневности и даже бытовые подробности, что в целом более свойственно реализму, сменившему романтизм. Это, по-види- мому, отчасти связано с рано выявившимся прозаизмом американской действительности, которая не обнаруживала такой сложности, столь яв- ной многослойное™ и многосоставности социальной структуры, как в Европе, где буржуазное общество вбирало в себя многие явления пред- шествующей формации.
Эти особенности отчетливо проявились уже в творчестве первого круп- ного американского романтика Вашингтона Ирвинга (1783—1859). Нача- лом его творческой деятельности принято считать издававшиеся аноним- но отдельными выпусками нравоописательные очерки «Сальмагунди» (1807—1808). Соавторы — ими были Ирвинг, его брат Вильям и писатель Джеймс Полдинг — выступали с федералистских позиций, направляя свои стрелы против джефферсоновской демократии. Легкой иронией окрашено и их отношение к Просвещению. Однако, подвергая насмешкам прямо- линейность просветительских воззрений, сами они во многом следовали просветительским традициям как в идеологическом, так и в эстетическом плане (нравственно-этическая проблематика, дидактичность исходных ус- тановок, форма восточной сказки, притча и т. д.).
Следующее произведение Ирвинга, «История Нью-Йорка» (1809), тоже носит переходный характер, но элементы романтизма играют в ней более существенную роль. В ее основе лежит характерная для романтизма анти- теза естественного состояния и цивилизации, которая воплощается в ан- тиномии прошлого и настоящего. Современности Ирвинг противопостав- ляет времена первых голландских поселений, на месте которых сложился впоследствии Нью-Йорк, как эпоху, стоявшую ближе к естественным человеческим отношениям и потому более овеянную поэзией. В «Истории Нью-Йорка» заострилась сатирическая линия творчества Ирвинга. Глав- ным объектом его насмешек была буржуазная Америка с ее деловитостью и грубым меркантилизмом. Ирвинг не порывал с ней, но как бы отдалял- ся, укрывшись за маской повествователя — вымышленного историка Дид- риха Никербокера. В его образе воплотилась канувшая в прошлое про-
5 История американской литературы. М.; Л., 1947, т. 1, с. 112.
стодушная патриархальная Америка, которая унесла с собой простоту нравов и бесхитростную премудрость здравого смысла. С ее позиций Ир- винг и судит о настоящем, лишенном красочности, поэтичности, тепло- ты человеческих чувств.
Date: 2015-07-10; view: 328; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|