Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение и наука 3 page
НА ПАЛУБЕ «ПАРАГОНА», ОДНОГО ИЗ ПАРОХОДОВ ФУЛТОНА. Акварель П. П. Свиныгаа
пароходного и железнодорожного сообщения в ряде стран Европы, и в частности в России.
Создавались принципиально новые виды связи, использующие взаимо- обусловленность электричества и магнетизма. Благодаря опытам А. Ам- пера и других европейских ученых стало известно, что электрический ток порождает магнитное поле и усиливает намагниченность стального бруска. Проблема заключалась в обратном — в возможности получать электриче- ский ток с помощью магнетизма. Проводя в конце 20-х годов опыты с катушкой проволоки и магнитом (замененным впоследствии другой ка- тушкой, присоединенной к источнику тока), американский физик Джозеф Генри независимо от заокеанского коллеги М. Фарадёя открыл явление электромагнитной индукции, а затем и самоиндукции. Под воздействием переменного магнитного поля в проводнике возбуждался ток. Открытие, сделанное Фарадеем и Генри (именем последнего в физике названа еди-
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
ница индуктивности), дало возможность использовать электрическую энергию и передавать ее на большие расстояния.
Первый электродвигатель Т. Дэвинпорта (1834) и электрический ва- гон М. Фармера (1847) не получили признания, поскольку электрическая энергия в промышленности и на транспорте еще не могла в те годы кон- курировать с паром или водой, но изобретенное в 1831 г. Дж. Генри электромагнитное реле открыло в Америке эру телеграфа. Сам он вплот- ную подошел к его созданию: помещенная между полюсами электромаг- нита стальная полоска колебалась под воздействием тока и давала сигна- лы, ударяя по звонку. Идея превратить этот несложный прибор в средство связи принадлежала Сэмюэлу Морзе.
Подобно Ч. Гудийру, Морзе не имел никакого технического образова- ния, а в молодые годы был профессиональным художником. Однако опы- ты по электромагнетизму увлекали его больше живописи. Проработав не- сколько лет над созданием собственной модели телеграфа, Морзе в 1837 г. смог передать сигнал по проволоке длиной 1700 футов. Его помощник А. Вейл разработал систему сигналов (известная «азбука Морзе»), ввел телеграфный ключ и придал аппарату компактную форму, ставшую затем общепринятой. Он же изобрел запатентованный на имя Морзе буквопе- ча хающий аппарат. По словам Генри, Морзе «не сделал ни одного ориги- нального открытия в области электричества, магнетизма или электромаг- нетизма, применимого для изобретения телеграфа. Его заслуга... в том. что он комбинировал и применял открытия, сделанные другими» 88. Используя электромагнитное реле, Морзе добился того, что сигналы стали передаваться по проводам практически на любое расстояние без увеличения мощности батарей. После 1844 г. в США появились протя- женные телеграфные линии. Через 14 лет начал действовать первый трансатлантический телеграф, по которому английская королева Виктория обменялась приветственными телеграммами с президентом США Дж. Бью- кененом. По телеграфу стала передаваться и газетная корреспонденция, но из-за технических неполадок линия вышла из строя и была восста- новлена только в 1866 г. На полях сражений гражданской войны также нашлось применение телеграфу. В 1861—1865 гг. связисты уложили 15 тыс. миль кабеля и отправили около 6 млн. сообщений.
Развивалась и военная техника — у воюющих сторон появились крупнокалиберные нарезные орудия, разрывные снаряды, скорострельные ружья. Пулемет конструкции Р. Гатлинга делал 350 выстрелов в минуту. Были применены подводная лодка, мина с электрическим взрывателем, тяжелая артиллерия на железнодорожных платформах (прототип броне- поезда), привязной аэростат для воздушной разведки и т. д. Новые тех- нические средства ведения войны принадлежали главным образом севе- рянам. Гражданская война наглядно продемонстрировала превосходство бронированных судов с паровыми двигателями над парусным флотом. Против 6-пушечного броненосца Конфедерации «Мерримак», легко топив- шего деревянные корабли Севера, успешно действовал «Монитор» — низкобортное судно конструкции Дж. Эриксона. В отличие от других ко- раблей его орудия находились во вращающейся башне и могли стрелять по всем направлениям. Этот тип судна стал основным на военно-морском флоте США в послевоенные годы.
88 Norman В. Op. cit., p. 64.
Рост потребления железа предъ- являл повышенный спрос к метал- лургии, которая в 40—50-е годы пере- ходила на применение минерального топлива, паровых машин и горячего дутья. Использование вместо древес- ного угля антрацита и кокса (в кон- це 70-х годов более 80% плавки) резко повысило производительность доменных печей. Внедрение после гражданской войны бессемеровского, а затем мартеновского способа пере- работки чугуна в сталь дало толчок развитию сталелитейной промышлен- ности, что имело большое значение для производства машин, станков и железнодорожного строительства. К началу 80-х годов стальных рельс было выпущено вдвое больше, чем чугунных89. Стальные конструкции стали применяться при возведении зданий, мостов и др.
После окончания гражданской войны усилия ряда американских
инженеров и изобретателей были сосредоточены на модернизации средств связи. Выходец из Эдинбурга англичанин Александр Белл добился пере- дачи по одному проводу одновременно нескольких сигналов. Работая над усовершенствованием своего телеграфа, он и его помощник Т. Уотсон открыли в 1875 г. принцип телефонной связи. Колебания закрепленной металлической пластинки преобразовывались в электрические, а в прием- ном устройстве шел обратный процесс, заставляя вторую пластинку зву- чать в унисон с первой. На следующий год телефон Белла демонстриро- вался на национальной промышленной выставке в Филадельфии, а в 80-е годы был пущен в массовое производство.
Одновременно с Беллом начал кипучую изобретательскую деятель- ность Томас Алва Эдисон. Прослужив ряд лет телеграфистом и монтером на телеграфных линиях, молодой изобретатель-самоучка в 1875 г. изго- товил свою модель усовершенствованного многоканального телеграфа. Он существенно улучшил конструкцию телефона, применив вместо магнита спрессованный угольный порошок, электропроводность которого менялась в зависимости от степени его сжатия. Звуковые волны создавали (через специальную мембрану) быстро менявшееся давление на угольный поро- шок, и вызываемые этим колебания тока передавались на приемное устройство.
Работая над проблемой приема и передачи звуков, Эдисон изобрел «говорящую машину» — фонограф, продемонстрированную им в 1877 г. Для звукозаписи использовались вращающийся цилиндр, покрытый тон- ким слоем олова, и соединенная с мембраной игла. Колебания мембраны
89 Temin P. Iron and Steel in Nineteenth-Century America: An Economic Inquiry. Cambridge (Mass.), 1964, p. 275.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
передавались игле, оставлявшей след на поверхности цилиндра. Чтобы воспроизвести звук, достаточно было поставить иглу на поставленную бо- розду и вращать цилиндр с исходного положения. Фонограф явился од- ним из оригинальных изобретений прославленного американского инже- нера, главным в деятельности которого было усовершенствование уже существовавших технических устройств. В этом он не знал себе равных, получив в течение жизни 1093 патента90.
Бурно развивавшийся в США капитализм диктовал увлечение техни- кой и ее непрерывной рационализацией. Высокопроизводительные станки, скоростные поезда и точные приборы стали сферой выгодного приложе- ния капитала, а средства связи были поставлены непосредственно на службу бизнесу. С их помощью значительно расширились возможности управления капиталистическим производством. Эдисон наладил выпуск специальных биржевых телеграфных аппаратов, а фирмы «Белл компани» и «Вестерн Юнион» нашли широкое коммерческое применение телефону. По сравнению с развитием техники естественные науки в США отста- вали от уровня, достигнутого в наиболее развитых странах Европы. Су- губо теоретические исследования пользовались меньшим спросом. В астрономии, геологии, зоологии, ботанике преобладали методы наблю- дения и классификации. Научная мысль концентрировалась в немногих крупных городах северных, центральных и западных штатов. На Юге рабовладельческая система сковывала ее развитие, что ослабляло научный потенциал страны в целом. До создания в 1863 г. Национальной акаде- мии наук исследовательская работа не получала сколько-нибудь широкой и регулярной поддержки со стороны государства. Сказывались также недостаток капиталовложений (в основном частные пожертвования), от- сутствие широких контактов ученых между собой и с европейскими кол- легами, несовершенство учебных программ, университетских курсов и т. д. Вместе с тем в Соединенных Штатах было немало профессиональных ис- следователей, внесших определенный (а порой весьма значительный) вклад в развитие той или иной отрасли знания.
После окончания англо-американской войны 1812 г. в Соединенных Штатах начали создаваться новые научные центры. Важнейшими из них стали Филадельфийская академия естественных наук (1812), Колумбий- ский институт поощрения искусств и наук (1816), Франклиновский ин- ститут в Филадельфии (1824), Бостонское общество естественных наук (1830) и др. Заметный шаг вперед сделала и университетская наука, от- ходившая от традиционных схем обучения «по Ньютону» и «по Евклиду». Усиливалась общественная потребность в знаниях не только утилитарного- характера. По мере освоения новых земель на Западе, усовершенствова- ния средств транспорта и связи становилась очевидной необходимость углубленного познания животного и растительного мира, географии и геологии страны. Это обогащало содержание науки, связывало ее с жизнью общества. Большую роль в раскрытии ее значения для амери- канской цивилизации сыграли Т. Джефферсон, Дж. и Дж. К. Адамсы. Наибольшей поддержкой государственных и частных организаций пользовались геологические и географические экспедиции. Начало им по- ложил Т. Джефферсон, сам занимавшийся обследованием Виргинии. Экс- педиции Д. Олмстеда в Северную Каролину, Э. Хичкока в Массачусетс,
90 Уилсон М. Указ. соч., с. 83.
Д. Оуэна к верховьям Миссисипи показали целесообразность подобных методов выявления природных богатств Американского континента. Пер- вой крупной научной экспедицией за пределы Северной Америки стало организованное за государственный счет плавание шести кораблей под руководством астронома Ч. Уилкса в 1838—1842 гг. Ее участники обсле- довали южную оконечность Америки, Австралию и Новую Зеландию, по- бывали на Фиджи и Таити, Гавайских островах, в Калифорнии. Было собрано огромное количество материала по геологии, ботанике, зоологии, географии, и ученым понадобилось несколько лет, чтобы описать и клас- сифицировать его.
Американские естествоиспытатели изучали побережье Тихого океана, Аляску и проявляли большой интерес к природе Дальнего Востока и Сибири. Так, в 70-е годы в трех экспедициях к северо-восточным бере- гам Сибири участвовал крупный натуралист из Массачусетса, хранитель Национального музея США У. Г. Далл91.
Геологам принадлежало- первенство в деле координации всех отраслей естествознания в США. С 1840 г. в стране начала действовать Ассоциа- ция американских геологов, к которой примкнули зоологи и ботаники, а через восемь лет она была преобразована в Американскую ассоциацию для прогресса науки (American Association for the Advancement of Science), куда вошли представители всех естественных наук. Целями ассоциации являлись содействие научным исследованиям и контактам ученых между собой, улучшение условий их труда, помощь при внедрении в практику новых открытий. Это расплывчатое по структуре объединение представи- телей разнообразных научных обществ носило чисто совещательный ха- рактер и не могло направлять и координировать исследовательскую ра- боту 92.
Научным центром национального значения стал основанный в 1846 г. в Вашингтоне Смитсоновский институт. Его первый руководитель (сек- ретарь) Дж. Генри поставил во главу угла фундаментальные исследова- ния. В число постоянных членов корпоративного руководства института входили президент и вице-президент США, председатель Верховного суда, государственный секретарь и главы других министерств и ведомств. Дея- тельность института субсидировалась и контролировалась федеральным правительством, дававшим заказы на те или иные научно-практические разработки в области геологии, географии, метеорологии, химии, военно- инженерного дела и т. д. Смитсоновский институт располагал крупней- шей в США библиотекой и естественнонаучной коллекцией, заложившей основу Национального музея.
Определенную научную работу проводило и Топографическое управ- ление Соединенных Штатов. В 1843—1867 гг. им руководили такие вид- ные ученые, как А. Бейч и Б. Пирс. Опираясь на финансовую поддерж- ку правительства, управление проводило систематическое изучение Гольфстрима и других подводных течений, рельефа морского дна, прили- вов, погодных условий, земного магнетизма, определяло координаты не- бесных тел и т. д. 91 Куропятник Г. П. Россия и США: экономические, культурные и дипломатические
связи, 1867—1881. М., 1981, с. 143. 92 Эволюция форм организации науки в развитых капиталистических странах. М.,
1972, с. 36.
93 Dupree A. H. Science in the Federal Government. A History of Policies and Activi- ties to 1940. N. Y., 1957, p. 81.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ПРОСВЕЩЕНИЕ И НАУКА
Различные отрасли науки о природе тесно переплетались между собой.. Натуралисты стремились познать окружающий мир во всем его много- образии. Ведущим представителем этого широкого направления в наука стал выходец из Швейцарии Жан Луи Рудольф Агассис, прошедший шко- лу у знаменитого французского зоолога и палеонтолога Ж. Кювье. Свою научную деятельность в Соединенных Штатах Агассис начал с чтения курса лекций по естественной истории в Гарвардском университете (с 1848 г.) и экспедиций в различные уголки страны. Одним из резуль- татов его наблюдений было развитие теории эволюции поверхности Земли, особенно доказательство того, что и на Североамериканском материке- имел место ледниковый период. В фундаментальном труде по естествен- ной истории США Агассис дал обзор происхождения ряда морских жи- вотных. Придерживаясь ошибочной «теории катаклизмов» Кювье, он от- стаивал тезис о неизменности видов, сменявших друг друга лишь вслед- ствие различных геологических катастроф. Это привело Агассиса в лагерь противников Ч. Дарвина 94.
Известность получили также натуралисты Аса Грей и Джеймс Д. Дей- на. В 40—50-е годы Грей прославился сравнительными исследованиями флоры Америки, Азии и Европы. Его выводы о закономерностях распро- странения растений по земному шару проливали свет на далекое прошлое- Земли и, в частности, свидетельствовали в пользу гипотезы о едином про- исхождении Американского и Азиатского материков. После гражданской войны, когда в США велись споры вокруг учения Дарвина, Грей высту- пил в его защиту и показал справедливость многих положений эволю- ционной теории.
Геолог и зоолог Дж. Д. Дейна был одним из участников экспедиции Уилкса. Собранный им материал составил основу для глубоких обобщаю- щих выводов относительно происхождения животного и растительного мира, а также эволюции земной коры. В его работах все науки о природе были слиты в одну. В начале 60-х годов Дейна сформулировал теорию цефалогенеза, т. е. зависимости форм животных организмов от степени развития их головного мозга и центральной нервной системы. Дейна не- стал на сторону Дарвина; его учение он признал (и то с оговорками) лишь в конце жизни (1895). И все же, по замечанию акад. В. И. Вер- надского, сделанное Дейной обобщение было по своей сути эволюцион- ным 95.
В первой половине XIX в. усилился интерес и к астрономии. Крупным теоретиком в этой области стал Н. Боудич, опубликовавший в «Мемуа- рах» Американской академии искусств и наук ряд статей по математи- ческим методам изучения движения планет. В 1814—1817 гг. он перевел на английский язык и прокомментировал 4-томную «Небесную механику» П. С. Лапласа. Через год после учреждения Гарвардской обсерватории (1847) Дж. Бонд открыл 8-й спутник Сатурна Гиперион, а через два года третье, или так называемое темное, кольцо Сатурна96.
Наряду с техническими изобретениями, прочно вошедшими в повсе- дневную жизнь и быт людей, Соединенные Штаты явились родиной важ- ного открытия и в области медицины. В 1846 г. скромный дантист
94 Lurie E. Louis Agassiz: A Life in Science. Chicago. 1960, p. 297—298.
95 Вернадский В. И. Размышления натуралиста: В 2-х т./Под ред. и с коммент. Б. М. Кедрова и др. М., 1975, кн. 1, с. 74.
96 Стройк Д. Дж. Указ. соч., с. 410.
из Массачусетса Уильям Мортон успешно испытал действие эфирного наркоза во время хирургической операции. Обезболивание с помощью па- ров эфира произвело переворот в хирургии и во много раз повысило эффективность операций, а Мортон получил от Парижской академии наук почетный титул «благодетеля человечества» 97. Подобно большинству аме- риканских экспериментаторов и изобретателей-самоучек Мортон, не обла- дая глубокими познаниями в химии и медицине, сделал свое открытие благодаря настойчивому и целеустремленному поиску.
В ходе гражданской войны и Реконструкции Юга американская наука стала общенациональной. Ее основные и лучшие силы сплотились вокруг правительства А. Линкольна. Смитсоновский институт занимался разра- боткой и испытанием военной техники и снаряжения, Топографическое управление снабжало армию соответствующей информацией, медики со- вершенствовали методы лечения раненых. Давно назревшая необходи- мость создания единого научного центра была реализована в марте 1863 г., когда президент Линкольн подписал законопроект об учреждении Нацио- нальной академии наук. На первых порах ее деятельность заключалась в оказании квалифицированной научно-технической помощи федерально- му правительству, но основной целью академии провозглашались иссле- дования теоретического характера. По настоянию Дж. Генри, бывшего советником Линкольна по вопросам науки, прием в Национальную ака- демию рассматривался как высокая честь, а право стать ее членом полу- чали «исключительно лица, отличившиеся оригинальными исследова- ниями» 98.
В послевоенные годы усилилось сближение научных обществ с выс- шей школой, все больше ученых привлекалось к целевым исследованиям. Национальная академия в большей степени, чем Смитсоновский инсти- тут, содействовала подбору научных кадров для решения общенациональ- ных задач.
От основания колоний до создания развитого капиталистического об- щества наука и техника США проделали большой путь, отмеченный ря- дом значительных достижений. Уже в середине XIX в. Соединенные Шта- ты получили известность как страна всеускорявшегося технического про- гресса. Ему благоприятствовали быстрый рост внутреннего рынка, богатейшие природные ресурсы, относительная нехватка рабочей силы, приток квалифицированных кадров из Европы и т. д.
Особенно заметны были успехи в развитии транспорта и связи. Рас- пространение капитализма «вширь» стимулировало прокладку каналов, строительство железных дорог и телеграфных линий. С помощью разветв- ленной сети коммуникаций преодолевались огромные расстояния и созда- валась единая капиталистическая система хозяйства.
Сама же наука играла при этом довольно ограниченную роль. Техни- ческий прогресс носил в XIX в. в основном эмпирический характер и не базировался, как правило, на применении в практике крупных научных открытий. Для изобретательства и рационализации требовались главным образом прикладные знания. Бурно развивавшийся капитализм оказывал- ся не в состоянии обеспечить гармонического роста всех научных дис- циплин, и эта особенность американской науки стала долговременной тенденцией ее развития.
97 Там же, с. 290.
98 Bates R. S. Scientific Societies in the United States. N. У.; L., 1945, p. 81.
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
Глава четырнадцатая
ЗАРОЖДЕНИЕ
АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
1. КОЛОНИАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Развитие американской литературы отмечено рядом особенностей, су- щественно отличающих ее от общеевропейской литературной традиции, с которой она, однако, сохраняет общность как в плане идеологии, так и эстетики, и ее рассмотрение должно в равной мере учитывать как основные свойства и закономерности развития этой общей модели, так и те специфические черты, которые свойственны американской литературе как ее самостоятельному, устойчивому национальному варианту.
Своеобразие американской литературы обусловлено особенностями формирования нации и исторического развития страны. В силу ее отно- сительной молодости в ней отсутствует ряд крупнейших художественных эпох, через которые пролегла магистраль литературного развития Старого Света. Зачиналась американская литература не с создания национального эпоса, не на основе устной традиции, а как литература письменная, в ко- торой фольклор возник на позднейших стадиях развития. Она появилась в результате отпочкования от английской литературы и продолжала от- дельные намеченные в ней тенденции.
Формирование американской литературы связано с появлением в на- чале XVII в. первых английских колоний на Атлантическом побережье Американского континента. Поселенцы прибывали сюда с грузом евро- пейских культурных и художественных традиций, прежде всего англий- ских, хотя далеко не на всех стадиях активно обращались к европейско- му наследию во всей его полноте и многообразии, ограничиваясь — осо- бенно вначале — малым его сегментом. Исходно во взаимодействии литературы американской и европейской преобладали связи-истоки, связи- корни. Связи-влияния проявляются на более поздних этапах, почти пол- тора столетия спустя — в эпоху Просвещения, обретя значительный раз- мах лишь в эпоху романтизма.
Особым характером литературных связей обусловлен в значительной мере эффект «эстетического отставания», присущий начальному периоду развития американской литературы. Фактически в течение всего коло- ниального периода на литературной продукции, создаваемой в колониях, лежит печать подражания. Подражание — одна из важнейших эстетиче- ских установок молодой литературы. На ранних этапах она еще не ощу- щает своей отдельности от литературы метрополии. Художественное сознание развивается в это время под воздействием господствующих в метрополии норм, не только следуя общему направлению, но и стремясь в нетронутом виде перенести на новую почву готовые образцы.
Первоначально колонисты почти не чувствовали связи с новым окру- жением, воспринимая колонию как продолжение «старой родины», а соб- ственный разрыв с ней считали временным. Расстояние на первых порах лишь обостряло «родственные чувства», побуждая во что бы то ни стало сохранять то, что уже зафиксировано в художественном опыте покинутой родины. Переселенцы в буквальном смысле слова обращали взор назад, и не только в пространстве, но и во времени. Новейшие явления, возни- кавшие в литературе метрополии, как правило, мало привлекали внима- ние колонистов. Эстетически было для них значимо преимущественно то, что опробовано временем, отстоялось и приобрело силу канона. Своеобра- зие литературы колоний в этот начальный период связано с появлением в ней элементов, свидетельствовавших о попытках отражения иных усло- вий существования, иного исторического опыта. Воздействие американ- ской действительности — мощный фактор формирования литературы Но- вого Света.
На одно из ведущих мест в ней выдвигаются жанры, непосредственно отвечающие потребностям освоения континента. Это всевозможные «опи- сания», путевые заметки, мемуаристика, дневники и т. п. Как правило, сочинения подобного рода сочетали в себе разнородные черты, одновре- менно выступая в роли исторических хроник, географических очерков, сочинений естествоиспытателей и богословских трактатов, включая экскур- сы в область мифологии и фольклора аборигенов, зарисовки их нравов и обычаев. С изложением исторических фактов и событий из жизни коло- ний соседствовали не уступавшие им в подробности описания флоры и фауны, особенностей климата и почв, ландшафта и природы, перемежае- мые рассуждениями морализаторского толка и религиозными пропове- дями.
Таким образом, «землепроходческие» и мемуарные сочинения, с кото- рых начиналось формирование литературы, отмечены своеобразным син- кретизмом, в котором, однако, в отличие от синкретизма европейских литератур периода возникновения письменности отсутствует легендарно- мифологический план как формообразующее начало. Первые американ- ские литературные памятники — это вместе с тем и памятники историче- ские, ценнейшие источники сведений о социальном и жизненном укладе колоний, их духовном облике. В их числе прежде всего нужно назвать хроники капитана Джона Смита «Правдивый рассказ о событиях, слу- чившихся в Виргинии со времени первого образования колоний» (1608), «Описание Новой Англии» (1616) и «Общая история Виргинии, Новой Англии и островов Соммерса» (1624). В последней приводится, в частно- сти, рассказ о спасении Смита индейской принцессой Покахонтас, став- ший первым американским национальным мифом.
Важнейшим фактором становления американской литературы явилось то, что оно проходило на основе не только различных национальных, но и расовых культур. Отсутствие гомогенности этнического состава на- селения колоний (а затем Соединенных Штатов) существенно повлияло на развитие как общественной мысли, так и художественного сознания нации. Американская литература складывалась на основе взаимодействия культур трех рас: культуры аборигенов в том виде, какой она обрела к моменту колонизации, перенесенной на американскую почву европейской культуры белых поселенцев, в которой ведущее положение занимала английская традиция, а также перенесенных сюда несколько позднее эле-
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
ментов африканской культуры насильственно ввозившихся в Америку черных рабов.
Это «взаимодействие» отнюдь не означало гармонии. Народы, пред- ставлявшие эти культуры, находились на разных ступенях общественного развития. Это различие было использовано колонистами для обоснования превосходства белой расы, т. е. отношения культур были изначально не- равноправны. Вследствие этого культурные и художественные традиции индейцев и негров были навсегда лишены возможности естественного, органического развития.
Литературная карта Америки отмечена множеством потерь, которых невозможно ни восполнить, ни измерить, ни оценить. Индейская традиция знала лишь устные, фольклорные формы, и при вымирании племени ухо- дившее в небытие литературное наследие не оставляло по себе никаких следов. Несмотря на угрозу истребления, индейские племена упорно со- противлялись культурной ассимиляции, отстаивая самобытность своей культуры, препятствуя ее подчинению доминирующей культуре колони- стов, сохраняя освященные веками легенды, обычаи, ритуалы, верования.
Date: 2015-07-10; view: 319; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|