Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение и наука 4 page
Трагически сложилась на Американском континенте судьба негритян- ской культуры. Рабы лишились родного языка, что предопределило высо- кую степень их культурной ассимиляции. Его утрата сделала невозмож- ным сохранение богатых традиций устного народного творчества с при- сущей ему образностью. Когда же после приобщения к английскому языку и христианству появились писатели-негры и в негритянской среде начали вновь зарождаться фольклорные формы, это — в отличие от ин- дейцев — происходило уже на основе иной, чужой для них культурной традиции. Но ассимиляция и в данном случае была далеко не полной. Негры сохраняли отдельные связи с корнями африканской культуры, проявлявшиеся в экстралингвистических формах, прежде всего музыкаль- ных: мелодика, ритмы и т. д.
Тем не менее оттесняемые на задний план традиции искусства або- ригенов и подвергшихся сильной ассимиляции негров оказали огромное воздействие на американскую культуру, особенно на передовую общест- венную мысль, возникшую буквально в первые годы существования ко- лоний. Соседство культур, рожденных в недрах различных цивилизаций, стимулировало развитие самобытных черт американской литературы, при- общая ее к историческому, духовному и эстетическому опыту, который лежал за пределами европейских культурных традиций.
Важное значение имел для формирования американской литературы характер эмиграции из Англии, во многом определивший пути развития американского общества, его идеологию и художественное сознание. В то время, когда в Америке возникли первые поселения англичан, метропо- лия переживала период глубинных изменений, связанных с подготовкой Английской буржуазной революции. Недовольные результатами останов- ленной на полдороге реформации, буржуазия и значительная часть народ- ных масс выступили под знаменем пуританства. Жестокие преследования со стороны официальной церкви вынудили многих пуритан, простившись с родными берегами, искать укрытия в Америке.
Здесь старые споры вспыхнули с новым ожесточением, однако на этот раз крайнюю нетерпимость в отношении инакомыслящих проявляло те- перь пуританство, претендовавшее на роль единственно истинной религии. Его оплотом стала Новая Англия. Было бы ошибкой полагать, что борьба
направлений реформированной церкви велась исключительно вокруг ре- лигиозных догматов. Под покровом теологии бурлили политические стра- сти. Истолкование Библии становилось не только средством утверждения фундаментальных основ веры, но и откликом на волновавшие всех вопро- сы общественного бытия.
На протяжении почти целого столетия американская общественная мысль развивалась едва ли не исключительно в форме религиозных уче- ний. Согласно представлениям американских пуритан, следовавших догма- там сурового кальвинизма, искусство и литература не имели смысла сами по себе. Их единственной целью объявлялось служение религии. Все, что не было непосредственно связано с нею, считалось безнравственным. «Обычно пуританин отвергал образность, предназначенную лишь для того, чтобы ею восхищались, он использовал лишь те средства, которые могут облегчить понимание истины, причем предпочитал, чтобы они чер- пались непосредственно из Библии... Все, что задевало чувства настолько сильно, чтобы помешать сосредоточенной работе ума, казалось ему опас- ным» 1.
Утилитаристский подход к искусству, которое мыслилось пуританами исключительно в «прикладном» качестве, препятствовал развитию свет- ского искусства. Их враждебность искусству наряду с задачами, которые выдвигала необходимость освоения континента,— одна из главных причин того, что в американской литературе XVII в., в которой ведущая роль принадлежала Новой Англии, слабо представлены художественные жан- ры. В прозе, помимо названных «записок» и хроник, доминировали жан- ры богословских сочинений. В поэзии преобладали религиозно-пиетист- ские мотивы. Драматургия отсутствовала вообще.
Основные черты литературы того времени определялись тем, что в ее основе лежало сугубо религиозное сознание. Истоком всех жизненных представлений и высшим авторитетом являлась Библия. Жизнь мыслилась как проявление божественного предопределения, в силу которого происхо- дящее есть результат волеизъявления божественной силы и в свете кото- рого открывается его истинный смысл. С провиденциальностью мышления пуритан связана и другая его черта — эмблематичность, выражающаяся в трактовке предмета или явления как знака или символа действия трансцендентных сил. Такой подход не оставлял места случайности и свободе выбора, а вся человеческая деятельность превращалась в испол- нение верховной воли бога. Из этого вырастало у пуритан ощущение исключительности собственной миссии: явить погрязшему в грехах и скверне миру образец общества, где царствует божественный закон.
Один из самых интересных памятников, воплотивших характерные черты своего времени,—дневник Уильяма Брэдфорда (1590—1657) «О Плимутской колонии». Хотя опубликовано это сочинение первого гу- бернатора колонии было лишь в 1856 г., по существу оно сделалось до- стоянием общественной мысли еще в XVII в. Брэдфорд прибыл в Америку в 1620 г. на борту «Мэйфлауэра» и в дневнике запечатлел важнейшие события из жизни колонии, уклад и нравы пуританской общины. Что еще существеннее — в нем нашли отражение взгляды и настроения пер- вых поселенцев, раскрыты особенности их мышления. Пуритане сознава-
1 Литературная история Соединенных Штатов Америки: В 3-х т. / Под ред. Р. Спил- лера, У. Торпа, Т. Н. Джонсона, Г. С. Кэнби. М., 1977, т. 1, с. 96.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
ли себя участниками мировой драмы, и это ощущение сообщало суровую величавость страницам дневника Брэдфорда.
Как показывает дневник, отцы-пилигримы принесли с собой в Аме- рику не только теологию английского пуританства, но и его социальные идеи. Среди них важнейшее значение имела теория ковенанта. Ее вопло- щением стало знаменитое соглашение на «Мэйфлауэре», утвердившее принципы ковенанта как основу социального устройства колонии и сы- гравшее важную роль в дальнейшем развитии американской обществен- ной мысли. Как справедливо указывал крупнейший исследователь в этой области В. Л. Паррингтон, на «Мэйфлауэре» «были завезены в Новую Англию два кардинальных принципа, по сути дела слившихся в один,— принцип демократической церкви и принцип демократического государ- ства» 2.
Брэдфорд не был автором соглашения, хотя как один из наиболее влиятельных членов пуританской общины, вероятно, принимал участие в его составлении. Зато он сохранил для потомства этот ценнейший доку- мент эпохи, приведя его в дневнике полностью.
Описывая историю возникновения и существования колонии, Брэдфорд как истинный пуританин заострял внимание на потаенном значении со- бытий, открывающем их провиденциальный смысл. Много места занимают в его дневнике и рассуждения о греховности человеческой природы, но в отличие от большинства представителей пуританской верхушки он не был склонен к религиозному фанатизму. Рациональность суждений, основан- ных на здравом смысле, нередко одерживала у него верх над пуритан- ской догмой. Повествование заканчивается рассказом о ликвидации Плимутского поселения, члены которого под влиянием различных бедст- вий приняли решение о слиянии с колонией Массачусетского залива. Этот конец был по-своему эмблематичен, явив крушение великой пури- танской утопии — создание в Америке «града господня».
Аналогичным образом развертывались истории и всех последующих пуританских хронистов. Но даже и тогда, когда американская мысль освободилась от покровов теологии, повествование Брэдфорда не утратило своего значения, явившись как бы прообразом произведений, отражаю- щих крах идеи избранничества Америки, ее особых исторических судеб.
Пуританских авторов связывали с Брэдфордом не только общие идей- ные установки, но и представления о стиле повествования. Брэдфорд сформулировал требования «простого стиля», которым неуклонно следо- вал в дневнике. Впоследствии они были восприняты в качестве своеоб- разной нормы, сохранившей значение вплоть до конца XVII в.
Черты, свойственные повествованию Брэдфорда, отчетливо проявились в сочинениях его современника Джона Уинтропа (1588—1649), одного из -крупнейших деятелей пуританской Новой Англии начального периода. Он разделял общее убеждение пуритан относительно двойственной при- роды всех явлений, в которых за видимым существует скрытый эмбле- матический смысл. Страницы его дневника пестрят сообщениями о все- возможных ничтожных событиях (например, о схватке мыши со змеей или о сгрызенном мышами катехизисе), которым неизменно приписыва- лось провиденциальное значение.
Разделял Уинтроп и идею избраннического предназначения колоний Нового Света. В проповеди «Образец христианского милосердия» (1630), произнесенной на борту отплывшей в Америку «Арабеллы», он опреде- лял миссию пуритан как создание божьего «града на холме». На форми- рование взглядов Уинтропа оказали влияние аристократические предрас- судки, и его пуританская утопия приобрела ярко выраженный элитарный характер. Сторонник суровой ортодоксии в религии, он выступил в поли- тике поборником авторитарной власти, которую подкреплял ссылками на признание церковью верховной власти бога. Характеризуя позицию Уин- тропа, американский исследователь П. Миллер писал: «Словно сверхъесте- ственным образом почувствовав, что может значить Америка для простого люда, Уинтроп принял меры, чтобы напрочь выбить у них из головы представление о том, что в пустыне бедные и убогие когда-либо достигнут такого самосовершенства, что превзойдут в достоинстве богатых и знатных» 3.
Наиболее полно развиты социальные теории Уинтропа (утверждавшие закрепление навечно имущественного неравенства и отвергавшие сти- хийно эгалитарные стремления более демократического крыла пуритан- ства) в речи о магистратской власти, воспроизведенной в дневнике. Любое неподчинение властям Уинтропом трактуется как покушение на верховную власть бога. Как правитель Массачусетса, проповедник и идео- лог пуританства он содействовал утверждению в колониях Новой Англии теократии.
Среди позднейших пуританских хроник-дневников обращает на себя внимание дневник С. Сьюолла (1652—1730), также одного из видных представителей пуританской общины Новой Англии. Сохраняя черты, общие для мировосприятия пуританских авторов, его дневник вместе с тем вносит новые акценты за счет усиления элементов интроспекции и эмо- ционально-индргвидуального начала. Сьюоллу принадлежит первый опубли- кованный в Америке трактат против рабства «Продажа Иосифа» (1700).
Большое значение имела в духовной жизни колонии проповедническая литература. В устных проповедях и теологических сочинениях столпов пуританской церкви Джона Элиота (1604—1690), Джона Коттона (1584— 1652) и связанных с ним кровными узами Инкриза Мезера (1639— 1723) и Коттона Мезера (1662—1727), если только назвать виднейших, развивались основные положения пуританской доктрины, отстаивались принципы теократии. Для них характерна крайняя нетерпимость в вопро- сах веры, враждебность всякому инакомыслию. Эту же роль в сущности играли и многочисленные апологетические по духу жизнеописания вид- ных деятелей пуританской общины, из которых самым грандиозным по замыслу был фундаментальный труд Коттона Мезера «Великие деяния Христа в Америке» (1702).
Нельзя сказать, что пуританская ортодоксия не встречала сопротив- ления. Уже на первых порах существования колонии находились люди, не принимавшие пуританского учения. Так, Томас Мортон (1575 (1590?) — 1647?) попытался перенести на американские берега ренессанс- ные традиции. Следуя древним английским обычаям, он устраивал на- родные празднества на Веселой горе, водил дружбу с индейцами и безо всякого почтения относился к пуританским пастырям. Последние не по-
2 Паррингтон В. Л. Основные течения американской мысли: В 3-х т. М., 1962—1963, т. 1, с. 56.
3 Miller P. Errand in the Wilderness. Cambridge (Mass.), 1956, p. 5.
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
желали терпеть рядом подобной скверны, арестовали и выслали его из колонии, повторив это дважды, когда он осмелился нарушить их запрет. В 1637 г. в Амстердаме Мортон выпустил книгу «Новоанглийский Хана- ан», где в сатирическом духе изобразил пуритан, отвергавших радости бытия ради христианской догмы, а вместе с тем движимых алчностью под маской благочестия.
После Мортона попыток возрождения ренессансных традиций в Но- вой Англии не предпринималось. Часто к этой традиции относят Ната- ниэла Уорда (1578—1652). Его «Простой сапожник из Агавама» (1647) пользовался в свое время немалой популярностью благодаря острому сло- гу, сдобренному грубоватым юмором. По существу же книга направлена на защиту пуританских догматов, в чем автор единодушен с отцами церкви.
После изгнания Мортона и угасания даже слабых отблесков культуры Возрождения, которую он тщетно пытался привить в Новой Англии, борь- ба направлений в американской мысли велась вплоть до начала XVIII столетия исключительно в рамках теологии. Хотя положения, вызывав- шие острую полемику, облекались в теологические покровы, их смысл далеко не исчерпывался вопросами веры, церковных установлений или обрядности. В выступлениях против пуританской ортодоксии находило выражение недовольство низших слоев властью теократической элиты, сковывавшей духовную жизнь требованиями беспрекословного подчине- ния как в сфере общественных отношений, так и в сфере интеллектуаль- ной.
Наиболее радикальную позицию среди противников ортодоксального пуританства занимал Роджер Уильямc (1603—1683), за что он и был изгнан из Массачусетской колонии. Он не только выступил против же- стоких гонений, которым пуритане подвергали своих идейных противни- ков. В противовес пуританскому ригоризму Уильямc обосновал принцип свободы сознания, призывал к веротерпимости, распространяя право сво- боды сознания не только на христианский, но и нехристианский мир. Глубоким демократизмом отличалась выдвинутая им теория государства, в основу которой была положена исходящая из естественного права тео- рия договора и народного суверенитета. Наконец, Р. Уильяме первым вы- ступил в защиту прав индейцев, объявив незаконным присвоение коло- нистами их земель. Это позволяет рассматривать его как одного из непо- средственных предшественников философии Просвещения.
Свои взгляды Р. Уильяме изложил в сочинениях научно-философско- го характера, по большей части принимавших форму религиозного трак- тата. В их числе «Ключ к языку Америки» (1643), «Кровавый догмат преследования за убеждения» (1644), «Кровавый догмат, еще более окро- вавленный» (1652). Сходными настроениями пронизаны и стихотворения Р. Уильямса. Наряду с характерными мотивами медитативной поэзии XVII в. (утверждение бренности мирских благ перед светом истины и доб- ра, призывы к нравственному совершенствованию) в них представлены темы, отражающие широту его философских и социальных взглядов.
Р. Уильяме первым ввел в американскую поэзию индейскую тему. Что особенно важно, он изобразил индейца не порождением и олицетворением дьявола, каким рисовала его пуританская традиция, а существом, наде- ленным естественным благородством души, предвосхитив просветитель- ский образ «благородного дикаря».
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА 557
К демократической оппозиции примыкал и Томас Хукер (1586—1647). Его взгляды по вопросам религии и социального устройства колоний пе- рекликались с идеями Р. Уильямса, хотя он более умерен в критике тео- кратии и основ кальвинизма. Идеи Хукера были изложены в «Обзоре церковного устава» (1648), а также нашли отражение в «Основных уло- жениях Коннектикута» (1639). Наиболее характерной для него формой была проповедь, многие из которых широко распространялись в списках, сохранивших значительную часть наследия Хукера.
Собственно литературные задачи играли в произведениях подобного рода подчиненную роль. Единственное, в чем они непосредственно сопри- касались с художественной литературой,— это стиль. Предъявляемые к нему требования — точность описания, выразительность кратких харак- теристик, способность легко переходить от конкретных описаний к рас- суждениям отвлеченного, как правило, метафизического, религиозного ха- рактера и т. п.— оказали немалое воздействие на формирование стиля американской литературы в его важнейших, сущностных компонентах. Но роль этих ранних памятников не ограничена в дальнейшем воздейст- вием лишь на стиль американской прозы. Наличие длительной, сущест- вовавшей на протяжении двух столетий традиции документально-хрони- кальной литературы заметно повлияло на развитие американского рома- на, зарождение которого относится к концу XVIII в., приведя к устой- чивому закреплению в нем «документальности» (безусловно отличной от документализма современной литературы) как эстетического качества.
В середине XVII в. в североамериканских колониях появляются пер- вые поэтические произведения. Тесно связанная с пуританством, поэзия, в которой господствовали религиозно-пиетистские настроения, развива- лась в основном в двух направлениях: в жанре дидактической поэмы, как правило религиозного содержания, и медитативной лирики. Нагляд- ное представление о том, как понимали пуритане назначение поэзии, дает поэма Майкла Уигглсуорта (1631—1705) «Судный день» (1662). Она написана в духе самого сурового кальвинизма и носит откровенно мора- листский характер. Ее тема — неотвратимость божьей кары, ожидающей грешников. Центральное место отведено описаниям уготованных им мук. Мрачность картины отнюдь не отталкивала пуританскую аудиторию, находившую в ней то, что более всего отвечало ее духовным устремлени- ям,— прилежное изложение пуританской доктрины, не допускавшее ма- лейших отклонений от основ кальвинизма. На протяжении столетия поэ- ма пользовалась необычайным успехом, оспаривая пальму первенства у Библии и Катехизиса, и неоднократно переиздавалась. Но одной лишь убежденности автора в истинах, которые он преподносит в назидание читателю, недостаточно для того, чтобы превратить его в поэта. Не оза- ренный подлинным поэтическим чувством, «Судный день», не поднимает- ся выше обычной версификации.
Иное впечатление производит творчество старшей современницы Уигглсуорта Энн Брэдстрит (1612—1672), чьи наибольшие успехи связа- ны с обращением к лирике. Ее первый поэтический сборник под красно- речивым названием «„Десятая муза", недавно объявившаяся в Америке» был опубликован в Лондоне в 1650 г. Как и Уигглсуорт, Брэдстрит про- являет себя в поэзии правоверной пуританкой.
Однако главным импульсом ее поэзии служило не стремление изло- жить в стихах основы кальвинизма, а отразить свои впечатления и жиз-
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
ненные наблюдения. Размышления на абстрактные, но большей части мо- ральные темы нередко, особенно в поздних стихотворениях, оживлены лич- ными переживаниями. За общими идейными и нравственными установ- ками пуританства в поэзии Брэдстрит отчетливо вырисовывается инди- видуальность. Субъективность восприятия ощутимо сказывается и в кар- тинах окружающей природы, и в зарисовках семейной жизни, придавая им задушевность звучания. Теплота чувства, согревающая стихи Брэд- стрит, делает их притягательными и для современных читателей.
Вершина пуританской поэзии — творчество Эдварда Тэйлора (1645— 1729), крупнейшего поэта Америки колониального периода. Подобно другим пуританским авторам, Тэйлор не мыслил поэзии вне связи с ре- лигией и свою задачу видел в донесении света христианских идей. В его творчестве мы обнаруживаем оба ведущих жанра того времени: дидак- тическая поэма представлена «Предопределением Господним относи- тельно избранных» (дата написания не установлена), медитативная ли- рика (наиболее ценная часть поэтического наследия Тэйлора) — двумя сериями «медитаций». Он писал их на протяжении всей жизни, по боль- шей части параллельно с проповедями на соответствующий библейский текст. Имеется также небольшая группа стихотворений, написанных по разным случаям.
Развиваясь в русле характерных для метафизической поэзии XVII в. идей и тем (бренность земного существования и мирских благ, греховность человеческой природы, спасение души и т. п.), поэзия Тэйлора несет на себе отпечаток самобытности и индивидуальности. В ней нет и следа характерной для пуританского мышления холодной рассудоч- ности, назойливой назидательности, прагматически-примитивного понима- ния задач и назначения поэзии. Лирика Тэйлора глубоко интроспектив- на и ставит целью не устрашение грешника, а достижение божественно- го откровения в индивидуальном переживании. На фоне аналогичных явлений английской и американской поэзии того времени ее особенно от- личает огромный внутренний драматизм, бурное кипение страстей, сме- лость и неожиданность образов, взволнованность поэтической речи, в чем, несомненно, проявились черты поэтики барокко.
Тэйлор-поэт неизвестен современникам. Его наследие согласно воле автора хранилось в рукописи и было извлечено на свет в XX в. Первые публикации его стихов относятся к 1939 г. Тот факт, что в свое время поэзия Тэйлора не могла быть оценена по достоинству, не заслонил ни ее подлинной ценности, ни ее своеобразия: ныне она удостоилась чести встать рядом с лучшими образцами английской метафизической поэзии XVII в.
Если литературная традиция пуритан достигала в поэзии своей вер- шины в творчестве Э. Тэйлора, то апогеем ее развития в прозе явилось творчество Джонатана Эдвардса (1703—1758). Хотя современные иссле- дователи нередко говорят о поэтической природе его дарования, сам Эд- вардc никакой тяги к творчеству как самоцели не испытывал. Искусство и для него оставалось служанкой религии. Круг философских проблем пуританства определил содержание всего, что написано Эдвардсом. Он отверг новые веяния, принесенные Просвещением, хотя помимо воли ис- пытал на себе их воздействие. Это прежде всего относится к трактату Локка «О человеческом разуме», утверждавшему чувственный опыт как основу познания. Но выдвинутые временем вопросы о сущности бытия,
свободы воли, человеческой природы Эдвардc решал, оставаясь в пределах метафизики.
Правда, современное ему пуританство, погрязшее в практицизме и схоластике, утратившее влияние среди населения из-за жестокого фана- тизма и корыстолюбия духовных пастырей, не удовлетворяло его. Однако выход из создавшегося положения Эдвардc видел не в разрывав с пури- танством, а в его укреплении. Этому делу он отдал блестящий интеллект философа, воображение и красноречие поэта. В таких сочинениях, как «Личное описание» (1739, опубликовано в 1830 г.), «Грешники в руках разгневанного бога» (1741), «Свобода воли» (1754), «Природа истинной добродетели» (1755), «В защиту великой христианской доктрины перво- родного греха» (1758), Эдварде отстаивал идеи, занимавшие центральное место в системе взглядов пуритан (верховной власти бога, предопреде- ления, порочности человеческой природы как следствия первородного греха и т. д.). Но в их истолковании он несколько отходит от устояв- шихся канонов. Рядом с разгневанным и карающим богом кальвинистов у него появилась фигура милосердного бога, рассуждения приобрели от- тенок пантеизма, а система аргументации осложнилась драматизмом мысли.
Ныне более всего сочинения Эдвардса обращают на себя внимание ощущением беспредельного трагизма бытия, которое он первым ввел в американскую литературу, и пластической выразительностью образов. Ду- ховная изоляция Новой Англии, с которой связал свою судьбу Эдварде, губительно повлияла на его творчество. Он отверг призывы Века Разума в пользу догм пуританства, ограничив свои возможности как мыслитель и художник поисками того, что уже в его время уходило в прошлое. Тем самым он обрывал связь с Америкой, которая сделала иной выбор.
Творчеством Эдвардса по существу завершается первая фаза развития американской литературы колониального периода. Ее достижения были довольно скромны. Однако с точки зрения становления национальной литературы они не выглядят малозначащими: в это время складывается ряд ее существенных признаков и характерных черт, хотя до завершения этого процесса было еще далеко. Объясняется это не столько особенностя- ми собственно литературного развития, сколько условиями формирования нации. В XVII в. были заложены основы национального самосознания, но по существу оно оставалось колониальным с характерной для него зависимостью от метрополии.
Решительный поворот в сознании североамериканских колоний про- изошел в XVIII в. и связан с эпохой Просвещения и войной за незави- симость. Он составляет вторую фазу колониального периода. XVIII век явился важной вехой в развитии американской литературы. Впервые за все существование колоний общественная мысль сбросила теологические покровы, обратившись непосредственно к области политических и соци- альных доктрин. То же наблюдалось и в литературе. Она стала светской и о проблемах политики заговорила наконец языком политики.
Это привело к существенному перераспределению литературных жан- ров. Теологические сочинения (хотя произведения подобного рода про- должали появляться и в XVIII в., и позднее) уступили ведущее положе- ние публицистике, пережившей в то время подъем, равного которому она не знала за всю историю американской литературы. Расцвет публицисти- ки был вызван одновременно и значительностью стоявших перед лите-
IV. НАУКА И КУЛЬТУРА
ЗАРОЖДЕНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСКУССТВА
ратурой общественных задач, и тем, что на протяжении большей части столетия она оставалась едва ли не единственной областью литературы, воплощавшей духовные поиски народа.
Тот перелом, который принес в литературу XVIII век, еще не привел к расцвету жанров, обозначаемых общим понятием «художественная ли- тература». Но почва для него была подготовлена, что подтвердило ее раз- витие в следующую эпоху — эпоху романтизма. Идейной основой этого перелома стала идеология Просвещения, которая и в ряде европейских стран с развитой литературной традицией отдавала предпочтение фило- софско-публицистическим жанрам.
Идеология Просвещения сообщила мощный стимул развитию нацио- нального самосознания. Учение о естественном праве с вытекающими из него идеями всеобщего равенства стало одним из главнейших постулатов, на которых строились доказательства правомерности свержения колония- ми власти метрополии и образования самостоятельного государства. В нем увидели американские философы и политические деятели фундамент то- го общественного здания, которое они собирались возвести после уничто- жения колониального гнета, намереваясь превратить страну в царство свободы и справедливости. Тяготение колоний к метрополии сменилось оппозицией, недовольство произволом властей — осознанием узурпации короной права народа на самоуправление.
Сочувственно был воспринят в колониях просветительский идеал «но- вого человека», выдвигавший в качестве мерила ценности личности не знатность и положение в обществе, а ее собственные достоинства. Осо- бое внимание уделялось чертам, способствовавшим воспитанию «полезного гражданина». Живой отклик встретила в Америке объединявшая всех просветителей вера в Разум как средство совершенствования человека и общества. В этом вопросе европейские теории были дополнены и расши- рены американскими философами, осмыслившими революцию как рычаг общественного развития.
Существенные расхождения наметились между американским и евро- пейским Просвещением и в подходе к ряду других политических воп- росов, в частности к теории «просвещенного монарха». Социальные и по- литические доктрины Просвещения, ставшие идейной основой Американ- ской революции, окрылили литературу североамериканских колоний. Уча- стие в борьбе за национальную независимость подготовило почву для ее подлинных свершений, а произведения ее идеологов и вдохновителей до сих пор сохраняют значение как ценные памятники общественной и худо- жественной мысли XVIII в.
Date: 2015-07-10; view: 329; Нарушение авторских прав Понравилась страница? Лайкни для друзей: |
|
|