Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Принципы бухгалтерского учета





Бухгалтерский учет ведется на основе правил, сформулированных и закрепленных на практике в ходе многовековой экономической деятельности. Они включают 5 основных принципов:

1) принцип сохранения информации;

2) принцип взаимосвязи событий и явлений;

3) принцип сопоставления ценностей и операций;

4) принцип остановки;

5) принцип минимальности.

1. Принцип сохранения информации гласит: если в документах была сделана определенная запись, то она обязательно окажет свое влияние на дальнейший ход событий и на баланс предприятия. Например, одному из сотрудников была авансом выдана некая сумма денег на приобретение материальных ценностей для административно-хозяйственных нужд предприятия. (Забегая вперед, скажем, что выдача подобных сумм может осуществляться только лицам, включенным в соответствующий приказ руководителя предприятия и носящим название подотчетных лиц.) При выдаче денежных средств письменно указан срок приобретения ценности. По истечении 3-х дней после указанного срока сотрудник не представил отчета об использовании авансовой суммы. Выдача денежной суммы была осуществлена по приказу руководителя и оформлена расходным кассовым ордером. На основании указанных документов бухгалтером сделана следующая проводка: Д 71 - К 50, где: по дебету - счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", по кредиту - счет 50 "Касса".

Поскольку авансовый отчет от сотрудника не поступил, то в балансе появилась дебиторская задолженность этого сотрудника перед предприятием. В данной ситуации, согласно налоговому законодательству, указанная сумма денег должна быть представлена в бухгалтерском учете как доход сотрудника с обязательным начислением подоходного налога.

2. Принцип взаимосвязи событий и явлений гласит: бухгалтерская запись в виде проводки всегда затрагивает две статьи. Если какая-то сумма из одной статьи выбыла, то она обязательно появится в другой статье, записанной в этой проводке. Например, оплачено поставщику за материальные ценности. Операция оформляется проводкой: Д 60 - К 51.

Сумма со счета 51 "Расчетные счета" уходит поставщику и одновременно уменьшается кредиторская задолженность перед поставщиком, которая отражена ранее по кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками".

3. Принцип сопоставления ценностей и явлений гласит: все записи производятся с использованием общепринятых единиц измерения: натуральных, трудовых, денежных. Натуральные единицы: штуки, метры, килограммы, тонны, литры и т.п. Трудовые единицы: часы, дни, сутки и т.п. Денежные единицы: рубли, доллары, марки, фунты и т.п.

4. Принцип остановки гласит: в определенные моменты времени предприятию необходимо подвести итоги деятельности в виде баланса и отчетности, которые бухгалтерия обязана предоставить руководству, а также контролирующим органам. Отчетные периоды делятся на внутренние и внешние. Внутренние определяются административно-хозяйственным аппаратом и собственниками предприятия, а внешние устанавливаются государством. Внутренние отчетные периоды могут быть произвольными. Внешние отчетные периоды строго регламентированы законодательством - это: 1-й квартал финансового года, 1-е полугодие, 9 месяцев года и год. Финансовый год в России устанавливается в соответствии с календарным годом. Внешняя отчетность предоставляется следующим контролирующим органам: налоговой инспекции; органам статистики; внебюджетным фондам; банкам и другим кредитным организациям; налоговой полиции (по требованию).

5. Принцип минимальности гласит: предприятие в лице главного бухгалтера имеет право применять минимальное количество показателей и измерителей при учете, например количество счетов, регистров, типовых бланков, единиц измерения и т.п. Единственное условие при этом заключается в том, чтобы по этим показателям можно было бы провести проверку финансовой деятельности предприятия.

Гармонизация национальных моделей учета: российский, североамериканский (GAAP), континентальный и др. Реформирование экономики России поставило перед предприятиями ряд новых задач, характерных для рыночных хозяйственных отношений: поиск источников финансирования и надежных контрагентов, обеспечение прибыльности функционирования и т.п. Решение таких задач невозможно без адекватной информации о деятельности предприятия, которую должна обеспечивать система бухгалтерского учета и отчетности.

Открытые акционерные общества, чьи ценные бумаги не котируются на рынке капитала, должны представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой российских нормативных актов, обеспечивая полноту и достоверность информации. Остальные организации и государственные унитарные предприятия должны представлять бухгалтерскую отчетность в соответствии с системой российского нормативного регулирования, причем для субъектов малого предпринимательства разрешен упрощенный порядок составления и представления отчетности.


Развитие международных рынков ведет к интернационализации российской экономики. Все чаще крупные российские компании выходят на мировые рынки капитала, привлекают зарубежные инвестиции или ищут иностранных инвесторов; для этого необходимо формировать финансовую отчетность в соответствии с международными или иными зарубежными стандартами. Иностранным компаниям, которые действуют на российском рынке, и российским компаниям с иностранными инвестициями также необходима финансовая отчетность, составленная в соответствии с международными стандартами. Особый интерес приобретает изучение зарубежного опыта формирования системы учета и отчетности как на национальном, так и на международном уровне.

В настоящее время в мировой практике учета сложились две наиболее сильные системы: международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) и американские стандарты бухгалтерского учета (ГААП США). Международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards - IFRS, которые чаще называются International Accounting Standards - IAS) представляют собой сборник документов Комитета по международным стандартам финансовой отчетности (International Accounting Standards Committee Foundation - IASCF) по различным вопросам учета и финансовой отчетности предприятий.

В настоящее время международные стандарты не только обобщают накопленный в этой области опыт разных стран, но и активно влияют на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности. Роль международных стандартов заметно возросла в связи с вступлением в действие соглашения между Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) и Международной организацией комиссий п оценным бумагам (IOSCO) о том, что акции компаний, отчетность которых будет составлена в соответствии с одобренным IOSCO перечнем международных стандартов, будут включаться в листинг всех фондовых бирж мира. Таким образом, для предприятий облегчается выход на мировые рынки капитала и снижаются затраты на привлечение капитала. Отметим, что данные причины повлияли и на выбор международных стандартов финансовой отчетности в качестве ориентира для реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации.

Международные стандарты находятся в процессе постоянной доработки. КМСФО планирует в ближайшее время выполнить несколько технических проектов, в том числе учет договоров страхования, объединения компаний, составление отчета о результатах деятельности, учет выплат на основе акций компании, подготовка рекомендаций по первичному применению МСФО, описание деятельности финансовых институтов по раскрытию и предоставлению информации, составление предисловия к МСФО, ввод поправок в МСФО 39, определение методов оценки в бухгалтерском учете, учет в добывающих отраслях, учет финансовых инструментов, учет лизинговых операций, учет на предприятиях малого и среднего бизнеса в условиях развивающихся рынков, учет налогов на прибыль, составление консолидированной отчетности, определение элементов финансовой отчетности, прекращение признания объектов учета, обесценение активов, признание обязательств и выручки, анализ финансовой отчетности компаний, переоценка активов. Международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер и во многих случаях допускают альтернативные подходы к решению различных учетных проблем. Основная задача стандартов - формирование отчетности, объективно отражающей состояние и результаты деятельности предприятий и необходимой для принятия решений различными группами пользователей. Вопросы, решаемые при помощи международных стандартов, касаются раскрытия (disclosure), представления (presentation), признания (recognition) и оценки (measurement) информации, которая должна содержаться в финансовой отчетности. Составленная в соответствии с международными стандартами отчетность дает пользователям объективную и надежную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, является базой для принятия обоснованных решений.


Бухгалтерский учет в международной практике обозначается термином "accounting" и включает в себя ведение счетов (счетоводство), составление финансовой отчетности, отчетности для налоговых органов и для внутреннего пользования, а также планирование, контроль и анализ данных.

Бухгалтерский учет можно определить как информационную систему сбора, обработки и предоставления информации о деятельности предприятия для принятия решений различными группами пользователей. Однако информация о деятельности предприятия неоднородна, может быть выражена в денежных или натуральных показателях, систематизирована тем или иным образом. Кроме того, пользователи данной информации могут предъявлять к ней различные требования относительно способа формирования и представления данных, степени детализации, временных ограничений.

В целом можно выделить три уровня стандартизации правил финансового учета:

1) национальный;2) региональный;3) международный. Национальные стандарты финансового учета действуют в каждой стране. Область их применения ограничена страновыми рамками. Однако в силу ряда экономических причин некоторые национальные стандарты приобрели мировое значение. Например, американские стандарты ГААП (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP) в силу развитости финансовых рынков играют важную роль в международной бухгалтерской практике. Многие иностранные компании, стремящиеся выйти на американский рынок капитала, составляют отчетность в соответствии с американскими стандартами.

Американские стандарты оказали сильное влияние на международные стандарты финансовой отчетности. Отметим, что термин "ГААП" расшифровывается как общепринятые принципы учета, поэтому исходя из его смысла можно говорить о ГААП любой страны: ГААП США, ГААП Великобритании, ГААП Германии, ГААП Франции и т.д. Вместе с тем ГААП - это устоявшаяся аббревиатура названия американских стандартов, поэтому при использовании термина "ГААП" необходимо помнить, что без указания страны ГААП трактуется как американские стандарты, со спецификацией страны - как ее национальные стандарты. Региональные стандарты действуют в нескольких странах определенного региона. Например, требования европейских Директив, которые носят обязательный характер (т.е. характер закона), включены в национальное законодательство стран - членов ЕС и таким образом оказывают влияние на практику финансового учета отдельных стран. Особенное значение имеют Четвертая директива ЕС о годовой финансовой отчетности компаний (от 25 июля 1978 г.) и Седьмая директива ЕС о консолидированной отчетности (от 13 июня 1983 г.). Эти Директивы регламентируют правила составления годовой (разрешают использовать два возможных варианта баланса и четыре возможных варианта отчета о прибылях и убытках) и консолидированной отчетности. Региональные организации существуют также в Африке, Южной Америке, странах Тихоокеанского региона.


Значимость американских стандартов бухгалтерского учета, или ГААП США (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP), обусловлена ролью в мировой экономике американского рынка, наиболее развитого и масштабного с точки зрения привлечения капитала. ГААП США представляют собой свод большого количества детальных стандартов, регламентирующих порядок учета экономической информации и составления отчетности. Американские стандарты оказали большое влияние на национальные системы учета ряда стран (например, Канады) и международные стандарты финансовой отчетности. Изучение американских стандартов необходимо предприятиям, заинтересованным в выходе на американские финансовые рынки и размещении ценных бумаг, отчетность которых должна быть составлена в соответствии с требованиями ГААП США.

Международные стандарты финансовой отчетности действительно имеют международное значение, объединяя опыт многих стран. Несмотря на рекомендательный характер они используются компаниями различных стран для составления финансовой отчетности. Некоторые страны применяют международные стандарты в качестве основы для разработки национальных стандартов.

Рассмотрим более подробно американские стандарты и стандарты Великобритании как характерный пример сочетания профессиональных национальных учетных стандартов с законодательными требованиями Директив ЕС. В США в качестве национальных стандартов выступают Общепринятые принципы учета - ГААП (Generally Accepted Accounting Principles - GAAP). Данные стандарты касаются вопросов оценки (measurement), признания (recognition), раскрытия (disclosure) и представления (presentation) информации в финансовом учете и отчетности и могут быть разделены на обязательные (mandatory) и предпочтительные (preferable). ГААП определяют условия, правила и процедуры существующей учетной практики, представляют пакет документов, которые разрабатывались по прецедентному принципу: возникающая проблема - приемлемое решение. В связи с этим вопросы, касающиеся одного объекта учета, рассматриваются в нескольких документах, разработанных в разное время разными организациями (например, девять документов в той или иной степени затрагивают порядок учета запасов). К процессу разработки правил и подходов к учету в США имеют отношение следующие организации: Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (American Institute of Certified Public Accountants - AICPA); Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board - FASB); Комиссия по ценным бумагам и биржам (Securities and Exchange Commission - SEC); Комитет по стандартам учета для государственных органов (Governmental Accounting Standards Board - GASB); Налоговая служба (Internal Revenue Service - IRS); Американская бухгалтерская ассоциация (American Accounting Association - AAA).

Американский институт дипломированных общественных бухгалтеров (AICPA) - это национальная профессиональная организация бухгалтеров (степень дипломированного общественного бухгалтера CPA - Certified Public Accountant - является аналогом российской квалификации аудитора), которая сыграла решающую роль в разработке американских стандартов. В США процесс разработки стандартов учета начался в конце 30-х годов ХХ века, когда AICPA создал специальный орган для разработки общепринятых учетных принципов - Комитет по бухгалтерским процедурам (Committee on Accounting Procedure - CAP). Основной задачей этого Комитета являлось уменьшение количества различных трактовок и несоответствий в бухгалтерской практике (считалось, что кризис 30-х годов в США обусловлен, в частности, отсутствием единообразных и строгих правил учета и составления отчетности). За двадцать лет существования этот Комитет разработал 51 документ под общим названием Бюллетень бухгалтерских исследований (Accounting Research Bulletin - ARB), однако узкопроблемный подход и рекомендательный характер бюллетеней не позволили Комитету разработать систему стандартов. В 1959 г. вместо него был создан Комитет по бухгалтерским принципам (Accounting Principles Board - APB), задачами которого являлись создание концептуальных основ учета, разработка принципов, определение необходимых и уместных практических методов учета для решения конкретных бухгалтерских проблем. Этот Комитет имел гораздо больше полномочий и ответственности, чем предыдущий. Документы APB выпускались в форме Мнений (Opinions APB) и Положений (Statements APB). С 1959-го по 1973 г. были выпущены 31 Мнение и 4 Положения. Кроме того, были выпущены Учетные интерпретации AICPA (Accounting Interpretations AICPA).

С конца 60-х годов XX века процесс разработки стандартов АРВ стал подвергаться резкой критике в связи с недостаточным участием других организаций в этом процессе, качеством Мнений, неспособностью разработать концептуальные основы учета, малой продуктивностью Комитета. В 1973 г. Комитет по бухгалтерским принципам был упразднен и сформирован новый независимый орган, который занимается разработкой стандартов до настоящего времени,- Комитет по стандартам финансового учета (Financial Accounting Standards Board - FASB). Этот Комитет является официальным разработчиком стандартов учета в США. Бюллетени бухгалтерских исследований, Мнения АРВ и другие документы, которые не были изменены или отменены последующими решениями FASB, действуют до сих пор и составляют первый, основной уровень ГААП. В настоящее время имеют силу 43, 45, 46-й и 51-й Бюллетени по бухгалтерским исследованиям и 19 Мнений АРВ.

Несмотря на то что официальные функции по разработке стандартов были переданы FASB, AICPA до сих пор играет заметную роль в процессе стандартизации учета. В его составе создан Исполнительный комитет по бухгалтерским стандартам (Accounting Standards Executive Committee - AcSEC) с целью представления AICPA в сфере финансового учета и отчетности. С 1974 г. AICPA выпускает такие документы, как Заявления о позиции (Statements of Position - SOPs), представляющие руководства по вопросам финансового учета и отчетности, Практические бюллетени (Practice Bulletins) - руководства по решению узкоспециализированных вопросов учета, Отраслевые руководства по учету и аудиту (Industry Audit and Accounting Guides) - руководства по учету и аудиту в отдельных отраслях, Доклады о проблемах (Issue Papers) - исследования по учетным проблемам, которые требуют решения. Комитет по стандартам финансового учета (FASB) - основная организация, занимающаяся разработкой стандартов в США. Он имеет статус независимой профессиональной организации и выпускает различные документы, регулирующие ведение учета и составление финансовой отчетности. Полномочия FASB как разработчика стандартов предписываются решением Комиссии по ценным бумагам и биржам и Правилами этики AICPA (Правилом N 203, требующим соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам). FASB является основной частью структуры, в которую также входят Фонд финансового учета (Financial Accounting Foundation - FAF), основными задачами которого являются назначение членов FASB и FASAC, поиск финансовых ресурсов и общее наблюдение за деятельностью FASB, и Консультативный совет по стандартам учета (Financial Accounting Standards Advisory Council - FASAC), занимающийся консультационными и организационными вопросами. В 1984 г. FASB была создана Рабочая группа по возникающим проблемам (Emerging Issues Task Force - EITF), основной задачей которой являлось определение новых проблем в применении действующих стандартов, которые должны быть решены Комитетом. FASB разрабатывает следующие документы:

Положения о концепциях финансового учета (Statements of Financial Accounting Concepts), которые представляют собой концептуальные основы, являющиеся базой для стандартов, или принципы учета (в настоящее время действует 6 Положений); Положения о стандартах финансового учета (Statements of Financial Accounting Standards) - собственно стандарты учета (в настоящее время действует примерно 140 стандартов); Интерпретации (Interpretations) являются модификациями или дополнениями существующих стандартов (в настоящее время действует около 30 Интерпретаций); Технические бюллетени (Technical Bulletins) - руководства к использованию стандартов, решению отдельных учетных проблем (в настоящее время действует более 30 Технических бюллетеней); Положения по учету новых ситуаций (Emerging Issues Task Force Statements) касаются вопросов учета новых и необычных бухгалтерских операций.

Таким образом, финансовый учет в США регулируется большим количеством документов неодинаковой значимости. ГААП имеет свою иерархию: чем выше уровень, тем более обязательными являются документы.

1. Категория А включает Положения о стандартах финансового учета (FASB), Интерпретации (FASB), Мнения (APB), Бюллетени бухгалтерских исследований (CAP, AICPA).

2. Категория В включает Технические бюллетени (FASB), Заявления опозиции (AICPA) и Отраслевые руководства по учету и аудиту (AICPA).

3. Категория С включает Практические бюллетени (AICPA) и Положения по учету новых ситуаций (EITF).

4. Категория D включает Учетные интерпретации (AICPA) и другие документы, а также общепринятую практику учета.

Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) - независимая регулирующая организация, созданная правительством США, основной функцией которой является регулирование процесса выпуска и продажи ценных бумаг. Она определяет требования к финансовой отчетности и учетным стандартам для компаний, котирующих свои акции на биржах. Кроме того, SEC выпускает собственные документы, касающиеся регулирования финансовой отчетности зарегистрированных компаний. Требования Комиссии являются обязательными для таких компаний. SEC тесно сотрудничает с профессиональными бухгалтерскими организациями и обязывает компании использовать действующие стандарты учета. Остальные организации играют менее значимую роль в процессе стандартизации финансового учета коммерческих предприятий. Комитет по стандартам учета для государственных органов (GASB) занимается разработкой стандартов учета и отчетности для органов государственной власти. Налоговая служба (IRS) устанавливает правила налогового учета (отметим, что налоговый учет в США в большой степени отделен от финансового). Основной целью Американской бухгалтерской ассоциации (AAA) является развитие теории бухгалтерского учета. Таким образом, система стандартов учета США, с одной стороны, достаточно объемна и сложна, что создает определенные сложности в применении действующих документов, с другой стороны, сильно детализирована, что позволяет найти учетное решение многих проблем.

В Великобритании в отличие от США учет регулируется рядом документов, имеющих статус законов или разрабатываемых профессиональными организациями. Иногда их также называют ГААП (GAAP), однако расшифровывают как Общепринятая практика учета (Generally Accepted Accounting Practice). Отметим документы, которые регулируют учетную практику в Великобритании.

1. Законы о компаниях (Company Acts);

2. Стандарты (Standards):

- Положения о стандартной практике учета (Statements of Standard Accounting Practice - SSAP);

- Положения о рекомендованной практике (Statements of Recommended Practice - SORP);

- Стандарты финансовой отчетности (Financial Reporting StandardsFRS).

3. Требования биржи ценных бумаг (Stock Exchange).

4. Рекомендации учетных организаций:

- Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountants of England & Wales - ICAE&W);

- Института дипломированных бухгалтеров Шотландии (Institute of Chartered Accountants of Scotland - ICAS);

- Института дипломированных бухгалтеров Ирландии (Institute of Chartered Accountants of Ireland - ICAI);

- Уполномоченного института бухгалтеров по управленческому учету (Chartered Institute of Management Accountants - CIMA).

5. Европейские Директивы (EC Directives) и международные стандарты (International Financial Reporting Standards - IFRS).

До 1981 г. в Великобритании практически не существовало законодательного регулирования состава финансовой отчетности, которая должна представляться компаниями. В 1981 г. был принят Закон о компаниях (Company Act 1981), который включал требования 4-й Директивы ЕС относительно форм финансовой отчетности. В 1985 г. вступил в силу Закон о компаниях (Company Act 1985), объединивший требования Законов 1947-го, 1948-го, 1967-го, 1980-го и 1981 гг. и определивший правила и формы финансовой отчетности, которая должна представляться компаниями (кроме банков истраховых компаний) и быть заверена аудиторами. Закон о компаниях 1985 г. был изменен и дополнен в 1989 г. (Company Act 1989) с учетом требований 7-й (консолидированная отчетность) и 8-й (аудит) Директив ЕС. Законодательно было закреплено требование честного и правдивого представления (true and fair view) информации в финансовой отчетности, специфицированы основные принципы учета. Кроме того, Закон о компаниях 1989 г. предписывал обязательность использования учетных стандартов, разрабатываемых профессиональными организациями.

Кроме законодательного регулирования общего содержания финансовой отчетности и принципов ее подготовки, практика финансового учета в Великобритании регулируется документами (стандартами), которые разрабатываются профессиональными бухгалтерскими организациями. Начало процесса разработки стандартов финансового учета относится к 1970 г., когда Институт дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса (Institute of Chartered Accountants of England & Wales- ICAE&W) образовал специальный Комитет по разработке стандартов учета (Accounting Standards Steering Committee - ASSC).Вдальнейшем к названному Институту присоединились другие ведущие профессиональные организации: Институт дипломированных бухгалтеров Шотландии(Institute of Chartered Accountants of Scotland - ICAS), Институт дипломированных бухгалтеров Ирландии (Institute of Chartered Accountants of Ireland - ICAI), Уполномоченный институт бухгалтеровпо управленческому учету (Chartered Institute of Management Accountants - CIMA), Уполномоченная ассоциация дипломированных бухгалтеров (Chartered Association of Certified Accountants) и некоторые другие, которые образовали Комитет по учетным стандартам (Accounting Standards Committee - ASC), подчиняющийся Консультативному комитету названных профессиональных организаций. За время своего существования (до июля 1990 г.) Комитет по учетным стандартам выпустил ряд документов: Положения о стандартной практике учета (Statements of Standard Accounting Practice - SSAP), включающие 25 Положений, обязательных к исполнениюпо наиболее важным вопросам учета, и Положения о рекомендованной практике (Statements of Recommended Practice - SORP), включающие 17 Положений (не обязательных) по отдельным специфическим вопросам.

С начала 90-х годов ХХ века деятельность указанного Комитета подверглась критике, поскольку он недостаточно быстро реагировал на возникающие проблемы, его члены работали не на постоянной основе, многие фундаментальные вопросы не были решены. Вместо него была образована независимая организация - Совет по учетным стандартам (Accounting Standard Board - ASB), который является частью структуры (рис. 1.5), регулирующей разработку стандартов учета в настоящее время.

Основными обязанностями Совета по финансовой отчетности (FRC) являются общее наблюдение за процессом разработки стандартов, руководство организациями, разрабатывающими стандарты, поиск источников финансирования и др.

Организацией, которая несет полную ответственность за разработку стандартов учета, является Совет по учетным стандартам (ASB), не зависящий от профессиональных бухгалтерских организаций и не подчиненный им. Этим Советом были подтверждены, дополнены, изменены или отменены действующие в то время Положения о стандартной практике учета. В настоящее время Совет выпускает Стандарты финансовой отчетности (Financial Reporting Standards - FRS). На начало 2002 г. действовало 9 SSAP (4, 5, 9, 13, 17, 19, 20, 21, 25-е) и 19 FRS. Кроме того, Совет подтвердил действенность Положений о рекомендованной практике и учредил комитеты, которые должны оказывать ему помощь в разработке данных положений.

Рабочая группа по возникающим проблемам (UTIF) является подкомитетом ASB, основная ее задача состоит в разработке решений по возникающим проблемам, как правило, касающимся применения существующих стандартов.

Основной задачей Комиссии по наблюдению за финансовой отчетностью (FRRP) является наблюдение за применением существующих стандартов - выявление и отслеживание отклонений от действующих правил учета. Комиссия имеет право подать в суд на компанию, не соблюдающую учетные стандарты.

Таким образом, в Великобритании сложился достаточно интересный подход к регулированию учета, когда стандарты разрабатываются профессиональными организациями, их применение требуется законодательством, а отслеживание отклонений от действующих стандартов находится в ведении бухгалтеров.

Для компаний, котирующих акции на бирже, обязательным является выполнение правил Биржи ценных бумаг, требования которой касаются как регистрации компаний, так и составления финансовой отчетности и порядка ее представления.

Рекомендации профессиональных бухгалтерских организаций (Института дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса, Института дипломированных бухгалтеров Шотландии и др.) не являются обязательными, но представляют собой рекомендации по отдельным профессиональным вопросам для членов этих организаций.

Стандарты учета Великобритании находятся под сильным влиянием МСФО, разрабатываются с учетом международных тенденций и часто содержат ссылки на МСФО. Существует вероятность того, что к 2005 г. все компании в Великобритании должны будут составлять отчетность в соответствии с международными стандартами

Отметим, что налоговый учет в Великобритании, как и в США, отделен от финансового и регулируется отдельным законодательством. Таким образом, даже на примере США и Великобритании, относительно близких с точки зрения подходов к учету, становится очевидным, что учетная практика и способы регулирования учета в странах существенно различаются. Рассмотрим причины этих различий.

Модели учета. Различия в учетной практике обусловлены экономическими, политическими и географическими причинами. Можно выделить следующие основные группы причин:

1) экономические: развитие рынков капитала; количество инвесторов и кредиторов; инфляция; размеры и организационная структура компаний; использование международных рынков капитала; общий уровень образования; законодательные системы;

2) политические и географические.

Экономические причины. Основными причинами различий в учетной практике являются характер развития и размер рынков капитала. Рынки капитала в различных странах развивались по-разному. В США и Великобритании основными поставщиками капитала традиционно выступали многочисленные мелкие инвесторы, отделенные от управления компаниями, которые выдвигали требования по отражению в финансовой отчетности объективной и полной информации о деятельности компаний. В Германии и Японии потребности компаний в капитале удовлетворялись в основном ограниченным числом крупных банков, имеющих доступ к дополнительной (помимо представленной в отчетности) информации. Во Франции и Швеции большую роль в финансировании компаний играло государство, поэтому системы учета и отчетности были ориентированы на удовлетворение потребностей государственных органов.

Отметим влияние на учетную практику и уровня инфляции. Наличие высокого уровня инфляции (в странах Южной Америки) требует корректировки финансовой отчетности компаний на инфляцию, которая регламентируется, как правило, государственными органами. Для стран с низким уровнем инфляции такая проблема неактуальна.

В развитых странах: США, Великобритании, Германии, Франции и др. существует большое количество крупных компаний со сложной организационной структурой. Учетная информация таких компаний является сложной и не всегда однозначно трактуемой, что обусловливает высокие требования к уровню образования как бухгалтеров, так и пользователей финансовой отчетности. Кроме того, в таких странах (особенно в США) функционирует большое количество транснациональных корпораций, учет деятельности которых требует применения специфических подходов. В слаборазвитых странах учетные системы более просты из-за небольшого размера предприятий и низкого уровня образования.

Историческое развитие законодательных систем также оказало сильное влияние на системы учета. Страны обычно делят на две большие группы: страны кодифицированного (континентального, писаного) права (code-law countries; legalistic orientation countries) и страны общего (англосаксонского, прецедентного) права (common-law countries; non-legalistic orientation countries). Страны кодифицированного права отличаются предписательностью законов, т.е. действует принцип "разрешено то, что разрешено", поэтому их учетные правила жестко регламентированы и определяются законодательством. В некоторых странах существуют единые или отраслевые Планы счетов. Многие учетные вопросы решаются с позиций налогового законодательства. К странам данной группы относятся Германия, Франция, Австрия и др.

Для стран общего права характерен разрешительный подход по принципу "разрешено то, что не запрещено", поскольку их законодательные системы развивались по прецедентному принципу. Учетные системы этих стран отличаются большей многовариантностью и гибкостью (как правило, установлены жесткие рамки, в которых предприятиям предоставлена свобода выбора), отсутствием единых общенациональных Планов счетов, налоговый учет представляет собой отдельную отрасль, учет регулируется профессиональными организациями. К таким странам относятся США, Великобритания, Канада и др.

Политические и географические причины. Учетные системы можно экспортировать так же, как и другие товары. Влияние учетных правил одной страны на другую может быть вызвано политической или экономической зависимостью, близостью географического положения. Например, учетная система Индии близка к английской по причине существовавшей колониальной зависимости, система учета Канады находится под сильным влиянием американской из-за географической близости.

Таким образом, системы учета в разных странах весьма многообразны. Не существует двух стран с абсолютно одинаковыми системами учета. Тем не менее можно сгруппировать страны по определенным признакам и выделить те, которые имеют однотипные подходы к построению системы учета. Существуют различные классификации такого рода, и одной из самых распространенных является следующая классификация, согласно которой выделяются три модели учета:

1) англо-американская (США, Великобритания, Нидерланды, Австралия, Канада, Индия и др.);

2) континентальная (Германия, Франция, Австрия, Бельгия, Италия, Япония и др.);

3) южно-американская (Аргентина, Боливия, Бразилия, Чили и др.).

Для первой модели характерны: ориентация учета на широкий круг инвесторов в связи с высокоразвитым рынком ценных бумаг; отсутствие законодательного регулирования учета; использование стандартов, разрабатываемых профессиональными организациями бухгалтеров; гибкость и многовариантность учетной системы; высокий общеобразовательный уровень как бухгалтеров, так и пользователей финансовой отчетности.

Вторая модель отличается: законодательным регулированием учета; тесными связями предприятий с банками - основными поставщиками капитала; ориентацией учета на государственные потребности (налогообложение и макроэкономическое регулирование); консерватизмом учетной практики.

Особенностью третьей модели является высокий уровень инфляции и ориентация на нужды государственного регулирования. Иногда выделяют в отдельные модели исламские страны и страны бывшего социалистического лагеря.

Для стран микроуровня характерны: англосаксонское общее право; сильная, давно сложившаяся и "многочисленная" бухгалтерская профессия; развитые рынки капитала (биржи ценных бумаг); ориентация финансового учета на справедливое представление информации и нужды акционеров; раскрытие большого количества информации в отчетности; разделение налоговых правил и финансового учета; приоритет содержания над формой; наличие профессиональных стандартов. При этом Нидерланды выделены в отдельную подгруппу из-за меньшего количества регулирующих правил и сильного влияния микроэкономической теории. Также выделены страны, ориентированные на английскую (этот подход близок к МСФО) и на американскую практику учета, которая является более детализированной.

Для стран макроуровня характерны: романское (кодифицированное) право; слабая, только формирующаяся и "малочисленная" бухгалтерская профессия; малоразвитые рынки капитала (биржи ценных бумаг); регламентирование финансового учета законодательством и его ориентация на кредиторов; соблюдение коммерческой тайны; ориентация на налогообложение; преобладание формы над содержанием; государственное регулирование. Страны макроуровня также разделены на подгруппы в зависимости от преобладания тех или иных характеристик. Например, во Франции, Бельгии, Испании и Греции детальные правила учета определяются Планами счетов, в Германии учет регулируется законами (Торговым кодексом), в Швеции сильно влияние государства, которое занимается экономическим планированием и сбором налогов.

Отметим общую тенденцию движения стран второй группы в направлении стран первой группы. С начала 90-х годов ХХ века крупные компании в некоторых странах второй группы стали использовать правила, признаваемые в международном масштабе (ГААП США, МСФО) для составления консолидированной отчетности (например, большинство из 50 крупнейших компаний Германии составляют отчетность по международным или американским стандартам). В 2000 г. ЕС принял решение об обязательном применении МСФО компаниями стран - членов ЕС для составления консолидированной отчетности с 2005 г.

В качестве универсальных стандартов учета выступают в настоящее время международные стандарты финансовой отчетности (International Financial Reporting Standards - IFRS), которые более известны как International Accounting Standards (IAS). Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) - это официальный перевод названия международных стандартов на русский язык. В английском варианте они называются "Международные стандарты учета" (International Accounting Standards - IAS), и данная аббревиатура широко используется зарубежными специалистами. В 2001 г. была изменена структура Комитета по международным стандартам финансовой отчетности и решено, что вновь разрабатываемые Советом Комитета стандарты будут называться "Международные стандарты финансовой отчетности" (International Financial Reporting Standards - IFRS), что более корректно передает сущность разрабатываемых документов. Поскольку предполагается переработать практически все действующие международные стандарты, их название на английском языке будет изменено.

Разработкой МСФО занимается Комитет по международным стандартам финансовой отчетности - КМСФО (International Accounting Standards Committee Foundation - IASCF).

Этот Комитет был создан в 1973 г. по соглашению между профессиональными организациями девяти стран. В настоящее время КМСФО включает около 150 членов-организаций из 110 стран. В последнее время структура Комитета претерпела большие организационные изменения и в настоящий момент выглядит следующим образом (рис. 1.7). Основной организацией КМСФО является Совет (International Accounting Standards Board - IASB). Задачи Совета - разработка и публикация международных стандартов высокого качества, обеспечивающих прозрачность и сравнимость финансовой отчетности компаний. Совет состоит из 14 членов, представляющих 9 стран, 12 из которых работают на постоянной основе.

Члены Совета назначаются попечителями (иногда на русский язык они переводятся как "доверенные лица"), которые отслеживают эффективность его работы, занимаются поиском финансирования, санкционируют бюджет Совета и несут ответственность за конституциональные изменения. Попечители представляют различные регионы (6 членов - из Северной Америки, 6 - из Европы, 4 - из стран Тихоазиатского региона, 3 - из других регионов) и включают специалистов бухгалтерской профессии, международных организаций, пользователей и составителей финансовой отчетности.

Основными задачами Консультационного совета по стандартам являются консультирование Совета по приоритетным направлениям, информирование его о применении международных стандартов и общественном мнении относительно осуществляемых проектов.

Комитет по интерпретациям (в английском варианте до недавнего времени этот орган назывался Standing Interpretations Committee; в настоящее время его название изменилось на International Financial Reporting Interpretations Committee - дословно Комитет по интерпретациям международной финансовой отчетности) отвечает за разработку интерпретаций по применению международных стандартов и регламентации других вопросов на основе концептуальных основ. Комитет публикует проекты интерпретаций, рассматривает комментарии заинтересованных сторон, а затем получает от Совета одобрение финального варианта интерпретаций.

Изменились также основные приоритеты деятельности КМСФО. В настоящее время международные стандарты не только обобщают опыт ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности различных стран, но и активно влияют на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности. Основными задачами КМСФО являются разработка единых высококачественных стандартов, которые обеспечивают прозрачность и сравнимость финансовой отчетности для принятия экономических решений участниками мировых рынков капитала и другими пользователями; содействие практическому применению данных стандартов и сближению национальных и международных стандартов учета.

Данные изменения во многом связаны со вступлением в силу соглашения между КМСФО и Международной организацией комиссий по ценным бумагам (International Organization of Securities Commissions - IOSCO). Суть данного соглашения состоит в том, что компании, составляющие отчетность в соответствии с международными стандартами, одобренными IOSCO, имеют право листинга на любых фондовых биржах мира (исключение составляют США, однако и там рассматривается вопрос о применении международных стандартов). Таким образом, для предприятий облегчается выход на мировые рынки капитала и снижаются затраты для привлечения капитала. Эти факторы повлияли и на выбор МСФО в качестве ориентира для реформирования системы бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации. Дополнительную поддержку международные стандарты получили в результате решения ЕС об обязательном использовании МСФО для составления консолидированной отчетности всеми европейскими компаниями, зарегистрированными на биржах с 2005 г.

Международные стандарты финансовой отчетности можно условно разделить на три части:

1) концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements);

2) собственно стандарты (International Accounting Standards);

3) интерпретации стандартов (Interpretations of International Accounting Standards - SIC).

Концептуальные основы подготовки и представления финансовой отчетности, не являясь собственно стандартами, играют принципиально важную роль. Во-первых, они определяют принципы (концепции), в соответствии с которыми должна быть составлена финансовая отчетность предприятий. Во-вторых, они служат теоретической основой существующих и разрабатываемых стандартов и их интерпретаций. В-третьих, они представляют собой руководство для решения учетных проблем, не специфицированных действующими стандартами.

Собственно стандарты определяют подходы к решению различных учетных проблем, регламентируя правила и процедуры отражения в учете и отчетности хозяйственных средств и операций предприятий. На январь 2002 г. действовало 34 международных стандарта (номер последнего стандарта - 41, отменены 3, 4, 5, 6, 9, 13, 25-й стандарты).

Международные стандарты финансовой отчетности носят рекомендательный характер и во многих случаях разрешают использование альтернативных подходов к решению различных учетных проблем. В своих выступлениях разработчики МСФО подчеркивают, что данные стандарты не инструкции, а особенность мировоззрения. Основная задача их применения - формирование отчетности, объективно отражающей состояние и результаты деятельности предприятий и полезной для принятия решений различными группами пользователей. С помощью МСФО решаются вопросы раскрытия (disclosure), представления (presentation), признания (recognition) и оценки (measurement) информации, которая должна содержаться в финансовой отчетности. Таким образом, составленная в соответствии с МСФО отчетность дает пользователям объективную и надежную информацию о финансово-хозяйственной деятельности предприятий, является базой для принятия обоснованных решений.

Применяя интерпретации, вырабатывают решения по спорным вопросам применения международных стандартов. Например, Интерпретация 1 регламентирует порядок использования методов расчета стоимости запасов (средневзвешенная стоимость, ФИФО, ЛИФО), разрешенных МСФО2 для запасов различного типа. В настоящее время действует более 30 Интерпретаций.

Отметим, что МСФО находятся в процессе постоянного изменения: разрабатываются новые стандарты, изменяются действующие. В ближайшее время предполагается переработать практически все действующие стандарты. В плане работы КМСФО разработка новых стандартов и внесение изменений в уже действующие стандарты. При этом затрагиваются, в частности, вопросы учета договоров страхования, объединения компаний, составления отчета о результатах деятельности, учета выплат по акциям компании, а также рекомендации по первичному применению МСФО. Приоритетное значение для КМСФО имеют такие темы, как методы оценки в бухгалтерском учете, учет в добывающих отраслях, учет финансовых инструментов, учет лизинговых операций, учет на предприятиях малого и среднего бизнеса и в условиях развивающихся рынков, учет налогов на прибыль, объединение компаний и составление консолидированной отчетности, определение элементов финансовой отчетности, прекращение признания объектов учета, вознаграждения работникам, обесценение активов, нематериальные активы, признание обязательств и выручки, анализ финансовой отчетности, предоставляемый руководством компании, переоценка активов.

Как мы уже говорили в предисловии к этой книге, кроме КМСФО проблемой гармонизации учета на мировом уровне занимаются Международная федерация бухгалтеров (International Federation of Accountants - IFAC), разрабатывающая и публикующая международные стандарты аудита и международные стандарты бухгалтерского образования и тесно сотрудничающая с КМСФО, Организация Объединенных Наций (ООН, UN) и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, OECD), способствующие распространению международных стандартов в мире.

Несмотря на разнообразие учетных правил и процедур обычно в основе любой национальной системы учета, а также международных стандартов лежат определенные принципы учета и составления финансовой отчетности. Они могут носить название концептуальных основ, концепций, ограничений и принципов, базовых положений и т.д. Например, в международных стандартах эти принципы сформулированы в Концептуальных основах подготовки и представления финансовой отчетности (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements), в ГААП США - в Положениях о концепциях финансового учета (Statements of Financial Accounting Concepts).

В общем смысле ГААП (общепринятые принципы учета) - это национальные стандарты учета. Обычно указывается, какие национальные стандарты имеются в виду: ГААП США, ГААП Великобритании, ГААП Германии и т.д. В США стандарты называются просто ГААП и представляют собой свод правил и процедур, регламентирующих порядок подготовки и представления финансовой отчетности.

«Учет основных средств и нематериальных активов» Основные средства - это средства, которые участвуют в хозяйственной деятельности продолжительное время и изнашиваются постепенно. К ним относятся здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, производственный и хозяйственный инвентарь, скот (рабочий, продуктивный и племенной), многолетние насаждения и другие основные средства (фонды библиотек, архивов и музеев; киноматериалы; произведения изобразительных искусств и т.п.). В составе основных средств учитываются также: капитальные вложения на коренное улучшение земель, капитальные вложения в арендованные объекты основных средств, земельные участки и объекты природопользования. Кроме того, в основных средствах числится малоценный производственный и хозяйственный инвентарь длительного использования.

Учет основных средств ведется с применением счетов: 01 "Основные средства", 02 "Амортизация основных средств", 03 "Доходные вложения в материальные ценности", 07 "Оборудование к установке", 08 "Вложения во внеоборотные активы", и субсчета 19-1 "Налог на добавленную стоимость при приобретении основных средств" (счета 19 "Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям").

Поступление основных средств на предприятие может осуществляться разными путями, например: путем купли-продажи, аренды, вклада в уставный капитал, строительства или обмена на другие материальные ценности. Их можно получить безвозмездно в виде финансовой помощи.

Приход основных средств (кроме оборудования к установке) обязательно оформляется через счет 08 "Вложения во внеоборотные активы". На этом счете собираются все затраты, связанные с покупкой и установкой оборудования, или с его возведением и строительством. Исключение составляют общехозяйственные и иные расходы, не имеющие прямого отношения к приобретению или строительству объектов. Когда предмет, по решению специальной комиссии предприятия, может быть запущен в эксплуатацию, составляется акт приемки, и все расходы со счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" переводятся на счет 01 "Основные средства".

Объект основных средств на предприятии может находиться в одном из следующих состояний: в эксплуатации; в запасе (в резерве); в стадии достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации; на консервации. Всякое принятое в эксплуатацию основное средство начинает использоваться в производстве, и на него начисляется амортизация. Ежемесячно (на следующий же месяц после приемки в эксплуатацию) в себестоимость изготавливаемой продукции будет переходить часть стоимости данного основного средства: Д 20, 25, 26 - К 02.

Как только сумма амортизации (на счете 02 "Амортизация основных средств") сравняется с суммой балансовой стоимости основного средства (на счете 01 "Основные средства"), то амортизация больше не начисляется, и основное средство начинает приносить "чистую прибыль". Если оно при этом уже потеряло свои технические характеристики или финансовую полезность, то его можно списать по акту:

Амортизационные отчисления согласно нормативным документам бухгалтерского учета - это ежемесячные суммы, накапливаемые для последующей замены основных средств. Накопление этих сумм начинается на следующий же месяц после приемки объекта основных средств в эксплуатацию.

В России согласно упомянутому Положению по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 используются применяемые в международной практике бухгалтерского учета четыре следующих способа определения сумм амортизационных отчислений: линейный способ; способ уменьшаемого остатка; способ списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования;способ списания стоимости пропорционально объему продукции (работ).

Выбранный способ амортизации объекта (или группы объектов) не должен меняться в течение всего срока полезного использования. В противном случае финансовые результаты работы предприятия в конкретном периоде могут быть искажены.

Объекты основных средств могут предоставляться одним предприятием другому во временное владение и (или) пользование в соответствии с различными договорами, имеющими форму аренды (имущественного найма). Среди них следующие виды договоров: о текущей аренде; о прокате; об аренде транспортных средств (с экипажем и без него); об аренде зданий и сооружений; об аренде предприятий; о лизинге.

В договорах могут быть определены условия нахождения объектов на балансе той или иной договаривающейся стороны. Кроме того, они могут быть дополнены договорами купли-продажи и другими сопутствующими договорами. В соответствии с ними бухгалтерский учет объектов основных средств имеет разные формы и аспекты.

Под арендой понимается получение арендатором на основании двухстороннего договора с арендодателем во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. Участники договора именуются как арендатор и арендодатель.

Под лизингом понимается получение арендатором на основании трехстороннего договора с арендодателем и продавцом во временное пользование (без выкупа или с выкупом) определенного имущества. При этом участники трехстороннего договора именуются как лизингополучатель, лизингодатель и продавец соответственно. Лизингодатель выступает в договорных отношениях как посредник, приобретающий в собственность указанное имущество и затем сдающий его в лизинг. Одновременно он может оказывать лизингополучателю ряд дополнительных услуг, например по обслуживанию и кредитованию. Разные условия договорных отношений сторон по-разному отражаются и в бухгалтерском учете. Рассмотрим два примера.

. К типовым первичным документам бухгалтерского учета относяться:

1) акт (накладная) приемки-передачи основных средств (форма N ОС-1);

2) акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов (форма N ОС-3);

3) акт на списание основных средств (форма N ОС-4);

4) акт на списание автотранспортных средств (форма N ОС-4а);

5) инвентарная карточка учета основных средств (форма N ОС-6);

6) акт о приемке оборудования (форма N ОС-14);

7) акт приемки-передачи оборудования в монтаж (форма N ОС-15);

8) акт о выявленных дефектах оборудования (форма N ОС-16);

9) акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений (форма М-35).

Работы по ремонту ОС могут быть текущими и капитальными. Выполнение этих работ может осуществляться собственными подразделениями и привлеченными организациями. На каждый ремонтируемый объект составляется ведомость дефектов, в которой указываются все необходимые реквизиты, объем работ, подлежащих выполнению, сроки ремонта, нормы времени на работы, сметная стоимость ремонта.

Текущий ремонт: - ремонт, осуществляемый с периодичностью менее одного года с целью поддержания объекта в рабочем состоянии. Затраты по текущему ремонту относят на себестоимость того отчетного.периода, в котором выполнены работы. Первичными документами являются: наряды на выполненные работы, на основе которых проводится начисление заработной платы, производится расчет отчислений во внебюджетные фонды; акт на списание материалов или материальный отчет материально-ответственного лица; ведомость начисления амортизации. Произведенные расходы отражают проводками: Д20 - К02,10,69,7о и других.

Капитальный ремонт. Учетной политикой предприятия может быть предусмотрен один из вариантов учета затрат по капитальному ремонту:

1. Включение затрат по капитальному ремонту производится на основании первичных документов учета в себестоимость продукции того отчетного периода, в котором выполнялся ремонт.

Исходя из планового ремонта и затрат по смете на плановый ремонт создается резервный фонд, который отражается на сч.96 (Резервы предстоящих расходов) и за счет которого списываются фактические затраты по капитальному ремонту.

Нематериальные активы - это объекты длительного пользования, не являющиеся материальными, но имеющие определенную стоимость, поскольку обладают свойством приносить доход (экономическую выгоду).

В Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000 допущена грубая ошибка. В одном из условий, определяющих понятие нематериальных активов, названо следующее: «возможность идентификации (выделения, отделения) организацией от другого имуществ». В зависимости от источника происхождения нематериальные активы могут относиться к одному из двух следующих видов:

- исключительных привилегий, предоставляемых правительством или официальным документом на передачу патента, торговой марки, авторского права или на предоставление лицензии и т.п.;

- достижений предприятия в области конструирования, разработки технологии, секретов производства, квалификации кадров и репутации руководства и сотрудников.

Единицей учета нематериальных активов является инвентарный объект. При постановке на баланс они должны быть соответствующим образом оценены. Согласно «Положению по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации», утвержденному приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. N 34н, и упомянутому Положению по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, оценка нематериальных активов должна производиться следующим образом.

Первоначальная стоимость данных активов при покупке и при создании на самом предприятии складывается из суммы фактических затрат без НДС и других возмещаемых налогов. Совокупность производимых при этом расходов включает: суммы, уплаченные продавцу (правообладателю) по договору уступки права; регистрационные сборы, таможенные пошлины и другие платежи в связи с уступкой права; невозмещаемые налоги; вознаграждение посредникам; прочие расходы, в том числе расходы по доведению актива до состояния пригодного для конкретного использования.

Все расходы собираются на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы», а затем по акту переводятся на счет 04 «Нематериальные активы». Главный документ, который используется для учета нематериальных активов - это «Карточка учета нематериального актива» (форма N НМА-1).

Среди многообразия нематериальных активов особое место в бухгалтерском учете занимают организационные расходы и деловая репутация фирмы. Специфика бухгалтерского учета организационных расходов состоит в следующем. Если это расходы, которые осуществлены в период создания предприятия, то они могут быть учтены в качестве вклада в уставный капитал.

Положительная деловая репутация выражается в дополнительной сумме платежа, которая постепенно списывается на себестоимость продукции (работ, услуг). Отрицательная деловая репутация выражается в экономии при покупке определенной суммы средств, которая в качестве выгоды реализуется постепенно по мере деятельности организации.

Как было отмечено, цикл использования нематериальных активов включает три стадии: поступление, амортизацию и выбытие. При поступлении производится их денежная оценка, одновременно определяется срок полезного использования, который оказывает существенное влияние на сумму амортизационных отчислений.

Если сроки установить невозможно, то принимается период использования - 20 лет для бухгалтерского учета и в пределах 10 лет для налогового учета. На основании принятых сроков (объемов) полезного использования производится начисление амортизации или проводится прямое погашение нематериального актива.

Начисление амортизации нематериального актива в первом подходе оформляется в бухгалтерском учете следующими проводками: Д 20, 23, 25, 26, 44 - К 05, где: счет 05 «Амортизация нематериального актива», счет 20 «Основное производство», счет 23 «Вспомогательные производства», счет 25 «Общепроизводственные расходы», счет 26 «Общехозяйственные расходы», счет 44 «Расходы на продажу».

 







Date: 2015-07-10; view: 705; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.068 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию