Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сущность и виды бухгалтерского учета; предмет и метод бухгалтерского учета; счета и двойная запись, балансовое обобщение, документ и документооборот, калькуляция, оценка капитала





Бухгалтерский учет – это система сбора, накопления, обработки и анализа финансово-экономической информации о деятельности предприятия или физического лица ( Федеральным законом "О бухгалтерском учете" от 21.11.1996 г. N 129-ФЗ.

Бухгалтерский учет – это непрерывное, сплошное и документированное отражения хозяйственных операций из теоретических основ бухгалтерского учета.

Виды учета бухгалтерский (финансовый), статистический, управленческий и оперативно-технический учет.

Статистический учет использует данные бухгалтерского учета и проводит собственный сбор информации по тем или иным составляющим делового оборота. Информация управленческого учета предназначена руководителям и специалистам предприятия для принятия ими управленческих решений. Оперативно-технический учет позволяет иметь информацию на определенный период с целью принятия экстренных решений, например по поставке материалов на те или иные участки предприятия.

Предмет и метод бухгалтерского учета. Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность предприятия или физического лица. Высокую и длительную плодотворность этой деятельности обеспечивают следующие хозяйственные средства: основные средства; нематериальные активы; оборотные средства; денежные средства; средства в расчетах. Набор приемов, с помощью которых ведется бухгалтерский учет, называется методом. В составе метода бухгалтерского учета присутствуют следующие основные элементы: документация; счета; двойная запись; инвентаризация; оценка и калькуляция; баланс; отчетность.

Счета и двойная запись Счета бухгалтерского учета - это группировка средств предприятия и источников их образования по экономически однородным признакам, позволяющим систематизировать средства и и их источники. Каждый счет имеет название и номер в соответствии с принятым типовым планом счетов для коммерческих организаций (кроме кредитных организаций и страховых компаний). Счета бухгалтерского учета имеют дебетовую и кредитовые стороны.

Двойная запись - это запись хозяйственной операции по дебету одного и по кредиту другого счета. Она обеспечивает взаимосвязанное и контролируемое отражение операции. Метод двойной записи обусловливает существование таких понятий, как корреспонденция счетов и бухгалтерская проводка. Корреспонденция счетов – это взаимосвязь между счетами, возникающая при методе двойной записи. Бухгалтерская проводка – это наименование хозяйственной операции, сумма операции и указание корреспондирующих счетов бухгалтерского учета. Счета бухгалтерского учета - это группировка средств предприятия и источников их образования по экономически однородным признакам, позволяющим систематизировать средства и и их источники. Каждый счет имеет название и номер в соответствии с принятым типовым планом счетов для коммерческих организаций (кроме кредитных организаций и страховых компаний). Счета бухгалтерского учета имеют дебетовую и кредитовые стороны.

Сальдо по активным счетам определяется путем прибавления к сальдо на начало периода оборотов по дебету счета и вычитания оборотов по кредиту счета? На пассивных счетах к сальдо на начало периода прибавляют обороты по кредиту и вычитают обороты по дебету счета. На активно-пассивных счетах ведут учет по каждому контрагенту, при этом порядок записей по дебету или кредиту счета зависит от начального сальдо, если сальдо дебетовое, то порядок записей и определения конечного остатка соответствует активным счетам, если кредитовое, то порядок записей и определения конечного сальдо соответствует пассивным счетам бухгалтерского учета. На аналитических счетах бухгалтерского учета учет ведется в денежных и натуральных единицах измерения.

Балансовое обобщение. Бухгалтерский баланс – это экономическая группировка имущества организации и источников их образования в денежной оценке на определенную дату. Баланс составляется по остаткам со счетов бухгалтерского учета, которые систематизируются по экономически однородным показателям в статьи и разделы. Счета бухгалтерского учета по отношению к балансу подразделяются: на активные, пассивные, активно-пассивные, финансово-результативные и забалансовые.

Баланс состоит из:

- актива (состав денежного и неденежного имущества и дебиторской задолженности –внеоборотные - это имущество долгосрочного пользования (более 1-го года, а именно здания, сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, долгосрочные финансовые вложения, отложенные налоговые активы) – 1-й раздел баланса – «Внеоборотные активы» и оборотные активы (запасы, затраты, готовая продукция, денежные средства, краткосрочные финансовые вложения, дебиторская задолженность- 2-ой раздел баланса – «Оборотные активы»;


- пассива (состав источников образования имущества предприятия). Это вложения учредителей в уставный капитал предприятия, результаты переоценки основных средств, резервный капитал, нераспределенная прибыль (непокрытый убыток), собственные акции, выкупленные у акционеров, целевые поступления – 3 раздел баланса – Капитал и резервы. Займы и кредиты на срок более 1-го года, предназначенные на финансирование основных средств и другого имущества долгосрочного использования, а также отложенные налоговые обязательства организации, а также отложенные налоговые обязательства (величина этого показателя определяется на основе произведенных организацией расчетов путем умножения так называемых «временных ризниц» между бухгалтерским и налоговым учетом на ставку налога на прибыль – 4 раздел баланса «Долгосрочные обязательства». Краткосрочные пассивы – это з аймы и кредиты в т.ч. кредиты банков, подлежащие погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты(заемные средства на финансирование оборотных средств и кредиторская задолженность, в т.ч. поставщикам и подрядчикам, по векселям к уплате, дочерним и зависимым обществам, персоналу, бюджетом, внебюджетным фондам, авансам полученным и прочим кредиторам -5 раздел баланса.

Ежедневно в предприятиях может совершатся масса хозяйственных операций, которые по разному влияют на изменение валюты баланса. Все хозяйственные операции по их влиянию на валюту баланса подразделяются на 4 группы:

- 1-ая группа хозяйственных операций увеличивает одну статью актива баланса и уменьшает другую статью актива баланса, валюта баланса при этом не изменяется, например: материалы отпущены для производства работ основной деятельности: Д20 «Основное производство», К 10 «Материалы». Уравнение: А+ Х - Х = П;

- 2-ая группа хозяйственных операций увеличивает одну статью актива баланса и увеличивает статью пассива баланса, валюта баланса при этом увеличивается на эту же сумму, например: начислена заработная плата рабочим на строительстве объекта основных средств для заказчика: Д20 «Основное производство», К 70 «Расчеты с персоналом по заработной плате». Уравнение: А + Х = П + Х;

- 3-я группа хозяйственных операций уменьшает одну статью актива и уменьшает одну статью пассива баланса, валюта баланса при этом уменьшается на эту же сумму, например: выдана заработная плата персоналу предприятия: Д 70 «Расчеты с персоналом по заработной плате», К 50 «Касса». Уравнение: А - Х = П - Х;;

- 4-ая группа хозяйственных операций уменьшает одну статью пассива баланса и увеличивает другую статью пассива баланса, валюта баланса при этом не изменяется, например: часть нераспределенной прибыли направлена на выплату дивидендов: Д 84 «Нераспределенная прибыль», К 75 «Расчеты с учредителями». Уравнение: А = П - Х + Х;

Документ т и документооборот. Документ – определенным образом оформленная деловая бумага. Каждая хозяйственная операция должна быть оформлена в первичных документах типовой формы. Типовая форма становится документом в том случае, если в ней заполнены все необходимые реквизиты. Состав реквизитов должен быть оптимальным, т.е. документ должен иметь достаточное количество реквизитов, чтобы иметь полную информацию о совершенной хозяйственной операции: наименование документа, дата составления, содержание хозяйственной операции, сумма операции, подпись ответственного лица за совершение операции, наименование и реквизиты участников операции, при необходимости – печать. Информация каждого документа находит отражение в сводных регистрах учета.


В соответствии с законом «О бухгалтерском учете» первичная информация совершаемых хозяйственных операций должна фиксироваться в типовых формах первичных документов. Если особенности деятельности организации требуют дополнительных форм. документов, то они разрабатываются специалистами предприятия с привлечением аудиторских фирм и утверждаются приказом руководителя предприятия..

Прохождение документа от момента его составления до сдачи в архив называется документооборотом. Положение «О документообороте организации» является одним из составных частей рабочих документов бухгалтерии. Положение разрабатывается главным бухгалтером и утверждается приказом руководителя предприятия. В нем отражаются виды первичных и сводных документов, дата их представления в бухгалтерию и ответственные лица за составление того или иного документа.

Инвентаризация позволяет установить соответствие между информацией бухгалтерского учета и фактическим наличием имущества предприятия и состоянием расчетов с различными контрагентами. Инвентаризации могут быть полные и неполные, плановые и неплановые и внезапные.

Регистры бухгалтерского учета – это специальные книги, журналы, ведомости, свободные листы бумаги, несущие определенную информацию о средствах предприятия и их источниках. Книги: Главная и Кассовая. К свободным листам бумаги относятся: журналы–ордера, накопительные ведомости, разработочные таблицы. При помощи типовых регистров учета производится систематизация информации первичных и сводных документов учета. Пример: Главная. книга - состоит из свободных листов, сброшюрованных в книгу, при этом отдельным листом Формы счетоводства: журнально-ордерная, мемориально-ордерная, шахматная, упрощенная для предприятий малого бизнеса.

Калькуляция это способ определения затрат на производство и себестоимости продукции. В зависимости о особенностей деятельности организации и принятой системы учета затрат предприятие может применять нормативный, попередельный или позаказный методы учета затрат и следовательно калькулирования себестоимости продукции. При этом затраты можно подразделить на прямые и накладные, статьи затрат и элементы затрат. Объекты учета и центры затрат определяются предприятием исходя из особенностей деятельности.

Учет и оценка капитала. Учет уставного капитала. Собственный капитал – это общая сумма источников имущества за вычетом заемных средств. Собственный капитал состоит из уставного, добавочного и резервного капитала и нераспределенной прибыли. К собственному капиталу может быть приравнены целевые поступления на финансирование различных проектов. Учет собственного капитала производится на счетах: 80; 82;83,84 и 86. Остатки по этим счетам отражают в разделе 3 бухгалтерского баланса «Капитал и резервы».


Учет уставного капитала (сч.80):Уставный капитал это совокупность вкладов учредителей в имущество организации в денежном и неденежном выражении при создании предприятия для обеспечения уставной деятельности. Величина уставного капитала определяется учредительными документами исходя из законодательных актов в области предпринимательской деятельности. Субсчета счета: 80-1 объявленный капитал; 80-2 подписной капитал; 80- 3 оплаченный капитал; 80-4 изъятый капитал. Бухгалтерские проводки: Д75 К80/1 – величина объявленного капитала; Д80/1 К80/2 – подписной капитал при создании акционерных обществ; Д50,51,52,10,01,58 К75 – наполнение уставного капитала денежным и неденежным имуществом. Величина уставного капитала может изменяться только при перерегистрации предприятия за счет дополнительных вкладов учредителей (Д75-К80); за счет добавочного капитала (Д83 К80); за счет нераспределенной прибыли (Д84 К80)

Учет добавочного капитала. Добавочный капитал формируется: за счет переоценки основных средств (Д01 К83); за счет чистой прибыли (Д84 К83); за счет дополнительных вкладов учредителей (Д75 К83). Уменьшение добавочного капитала может иметь место при уценке основных средств, оборудования к установке, незавершенных капитальных вложений (Д8 К01,07,08); при увеличения амортизации при переоценке основных средств (Д83К02); при увеличении уставного капитала (Д83-К80); при погашении убытка отчетного года (Д83 К84); при распределении определенной части добавочного капитала между учредителями (Д83-К75).

Учет прибыли. Учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) сч. 84: В третьем разделе баланса отражается информация о нераспределенной прибыли либо о непокрытом убытке. Чистая прибыль, выявленная на сч.99 в конце отчетного года списывается бухгалтерской проводкой Д99 К84. Убыток отражается бухгалтерской проводкой Д84 К99. Чистая прибыль (убыток) отчетного года суммируется с показателем предыдущего периода для определения показателя данной статьи баланса на конец отчетного года. Использование. прибыли отражается по дебету сч.84. Прибыль может быть направлена по решению общего собрания акционеров или иного исполнительного органа в соответствии с уставом организации на выплату дивидендов (Д84 К70,75); на увеличение уставного и добавочного капитала и создание резервов (Д84К80,82,83).

- Информация на счете 84 формируется после уплаты налога на прибыль в корреспонденции со счетом 99, который является финансово-результативным счетом и остатка на конец года не имеет. По кредиту счета 99 отражаются финансовые результаты полученные от реализации продукции основной деятельности (Д90 субсчет 9 К 99), от реализации продукции прочих видов деятельности, а также сальдо внереализационных доходов и расходов (Д91 субсчет 9 К99 – прибыль и Д99 К 91субсчет 9-убыток). По Д счета 99 отражается сумма налога на прибыль (Д99 К68 субсчет «Налог на прибыль» Счета 90 «продажи» и 91 «Прочие доходы и расходы» также сальдо не имеют. На них сопоставляются доходы и расходы и определяется финансовый результат. Закрытие счета 99 производится в конце года и называется реформацией бухгалтерского баланса.

Оценка капитала предприятия может производится на основе его балансовой стоимости. При этом из общей стоимости капитала по балансу следует вычесть сумму долгосрочных и краткосрочных займов и кредиторской задолженности. Кроме того существует понятие рыночной стоимости капитала – это величина денежных средств, которую готовы заплатить хорошо осведомленные покупатели и справедливая стоимость.

Бухгалтерский учет как информационная система, его правовое и методическое обеспечение. Информация бухгалтерского учета является основой для принятия управленческих решений внутренними и внешними пользователями, а именно собственниками предприятия, специалистами и руководителями различных подразделений и предприятия в целом, банками, страховыми компаниями, поставщиками материалов, покупателями и заказчиками, налоговыми и другими контролирующими органами. Общие организационные основы бухгалтерского учета определены законом «О Бухгалтерском учете», на основе которого утверждено Положение «О Бухгалтерском учете» №34-н в целом и Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета (ПБУ-1,2…20). Методологическое руководство бухгалтерским учетом осуществляет Департамент Бухгалтерского учета МФ РФ, который совместно с органами Госкомстата, налоговыми службами, аккредитованными общественными бухгалтерскими и аудиторскими организациями разрабатывают формы типовых первичных документов и основные положения об организации бухгалтерского учета отдельных объектов.

Четыре уровня законодательных и нормативных актов, регламентирующих организацию ведения бухгалтерского (финансового) учета в предприятиях:

- 1-ый уровень - Закон «О Бухгалтерском учете» и Положение «О Бухгалтерском учете» №34-н;

- 2-ой уровень - Положения по бухгалтерскому учету отдельных объектов учета (ПБУ-1 «Учетная политика организации», ПБУ-2 «Учет затрат на капитальное строительство» - в настоящее время утверждено 20 ПБУ (в международной практике более тридцати);

- 3 –ий уровень – Методические указания и инструкции по организации учета различных объектов;

- 4 –ый уровень -рабочие документы бухгалтерии предприятия (некоторые авторы этот уровень считают пятым, а четвертый уровень это Методические указания и инструкции по организации учета различных объектов в конкретной отрасли народного хозяйства).

В соответствии с законом «О Бухгалтерском учете» каждое предприятие может создать бухгалтерскую службу, нанять главного бухгалтера, привлечь на договорной основе специализированную бухгалтерскую службу, либо руководитель может вести бухгалтерский учет самостоятельно.

Ответственность за ведение бухгалтерского учета на предприятии несет руководитель предприятия. Главный бухгалтер несет ответственность за формирование достоверной учетной информации, обеспечивает контроль за её исполнением, формированием доходов и расходов, выполнением обязательств, отражением на счетах хозяйственной.оперативной информации, составление бухгалтерской отчетности, проведение экономического анализа финсово-хозяйственной деятельности в целях выявления и мобилизации внутрихозяйственных резервов организации.

Международная система бухгалтерского учета и отчетности. Анализ международных стандартов позволяет отметить целый ряд отличий российской системы бухгалтерского учета и отчетности от обобщенной международной системы. Принципы, заложенные в концепцию МСФО, базируются на следующих основополагающих допущениях:

- допущение непрерывности деятельности. Согласно этому допущению при подготовке финансовой отчетности необходимо исходить из того, что компания будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем, т.е. у нее нет ни намерения, ни необходимости ликвидироваться либо существенно сокращать масштабы своей деятельности;

- допущение последовательности. На основании этого допущения компания в течение всей своей деятельности применяет одну и ту же учетную политику, за исключением случаев, когда внесение изменений обусловлено внесением поправок в законодательство либо обоснованным изменением методологии учета, что должно быть в обязательном порядке раскрыто в пояснениях к финансовой отчетности;

- допущение метода начисления. Согласно этому методу все хозяйственные операции и иные события признаются в учете в момент совершения операции и включаются в финансовую отчетность того периода, к которому относятся, независимо от порядка получения или выплаты денежных средств или их эквивалентов, а также без условия об обязательном наличии документов, подтверждающих факт совершения соответствующей хозяйственной операции либо наступления иного события, подлежащих отражению в финансовой отчетности.

Помимо вышеуказанных основополагающих допущений Международные стандарты финансовой отчетности предполагают наличие нескольких прочих допущений:

- допущение единой экономической (хозяйствующей) единицы. Предполагает для целей составления финансовой отчетности наличие самостоятельного предприятия (группы предприятий), которое отделено (которая отделена) от своих владельцев и других экономических субъектов, что позволяет пользователям отчетности быть уверенными в том, что в ней раскрыты финансовые показатели соответствующей экономической единицы, обособленные от финансовых показателей других экономических единиц. Определение экономической (хозяйствующей) единицы производится в зависимости от вида финансовой отчетности: в целях формирования индивидуальной отчетности экономической единицей признается отдельная компания (фирма, предприятие), консолидированной отчетности - группа предприятий, отчетность которых подлежит консолидации;

-допущение использования денежного измерителя. Обуславливает приоритет финансовой информации над любой другой. Иными словами, отражению в финансовой отчетности подлежат только операции, события и их результаты, имеющие стоимостную (денежную) оценку;

- допущение периодичности. Предполагает формирование данных о финансовом положении, финансовых результатах деятельности компании и изменениях в финансовой позиции соответствующей экономической единицы по истечении определенных периодов времени - месяца, квартала, года.

Одно из основных мест в совокупности принципов МСФО занимают качественные характеристики финансовой отчетности, т.е. те основополагающие требования, которым должны отвечать все элементы финансовой отчетности для обеспечения ее соответствия общей цели, изложенной в концепции МСФО. К таким качественным характеристикам относятся:

1. Понятность. Информация, представляемая в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям, обладающим достаточными экономическими знаниями в области учета и отчетности. Однако данное требование к финансовой отчетности не применяется в исключительных случаях, т.е. в ситуациях, когда определенная информация может быть признана существенной для пользователя, она подлежит включению в финансовую отчетность, даже если ее понимание может вызвать определенные затруднения у других пользователей.

2. Уместность. Информация признается уместной, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей, помогая им оценивать прошлые, настоящие и будущие события, а также подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. Уместность информации определяется исходя из двух критериев - существенности и своевременности. Существенной признается информация, представляемая в финансовой отчетности, если ее отсутствие или искажение может повлиять на экономические решения пользователей, принимаемые на основе финансовой отчетности. Для определения существенности МСФО не устанавливают какой-либо стоимостной либо иной оценочный критерий. Для этого требуется реализация профессионального суждения, основанного на оценке потребностей осведомленных пользователей, разумно пользующихся финансовой отчетностью. Своевременность информации означает, что вся информация, способная оказать влияние на понимание финансовой отчетности пользователями, должна быть без задержки включена в отчетность, которая, в свою очередь, должна быть в обусловленный срок представлена пользователям.

3. Достоверность (надежность). Информация признается достоверной, если она правдиво отражает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия, а также не содержит существенных ошибок (искажений) и необъективных оценок. Достоверность информации обеспечивается совокупностью следующих признаков: правдивое представление; преобладание сущности над юридической формой; нейтральность, т.е. отсутствие направленности на определенный результат; осмотрительность, т.е. готовность к признанию потенциальных убытков в большей степени, чем к признанию потенциальных прибылей; полнота, т.е. отражение всех имеющихся данных о деятельности компании с учетом их соответствия принципу существенности.

4. Сопоставимость. Рассматриваемая характеристика действует в двух плоскостях. Во-первых, информация в финансовой отчетности должна быть раскрыта в динамике, т.е. за отчетный период и как минимум за один период, предшествующий отчетному, что позволит сравнивать соответствующие показатели отчетности между собой, выявляя определенные тенденции. Во-вторых, раскрываемая информация должна обеспечивать возможность сравнения аналогичных показателей в финансовых отчетах различных компаний.







Date: 2015-07-10; view: 2165; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.014 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию