Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 2. Оценка целей и формирование критериев. Шкалы измерений, используемые при формировании критериев и моделей
Задачи принятия решений отличаются большим многообразием, классифицировать их можно по различным признакам, характеризующим количество и качество доступной информации. В общем случае задачи принятия решений можно представить следующим набором информации [2]: <Т, А, К, X, F, С, D>, где Т— постановка задачи (например, выбрать лучшую альтернативу или упорядочить весь набор); А — множество допустимых альтернативных вариантов; К — множество критериев выбора; Х— множество методов измерения предпочтений (например, использование различных шкал); F— отображение множества допустимых альтернатив в множество критериальных оценок (исходы); G — система предпочтений эксперта; D — решающее правило, отражающее систему предпочтений. Любой из элементов этого набора может служить классификационным признаком принятия решений. Традиционными классификациями являются: 1. По виду отображения F. Отображение множества А в К может иметь детерминированный характер, вероятностный или неопределенный вид, в соответствии с которым задачи принятия решений можно разделить на задачи в условиях риска и задачи в условиях неопределенности. 2. Мощность множества К. Множество критериев выбора может содержать один элемент или несколько. В соответствии с этим задачи принятия решений можно разделить на задачи со скалярным критерием и задачи с векторным критерием (многокритериальное принятие решений). 3. Тип системы G. Предпочтения могут формироваться одним лицом или коллективом, в зависимости от этого задачи принятия решений можно классифицировать на задачи индивидуального принятия решений и задачи коллективного принятия решений. Наиболее часто применяемые шкалы измерений: 1) Номинальная шкала (наименований) предназначена для описания принадлежности объектов к определенным классам. Эти наименования могут быть как смысловыми(ИТР, рабочий...), так и кодовыми (цифровыми, буквенными). При этом числа в них имеют только два отношения: = и ¹. 2) Шкала порядка (ординальная) применяется для измерения упорядоченности объектов по одному или нескольким признакам. Типичным примером признаков, измеренных в порядковых шкалах являются экзаменационные оценки, тестовые баллы при изучении психофизических параметров человека. Отношения между признаками, измеренными в порядковых шкалах: <,>,=. 3) Количественная шкала используется для описания количественных показателей (объемов, стоимостей, количеств и т. п.) Задача 2. У Вас появились свободные средства, которые Вы хотели бы использовать с максимальной выгодой для себя. Вы можете вложить средства: - в недвижимость; - в товары длительного пользования; - в коммерческий банк; - в валюту; - в сбербанк; - в ценные бумаги. Исходя из собственной шкалы ценностей и анализа финансовой обстановки в стране, произведите декомпозицию задачи и определите критерии, по которым Вы будете сравнивать альтернативы. Методические указания к решению Проведем декомпозицию задачи, выделив факторы, влияющие на принятие решения (рис. 1). Определим приоритеты: безрисковость -1, доходность - 2..
Рис. 1 Декомпозиция задачи Поскольку депозит коммерческого банка имеет наивысшую доходность, то предпочтительным вариантом согласно определенным приоритетам, являются вложения в коммерческий банк. Date: 2015-06-11; view: 673; Нарушение авторских прав |