Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приемы трансформации
Существует несколько приемов, или практик, таких как пост, особая техника дыхания, отдельные формы йоги и медитации, которые могут привести к «измененным состояниям сознания». Так же как есть люди, заявляющие, что психоделические наркотики, такие как LSD, позволяют им заглянуть в совершенно «другую» реальность (которая для них в чем-то «более реальна», чем наш будничный суетный мир), так есть и те, кто утверждает, что, прибегнув к ряду не связанных с наркотиками методов, они могут приходить в соприкосновение с трансцендентной реальностью или знанием. Многие из этих способов восходят к древним восточным традициям; некоторые вышли из Африки, из Карибской и Латинской Америки. Многочисленные мистические традиции существуют также и в рамках иудаизма, христианства, ислама, а некоторые аскетические приемы, такие как пост, давно известны во всех крупных религиях: Новый Завет, например, рассказывает о том, как Иисус Христос 40 дней постился в пустыне.1 Другие практики, особенно из тех, что получили развитие в движении «Человеческий потенциал», основываются на психоаналитических и психотерапевтических теориях. Среди практикуемых на Западе есть также ритуалы и приемы, имеющие корни в язычестве и оккультизме. Механизм действия любой из этих практик до сих пор малопонятен. Многочисленные сообщения о степени их эффективности и о тех путях, которыми они действуют, весьма противоречивы. Что касается новых религий, то, насколько нам известно, можно считать, что те практики, в которых участвуют молодые «искатели истины», по большей части безвредны. Известно также, что они могут вызывать ощущение невероятной легкости и «блаженства». К сожалению, всегда есть вероятность того, что практики, безвредные для большинства, у некоторых людей могут обострить проблемы, существовавшие еще до их применения. Также нужно сказать, что, если какие-то приемы совершаются без надлежащего наблюдения или начинают отнимать у человека слишком большую часть жизни, то у него может развиться зависимость от них или от этого движения, а в крайних случаях могут начаться и затруднения с «возвращением к реальности». Есть люди, которые в результате подобных практик оказались пугающим образом неспособны совладать с обычной жизнью и нуждаются в профессиональной медицинской помощи. У некоторых из тех, кто участвовал в «группах развития сознания», был выявлен психологический ущерб, что стало следствием «техник конфронтации». Однако у других подобный опыт не оставляет каких-либо заметных вредных последствий. Хилас, проведя стандартный психологический тест (MMPI) до и после того, как 50 респондентов участвовали в семинаре по экзегезе, не обнаружил какого-либо статистически достоверного роста психических отклонений после семинара. Это исследование позволило ему заметить, что в то время как никто из респондентов ни в процессе, ни сразу после семинара не нуждался в психиатрической или терапевтической помощи, каждый год около 5% студентов отделения Религиозных Исследований его Университета прибегают к подобной помощи во время своих заключительных экзаменов. В одной из предыдущих глав (Обращение или контроль над сознанием?) было проведено различие между измененным состоянием сознания и той интерпретацией, которую это состояние получает. Высказывалось предположение, что даже в наркотической среде на субъективный опыт химическим образом индуцированного состояния существенно влияет принятая в группе интерпретация ощущений. Подобная социальная интерпретация играет очень важную роль и в формировании веры человека, скажем, в одержимость злыми духами. Тот факт, что субъективное понимание человеком своего состояния может в такой же (если не в большей) степени определять его поведение, как и его объективное состояние, имеет немаловажное значение. В этой связи нужно сказать, что, если ставить себе целью изменение ситуации, в которой находится тот или иной человек, то подобное изменение легче осуществить, обращаясь к его разуму, имея в виду понимание им ситуации (которое зависит от действий, в том числе и речи, других людей), чем воздействуя на физическое состояние его мозга (посредством химических или физических средств). Каждый случай является особым. Важно только, чтобы желающие помочь тем, кто, по их мнению, подвергся каким-либо приемам, трансформирующим сознание, отдавали себе полный отчет в сложности ситуации и были уверены, что они не усугубят малопонятное, но потенциально опасное положение, поспешно делая выводы, которые лишь кажутся простыми. По возможности нужно обратиться за советом к специалисту. Следует повторить, однако, что методы трансформации сознания приносят сколь либо долговременный ущерб лишь весьма незначительному меньшинству. Однако чаще (и, надо сказать, это куда менее драматично) люди избирают те приемы, которые скорее несколько искажают, чем радикально изменяют их сознание. Они могут стать рассеянными или невнимательными к тем жизненным моментам, которые раньше казались им важными (например, личная гигиена, внешний вид, зарабатывание на жизнь, ответственность за данные обещания или взятые на себя обязательства). Подобная небрежность может и беспокоить, и раздражать других людей, но друзья и родственники не должны думать, что это — симптомы физиологических и психологических изменений, которые кончаются серьезным нарушением дееспособности; последние встречаются гораздо реже. Date: 2015-07-10; view: 303; Нарушение авторских прав |