Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ГЛАВА 2. Тезис о «промывке мозгов» (программировании)
ОБРАЩЕНИЕ ИЛИ КОНТРОЛЬ НАД СОЗНАНИЕМ? Тезис о «промывке мозгов» (программировании) Чаще всего, отвечая на вопрос, почему люди присоединяются к НРД, говорят, что движения «промывают мозги» своим потенциальным сторонникам или используют какой-либо другой метод «контроля над сознанием». Существует множество причин популярности такого объяснения, и не последней из них является та, что оно снимает всякую ответственность с кого бы то ни было (кроме данного НРД). Подобное объяснение к тому же дает логическое обоснование «депрограммированию» — незаконному похищению членов НРД и содержанию их в изоляции до тех пор, пока они или не убегут, с тем чтобы вернуться в движение, или не убедят своих похитителей в том, что отказались от своей веры и «депро-граммированы» (это может делаться и искренне, и от отчаяния). Депрограммирование более детально рассматривается в одной из последующих глав. Вероятно, было бы справедливо отметить, что некоторые НРД хотели бы иметь возможность какого-либо контроля над сознанием своих действительных или будущих членов. Многие НРД применяют известное давление в отношении потенциальных адептов, побуждая их примкнуть к движению. Это давление может иметь позитивную форму «бомбардировки любовью», когда на человека потоком изливаются самые нежные чувства и неустанное внимание; но может приобретать и негативную форму игры на его чувстве вины или собственной греховности. Обе эти уловки могут применяться одновременно. Говоря о том, что они собой представляют, а также о той степени самоотверженности (или о том количестве денег), которые они надеются получить от своих членов, некоторые НРД не вполне честны. И все же «вербовку» с использованием обмана стоит отличать от «промывки мозгов» или «контроля над сознанием». Если человек стал жертвой программирования, он уже просто не способен самостоятельно решить, вступать ему в организацию или нет, — решение принято за него. Обманутый (незапрограммированный) обращаемый вполне способен принять решение (конечно, если бы в момент выбора он обладал более точной информацией, его решение могло бы быть иным, но это уже другой вопрос). Можно утверждать (тому есть достаточно примеров), что как только люди, ставшие членами движения, начинают понимать, что вероучение или практика этого движения не соответствует их представлениям, они его покидают. Можно утверждать также и то, что люди, примкнувшие к НРД (пусть и на основе ложной информации), остаются в нем лишь потому, что подвергаются дальнейшему воздействию со стороны движения; например, за время, выигранное обманным путем, у них сформировалась сильная эмоциональная привязанность к членам НРД.1 Обман и различные уловки будут рассмотрены в следующем разделе. На сегодняшний день существует значительное количество исследований, посвященных проблемам вступления в НРД и выхода из него. В исследованиях постоянно отмечается, что большинство людей при желании могут с легкостью отвергнуть посягательства со стороны членов движения. Например, из 1000 человек, интерес к деятельности Церкви Объединения которых оказался достаточным для участия в многодневном мунистском семинаре в Лондоне в 1979 году (когда это движение достигло наибольшей численности в Великобритании и обвинения в программировании мунистами людей слышались довольно часто), около 90% не поддались на прозелитические уговоры членов движения и отказались иметь с ним какое-либо дело. Около 8% продержались в роли постоянных членов движения больше недели; менее 4% продолжали быть членами общины спустя 2 года. По прошествии более длительного срока число тех, кто примкнул к движению в 1979 году, продолжало уменьшаться. Если бы статистика учитывала тех, кто по тем или иным мотивам посещал какой-либо из центров движения в 1979 году, в конце концов оказалось бы, что к середине 1980-х годов 999 человек из каждой тысячи успешно справились с воздействием на них различных приемов и техник убеждения, применяемых мунистами. Периодически в том или ином НРД бывает больше присоединившихся, нежели ушедших; в менее удачные для них годы число покинувших движение превышает количество новых адептов. СУБУД, например, каждый год привлекал около 100 человек, и каждый год примерно столько же людей его покидало, так что общее число членов на протяжении некоторого времени колебалось между 1200 и 1400. Но сейчас уже неоспоримо доказано, что, независимо от того, является ли общей тенденцией в изменении количественного состава того или иного движения возрастание, сокращение или стабильность, члены любого известного НРД продолжают его покидать по собственной воле, даже после нескольких лет пребывания в нем^ (см. Приложение If). Очень немногие движения используют техники, с помощью которых осуществляется неблагоприятное воздействие на мыслительные способности людей (подробнее это будет рассматриваться в следующем разделе); но даже из таких движений люди могут уйти и действительно уходят по своему желанию. Есть определенная часть людей, которая, как и депрограммисты (материально заинтересованные в пропаганде тезиса о «промывке мозгов»), продолжает игнорировать или отвергать подобную статистику. Однако они не приводят никаких контраргументов, кроме показаний небольшого числа бывших членов НРД, которым во время принудительного депрограммирования внушили, что они подверглись «промывке мозгов». Более подробно вопрос о «промывке мозгов» рассматривается во второй части книги; здесь же необходимо сказать следующее: какие бы выводы люди ни делали из своего личного опыта, статистика бесспорно опровергает мнение, что к «соблазну культов» восприимчив любой человек. Что на самом деле правда, так это то, что есть люди, которые, несмотря на приписываемый им окружающими некий иммунитет в отношении НРД, тем не менее попадают в то или иное движение. Конечно, для обезумевших родителей, сын или дочь которых вошли в процент оставшихся в движении, сведения о том, что многие сумели устоять, являются слабым утешением. Но цифры говорят о том, что было бы разумным выяснить, чем на самом деле отличаются отказавшиеся от участия в движениях или вышедшие из них от тех, кто был обращен и остался. Иными словами, чтобы понять, почему человек примкнул к движению, нужно рассматривать не только само движение, но и личность обращенного (его надежды, страхи, ожидания, жизненный опыт). Пытаясь объяснить пребывание человека в НРД только с помощью тезиса о «промывке мозгов», мы придем к путанице и совсем не проясним ситуацию. Date: 2015-07-10; view: 303; Нарушение авторских прав |