Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминология. Некоторые из слов и выражений, употребленных в первоначальном варианте книги, вызвали ожесточенные споры
Некоторые из слов и выражений, употребленных в первоначальном варианте книги, вызвали ожесточенные споры. Но за выбором терминов не следует видеть склонность автора к той или иной точке зрения. Для примера можно привести слова «новичок» (в каком-то НРД) (recrui<) и «новообращенный» (corwert). Последовательное различение этих терминов было бы существенно в научной дискуссии, но не здесь. Также есть разница между «приверженцем» (devotee), «учеником» (disciple), «адептом» (adept), «клиентом» (c/ient) и «постоянным посетителем» (ра<гоп).1 В нескольких случаях различие этих терминов показано. Но чаще всего вместо них употребляются слова «член движения» или «обращенный в движение». Это делается во избежание ненужной путаницы. Трудности с наименованиями возникают не только в тех случаях, когда речь идет о человеке, вступившем в движение, но и тогда, когда говорится о покинувшем НРД. В англоязычной литературе употребляются, с различными оттенками смысла, слова: «отступник» (apostate), «ослушник» (defector) и покидающий движение» (leaver). В данной книге нет смысла соблюдать эти терминологические тонкости, поэтому для простоты употребляется термин «бывший член движения» (ex-member). Такое упрощение может вызвать ряд проблем, о чем говорится в главе «Уход из движения». Еще одно важное замечание. Говоря о «детях», автор почти всегда имеет в виду совершеннолетних детей, вступивших в НРД. Когда (в нескольких местах книги) речь идет о несовершеннолетних подростках, это ясно из контекста. В книге последовательно применяется термин «новое религиозное движение». Называя так какую-либо группу людей или движение, автор ни в коем случае не отвергает самоназвание группы. Члены группы могут считать или не считать свое движение религией, могут оспаривать его новизну. Многие НРД, упомянутые в книге, не раз выступали против того, чтобы их «сваливали в одну кучу» с другими. Все движения, о которых идет речь, в какой-то мере особенны. Термин «НРД» выбран из чисто практических соображений. Он объединяет все те движения и организации, которые называют «альтернативными», «нетрадиционными» религиями, «культами» или «современными сектами». Именно потому, что термин «новое религиозное движение» многими людьми считается неадекватным. Приложение II освещает споры, развернувшиеся вокруг его употребления. Однако надо сказать сразу: название «новое религиозное движение» ничего не говорит о том, плохое это движение или хорошее, правильное или неправильное, настоящее или ненастоящее. Многие специалисты в данной области предпочитают этот термин термину «культ», потому что, хотя в науке слово «культ» не имеет уничижительного оттенка, в повседневной речи (как, впрочем, и слово «секта») оно приобрело отрицательный оттенок.2 Да, некоторые НРД вызывают вполне обоснованное беспокойство, однако не следует заключать, что «движение — это всегда плохо». Культы «положительные» и «отрицательные» Некоторые авторы исходят из того, что сравнительно просто отличить «положительные» культы от «отрицательных», разрушительных». Отдельным последователям движений и их противникам хотелось бы убедить нас, что мир можно поделить на две противоположные части. Едва ли это так. Многие из практик, характеризующих, согласно этому мнению, «отрицательный», «разрушительный» культ, существуют и в традиционных религиях. Это не значит, что можно кое-где не замечать поведения, разрушающего личность. Его надо выявлять, критиковать и пытаться исправить, независимо от того, где оно имеет место. Важно понять, что, если мы воспринимаем группу движений в целом, либо мирясь с ними, либо проклиная, от нас ускользает вся сложность проблем, существующих в каждом отдельном движении, чреватых иногда проблемами еще более серьезными. В личностном плане члены новых религиозных движений немногим отличаются от всех других людей. Иногда, обнаружив, что члены религиозной или духовной общины ничем не лучше всех остальных, люди делают вывод, что они, вероятно, хуже всех остальных. Скорее всего, большинство членов НРД, что бы ни говорили их противники, не ближе и не дальше нас от совершенства, хотя в их среде выше или ниже среднего уровня можно найти и «святых», и «негодяев». Общая оценка деятельности организации основывается на взвешенном рассмотрении ряда этических, общественных и политических вопросов. Даже если исследования проводятся с учетом большого количества фактического материала, их результаты у разных экспертов не совпадают. Всегда есть небольшой процент исследователей, яростно ругающих или, наоборот, защищающих любое новое религиозное движение, и эти две позиции недалеко ушли друг от друга. В основном можно сказать, что существует несколько движений, которые воспринимаются людьми положительно, и несколько почти однозначно порочных (немногие, например, станут защищать «Семью Мэнсона»). Большинство же движений в глазах окружающих имеет пеструю смесь положительных и отрицательных черт. Как уже упоминалось, автор не пытается дать богословскую оценку религиозным движениям. Заметим, однако, что есть люди глубоко религиозные, выражающие свое отношение к миру через понятия божественного и сатанинского, а не «положительного» и «отрицательного». Комитет Всемирной Евангелизации в Лозанне провозглашает в своем отчете «Работа с исповедующими культы и мистицизм» (Reaching Cultists and Mystic) что: Существуют тысячи [новых религиозных] групп, несомненно, сатанинской природы. Но, слава Богу, существуют также тысячи новых церковных движении, которыми, несмотря на их синкретизм, движет Святой Дух. Отличить, где кончается одно и начинается другое, может только Бог.
Часть первая Что такое новые религиозные движения?
ГЛАВА 1 НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ НОВЫХ РЕЛИГИОЗНЫХ ДВИЖЕНИЙ Термин «Новые религиозные движения» (НРД) принято использовать применительно к самым разным организа-11 циям, большинство из которых существует в своей нынешней форме начиная с пятидесятых годов уходящего века. Как правило, они предлагают тот или иной ответ на фундаментальные вопросы религии, философии и духовной жизни. Иногда считают, что людей, жизнь которых оказалась существенным образом затронутой этими движениями, полчища. В действительности людей, на чей образ жизни НРД повлияли больше, чем повлияла бы формальная принадлежность к традиционной религии, не так уж много. В Приложении //приведены определения НРД и их численность. Date: 2015-07-10; view: 338; Нарушение авторских прав |