Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






Правовое регулирование договора перевозки груза





По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату (п. 1 ст. 785 ГК РФ).

Признаки договора перевозки груза:

– возмездный,

– взаимный (двусторонний).

Поскольку в законодательном определении говориться об обязанности перевозчика доставить вверенный отправителем груз, то, следовательно, договор конструируется как реальный. Однако на водном и воздушном транспорте договор перевозки груза, заключаемый в форме фрахтования, относится к категории консенсуальных, т. е. для возникновения прав и обязанностей по такому договору достаточно совпадения их волеизъявлений.

Договор перевозки груза транспортом общего пользования признается публичным (ст. 426 ГК РФ).

Перевозка груза считается выполняемой транспортном общего пользования при выполнении ряда условий:

– перевозчик – коммерческая организация,

– перевозчик имеет лицензию на перевозку.

В отношениях по перевозке груза, помимо отправителя и перевозчика, может принимать участие и получатель груза. В теории гражданского права существуют четыре взгляда на правовое положение грузополучателя в договоре перевозки груза.

Первый из них состоит в том, что грузоотправитель и грузополучатель являются одной стороной договора перевозки грузов, то есть грузополучатель не является особым участником правоотношений по перевозке.

В соответствии с другой точкой зрения грузополучатель признается самостоятельным субъектом договора перевозки грузов. Договор перевозки груза рассматривается как договор особого рода, специфика которого состоит в том, что грузополучатель, не участвуя в заключении договора перевозки, тем не менее становится его самостоятельной стороной, приобретая права и исполняя определенные обязанности. Если признать договор трехсторонним, то необходимо назвать права и обязанности получателя по отношению не только к перевозчику, но и к грузоотправителю, однако, в договоре перевозки взаимных прав и обязанностей грузоотправителя и грузополучателя не существует.

Еще одна позиция заключается в том, что договор перевозки признается договором об исполнении третьему лицу.

Однако самым распространенным является мнение, согласно которому договор перевозки грузов является договором, заключаемым в пользу третьего лица.

Форма договора перевозки груза: транспортная накладная (коносамент или иного документ на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом), (п. 2 ст. 785 ГК РФ).

Несоблюдение простой письменной формы договора перевозки груза не влечет его недействительности, но лишает стороны в случае спора ссылаться на свидетельские показания. Как правило, доказывание в этом случае допустимо с использованием иных письменных доказательств – телеграмм, телексов, квитанций.

Заключение договора проходит обычно несколько стадий, каждая из которых влечет для будущих контрагентов определенные правовые последствия. Перед заключением договора перевозки груза на любом транспорте проводится работа по согласованию сроков подачи и количества необходимых для перевозки транспортных средств, объемов и характера перевозимых грузов (за исключением мелких отправок, которые должны приниматься транспортными организациями по предъявлению грузоотправителями, а также когда сам договор перевозки, являясь консенсуальным (договор фрахтования на морском и речном транспорте), определяет порядок организации перевозки).

Ст. 11 Устава железнодорожного транспорта РФ устанавливает, что заявки представляются не менее чем за 10 дней до начала перевозок грузов в прямом железнодорожном сообщении и не менее чем за 15 дней до начала перевозок грузов в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении и в прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты. Перевозчик обязан рассмотреть представленную заявку в течение 2 дней и в случае возможности осуществления перевозки направить эту заявку для согласования владельцу инфраструктуры с отметкой о согласовании заявки. Владелец инфраструктуры рассматривает представленные перевозчиком заявки, в необходимых случаях согласовывает их с другими владельцами инфраструктур, организациями других видов транспорта, железными дорогами иностранных государств и в срок не более чем 5 дней при перевозках грузов в прямом железнодорожном сообщении и не более чем 10 дней при перевозках в прямом международном сообщении и непрямом международном сообщении, прямом и непрямом смешанном сообщении, а также если пунктами назначения указаны порты и возвращает заявку перевозчику с отметкой о результате согласования. Согласованная перевозчиком и владельцем инфраструктуры заявка с отметкой о ее принятии возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации не позднее чем за 3 дня до заявленного срока начала перевозки. Заявка в случае отказа в ее согласовании возвращается перевозчиком грузоотправителю, осуществляющей перевалку грузов организации с обоснованием причин отказа.


Согласно Федеральным авиационным правилам «Общим правилам воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиям к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденным приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 № 82, закрепление на воздушном судне пассажирского места и провозной емкости для перевозки пассажира, багажа, груза на определенный рейс и дату (далее - бронирование) является обязательным условием перевозки воздушным транспортом пассажира, багажа, груза. Бронирование производится в сроки и порядке, установленные перевозчиком. Информация о произведенном бронировании должна быть предоставлена перевозчиком или уполномоченным агентом пассажиру, грузоотправителю. Грузоотправитель при бронировании провозной емкости должен сообщить перевозчику или уполномоченному агенту информацию о данных грузоотправителя и грузополучателя, наименовании груза, предполагаемой дате отправки, весе-брутто и объеме груза, габаритах каждого грузового места, количестве грузовых мест, условиях обращения с грузом, свойствах груза, требующих специальных условий или мер предосторожности при его перевозке, хранении и обработке. До бронирования провозной емкости для груза перевозчик или уполномоченный агент производит проверку груза на предмет отнесения груза или его части к категориям опасных грузов.

На морском транспорте после приема груза перевозчик обязан выдать отправителю коносамент, который составляется им на основании подписанного отправителем погрузочного ордера.

Важной функцией транспортной документации является то, что она дает право на распоряжение грузом, т. е. при ее предъявлении отправитель при наличии соответствующих условий вправе забрать сданный к перевозке груз, переадресовать его новому получателю и получить груз в пункте назначения. Такое распоряжение не следует путать со свойством коносамента как ценной бумаги, дающей ее владельцу возможность распоряжаться грузом в пути как товаром (продавать, закладывать и т.п.). В отличие от морской накладной и грузовых накладных на других видах транспорта, коносамент является товарораспорядительным документом. Правда, в таком качестве он обычно используется только при международных перевозках.

Транспортные документы составляются по установленной форме на бланках и содержат сведения о грузе (наименование, количество мест, масса), а также данные о перевозчике, отправителе и получателе груза, уплате провозных платежей. Отправитель отвечает за достоверность данных, предоставляемых для включения в перевозочный документ. Перевозчик вправе, но не обязан проверять достоверность этих данных. Внесенные в транспортный документ отметки о недостатках или дефектах груза правового значения не имеют. Исключение составляет морской коносамент, в который перевозчик может вносить оговорки в отношении количества, массы, числа мест и иных данных о грузе, включенных в коносамент, если у него есть достаточно оснований сомневаться в достоверности этих данных или нет разумной возможности их проверить. Такие оговорки перекладывают на грузовладельца бремя доказывания правильности внесенных в коносамент сведений о грузе.


Передовые технологии оформления перевозок предусматривают применение электронной накладной. В этом случае отправителю по принятии груза к перевозке выдается лишь квитанция, позволяющая опознать груз и получить доступ к информации, занесенной в компьютер.

Договор перевозки считается заключенным после оформления транспортных документов.

Плата за перевозку грузов, пассажиров и багажа транспортом общего пользования определяется на основании тарифов, утверждаемых в порядке, установленном транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 790 ГК РФ).

Перевозчик имеет право удерживать переданные ему для перевозки грузы и багаж в обеспечение причитающихся ему провозной платы и других платежей по перевозке (статьи 359, 360), если иное не установлено законом, иными правовыми актами, договором перевозки или не вытекает из существа обязательства (п. 4 ст. 790 ГК РФ).

В случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета (п. 5 ст. 790 ГК РФ).

Обязанности перевозчика:

1) подача транспортных средств в место погрузки.

Ответственность перевозчика не установлена только в Воздушном кодексе, в других случаях носит штрафной характер, т. е. наступает независимо от реального причинения убытков.

Основания освобождения от ответственности предусмотрены в транспортных уставах и кодексах, но перечни оснований являются исчерпывающими.

Размер штрафа определяется в процентах от провозной платы.

2) подать исправные транспортные средства (ст. 791 ГК РФ);

3) доставить груз в исправном состоянии в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок (ст. 793 ГК РФ).

За просрочку доставки груза перевозчик несет ответственность в виде штрафа (пени), размер которого поставлен в зависимость от длительности просрочке и начисляется в процентном соотношении к провозной плате (минимальному размеру труда – ст. 120 ВК РФ).

На автомобильном и железнодорожном транспорте - 9% провозной платы за каждые сутки просрочки; общая сумма штрафа за просрочку доставки груза не может превышать размер его провозной платы.


На внутреннем водном - также пени в размере 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

За просрочку доставки на воздушном транспорте перевозчик уплачивает штраф в размере 25% установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем 50% провозной платы.

На морском транспорте ответственность перевозчика за просрочку доставки принятого для перевозки груза не может превышать размер фрахта, подлежащего уплате согласно договору морской перевозки груза.

Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 796 ГК РФ).

Формулировка ответственности перевозчика основана на принципе вины. Аналогично основания ответственности перевозчика определены в транспортных уставах и кодексах (п. 191 УВВТ, ст. 118 ВК).

Процесс установления отсутствия вины перевозчика предполагает прежде всего выявление того конкретного события или явления, которое вызвало несохранность груза. Ссылки на проявление перевозчиком должной заботливости о грузе вне связи с конкретными обстоятельствами, вызвавшими ущерб, недостаточны.

Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п. 2 ст. 796 ГК РФ)

Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК РФ).

Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа (п. 4 ст. 796 ГК РФ).

На железнодорожном и морском транспорте груз считается утраченным и у грузополучателя возникает право требовать возмещения в порядке ст. 796 ГК РФ, если груз не выдан грузополучателю по истечении 30 дней со дня истечения срока доставки или по истечении месяцев со дня приема груза для перевозки в прямом смешанном сообщении.

На внутреннем водном транспорте груз, багаж или буксируемый объект также считается утраченным, если не прибудет в порт назначения по истечении 30 суток после окончания срока доставки.

На автомобильном транспорте, если иное не установлено договором перевозки груза, грузоотправитель и грузополучатель вправе считать груз утраченным и потребовать возмещения ущерба за утраченный груз, если он не был выдан грузополучателю по его требованию: в течение 10 дней со дня приема груза для перевозки при перевозках в городском и пригородном сообщениях; в течение 30 дней со дня, когда груз должен был быть доставлен грузополучателю, при перевозке в междугородном сообщении.

На воздушном транспорте при внутренних воздушных перевозках у грузополучателя возникает право требовать возмещения с перевозчика через 10 дней по истечении срока доставки; при международных воздушных перевозках претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Следует иметь ввиду, что обязанности перевозчика и грузооправителя корреспондируют друг другу.

Так, отправитель груза обязан:

1) предъявить груз к перевозке. За невыполнение этой обязанности отправитель несет ответственность.

Таким образом, в законодательстве предусмотрена взаимная имущественная ответственность сторон и единый перечень оснований освобождения от ответственности.

Перевозчик и отправитель груза освобождаются от ответственности в случае неподачи транспортных средств либо неиспользования поданных транспортных средств, если это произошло вследствие:

непреодолимой силы, а также иных явлений стихийного характера (пожаров, заносов, наводнений) и военных действий;

прекращения или ограничения перевозки грузов в определенных направлениях, установленного в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом;

в иных случаях, предусмотренных транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 794 ГК РФ).

Кроме перевозчика за несоблюдение условий договора перевозки груза ответственность несут отправитель и получатель груза.

Прежде всего, они несут ответственность за несвоевременные расчеты с перевозчиком за перевозку груза, которая выражается в уплате процентов.

Основанием для наступления ответственности грузоотправителя является неправильное указание в транспортном документе сведений о грузе, снижающее стоимость перевозки или влияющее на безопасность транспорта, а также отправление запрещенных для перевозок грузов, нарушение требований правил перевозок, таможенных правил, вызвавшее задержку транспорта органами государственного контроля, за повреждение им транспорта и т.п.

Ответственность грузовладельцев в одних случаях ограничивается значительными штрафами, в других - предусматривается возмещение убытков перевозчику. При несвоевременном вывозе грузов со станции (порта) назначения с грузополучателя взыскивается повышенная плата за хранение.







Date: 2015-07-10; view: 1140; Нарушение авторских прав



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.013 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию