Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Для Красноярского края - с его многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос
Для Красноярского края - с его многообразием языков, традиций, этносов и культур - национальный вопрос, без всякого преувеличения, носит фундаментальный характер. Любой ответственный политик, общественный деятель должен отдавать себе отчет в том, что одним из главных условий самого существования нашей страны является гражданское и межнациональное согласие. Мы видим, что происходит в мире, какие здесь копятся серьезнейшие риски. Реальность сегодняшнего дня - рост межэтнической и межконфессиональной напряженности. Национализм, религиозная нетерпимость становятся идеологической базой для самых радикальных группировок и течений. Разрушают, подтачивают государства и разделяют общества. Колоссальные миграционные потоки - а есть все основания полагать, что они будут усиливаться, - уже называют новым «великим переселением народов», способным изменить привычный уклад и облик целых континентов. Миллионы людей в поисках лучшей жизни покидают регионы, страдающие от голода и хронических конфликтов, бедности и социальной неустроенности. С «обострением национального вопроса» вплотную столкнулись самые развитые и благополучные страны, которые прежде гордились своей толерантностью. А сегодня - друг за другом объявляют о провале попыток интегрировать в общество инокультурный элемент, обеспечить неконфликтное, гармоничное взаимодействие различных культур, религий, этнических групп. В «Повести временных лет» так описан многонациональный характер древнерусского государства: «Вот только кто по-славянски говорит на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане… А вот другие народы: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, корсь, нарова, ливы - эти говорят на своих языках…» Именно об этом особом характере русской государственности писал Иван Ильин: «Не искоренить, не подавить, не поработить чужую кровь, не задушить иноплеменную и инославную жизнь, а дать всем дыхание и великую Родину… всех соблюсти, всех примирить, всем дать молиться по-своему, трудиться по-своему и лучших отовсюду вовлечь в государственное и культурное строительство». И не случайно, среди первых документов, подписанных Владимиром Путиным сразу после инаугурации, появился Указ «Об обеспечении межнационального согласия». По сути, это план по воплощению в жизнь идей, озвученных Путиным в известной статье «Россия: национальный вопрос». Исторически наша страна является полиэтническим государством, в котором проживают многочисленные народы и народности, стремящиеся сохранить свою культурную самобытность, традиции. Однако современные условия развития массовой культуры, унификация, нивелирование этнокультурного своеобразия, ориентация экономики на рыночные отношения вызвали мощный накал социальных проблем, негативные явления в духовной жизни общества. Утрата части национальных традиций в обществе, до недавнего времени жившем по идеологическим установкам, обусловливает необходимость пристального внимания к этнокультурному воспитанию молодого поколения. Для современного общества постоянное перемещение людей - большое количество миграций, туризм, деловые поездки, международные обмены - стало на сегодняшний день обычным явлением. В связи с этим приоритетом выступает творческое взаимодействие людей разных национальностей, ориентированное в будущее. Сейчас практически нет совершенно изолированных от мира культурных общностей: каждый народ открыт для восприятия иной для себя культуры и готов предложить свои ценности другим. В контексте этих тенденций общественного развития становится чрезвычайно важным приобщать молодое поколение к культурным особенностям народов, научить взаимному пониманию. В любом случае российскому обществу важно проследить, чтобы чиновничество, которое нынче соревнуется в составлении «дорожных карт», не переделало на свой лад и не завело в тупик предложенную модель государственной национальной политики. Пришло время национальный вопрос использовать не для поднятия рейтинга, а для укрепления единства и сплоченности нашего многонационального Отечества. Пора научиться жить друг с другом как гражданам единой страны. Нас много, а Россия – одна и Красноярский край это один из ярких примеров, говорящий о том, как можно и нужно жить в мире и согласии. Национальная культура, представляющая собой результат интеллектуальной творческой деятельности народа, придает самобытный колорит среде, в которой у подрастающего поколения формируется готовность к межкультурному диалогу, позволяющему выйти на уровень «принятия» общечеловеческих ценностей. Однако сегодня этнокультурная компетентность населения, и в первую очередь подрастающего поколения, формируется в крайне не благоприятных условиях. Помимо девальвации традиционных ценностей, социального несоответствия желаний и имеющихся возможностей - фрустрации, отягчающим фактором являются происходящие в мире процессы глобализации, когда бизнес становится фактором постоянного самообновления культуры не только методом трансформационной изменчивости уже существующих форм и систем, но и путем возникновения новых феноменов, не существовавших в культуре ранее. А единое информационное пространство делает проницаемыми границы для материалов со сниженным ценностным потенциалом. Именно поэтому Правительство РФ акцентирует внимание на проблеме преодоления духовного кризиса в обществе, сохранения, распространения и развития национальной культуры, развития у подрастающего поколения культуры межэтнического общения, ещё и ещё раз подчеркивается, что система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России и т.д. Н.А. Бердяев отмечал: «Человек входит в человечество через национальную индивидуальность, как национальный, а не отвлеченный человек, а именно как русский, француз, немец или англичанин». Таким образом, проблема формирования этнокультурной компетентности населения на сегодняшний день представляется до конца нерешенной. И в этом вопросе можно и нужно больше использовать потенциал культурно-досуговых учреждений.
Сущность и содержание этнокультурного воспитания
«В мире не было, и нет человеческой особи, которая была бы внеэтнична», - так говорил Лев Гумилёв. Существует достаточно много определений этноса. Слово «этнос» в греческом языке имело много значений, в том числе принимаемое нами за основу: «вид, порода»; в современном понимании - это та или иная историческая общность людей, большая или малая. Детально рассмотрев определение этноса, можно смело сказать, что одним из объединяющих признаков этноса является культура, т.е. определенные культурные традиции определенного народа, складывающиеся из века в век и передающиеся из поколения в поколение. Именно культурное наследие отличает один этнос от другого. Этническая культура включает язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, передаваемые из поколения в поколение. Таким образом, этнокультура формирует человека не только как умелое и разумное существо, но и как носителя религиозного, этнического и межнационального смысла. В данном случае этнокультура рассматривается как культура конкретного этноса, которая находит свое выражение в определенном этническом самосознании материальных и духовных ценностей, проявляющихся в нравственно-этических нормах, образе жизни, одежде, жилище, кухне, социально-бытовых установках, этикете, религии, языке, фольклоре и психологическом складе. Можно констатировать, что этнокультура - это культура конкретного этноса, где непосредственно происходит сохранение локальных этнических норм (материальных и духовных ценностей). Личность как субъект этнокультуры является не только ее потребителем, но также носителем и творцом культурных ценностей, определяющим в своем развитии качественные характеристики воспроизводства этнического опыта. Народная художественная культура всех этносов, проживающих на территории Красноярского края определяет основу и содержание этнокультурного воспитания населения, особенно молодёжи, в культурно-досуговых учреждениях края с использованием всех ее составляющих: музыкального фольклора, народных ремесел и промыслов, календарно-обрядовых праздников, народных игр, бытовых танцев и хороводов для формирования целостных представлений об этнокультурных особенностях своего народа. Взаимосвязь игровой, концертной, театрализованной деятельности, соответствующей возрастным особенностям, направлена на освоение населением народной художественной культуры и перевода ее в личный опыт, достижение.
Date: 2015-07-10; view: 589; Нарушение авторских прав |